Тема опыта: «Формирование информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках автодела»



Скачать 345.87 Kb.
Дата15.02.2016
Размер345.87 Kb.

Яковлев Виктор Геннадьевич

Тема опыта: «Формирование информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках автодела»

Автор опыта: Яковлев Виктор Геннадьевич, учитель технологии (автодело) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара»
Условия возникновения и становления опыта

Деятельность в качестве учителя автодела Яковлев Виктор Геннадьевич начал в 1988 году в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара». Общий стаж педагогической работы в данной должности составляет 26 лет.

С целью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении педагогом был спроектирован и оборудован комбинированный кабинет автодела для обучения учащихся 10-11 классов школ города Нарьян-Мара и выдачи свидетельств водителей категории «В». С 1988 по 2014 год было подготовлено более 3000 водителей категории «В». Процент сдачи экзамена с первого раза составляет 90%.

Рассматривая результаты учебной деятельности обучающихся, педагог сделал вывод о необходимости применения информационных технологий для повышения эффективности обучения на уроках автодела. Материально-техническая база МБОУ «СОШ № 1 г.Нарьян-Мара» предоставляет возможности повысить познавательную активность учащихся и как следствие улучшить качество знаний по профессиональной подготовке за счет применения информационных технологий. На основе существующих условий педагогом разработана технология развития информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках автодела.

Информационная компетентность, независимо от авторов и способов классификации компетентностей всегда выдвигается как одна из наиболее важных. При анализе исследований PISA установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез.

Актуальность опыта

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. Происходящие изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально­ интегрированного результата.

Проблема обусловлена наличием в образовательном пространстве противоречий между функцией школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательно-экономической ситуацией с другой стороны. Это находит отражение и в статистике дорожно-транспортных происшествий.

Налицо противоречия между образовательными запросами учащихся в получении информации и педагогической деятельностью школы, недостаточно ориентированной на потребности учащихся в новых источниках информации, между необходимостью подготовки учеников, владеющих эффективными навыками самообразования в условиях информационного общества, и низким уровнем их информационной культуры.

Для решения выявленной проблемы автором опыта определены основные подходы в совершенствовании процесса обучения.

Новизна опыта

Одним из методов разрешения противоречий описанных ранее является создание модели формирования информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении. Автором рассмотрена сущность понятия «информационная компетентность», анализируются современные технологии и методы личностно-ориентированной педагогики, определены критерии и показатели ее сформированности, разработана модель процесса развития информационной на уроках профессионального обучения водителей категории «В».



Ведущая педагогическая идея опыта

Построение личностно-ориентированной педагогической системы в школьной информационной среде, сформированной в соответствии с образовательной парадигмой информационного общества на основе использования информационных технологий будет способствовать развитию информационной компетентности учащихся.



Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение десяти лет поэтапно с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесс обучения и существующим уровнем обученности учащихся, их стремлением и умением добывать самостоятельно знания и использовать их в своей теоретической и практической деятельности по освоению профессии водителя до момента выявления результативности.



Диапазон опыта

Представленные технологические идеи опыта охватывают организацию учебно-воспитательной системы в 10-11 классах и имеют большие возможности решения задач обучения и воспитания будущего водителя. Исходя из современных задач образования, возможностей школы и накопленного опыта, формирование информационной компетентности у школьников может проводиться не только с учебно-воспитательной, но и познавательной целями в рамках факультативной и кружковой работы.



Теоретическая база опыта

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих её знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет). Сегодня на смену формально-значимой пришла современная личностно-деятельная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащимся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию высокоразвитого человека, социума, предметной области. Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, О.Е. Лебедевым, А.А. Пинским, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. В России начинают не только изучать компетентность, но и строить обучение, имея в виду формирование компетенций как конечный результат процесса образования.

Анализируя процесс формирования информационной компетентности учащихся, автор пришел к выводу, что наиболее эффективно этот процесс протекает при применении учителем технологии личностно-ориентированного обучения, в частности технологии И.С. Якиманской.

Технология опыта

Цель педагогического опыта - изучение проблемы формирования информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках профессионального обучения водителей категории «В».

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:



  1. Определить место и роль информационных в структуре процесса личностно-ориентированного обучения.

  2. Создать условия для формирования информационной компетентности учащихся через систему личностно-ориентированного обучения.

  3. Проверить на практике реализацию модели формирования информационной компетентности учащихся через систему личностно- ориентированного обучения на качество знаний учащихся.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Автор вслед за Тришиной С.В. исходит из того, что «информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». В зависимости от развития показателей информационной компетентности выделяются репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставиться личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого сначала раскрываться, а затем согласовывается с содержанием образования. В личностно-ориентированной педагогике, особую важность приобретают деятельностный, личностный и индивидуально-творческий подходы. Под формированием информационной компетентности понимается комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной) в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося.



Исходная диагностика уровня сформированности информационной компетентности

Для определения исходного состояния была проведена диагностика информационной компетентности учащихся 11 классов на уроках автодела по разработанным критериям и показателям сформированности информационной компетентности учащихся.

Осуществлялся отбор необходимых диагностических методов: система анализа результатов успеваемости, тестирование, анкетирование учащихся (Приложение 1). Данные критерии и их показатели в совокупности позволили определить уровни сформированности информационной компетентности учащихся. Для проведения диагностики по проблеме исследования в качестве испытуемых были взяты 15 учащихся 11 класса МБОУ СОШ №1.

Результаты диагностики у учащихся 11 класса исходного уровня сформированности информационной компетентности показывают, что только 5 человек имели высокий и выше среднего уровень информационной компетентности, т.е. около 33 %. Данный показатель не был оценен как хороший, поэтому было решено выявить пути повышения информационной компетентности учащихся. Анализ литературы и педагогического опыта, а также непосредственная деятельность автора позволила определить такой путь, как применение личностно-ориентированного обучения на уроках автодела.



Формирование информационной компетентности учащихся через реализацию личностно-ориентированного подхода на уроках автодела

Результаты диагностики показали необходимость внедрения в процесс обучения технологию формирования информационной компетентности на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.

С обучающимися проводилась целенаправленная реализация технологии формирования информационной компетентности, которая включала в себя: отбор содержания образования, методов, приемов обучения, средств обеспечивающих последовательное, пошаговое достижение заданного результата.

Составляющие этой технологии с учетом специфики предмета, следующие: цель – задачи – методические принципы – требования к знаниям и умениям – условия необходимые для достижения поставленных целей (структурные компоненты технологии – по И.С. Якиманской) – содержание (программы, средства, методы и приемы, формы) – результат (информационная компетентность).

Цель: эффективное формирование личности, обладающей информационной компетентностью, обеспечивающей ее социальную мобильность в условиях современного общества.

Задачи:


  1. Формирование информационного мировоззрения личности.

  2. Использование рациональных приемов самостоятельного ведения поиска информации и владеть ими для решения задач в различных предметных областях.

  3. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Решение поставленных проблем возможно при построении личностно-ориентированной педагогической системы в школьной информационной среде. Из всего многообразия методов и приемов обучения были выбраны и апробировали приемы и методы, способствующие формированию информационной компетентности.

Эффективность формирования информационной компетентности обеспечиваются выполнением определенных педагогических условий.

Организационные условия состоят в ознакомлении учащихся и родителей с целями и задачами деятельности, проведении начального, промежуточного и конечного тестирования, организации взаимодействия с целью трансляции педагогического опыта.

На содержательном уровне можно выделить компоненты содержания предмета, ориентированные на формирование информационной компетентности, нужно акцентировать внимание на процесс усвоения информационных аспектов, необходимо разработать и апробировать методику развития информационной компетентности на уроках автодела.

Материально-технические условия включают постоянное совершенствование материальной базы кабинета подготовки водителей категории «В» и «С» (мультимедийный проектор, интерактивная доска, высокоскоростной интернет, компьютерный экзаменационный класс «Зенит».

Технологическое обеспечение предполагает обучение учащихся методам информационной деятельности, включение учеников в деятельность, способствующую закреплению полученных навыков и формированию информационной компетентности.

Из опыта педагогической деятельности в структуре информационной компетентности с точки зрения деятельностного подхода выделяются разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование;

9) управление.

Наиболее активно взаимодействующим с информационно-коммуникационными технологиями является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями:

· метод проектов;

· обучение в сотрудничестве;

· разноуровневое обучение;

· развивающее обучение;

· интернет-технология;

· проблемное обучение

· вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых мето­дов обучения. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов, в основу которого положена идея направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной проблемы. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного восприятия комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящим из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. По мнению автора, организация проектной деятельности является наиболее эффективным средством формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсально по отношению к предметному содержанию и наиболее доступно для понимания учащимися. Одним из результатов проектной деятельности обучающихся является создание сайта автокласса в 2014 году http://avtoclass83.ru/

В педагогической деятельности автором используются готовые мультимидийные продукты, в частности, электронные учебно-наглядные пособия МААШ для организации образовательного процесса:

- при объяснении нового материала: подбор текстового и графического материала по теме урока, создание учебно-дидактической презентации, разработка наглядного раздаточного материала;

- при закреплении знаний: применение мультимедийных материалов для объяснения и моделирования физических процессов;

- при организации контроля усвоения пройденного материала: разработка контрольных и самостоятельных работ; тестовых заданий; опорных конспектов.

- в дополнительном образовании: организация проектной деятельности учащихся, решение задач при подготовке к экзамену;

- во внеклассной работе - подготовка материалов для творческих конкурсов.

В процессе формирования информационной компетентности информация для учащихся может быть предложена либо в виде текста, содержащего только необходимую информацию; либо текст может содержать избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы, или же это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т. п. Особо можно выделить аудио- и видеоинформацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции. Информация может быть прямой или косвенной. Прямая информация извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений.

На учебных занятиях автором опыта регулярно используются наглядные учебные пособия, в т.ч. плакаты, демонстрационные стенды, папки. Данные в папках систематизированы по темам входящим в образовательную область: «Устройство и обслуживание автомобиля», «Основы безопасности дорожного движения», «Правила дорожного движения». В папках содержатся материалы, позволяющие изучить, закрепить и обобщить учебный материал, вспомогательные и информационные материалы: теоретический материал, который используется для: изучения тем, описание практических работ, которые могут быть использованы для развития умения организовать и осознавать информационную деятельность, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, алгоритмы, схемы, таблицы и памятки для: рационального запоминания учебного материала, овладения способами и приемами умственной работы с информацией, развитие навыков анализа, сравнения, классификации, систематизации, информация дополнительного характера: список основной и дополнительной учебной литературы по теме, список проектных, творческих и иных видов работ по теме, предназначенных для обеспечения информационной поддержки темы, овладения умениями пользоваться учебником, справочником, техническими источниками работы, осуществления самообразования учащихся.

Использование компьютерных учебников, мультимедийных продуктов является мощным средством индивидуализации обучения и формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Мультимедийные гипертекстовые продукты применяются как на учебных занятиях для изучения нового материала или закрепления изученного, так и для самообразования (самостоятельное изучение темы, подготовка докладов, поиск информации при подготовке проекта):

- Интерактивная мультимедийная система обучения (ИМСО) «Автошкола МААШ»

- ПДД и основы безопасности для детей

- Электронные видеолекции (ЭВЛ) «Автошкола МААШ»

- CD для подготовки водителей

- DVD-видео учебные пособия по Правилам и безопасности дорожного движения

- Обучающее ПО

Такой способ деятельности как использование Интернет-ресурсов применяется для поиска информации при подготовке творческих работ, проектов, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек. Приобщение учащихся к такому пространству как Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культуроемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.



Нетрадиционные формы проведения урока позволяют реализовать модель развития информационной компетентности. В практике уроков: урок-презентация, урок-зачет, урок-практикум, интегрированный урок. Данные формы позволяют решать такие задачи, как развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению предмета, развитие информационно-коммуникационных навыков, создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека, социализация обучающихся. Формы уроков, применяемые при накоплении данного опыта, весьма разнообразны. Практика показала, что наиболее часто используемыми и эффективными заданиями по формированию информационной компетентности являются следующие:

  • Найти дополнительный материал об истории развития машиностроения, происхождении терминов, изменениях в ПДД и т.д.

  • Найти изображения частей и механизмов транспортного средства

  • Изучить предложенный текст и ответить на вопросы

  • Составить кроссворд по терминам ПДД

  • Составить краткий конспект параграфа…

  • Прочитать график дорожно-транспортных происшествий, изображенный на рисунке

  • Найти значения скоростей различных видов транспорта

  • Найти несколько определений по данному объекту

  • Закончить определение и привести примеры

  • Выучить правила и привести свои примеры

  • Дописать формулу

  • На основе изученных формул и фактов решить задачи

  • Изучить самостоятельно параграф учебника, найти дополнительный материал по теме.

  • Найти в тексте ошибочные (лишние) определения

  • Найти и распечатать различные схемы, модели, диаграммы

  • Просмотреть видеоролик о двигателе внутреннего сгорания и записать основные положения текста

  • Заполнить таблицу с информацией о знаках дорожного движения

  • Решить расчетные задачи на движение

  • По заданной схеме составить задачу на движение транспортного средства

  • Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автомобилем от г. М до г.Н.

  • Ответьте на вопросы теста

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов необходимо обратить внимание на формирование этического отношения к информации, сообщить об авторском и смежных правах.

При проведении уроков имеют место дидактические игры, которые развивают у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по ее решению. В процессе обучения учащихся предлагалось расширить умения работать с компьютерной графикой, аудио- и видеоинформацией (Приложение 2).

Наиболее широкое применение в педагогической практике находят тестовые и автоматизированные системы контроля. Электронные контролирующие системы используются учащимися на уроке и дома для осуществления объективного автоматизированного контроля уровня обученности. Наиболее широко применяются тесты модули ИМСО «Автошкола МААШ» «Экзаменационные билеты и тематические задачи», «Правила дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством». Учебно-методические пособия наглядно иллюстрирует все разделы ПДД в соответствии с программами, значительно расширяя возможности соответствующих плакатов и стендов (Приложение 3).
Результативность опыта

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию информационной компетентности учащихся 11 класса при применении личностно-ориентированного подхода в обучения проводился на контрольном этапе. После проведенной целенаправленной работы по формированию информационной компетентности учащихся выросло количество учащихся с высоким и выше среднего уровнем сформированности информационной компетентности – 9 человек (60%), количество учащихся с низким уровнем уменьшилось и составило 1 человек. Таким образом, введение в практику преподавания автодела и описанных выше технологий, методик и методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование информационной компетентности школьников. В результате произошло увеличение количества учащихся с требуемым уровнем информационной компетентности.



Одним из критериев оценки сформированности информационной компетентности можно взять успешность и качество знаний за 2013-2014 учебный год. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по автоделу за указанный период времени показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты.

Группа

Кол-во учащихся

Успешность

Качество

сдача экзамена %

1 группа

17

100

88

100

2 группа

15

100

87

100

3 группа

18

100

83

100

4 группа

20

100

85

100

Таким образом, а результате целенаправленной работы по формированию информационной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении произошло увеличение количества учащихся с требуемым уровнем информационной компетентности, что позволяет нам разрешить установленное противоречие. Однако данное описание не претендует на полноту раскрытия проблемы исследования, а показывает один из подходов к ее решению.

Библиографический список

  1. Ахаян А.А., Кизик О.А. Структура информационной компетентности выпускника профессионального лицея. // Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-3305.html

  2. Зеленин С.Ф. Молоков В.А. Учебник по устройству автомобиля. - М.: изд. «РусьАвтокнига», 2002.

  3. Коноплянко В.И. и др. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Пособие для учащихся автошкол -. Москва: изд. «Альфа-центр», 1999.

  4. Лебедев О.Е. Комплексный подход в образовании. // Школьные технологии. – 2004. - № 4. - С. 3-12.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001.

  6. Программа курса «Технология. Организация обучения автоделу. 9-11 класс» / О.А. Бессонова, И.А. Грезев, А.В. Клубаков. – Волгоград: «Учитель», 2009.

  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. по­собие. – М., 1997.

  8. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journаl/2005/0910–11.htm.

  9. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С.31-41.

Приложение 1

Анкета «ИКТ – компетентность»

Пожалуйста, ознакомьтесь с вопросами и выберите ответ, который Вы считаете наиболее верным (в анкете возможны несколько вариантов ответа) и отметьте его каким либо знаком (+). Просим Вас ответить на все вопросы анкеты.

1. Я имею начальные навыки работы с файлами и приложениями:

а) владею приемами выполнения файловых операций (создание, удаление, копирование и др.),

б) умею работать с файлами на различных внешних носителях информации (fl ash-карте, CD, DVD – дисках и др.),

в) могу запускать программы и приложения для работы с информацией (графической, текстовой, звуковой, числовой),

г) умею выполнять операцию архивации и сжатия файлов,

д) умею сканировать изображение и сохранять его для последующего редактирования.

2. Я умею настраивать параметры операционной системы (Windows или др.):

а) параметры рабочего стола, вид папок,

б) устанавливать и корректно деинсталлировать программное обеспечение,

в) подключать к компьютеру новое оборудование (flash-карту, принтер, сканер и др.),

в) настраивать подключение к сети Интернет,

г) следить за безопасностью системы (обновлять антивирусные пакеты),

д) настроить локальную сеть и обеспечить необходимый уровень доступа к ресурсам сети.

3. Я имею навыки работы с текстовым редактором:

а) могу подготовить текстовый документ,

б) умею вставить в документ различные объекты (рисунки, формулы, диаграммы, таблицы),

в) могу выполнить проверку правописания в тексте,

г) умею выводить документы на печать,

д) могу сохранять текстовые документы в различных форматах (txt, rtf, doc, docx и др.).

4. Я имею навыки работы с электронными таблицами:

а) умею работать с ячейками электронной таблицы (ввод, редактирование, форматирование),

б) умею выполнять простые вычисления,

в) умею использовать встроенные формулы,

г) умею на основе табличных данных строить графики и диаграммы,

д) умею выполнять действия по поиску и сортировке данных в таблице.

5. Я владею приемами создания презентаций:

а) могу подготовить текстовую презентацию по заданной тематике,

б) умею использовать в презентации различные объекты (таблицы, рисунки, диаграммы и др.),

в) могу использовать различные элементы для навигации в презентации (гиперссылки, управляющие кнопки),

г) имею навык публичного выступления с использованием презентаций.

6. Я имею навыки работы с базовыми сервисами и технологиями Интернета:

а) имею навыки навигации и поиска информации в сети Интернет и умею получить и сохранить найденную информацию для последующего использования в учебной деятельности,

б) имею навыки работы с электронной почтой,

в) умею размещать / загружать данные на различных Интернет-порталах (файлы, видео- и фото-материалы и др.),

г) умею использовать on-line службы для общения в сети (ICQ, Skype и др.),

д) имею навыки общения в блогах, форумах,

е) имею навыки общения в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и др.).
Анкета «Опыт использования ИКТ»

Выберите ответ на поставленный вопрос из следующих утверждений: «пользуюсь постоянно», «использую время от времени», «использовал(а) 1–2 раза», «не использовал(а)», «не знаю».

1. Как часто Вы используете следующее программное обеспечение?

а. Электронные учебники.

б. Обучающие программы.

в. Мультимедиа энциклопедии, справочники, словари.

г. Текстовый редактор.

д. Электронные таблицы.

6. Программы для создания презентаций.

2. Как часто Вы пользуетесь следующими аппаратными средствами?

а. Компьютер.

б. Веб-камера.

в. Сканер.

г. Принтер.

3. Как часто Вы пользуетесь сетевыми технологиями и ресурсами сети

Интернет?

а. Электронные образовательные ресурсы (on-line учебники, тесты и др.).

б. On-line сервисы и технологии (ICQ, Skype и т.п.).

в. Off-line сервисы и технологии (электронная почта, телеконференции).

г. Системы дистанционного обучения (e-learning, m-learning и т.п.).

д. Блоги, форумы и др.

е. Файловые обменники (Youtube и др.).

ж. Социальные сети (укажите название) ________________________

4. Какие поисковые системы Вы обычно используете при поиске необходимой информации в интернете?

а. Yandex,

б. Google,

в. Rambler,

г. Mail.ru,

д. MSN,

е. Live.com,

ж. другой вариант___________________

5. При поиске необходимой информации Вы вводите в поле поискового запроса:

а. Ключевое слово

б. Словосочетание

в. Цитату

г. Полные предложения

д. другой вариант____________________

6. Чаще всего Вы скачиваете информацию из интернета:

а. В учебных целях;

б. Для себя (музыка, электронные книги и т.д.);

в. Другой вариант_______________________

7. Как вы оцениваете свои умения поиска информации в интернете?

а. Я всегда нахожу то, что ищу;

б. Я умею искать информацию, но иногда нужная информация не находится;

в. Я не умею искать информацию, но хотел бы научиться;

г. Я не умею искать информацию, мне это не надо;

д. Ваш вариант_________________

Спасибо за ответы!
Приложение 2

Урок технологии.

Силы, действующие на автомобиль

Класс: 11

Межпредметная интеграция: физика, технология, информатика и информационно-коммуникационные технологии, основы безопасности жизнедеятельности.

Тема: Силы, действующие на автомобиль.

Тип урока: комбинированный. 

Формы работы: индивидуальная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,

Цель урока: обобщить и систематизировать представление школьников о силах, действующих на транспортное средство, показывая их физическую природу, с использованием информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

Обучающие: рассмотреть понятие конструктивной безопасности автомобиля; закрепить знания учащихся о силах, действующих на автомобиль; сформировать представление о причинах опрокидывания автомобиля; рассмотреть связь между понятиями «курсовая устойчивость» и «занос автомобиля»; развивать навыки решения сложных ситуационных задач.

Развивающие: развивать умственную и познавательную активность учащихся в решении проблем урока; расширять умение переносить ранее полученные знания в новые ситуации; продолжить развитие умения обобщать, систематизировать и делать выводы при изучении материала темы;

Воспитывающие: продолжить формирование у обучающихся общеучебных навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность и собранность при изучении темы урока; самостоятельность в выполнении заданий; развивать устную речь, обогащение и усложнение её специальной терминологией; формировать уважение к людям труда и трудовой деятельности. 

Овладение общими компетенциями:

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- работать в команде, эффективно общаться с людьми.

Оснащение урока:

плакат «Силы, действующие на автомобиль», карточки с практическим задачами, карточки с тематическими задачами по Правилам дорожного движения, макет автомобиля.; компьютерная презентация.



Структура и ход урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика



Организационный этап.

Приветствие учеников, эмоциональный настрой их на урок, проверка готовности к уроку. Создание рабочей обстановки.

Приветствие учителей, проверка рабочих мест, настрой на работу.



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

Постановка цели и задач совместно с учениками, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, воспроизведение материала

Восприятие темы урока путем совместной постановки цели и задач



Актуализация знаний.

Организация повторения понятий «торможение автомобиля», «остановочный путь», «эксплуатационные характеристики автомобиля

Тестирование учащихся при помощи интерактивной доски

Демонстрация презентации «Силы в природе».

Способствование воспроизведению учениками информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом по плану.



Ответы на вопросы учителя.

Выполнение теста, взаимоконтроль и взаимопроверка. Просмотр презентации «Силы в природе».

Обсуждение предложенных вопросов по теме.


4.

Первичное усвоение новых знаний.

Организация рассмотрения учащимися сил, действующих на автомобиль при движении.

Знакомство учащихся с понятием «курсовая устойчивость» с рассмотрением сил, действующих на автомобиль при криволинейном движении



Осмысление и усвоение новых знаний с использованием стендового и раздаточного материала.

Сообщение учащегося по теме «Силы, действующие на автомобиль» (по информации, найденной учащимся к уроку)



5.

Первичная проверка понимания

Введение понятия «занос автомобиля». Рассмотрение причин опрокидывания автомобиля

Предлагает учащимся рассмотреть случай движения автомобиля по криволинейному участку с поперечным уклоном.



Самостоятельное рассмотрение случаев движения автомобиля по криволинейному участку с поперечным уклоном с показом на плакате сил, действующих на автомобиль при движении по дороге с двускатной проезжей частью при левом и правом повороте автомобиля.

6.

Первичное закрепление

Знакомство учащихся с формулой . Организация решения задачи для закрепления полученной формулы учащимися.

С какой скоростью может двигаться автомобиль при повороте по сухому и мокрому асфальтобетонному покрытию?

Закрепление формулы .



Решить предыдущую задачу, введя дополнительные данные: b=2м, hц=1м

Обсуждение задач, принятие правильного решения.

Решение задачи 1:



Выполняя поворот на сухом асфальтобетонном покрытии (=0,7) при R=50 м, можно двигаться со скоростью около 66 км/ч. Преодолевать тот же поворот после дождя (=0,3) можно лишь при скорости 40-43 км/ч. Поэтому перед поворотом следует уменьшать скорость тем больше, чем меньше радиус предстоящего поворота и коэффициент сцепления с дорогой.

Решение задачи 2:



Максимально возможная скорость, при которой опрокидывание в данном случае невозможно, равна 72 км/ч.

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организация, обсуждение, контроль и коррекция группового задания – решение карточек с тематическими задачами

Наблюдение за ходом выполнения заданий.

Организация проверки правильности выполнения и обсуждения допущенных ошибок.


Выполнение в группах тематических задач.

Представление результатов совместной работы, обсуждение допущенных ошибок.

Индивидуальная работа на ПК с дисками по предложенным экзаменационным билетам.

Оценка собственной деятельности по её результатам.



8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Инструкции по выполнению домашнего задания:

1. Решить кроссворд по определениям ПДД

2. Составить свой кроссворд по определениям, изученным по теме.


Запись д/з, уточнение инструкции по выполнению.


9.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов урока, комментирование оценок

Инструкция по заполнению оценочных листов


Прослушивание итогов урока.

Заполнение оценочных листов.



Приложение 3



Тесты по теме «Безопасность дорожного движения»

1. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние грузовых автомобилей в снаряженном состоянии на уклоне:

А. До 23% включительно.

Б. До 16% включительно.

В. До 31% включительно.

2. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами ребер и грудины?

А. Сидя или в полусидячем положении.

Б. Лежа на боку.

В. Лежа на спине.

3. Что включает в себя понятие "Дорога" согласно ПДД?

А. Проезжую часть.

Б. Одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В. Проезжую часть, а также трамвайные пути.

4. Какой фактор в наибольшей степени влияет на увеличение вероятности ДТП?

А. Рост количества транспортных средств.

Б. Улучшение динамических характеристик автомобилей.

В. Недостаточное количество средств регулирования.

5. Какое из перечисленных действий водителя чаще всего является причиной ДТП?

А. Превышение скорости.

Б. Нарушение правил обгона.

В. Несоблюдение правил переезда перекрестков.

Г. Нарушение требований дорожных знаков или линий разметки.

6. Пробуксовка ведущих колес при движении автомобиля:

А. Всегда возникает при резком отпускании педали управления подачи топлива.

Б. Появляется, если силы воздействия ведущих колес на дорогу оказываются меньше сил сцепления этих колес с дорогой.

В. Появляется, если силы воздействия ведущих колес на дорогу превысят силы сцепления этих колес с дорогой.

7. Как влияет применение зеркал заднего вида, имеющих сферическую форму отражающих поверхностей, на восприятие водителем реальных расстояний между объектами?:

А. Расстояние между объектами кажутся меньше действительных.

Б. Расстояние между объектами кажутся больше действительных.

8. С чего нужно начинать оказание помощи пострадавшему?

А. С вызова скорой помощи.

Б. С остановки наружного кровотечения.

В. С иммобилизации переломов.

9. Что должно иметь для водителя решающее значение при выборе скорости движения в темное время суток?:

А. Предельные ограничения скорости, установленные для Вашего транспортного средства.

Б. Условия видимости.

10. Какого цвета должны быть задние противотуманные фонари:

А. Белого.

Б. Желтого.

В. Красного.



Г. Оранжевого.


Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница