Тема: «Эмоции». Эмоции



Скачать 65.59 Kb.
Дата27.05.2016
Размер65.59 Kb.
Тема: «Эмоции».


Эмоции – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям, самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его целей и потребностей.

Эмоции одновременно проявляются:

  1. Во внутренних переживаниях, которые субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – спросит у субъекта, что он испытывает. Но передать словами то, что действительно чувствуешь, бывает трудно.

  2. В поведении (мимика, жесты, интонации речи и т.д.). Оно могло бы на первый взгляд восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек.

  3. На физиологическом уровне при переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменение пульса, тонуса сосудов и мышц, дыхания, потоотделения и других вегетативных функций), а также биохимические сдвиги в организме (типа выделения в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).

Основные свойства эмоций:

  1. Субъективный характер эмоций выражаться в том, что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные, а возможно, и противоположные эмоции. Но и сходные переживания у разных людей всегда будут чем-то отличаться.

  2. Эмоции будут обладать полярностью, т.е. положительным или отрицательным знаком: радость- печаль, удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть и т.д. Полярность эмоций связана с процессом удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека. Если Потребность удовлетворена, то мы испытываем положительные эмоции, а если нет – отрицательные. Знак эмоций характеризует отношение к объекту - его приятии или неприятие с различными оттенками. Эмоции также зависят от нашей информированности об окружающем мире. Отрицательные эмоции возникают, когда мы не располагаем достаточным количеством информации, а положительные – когда информации оказывается в избытке. Оба эмоциональных полюса не являются взаимоисключающими. В переживаниях человека они могут образовывать противоречивое единство – амбивалентность. Как, например, слезы радости.

  3. Фазность эмоций характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния отчётливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки (чаще всего при негативных эмоциях) и возбуждения – успокоения (при позитивных эмоциях).

Функции эмоций:

На сегодняшний день выделяют пять основных функций эмоций:



  1. Контрольная или оценочная (если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если нет успеха – отрицательные. Все формы поведения, вызывающие положительные эмоции подкрепляются).

  2. Направляющая, побуждающая и предохраняющая (все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов).

  3. Коммуникативная (эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние человека, его отношение к тому, что в данный момент происходит. Они могут так же оказывать влияние и на окружающих людей).

  4. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. (Различают эмоции по-разному внешне выражаются и по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов. Эмоции могут мобилизовать или дезорганизовать деятельность человека).

  5. Отражение (отношение человека к значимым для него объектам).

Формы эмоциональных состояний:

  1. Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая быстро овладевает человеком и характеризуется утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности человека.

  2. Собственно эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. Эмоция, так же как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличие от аффекта эмоция бол длительна и менее интенсивна.

Эмоция возникает как реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятностные и вспоминаемые. Кроме положительных и отрицательных эмоций можно выделить ещё и стенические (стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждают его к поступкам и высказываниям) и астенические (обуславливают пониженную активность человека, неуверенность, сомнения и бездеятельность) эмоции (Кант Э.).

  1. Чувства – ещё более, чем эмоции, длительные психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). По своему происхождению чувства являются продуктом общественной жизни, те. Носят социальный характер. Можно выделять чувства моральные (чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом), эстетические (это переживания прекрасного или безобразного в окружающем мире), интеллектуальные (переживания, возникающие в процессе познаваемой деятельности. Открытии нового, нахождение новых способов решения задач, выстраивание умозаключений и т.д. вызывает в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, радость и т.д.) и праксические (чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности человека: труд, учение, спорт, игры).

  2. Страсть – сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий. По силе страсть приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам.

  3. Настроение – это более или менее длительное общее эмоциональное состояние, придающее определенную окраску поведению человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определенное значение для человека, так и физическим самочувствием. Причина настроения не всегда осознается. Настроения очень разнообразны: радостные или печальные, бодрые или подавленные, веселые или грустные, а так ликование, скука, восторг и т.д.

  4. Стресс (в переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда) - это неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникающей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Само возникновение и переживание стресса зависят не столько от объективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». Г. Селье


На фоне Стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных. Когда в ложной стрессовой ситуации человек отождествляет себя только с частью своих проблем, изолируясь временно от других частей, это сберегает силы. Поэтому нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует своё психическое состояние, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Фазы стресса (по Г. Селье):


  1. Фаза тревоги. Это боевая встряска организма «К оружию!». Осуществляется мобилизация всех защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе он справляется с нагрузкой еще с помощью поверхностной, функциональной мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: Кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

  2. Фаза стабилизации. Все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, закрепляются на новом, более высоком уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, всё как – будто налаживается, однако, если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает следующая стадия.

  3. Фаза истощения. Характеризуется истощением и ломом всех регулирующих механизмов организма вплоть до необратимых изменений в органах.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя так же, как еды и питья. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях возникает ухудшение самочувствия и даже заболевание – соматическое, или невротическое.
7. Фрустрация (термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание) переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновении генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его,, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных рациях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать, кричать) или объект (сломать его). В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие дл сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.
Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница