Тема эссе: «Соотношение правообразования и правотворчества»



Скачать 15,41 Kb.
Дата08.05.2020
Размер15,41 Kb.

Тема эссе: «Соотношение правообразования и правотворчества».

В юридической науке механизму формирования и развития права удаляется особое внимание. Хотя в научной литературе и отсутствует одно единое определение категории правообразования, но традиционно его рассматривают как сложный процесс по формированию права, который включает в себе проведение анализа и оценки сложившейся правовой действительности с дальнейшей разработкой нормативно-правовых актов и концепций, которые будут направлены на будущее правовое регулирование. Причем данный процесс не зависит от воли или желаний отдельных людей и уровня развития общества.

В то время как, правотворчество — это особая форма управленческой деятельности правотворческих органов по созданию, изменению, отмене и совершенствованию правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. При этом в отличие от правообразования данная деятельность является целенаправленным, организованным процессом, зависящим от правосознания конкретных субъектов.

Рассматривая соотношение правообразования и правотворчества, необходимо отметить, что они отличаются друг от друга.

Отличие заключается и в том, что понятие правообразования является более широким, чем правотворчество. Правообразование акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Объясняется это также тем, что правообразование — это сложный, многоуровневый процесс, который состоит из двух начал, которые взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом. Это естественно-социальные начала, формирующиеся под воздействием обыденного правосознания, и искусственные (субъективные) начала, формируемые под влиянием научно-теоретического и профессионального правосознания. Весь процесс правообразования можно поделить на этапы.

В начале (1 этап правообразования), в связи с появлением определённых общественных отношений, вызванных потребностями общества, люди неосознанно в процессе своей деятельности формируют определенные правила поведения. Здесь уже действует процесс правообразования, но осознанная деятельность субъектов отсутствует, поэтому и правотворчества тут тоже нет. Правовые нормы формируются здесь самостоятельно, отражая наиболее устоявшиеся привычки и правила. Второй этап правообразования связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений, здесь также отсутствует правотворчество, но у субъектов формируется правосознание, которое в дальнейшем будет принимает участие в правотворчестве. В дальнейшем, на последнем этапе формирования права, правообразование имеет определенную связь с правотворчеством, здесь правовые нормы начинают создаваться посредством уже рационально-осознанной деятельности.



Правотворчество будет выступать в качестве заключительного этапа правообразования, а нормативно-правовые акты которые здесь создаются выступаю в качеств результат правотворчества (сознательно-волевой деятельности), т.е. правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания («идея права», «образ права»), его объективирование (например, в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта).

Таким образом, правообразование и правотворчество соотносятся как целое и часть, правотворчество является завершающим процессом правообразования.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница