Тема 7. Барьеры в общении. Механизмы психологической защиты
Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди –
обращай внимание на то, как ты относишься к ним.
Стас Янковский
Когда дело доходит до самооправдания, тут мы все гении.
Зигмунд Фрейд
Что такое барьеры общения
Перечислите как можно больше факторов, что может мешать эффективному общению?
Эффективность общения во многом зависит от нашей готовности воспринимать мир и окружающих людей такими, какие они есть. Однако на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей, людей и событий встают психологические барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы ограничивают и искажают восприятие мира.
Мы с вами уже говорили о том, что такие эффекты межличностного восприятия, как «эффект ореола», ошибки атрибуции (т. е. приписывание человеку каких-то качеств и причин поступков), установки, препятствуют полноценному общению, непредвзятому пониманию другого человека. Эти эффекты, вместе с действием некоторых психологических защит, являются барьерами в общении.
Каким образом эффект ореола может стать барьером, препятствием для эффективного общения?
На уроке, посвященном механизмам межличностного восприятия, мы разбирали эксперимент американских психологов Р. Низбет и Т. Вильсон, иллюстрирующий проявление каузальной атрибуции. Вспомните его суть.
Почему ошибки каузальной атрибуции мешают общению? Что люди могут приписывать друг другу?
Могут приписывать почти все, что угодно. Поэтому старайтесь избегать недосказанности. Примером многократного зеркального отражения своих мнений и приписывания их другому лицу в процессе межличностного восприятия может служить стихотворный перевод С. Я. Маршака:
-
Он целовал Вас, кажется? Он думал, что уснула я
-
Боюсь, что это так. И все во сне стерплю,
-
Но как же Вы позволили? Иль думал, что я думала,
-
Ах, он такой чудак! Что думал он: я сплю!
Изучая вербальные средства общения, мы рассматривали коммуникативные барьеры.
Какие коммуникативные барьеры вы помните? Как они мешают общению?
Наиболее распространенные барьеры общения
Иногда желаемое общение между партнерами почему-то не складывается. Причинами могут быть внешние ограничения или более глубокие, внутренние противоречия.
Подобные ограничения контакта, как отмечал отечественный психолог Д. С. Парыгин, создают «психологические барьеры между людьми», которые выступают препятствиями, мешающими нормальному взаимодействию, пониманию людьми друг друга. Неумение преодолевать многочисленные трудности, которые встают перед любым человеком в общении, приводит к эмоциональным срывам, подрыву физического и психического здоровья.
Чаще всего нам мешают общаться следующие факторы:
-
Демонстрация разницы позиций. К этому барьеру относится высокомерная манера вести себя - сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше другого. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебя возьмешь?»). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность, нравоучение, совет другому, когда его не просят. Совет в этом случае - скрытый показ - превосходства («Я-то знаю, а ты - нет, вот и поучись у меня»).
-
Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям. Встречали ли вы людей, которые готовы «уморить» вас своей болтовней, когда вы совсем не расположены слушать, так как плохо себя чувствуете, или заняты своими проблемами?
-
Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хочется общаться - возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность, эгоизм, раздражительность, склонность к гневу и т. д.
Какие еще человеческие черты могут стать помехами в общении?
-
Оценочные суждения. Каждый неосознанно склонен судить, оценивать и одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Однако когда человек склонен давать свою безапелляционную оценку действиям или чертам характера партнера по общению, он заставляет собеседника занять оборонительную позицию.
-
Переход с роли на личность —часто встречается как в формальном, так и в неформальном общении: критикуется, например, не плохая работа или ошибки сотрудника, ученика и даже собственного ребенка, а его личность. Сравните:
-
Исполнение роли ученика
|
Оценка личности
|
Ты сегодня не выучил урок.
|
Ты ленивый и безответственный
|
В этом задании ты допустил ошибку
|
У тебя никогда ничего не получается
|
Не правда ли, услышав замечания, обращенные к роли, мы будем стараться изменить свое поведение? Негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности (все равно у меня никогда ничего не получается, зачем стараться?).
6. Отсутствие внимания и интереса со стороны партнера по общению. Можно вспомнить историю, рассказанную Д. Майерсом о фермере, продавшем мула. Покупатель подал мулу несколько команд, но тот их не выполнил. Тогда он говорит фермеру: «Слушай, твой мул глух». Фермер не сказал ни слова, взял дубинку, врезал мулу между глаз и что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался. Покупатель был поражен и спросил у фермера: «Зачем ты долбанул его дубинкой?» «Фермер ответил: «Сперва надо привлечь его внимание...»
Люди временами похожи на этого мула — так трудно привлечь их внимание. С развитием прессы и рекламы они научились отключаться от всего, что не представляет для них интереса. После того как вы привлекли внимание человека, важно вызвать у него интерес важностью сообщения для него.
Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям
Кроме этих барьеров, существует еще целый ряд препятствий, мешающих нормальным взаимоотношениям.
Часто возникает, например, барьер несовместимости характеров. Порой фразой «Не сошлись характером» мотивируется решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослуживцев. В каких же случаях характеры «отталкиваются», а в каких — «притягиваются»? Как писал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-25 % людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены (акцентированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к конфликтам и «нервным срывам». Но ни в коем случае нельзя забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и похвале, если ее действительно заслужил.
Всегда нужно стараться понять другого человека, его настроение, эмоциональное состояние, проявление характера. Зная особенности своего характера и характера собеседника легче найти взаимопонимание, где-то можно уступить, какие-то собственные негативные проявления подавить.
С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивается почти каждый. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Причины страдания могут быть вызваны трагическими событиями, неудовлетворенностью своим положением, тягостными физическими ощущениями. Врожденные свойства нервной системы и жизненные обстоятельства обусловливают порог возникновения страдания. Если порог высокий, то человек ко многим неприятностям остается равнодушным; человек с низким порогом излишне впечатлителен, ему труднее справиться с неблагоприятными ситуациями. В любом случае и при любой степени страдания человека нужно оставить в покое. Страдание не может длиться вечно.
Барьер отвращения и брезгливости часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику — все это может вызвать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по общению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам.
Барьер страха — один из наиболее труднопреодолимых в межличностном общении. У некоторых людей, вследствие трудных жизненных обстоятельств, страх возникает очень легко. Причины страха могут быть различными. И от того, насколько правильно вы их разгадали, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха, которым отгородился от вас партнер по общению.
Барьер презрения может вызвать какая-то черта характера, но иногда это и результат расовых или национальных предрассудков. Преодолеть его трудно, а иногда и вообще невозможно.
Барьер стыда и вины — это барьер, возникающий от неловкости за себя или за другого. Стыд чаще всего охватывает человека при критике или иногда при неумеренной похвале. Нередко стыд или вина перед собеседником приводят к прерыванию отношений с ним. Есть люди, которые страдают излишней стыдливостью, и люди, почти не поддающиеся стыду. Последние выработали в себе средства психологической защиты: научились внушать себе, что в большинстве случаев «так» поступают и другие, не слушают тех, кто их критикует, подыскивают себе оправдательные мотивы. И слишком низкий, и слишком высокий барьер стыда и вины осложняют наши взаимоотношения.
Барьер общения, вызванный гневом, преодолеть очень сложно, поэтому нельзя в это время испытывать запасы оставшегося у человека терпения. Ведь гнев удваивает физическую и психическую энергию и вызывает потребность «излиться» в словах или агрессивных действиях.
Ч то такое «психологические защиты»?
Помимо рассмотренных барьеров общения существуют и другие препятствия, мешающие эффективному общению. Одними из них являются механизмы психологической защиты.
Сохранить позитивную «Я»-концепцию и высокую самооценку непросто. Ежедневно происходят события, которые могут подорвать нашу веру в себя. Каждый день на нас устремлен поток разнообразной информации. Пока поступающая извне информация поддерживает сложившееся у человека представление о мире, о себе, он живет в согласии с собой. Но стоит наметиться расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуждающее человека либо к изменению представления о себе, либо к попыткам пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс. В последнем случае начинает действовать система защитных механизмов.
Если вы заметили на своем лице новую морщинку, получили плохую отметку или друзья не пригласили вас на вечеринку, то вам необходимо что-то сделать для защиты своего чувства собственного достоинства. Методы, стабилизирующие образ «Я», защищающие самооценку, называются механизмами психологической защиты.
Психологическая защита - система регуляции человека, направленная на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием внутреннего конфликта. Понятие «психологическая защита» было введено З.Фрейдом, основоположником психоанализа. Фрейд полагал, что защита провоцируется тревогой, возникающей при конфликте сознательного и бессознательного.
Защитные механизмы обеспечивают устойчивость психики при слишком сильном воздействии извне. Но часто их действие мешает личному росту — ведь в результате искажается картина мира, человек приспосабливает ее к своему «Я», вместо того чтобы самому стать более гибким, способным адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям.
Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:
-
Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются
средствами самообмана.
-
Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты. Выделяется несколько основных защитных стратегий.
1. Подавление. Один из способов сохранения высокой самооценки заключается в том, чтобы избегать мыслей о возникшей проблеме. Например, чтобы не думать о ссоре, вы можете специально пойти в кино. Такой защитный механизм называется подавлением. Подавление - сознательный и намеренный уход от неприятных мыслей и воспоминаний.
У многих людей вошло в привычку подавлять тяжелые мысли, но самой знаменитой из них является Скарлетт О'Хара из романа «Унесенные ветром». Её любимая фраза: «Я подумаю об этом завтра». Так Скарлетт пыталась уйти от неприятных мыслей. Кода человек, страдая от одиночества, специально придумывает себе занятия — делать уборку, заниматься спортом, покупками — всем, что угодно, только чтобы не думать о своем одиночестве, это и есть подавление. Подавление помогает уйти только от мелких проблем. Как правило, притворяться, что проблема не существует, можно лишь в течение короткого времени. Тяжелые и волнующие мысли имеют тенденцию возвращаться и становиться еще более тяжелыми. Подавление требует сознательных и целенаправленных усилий, поэтому его не всегда можно использовать в качестве защитного механизма.
2 . Вытеснение. Бывают мысли, которые так губительны для самооценки и столь болезненны, что человек не допускает их в свое сознание. Он бессознательно изгоняет их из сознания. Такое бессознательно мотивируемое забывание называют вытеснением. Вытеснение - забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий.
Люди часто выталкивают неприятные мысли и чувства из сознательной сферы своей психики. Поскольку вытесняемые мысли принадлежат к сфере бессознательного, они проявляются только в снах или под гипнозом.
Вытеснение является главным защитным механизмом. Большая часть прочих защитных механизмов основана на вытеснении, которое практически является забыванием. Допустим, вы забыли внести деньги на прощальный подарок другу. Дело в том, что вы бессознательно не хотите, чтобы ваш друг уезжал. Если вы забываете о назначенных встречах, днях рождения и других важных событиях, то это, возможно, происходит в результате вытеснения. Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые были к вам враждебны, жестоки? Если вы не можете вспомнить ни их лиц, ни имен, то, вероятно, вы вытеснили их из своего сознания.
То есть человек как бы забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникновением внутренней тревожности. Однако события, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд и поэтому постоянно ищут выхода наружу. В результате возникает особая логика, логика крайностей в оценке действительности.
Какие ситуации могут заставить «сработать» этот защитный механизм?
Опишите в чем, по-вашему, состоят основные различия между подавлением и вытеснением.
Если предположить, что человек, изображенный на рис. 9.3, глубоко переживает полученный отказ, то он может вытеснить этот эпизод из своего сознания. В результате он может забыть имя отвергнувшей его женщины, весь свой разговор с ней, что именно он пил и где был в тот вечер. Чтобы не признавать полученного отказа и не страдать, он может бессознательно воспользоваться другими психологическими защитами.
3 . Уход. Если в будущем у мужчины, изображенного на рис. 9.3, появятся трудности при общении с женщинами или он просто будет избегать встреч с ними, то, возможно, их причина в том, что он бессознательно боится отказа. Уход – это механизм психологической защиты, проявляющийся в виде избегания неприятных ситуаций. Люди им пользуются тогда, когда ситуация вызывает у них сильный страх или фрустрацию. Люди, боящиеся быть отвергнутыми, часто избегают общения с другими людьми. Если вы когда-либо пытались избежать неприятной ситуации, то вы пользовались таким уходом. При разумном применении уход является полезным защитным механизмом. Иногда выйдя за пределы ситуации, можно гораздо лучше разглядеть ее. Однако результатом ухода может быть также и увольнение с работы, отказ от дальнейшей учебы, расставания и разводы.
4. Проекция (перенос) - это бессознательное отвержение собственных негативных чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Проявляется в виде обвинения другого в своих собственных слабостях вследствие испытываемого самим человеком чувства вины. Вместо того чтобы признать собственные недостатки, человек переносит эти негативные качества на другого.
Отвергнутый мужчина на рис. 9.3. мог бы спроецировать полученный отказ на даму, которая им пренебрегла. Тогда он стал бы утверждать, что именно ее нигде не принимают и что ни один мужчина не обратит на нее внимание. Проекция позволяет вам обвинять других в собственных слабостях. Вероятно, вам приходилось слышать, как представители одной нации жалуются на то, что их ненавидит представители другой нации. Возможно, что они проецируют свои собственные чувства на другую группу. Или девушка-кокетка может жаловаться, что с ней пытались флиртовать все мужчины, с какими ей приходилось встречаться. Психологи часто применяют проективные тесты для выявления проблем. Предполагается, что испытуемые проецируют свои собственные чувства на предлагаемые им специально подобранные картинки и иллюстрации.
При переносе человек вымещает накопившиеся чувства на ни в чем не повинной жертве. Отвергнутый воздыхатель из нашего примера мог бы начать высмеивать бармена или отчитать его за плохие напитки и медленное обслуживание. При переносе человек обычно выбирает себе такую жертву, которая не представляет для него опасности и не может повлиять на его самоуважение. Зачастую при замещении мишенью являются жена или муж. Поэтому во многих семьях супруги научаются не обсуждать спорных вопросов,
Это своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Как бы ни был человек не прав, он будет скорее обвинять всех, кроме себя. Классический пример проекции: начальника, не обладающего организованностью, будут раздражать в подчиненных именно неорганизованность и хаотичность. Мать — не очень аккуратная хозяйка — будет упрекать дочь в том, что та вечно разбрасывает вещи и не убирает в доме.
Приведите примеры переноса и проекции.
5 . Замещение — психологическая защита, осуществляющая перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью.
Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее любимую собачку или ломает ее игрушки. Замещение может вылиться в раздражительность и гнев. Например, чересчур требовательный начальник критикует сотрудницу, и дома она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для человека объектом или более доступным. Менее распространена форма замещения, когда оно направлено против себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.
В каких еще случаях может проявляться замещение?
6. Фантазирование. Защита может реализовываться не только в замене объекта или самого действия, но и в переводе их в иной план — из реального мира в мир утешительных фантазий. Фантазирование - механизм психологической защиты в виде ухода в воображаемый мир, погружения в грезы.
Если бы отвергнутый мужчина с рис. 9.3 воспользовался защитным механизмом фантазирования, он стал бы грезить об успехе у женщин. Он мог бы создать в своем воображении мир, где его всегда бы любили, принимали, восхищались. При соблюдении умеренности мечтать и фантазировать полезно, поскольку это развивает творческое мышление. Почти все люди мечтают для подавления тревоги. С помощью фантазирования можно избавиться от скуки и дать отдых уму.
Всякий раз, когда действительность разочаровывает нас, угрожает нам, мы уходим в страну фантазий, где можно без труда достичь всего. В фантазии любая мечта — свершившийся факт. Однако мечты и фантазии не безобидны. При чрезмерном увлечении фантазирование может стать суррогатом реальности. Человек тратит на свои фантазии так много энергии, что начинает ощущать их как полноценную реальность, а затем и ведет себя так, будто это поистине реальность.
Как понять, что фантазирование отошло от безобидной формы психологической защиты, и может нанести вред человеку?
7. Отрицание — стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожных сигналов, уклонении от них.
Отрицание приводит к тому, что человек старается о чем-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. Отрицание реальности имеет место, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», «Так не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного. Этот механизм часто встречается, когда врач сообщает пациенту, что он смертельно болен, или девушка узнает об измене парня. Первая реакция: «Это неправда, этого не может быть». В дальнейшем некоторые пациенты даже могут отказаться лечиться, т.к. отрицают сам факт заболевания.
Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого-то или что-то мы «в упор» не видим и не слышим.
8 . Рационализация - механизм психологической защиты, при котором для оправдания неприемлемой ситуации искажается истина. Происходит искажение истины для сохранения самоуважения. С помощью рационализации оправдывается или объясняется неприемлемая для человека ситуация. Если бы человек с рис. 9.3 воспользовался этим механизмом, он заявил бы, что отвергнувшая его женщина на самом деле ему не нравится и он рад избавиться от нее, чтобы пораньше вернуться домой. Он мог бы сказать, что у него сегодня просто неудачный день. При рационализации люди считают, что у их неудач есть внешние причины, зато успех является их личной заслугой. Свое неприемлемое поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и оправданным в глазах других. Глупые ошибки, неудачные суждения, промахи могут найти оправдание с помощью магии рационализации.
Большинство людей не осознают, как часто они занимаются рационализацией. Она помогает избавиться от волнения. Случалось ли вам оправдывать свои плохие отметки, утверждая, что они выставлены несправедливо или же явились результатом вашего плохого самочувствия? Так, ученик, не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестному тестированию, тому, что ему не помогли одноклассники, или обвиняет учителя, что тот не объяснил эту тему
Приведите свои примеры рационализации.
9 . Регрессия - механизм психологической защиты в виде возврата к более ранним формам поведения и мышления. Если бы отвергнутый воздыхатель с рис. 9.3 прибег к регрессии, то он вел бы себя по-детски. Он мог бы расплакаться, надуть губы, начать сосать палец, вопить, швыряться разными вещами или устроить истерику. При регрессии происходит возврат к способам решения проблем, которые применялись в прошлом. Обычно это случается в ситуациях, когда человек настолько глубоко расстроен, что не может вести себя соответственно своему возрасту. Часто маленькие дети, которых уже приучили пользоваться туалетом и пить из чашки, регрессируют и забывают полученные навыки, когда в семье появляется новый малыш. Старший ребенок не знает, как привлечь к себе внимание родителей в новой ситуации, поэтому он прибегает, к старым методам, чтобы завоевать внимание и любовь родителей, используя регрессию как защиту.
Это возврат к ребячливым, детским формам поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, такие особенности, как «надуться и не разговаривать» с другими; детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с высокой скоростью, неуместный бурный смех в ситуации волнения.
Приведите ваши примеры.
10. Сублимация - механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые побуждения в позитивную область. Это наиболее известный механизм психологической защиты. Энергия неприемлемых побуждений направляется в русло положительной, созидательной или творческой деятельности. Если бы наш герой с рис. 9.3, вернувшись из бара, сочинил красивый блюз об отвергнутой любви и одиночестве, то это означало бы, что действует механизм сублимации. Примерами сублимации являются многие прекрасные стихи о несчастной любви и свободолюбивые народные песни, сочиненные угнетенными людьми.
С ублимация — это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой активности. Это наиболее адаптивная из форм защит, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Например, юноша может сублимировать свои сексуальные импульсы в социально одобряемую деятельность, такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознаваемыми садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.
11. Компенсация - стремление человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть. Компенсация позволяет возместить недостатки в одной области деятельности успехами в другой. Наш герой мог бы вернуться на работу и делом доказать, что он выдающийся бухгалтер, адвокат или торговец. Механизм компенсации позволяет человеку замаскировать свои недостатки и подчеркнуть достоинства. Ребенок, которому плохо дается учеба, может завоевать популярности среди сверстников выучив остроумные анекдоты. Компенсация является разумным защитным механизмом и обычно приводит к хорошей адаптации.
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация, когда физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости.
Компенсация и сублимация считаются самыми здоровыми и приемлемыми механизмами психологической защиты, если не принимают асоциальный характер.
Как еще может проявляться сублимация и компенсация?
12. Реактивное образование - заставляет человека действовать вразрез со своими неприемлемыми побуждениями. Реактивное образование - это действия, прямо противоположные неприемлемым побуждениям. Этот защитный механизм действует в ситуациях, когда человек чувствует столь сильную вину, что изо всех сил старается не признавать существования своих истинных мотивов. В результате его поведение становится неестественным. Предположим, наш отвергнутый бедняга с рис. 9.3 ужасно возненавидел женщин. Из-за этой ненависти он чувствует за вину и бессознательно пытается доказать, будто женщины ему нравятся. Чтобы подтвердить хорошее отношение к женщинам, он становится лидером движения за женское равноправие, пишет статьи по женским проблемам, собирает средства, участвует в демонстрациях и возглавляет марши женского движения.
Иногда родители, в глубине души недовольные тем, что им приходится выполнять родительские обязанности, начинают чрезмерно опекать своих детей. Поскольку нежелание заботиться о собственных детях считается неприемлемым, эти родители пытаются доказать, что на самом деле они очень заботливы. В результате они чрезмерно опекают детей, и их поведение выглядит подчеркнутым.
Обдумайте ваше собственное поведение: Можете ли вы определить, какими механизмами психологической защиты вы пользуетесь чаще всего?
Задание 1. Механизмы психологической защиты.
Выберите ситуацию, в которой вы чувствовали себя уязвленным, которая подавляла чувство вашего достоинства, когда вы ощущали повышенную тревогу. Продумайте с позиции каждого механизма психологической защиты как бы вы действовали, чтобы сказали.
Поскольку защитные механизмы действуют бессознательно, как правило, люди не подозревают об их существовании.
Проявления психологических защит многообразны, обычно мы даже не замечаем, что «защищаемся». Пользуясь знаниями о механизмах психологических защит, вам легче будет понимать поведение окружающих и самих себя.
Новые понятия: барьеры общения, механизмы психологической защиты: подавление, вытеснение, уход, проекция (перенос), замещение, фантазирование, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация, компенсация, реактивное образование.
Проверочные вопросы.
-
Что называют барьерами общения? Почему они возникают?
-
Перечислите известные вам барьеры общения.
-
Выберите 3 барьера общения, с которыми вы чаще всего встречаетесь, объясните, почему они у вас возникают и как можно их преодолеть?
-
Что называют психологической защитой? Какую роль она играет? К каким негативным последствиям она может привести?
-
В столбце слева перечислены механизмы психологической защиты. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите соответствующую букву.
1. Подавление
|
а. Уход в воображаемый мир
|
2. Вытеснение
|
б. Искажение истины в целях оправдания
|
3. Уход
|
в. Возврат к детским формам поведения при невозможности справиться с неприятной ситуацией
|
4. Фантазирование
|
г. Направление неприемлемых побуждений в область созидания и творчества
|
5. Регрессия
|
д. Сознательные и целенаправленные попытки избегать неприятных мыслей
|
6. Рационализация
|
е. Поведение, прямо противоположное неприемлемым побуждениям, имеющимся у человека
|
7. Проекция
|
ж. Бессознательно мотивированное забывание
|
8. Замещение
|
з. Возмещение недостатков, допущенных в одной области деятельности, успехами в другой области
|
9. Реактивное образование
|
и. Стремление избегать неприятных ситуаций
|
10. Сублимация
|
к. Поиск жертвы для вымещения своей агрессии
|
11. Компенсация
|
л. Обвинение другого в своих собственных слабостях
|
12. Отрицание
|
м. Игнорирование тревожной информации, уклоне ние от нее, стремление ее избежать, «не слышать».
| -
Укажите, какой из перечисленных защитных механизмов действует в каждом из примеров:
Вытеснение, Проекция, Уход, Замещение, Фантазирование, Реактивное образование, Регрессия, Компенсация, Рационализация, Сублимация
а. Кирилл не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед всем классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.
б. У Марии сломалась машина. Поскольку у нее нет денег на ремонт, ей надо выходить из дома на час раньше и ехать на работу на велосипеде или идти пешком. Мария говорит, что таким образом она экономит деньги на бензине и масле и, кроме того, ей нравится физическая нагрузка.
в. Максим отвык от сосания пальцев, когда ему было около четырех лет. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Максим снова начал сосать палец.
г. Наталья, звезда женского футбола, во время игры порвала себе связки на ноге. Когда врач сказал ей, что она никогда не сможет снова играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.
д. Сергей пилил дрова и поранил руку пилой. По дороге в ближайший травматологический пункт он вспомнил, какие болезненные уколы ему делали,
когда он в прошлый раз обращался в этот пункт за помощью. Оказалось, что он пропустил нужный поворот, и теперь, чтобы найти дорогу, ему пришлось спрашивать.
е. Данила очень любит сорить деньгами. Он дает большие чаевые, покупает экстравагантные подарки и часто играет в азартные игры. Когда его бережливая жена купила материал на новые занавески, он обвинил ее в мотовстве. Он заявил, что их старые и рваные занавески еще вполне годятся, и обозвал жену транжирой.
ж. Маленькая Ира очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.
з. Юлия воспитывает восьмерых детей. Они живут в старом доме, где нет ни отопления, ни канализации. Юлия любит мечтать о том, как она выиграет в лотерею и будет путешествовать и покупать красивую одежду.
и. У Павла постоянно возникают проблемы в отношениях с мамой. Он никогда не слушается и все время спорит с ней. Когда он выбирал себе узор
для татуировки, то остановился на большом сердце со словом «мама» в середине.
к. Когда Лиза сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.
-
Приведите пример использования вами механизмов психологической защиты. Что это была за ситуация, почему вы прибегли к защите? Помогла ли она вам?
-
Задание обязательное по итоговому проекту. Написать главу «Введение», в которой обосновать выбор темы, ее актуальность, прописать цель (которую уже сформировали ранее) и задачи работы (что вам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели) (подробнее смотрите темы «Вводное занятие» и «План работы над проектом»).
9. Задание дополнительное на отдельную оценку. Выполните тест в разделе «Это интересно знать» и определите свои психологические механизмы.
Литература и источники.
1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2001.
2. Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
3. Панфилова А.П. Теория и практика общения – М.: Академия, 2007.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
5. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000.
6. http://aregem.narod.ru/firstsig2.html
7. http://samorazvitie.net/book/162-psixologiya-a-r-troshhij/25-225-psixologicheskaya-zashhita-kak-zashhitnyj-mexanizm-psixiki.html
8. http://www.aup.ru/books/m161/9.htm
9. http://azps.ru/list/196.html
10. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologicheskaya-zashchita-lichnosti.html
11. http://olgadubnova.ru/mexanizmy-psixologicheskoj-zashhity-v-obshhenii/
12. http://psyera.ru/mehanizmy-psihologicheskoy-zashchity-po-freydu-1717.htm
Диагностика механизмов психологической защиты
1. http://vsetesti.ru/198/
2. http://vsetesti.ru/377/
3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.281-287.
4. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.444-452
5. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2012. С. 119-134
Это интересно знать
Методика «Защитные механизмы личности»
Инструкция. Ниже приводятся описания двадцати неприятных ситуаций (они отмечены римскими цифрами), с которыми ты можешь столкнуться в жизни. На каждую ситуацию предложены три варианта реакции, внимательно прочитай их и выбери ту, которая в наибольшей степени подошла бы именно тебе. Рядом с каждым из этих вариантов стоит ее код - цифра от 1 до 5. Запиши код выбранной реакции на отдельном листке. Возможно, что какие-то варианты реакций покажутся тебе равноценными, но, тем не менее, выбери тот единственный вариант, который в наибольшей степени соответствует твоему мнению.
I. Родители запретили тебе смотреть телевизор, так как в школе ты получил подряд несколько неудовлетворительных отметок. Что ты сделаешь или что подумаешь в такой ситуации?
2. Вообще то, можно пережить и без телевизора: книжки и общение с другом никто не отменял.
3. Наверно, я просто расплачусь, или начну кричать на родителей
5. Подумаю: «Ага, они мне все запрещают, как будто сами в школе круглыми отличниками были».
II. Учитель собирается поставить тебе двойку за то, что ты пришел неготовым к уроку. Какое из предложенных объяснений ты бы выбрал или как бы ты себя повел?
1. Я скажу, что забыл дома тетрадь с записями и хотел бы за ней быстренько сбегать.
2. Я не смог сделать задание, т. к. у меня вчера вечером был отключен свет.
4. Не буду ничего говорить, пусть ставит «пару», я ей тогда на парте нарисую.
III. Ты опаздываешь на урок, где будет контрольная работа. Как бы ты, скорее всего, повел себя?
1. Если я все равно опоздал, может мне лучше вообще не ходить, чем что то придумывать в оправдание?
2. Я скажу, что опоздал, потому что мой автобус застрял в пробке.
5. Я скажу, что преподаватели сами периодически опаздывают на урок и ничего нам при этом не объясняют.
IV. Ты хочешь, чтобы родители купили тебе собаку, но они всячески препятствуют этому, ссылаясь на мамину аллергию, отсутствие времени на прогулки и т. д. Что ты подумаешь или сделаешь в этой ситуации?
2. Я приведу пример милицейской статистики, что квартиры, в которых живут собаки, грабятся в 10 раз реже, чем остальные, и что хулиганы не нападают на людей, если с ними рядом собака.
3. Папа очень не любит, когда я плачу или кричу, поэтому мне просто нужно быть настойчивей.
4. Пока родители не купят мне собаку, я буду собирать календари и открытки с изображением собак, а также повешу в коридоре огромный плакат с моей любимой породой.
V. Родители, собирая тебя на зимнюю прогулку с друзьями, настаивают, чтобы ты надел вместо красивой яркой куртки теплое зимнее пальто, которое не очень красивое, немодное и неудобное. Как ты, скорее всего, поведешь себя в такой ситуации?
1. Я не буду с ними обсуждать эту тему, а быстро соберусь и сбегу, в чем был одет.
3. Я могу расплакаться и обругать их, а потом отказаться от утреннего чая.
4. Нужно будет этому пальто оторвать рукав и потерять его во время прогулки.
VI. На вечеринке ты видишь, что твой лучший друг (подруга) активно проявляет чувство симпатии к твоей девушке (к твоему молодому человеку). Какая будет твоя основная мысль или реакция?
1. Я уйду с вечеринки, решив, что я больше никогда не буду с ним (ней) общаться, так как мне не нужны друзья предатели.
2. Пусть развлечется, все равно он (она) любит только меня.
4. Чтобы вызвать ревность, я приглашу на медленный танец другую девушку (молодого человека).
VII. Ты посещаешь музыкальную школу, где преподаватель задает тебе исполнять довольно сложные этюды. Ты все свободное время разучиваешь их, тренируешься играть, но преподаватель все равно недоволен твоим исполнением. О чем бы ты подумал в такой ситуации?
1. Лучше в следующий раз я вообще не пойду «на музыку».
3. Наверно, я не выдержу больше этого мучения, расплачусь или накричу на эту «музыкантшу».
5. Подумаю: «Придирается ко мне, как будто она сама лауреат международного конкурса им. П. И. Чайковского».
VIII. Ты не набрал нужное количество баллов, чтобы поступить на «бесплатное» в учебное заведение, в котором давно мечтал учиться, но шанс поступить еще остался. Какие будут твои мысли и действия в такой ситуации?
2. Подумаю, что это событие — знак «свыше»: раз не поступил, значит, мне и не нужно становиться студентом этого учебного заведения.
4. Решу, что приемный экзамен проводился нечестно, и мне захочется в ответ на это как-нибудь напакостить: например, разрисовать двери приемной комиссии.
5. Если они меня не примут, то им же хуже: значит, они потеряют очень хорошего студента, а в будущем — замечательного специалиста.
IX. Твой старший брат считает, что ты слушаешь «плохую» музыку. Как ты отреагируешь на такую ситуацию?
1. Я больше никогда не покажу ему свою музыкальную коллекцию, и не буду при нем вообще слушать музыку, и буду избегать с ним обсуждения вообще чего-либо.
3. Я ему выскажу все, что я о нем думаю, и скажу, что он сам слушает какую-то ерунду.
4. Раз меня могут критиковать за музыкальные предпочтения, значит, и я могу критиковать. Сейчас подумаем, кого и за что…
X. Твои одноклассники очень недовольны, что ты плохо пробежал эстафету, из-за чего ваша команда проиграла.
1. Я больше никогда не соглашусь участвовать в соревнованиях.
4. Это повод, чтобы задуматься и пойти заниматься в спортивную секцию, а потом уж поглядим, кто из нас плохо бегает.
5. Я припомню им все случаи, когда они сами неудачно выступали на соревнованиях.
XI. Тебя раздражает, что ты уже такой взрослый, а тебя продолжают встречать из школы, с экскурсии, из театра и т. д.
1. Я постараюсь уходить пораньше и добираться до дома сам, или буду двигаться самостоятельно, не показывая, что меня встретили.
3. Я демонстративно, громко обругаю встречающего, чтоб впредь было неповадно.
5. Я подумаю, что родители специально это делают, потому что не хотят, чтобы у меня были настоящие друзья, с которыми можно было бы общаться без посторонних.
XII. Тебе нравится самая красивая девочка (самый симпатичный парень) в классе, но все твои попытки обратить на себя внимание она (он) отвергла. Как бы ты повел себя в такой ситуации?
3. Наверно, я буду сильно расстроен… Пойду, погоняю на мотороллере, и если со мной вдруг что-нибудь случится — пусть попереживает.
4. Я буду вести дневник, где буду писать стихи (рисовать картинки, сочинять музыку) о своих чувствах.
5. Все девушки (юноши) не заслуживают моего внимания… Обойдусь и без них… Если им нужно пусть за мной бегают, а я буду отвергать их…
XIII. У вас в классе (институтской группе, спортивной команде и т. п.) есть популярная компания, быть членом которой ты не отказался бы, но тебя в компанию не принимают. Что ты в этой ситуации предпринял бы или подумал?
2. Не принимают, ну, и ладно, мне все равно с ними было бы скучно.
4. Нужно придумать, как их поссорить между собой.
5. Пожалуй, я попытаюсь создать свою компанию, и пусть они мне позавидуют.
XIV. Родители недовольны, что ты попросил у них деньги специально на канцелярские принадлежности к новому учебному году, а вместо этого купил рюкзак, о котором давно мечтал. Как ты объяснишь этот факт родителям?
2. «Канцелярщина» у меня осталась еще с прошлого года, а вот моя сумка совсем износилась: неужели я должен ждать, когда она совсем порвется?!
3. Я демонстративно заброшу рюкзак в дальний угол и не буду его использовать.
5. Напомню, что мама купила себе новую шубу: так почему я не могу купить себе новый рюкзак?
XV. Ты просишь одноклассника дать переписать решение примера, который ты не смог решить дома, но одноклассник неожиданно отказывает тебе в помощи. Каковы будут твои мысли или действия в такой ситуации?
2. Не дал списать, ну и ладно, в конце концов – это его законное право.
3. Я сильно разозлюсь и обзову его как-нибудь пообиднее.
4. Пойду и спрячу его рюкзак, пусть поищет.
XVI. В воскресенье, вы с друзьями собрались на загородную прогулку, но твои родители не хотят отпускать тебя без сопровождения взрослых, ссылаясь на небезопасность такой прогулки. Каковы будут твои мысли или действия в такой ситуации?
1. Останусь дома, но в следующий раз в подобной ситуации скажу им, что мне нужно идти в библиотеку.
2. А может, эта прогулка — действительно плохая идея, в воскресенье я смогу отоспаться, телевизор посмотреть...
3. Я выскажу все, что о них думаю, хлопну дверью и уйду.
XVII. Родители не хотят покупать тебе новый компьютер, потому что ты закончил год не с самым лучшим результатом. Как ты думаешь, какие мысли и действия будут сопровождать такую ситуацию?
1. Хорошо, раз у меня дома не будет «компа», тогда я буду уходить к другу, чтоб посидеть за компьютером...
2. Я попытаюсь им доказать, что компьютер — это не только игры, но и современный стиль работы, что если у меня будет компьютер, то я стану преуспевать в учебе за счет использования современных технологий.
3. Я же знаю, если хорошенько поныть или поплакать, то они рано или поздно сдадутся и купят.
XVIII. Ты сделал дорогую, экстравагантную прическу, оделся по последней моде, но, когда пришел в класс, одноклассники обсмеяли твой внешний вид. Что бы ты сказал или подумал в ответ на такую ситуацию?
3. Я буду стоять в стороне и не буду разговаривать с этими глупыми людьми.
4. Найду «слабого» одноклассника, который отличается от других, и буду его публично высмеивать.
5. Решу, что они мне попросту завидуют.
XIX. Ты едешь в набитом автобусе, и тебе очень не хочется уступать место пожилому человеку, а самому ехать стоя. Каковы будут твои мысли и действия в такой ситуации?
1. Закрою глаза и сделаю вид, что заснул.
2. Буду думать о том, что стоящую рядом со мной старушку никто не заставляет ездить в автобусе в час «пик».
5. Почему я должен уступать место, если я тоже очень сильно устал, и у меня нет никаких сил ехать дальше стоя.
XX. Тебе кажется, что новый учитель тебя недолюбливает и специально занижает тебе оценки. Как ты будешь реагировать на сложившуюся ситуацию?
1. Я постараюсь пореже посещать уроки этого учителя под разными благовидными предлогами.
4. Буду иногда организовывать мелкие пакости перед уроком этого учителя.
5. При каждом удобном случае буду говорить о том, что предмет преподается очень плохо, а учитель некомпетентен.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Чтобы определить свой тип реагирования на неприятные ситуации, следует подсчитать количество выборов каждого из кодов: сколько раз выбраны варианты реакций с кодом «1», сколько раз с кодом «2» и так далее, по всем пяти группам. Твое поведение, скорее всего, будет сопровождать тот защитный механизм, по которому набрано наибольшее количество баллов. Максимально возможное значение по каждой из шкал 12 баллов, минимально – 0.
Вот эти защитные механизмы:
1. Избегание / вытеснение
2. Рационализация
3. Регрессия
4. Замещение / сублимация
5. Проекция
Защитные механизмы личности — это такие способы поведения или искажения информации, которые помогают человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для благополучия.
1. Избегание – стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе или тех ситуаций, которые могут оказаться неприятными, создают риск потери самоуважения. Человек становится невосприимчивым к тем сферам жизни и событиям, которые могут вызвать отрицательные переживания. Когда в чем то никак нельзя признаться самому себе, то об этой сфере жизни вообще не хочется думать или говорить. Так, некоторые молодые люди, если от них ушла подруга, после этого довольно долго вообще избегают общения с девушками. А если школьник не может справиться с учебным предметом, то он часто сначала заявляет о ненужности этого предмета, а потом при каждом удобном случае стремится вообще его прогулять. Это для него гораздо проще и комфортнее, чем приложить усилия для освоения этого предмета или, на худой конец, признать свою бестолковость и невозможность справиться с ним… Близко к этому защитному механизму и вытеснение – недопущение в сознание того, что не хочется осознавать. Потому, например, что это неприятно, может снизить самооценку, противоречит моральным убеждениям и т. п. Многие люди прекрасно забывают (совершенно искренне!) совершенные ими неблаговидные поступки – скажем, невыполнение собственных обещаний. Ведь если об этом помнить, то изрядно снизится уважение к себе, что неприятно. Столь же легко забывается и то, что нужно сделать, да очень уж не хочется. С вытеснением связано и то, что многие молодые люди охотно воспринимают похвалу в свой адрес, но едва их начинают критиковать – они как будто все «пропускают мимо ушей» и через непродолжительное время просто напросто забывают об этом разговоре. Или помнят, что их «обидели», но чем именно – вспомнить не могут.
2. Рационализация – придумывание «разумных» доводов для оправдания своих неприемлемых качеств или поступков. Так, агрессивный подросток обычно говорит, что он сильный и поэтому «никому не позволит сесть себе на шею», трусливый – что он «благоразумный и осторожный», а неуверенный в себе и застенчивый – что он «деликатный», «хорошо воспитанный» и еще что-нибудь в таком же духе. А если не получается достигнуть чего то желаемого, то через некоторое время подростки обычно начинают заявлять, что на самом деле не очень то им это и нужно. Яркий пример рационализации описан в басне Эзопа о лисице, которая не смогла дотянуться до винограда, после чего заявила, что не очень то и хотелось – дескать, все равно он кислый. Особенно изобретательны люди в придумывании доводов тогда, когда что то обещали сделать, но не сделали. Тут уж тысяча и одно оправдание найдется, и все звучат красиво, но обещанное в результате так и не делается.
3. Регрессия – возврат к незрелым, детским формам поведения. Попав в какую-то сложную ситуацию, требующую активных усилий по ее преодолению, подросток вдруг начинает реветь или «надувается», как маленький ребенок. И даже не пытается предпринять что-нибудь для того, чтобы решить проблему. То есть реагирует как беспомощный малыш: бежал, споткнутся, упал, заревел и лежит – ждет, когда мамочка откликнется на его плач, подойдет, поднимет и пожалеет. Кстати, в психологии имеется обоснованная точка зрения, что курение, к которому многие люди прибегают как к способу «снять напряжение, расслабиться» — это тоже регрессия. Плачущему младенцу дают в рот соску, чтобы он успокоился и перестал орать. Взрослый для «успокоения нервов» точно так же начинает сосать сигарету. Так что рассматривать курение в качестве признака взрослости, как это делают некоторые подростки, мягко говоря, нелепо… На самом деле это тоже одно из проявлений регрессии: «впадения в детство» в ответ на жизненные трудности.
4. Замещение – перенос каких либо побуждений с недоступных объектов на доступные. Чаще всего это касается злости, агрессии. Скажем, разозлился подросток на учительницу, несправедливо поставившую «2», но ей выразить недовольство не решился. Зато «сорвал злость» на том, что по дороге из школы пнул ни в чем не виновную собаку, случайно подвернувшуюся под ноги. Собака, убегая от него, наткнулась на мирно шедшую по своим делам пенсионерку, которую и покусала. Потом, придя домой, подросток накричал на младшую сестренку. Та ему возразить не посмела, вместо этого она взяла куклу и злобно отодрала у нее голову. А ставшая невольной причиной всех этих бед учительница, быть может, и сама поставила подростку несправедливую отметку лишь потому, что пришла в класс «взвинченная» после неприятного разговора с директором школы (который, в свою очередь, «сорвался» на нее после выговора, полученного от чиновника из Комитета по образованию). Во всех этих действиях проявлялось замещение, в результате чего страдали невиновные. Еще один пример замещения – имеющаяся у некоторых школьников и студентов привычка злобно разрывать или сжигать свои тетради по нелюбимым предметам, как только сдан соответствующий экзамен. Близка к этому защитному механизму и сублимация – перевод неприемлемых (например, агрессивных) побуждений в приемлемую форму. В отличие от замещения, здесь меняется не сам объект, а способ взаимодействия с ним. Агрессивный человек может, например, заняться боксом, а имеющий склонность к риску – найти себя в экстремальных видах спорта. Или, скажем, девушка, страдающая неразделенной любовью, какое-то время пытается добиться внимания своего избранника, а потом, когда это не получается, вдруг «переключается» на то, что изливает свои чувства в стихах.
5. Проекция — приписывание окружающим того, чего не хочется замечать в себе. Скажем, завистливые люди обычно пребывают в убеждении, что все окружающие им завидуют, а агрессивные – считают, что все вокруг желают им зла, и вообще что весь мир настроен против них. Проекция проявляется в двух формах: либо как распространение собственных мыслей и чувств на других людей, либо как перенос на них ответственности за собственные неудачи. Например, школьник, плохо успевающий по какому-либо предмету, обычно пребывает в убеждении, что учитель сам посредственно знает этот предмет и не умеет его преподавать. Обостренное восприятие подростками недостатков других людей, несправедливостей в обществе – это, в значительной мере, отражение их не уверенности в себе и внутренних конфликтов. Когда нет гармонии в своем внутреннем мире, становишься очень чувствительным и к неладам в том, что тебя окружает. Это тоже действует проекция. Как сказано на сей счет в Библии, «и что ты смотришь на сучек в глазе брата своего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?» Если ты все время замечаешь в окружающих какие-то раздражающие тебя отрицательные качества – присмотрись внимательнее к себе! Не потому ли ты так чувствителен к этим качествам у других людей, что боишься признать их наличие у себя?
Интерпретация результатов.
Наиболее благоприятный результат – когда все показатели лежат в пределах 3 7 баллов. Это значит, что у тебя нет преобладающего защитного механизма: в разных ситуациях ты отдаешь предпочтение разным из них. Это гововит о том, что ты воспринимаешь действительность гибко, при необходимости можешь воспользоваться различными защитными механизмами, но не «сросся» с каким-либо из них. Опасность психологических защит в том, что какая-либо из них может стать устойчивым способом взаимодействия личности с собой и с миром. Если у тебя по какой-то из шкал получились баллы намного выше, чем по другим, то есть основания предполагать, что так и происходит. В таком случае о саморазвитии можно забыть: ведь защита не меняет реальность, а только искажает ее восприятие. По сути, часто прибегающий к психологической защите человек начинает жить в полувымышленном мире. Это чаще бывает у подростков с низкой самооценкой. Любую негативную информацию о себе они воспринимают как личную угрозу и реагируют на нее психологической защитой. А неприятные сведения чаще всего вообще не доходят до их сознания. Если же молодой человек обладает высокой самооценкой и уверен в себе, он обычно реагирует на критику более адекватно – ведь она не воспринимается им как угроза для своей личности в целом, а только свидетельствует о конкретных недостатках, которые можно и нужно исправлять. Ведь если человек знает о какой-то плохой своей черте, то вполне может работать над ее исправлением. Если же он приходит к убеждению, что у него плохо сразу все, – возникает только расстройство…
Следует помнить о том, что наиболее конструктивная реакция при столкновении с жизненными проблемами – сначала попытаться решить их (самостоятельно или с помощью окружающих). И только потом, если это оказалось невозможно, прибегать к защитным механизмам личности. Ведь любой защитный механизм, по своей сути, это не решение проблемы, а внутренний «уход» от нее.
Поделитесь с Вашими друзьями: |