Тема Акторы и участники политического процесса Понятийный аппарат



Скачать 83.29 Kb.
Дата22.04.2016
Размер83.29 Kb.
Тема 6. Акторы и участники политического процесса

Понятийный аппарат: политическое участие, политический актор, субъект политики, типы политического участие, политические элиты, элитология, политическое лидерство, политико-психологический портрет.

6.1. Методология изучения политического участия.

Существует две основных традиции в изучении политики: объективированный и субъективированный подходы. В первом случае речь идет об изучении внешних связей и отношений политики с другими сферами и сторонами общественной жизни. В рамках нашего курса с этим подходом мы познакомились в рамках тем по политическим системам и режимам. Второй же подход связан с изучением политики как «внутренней» структуры, при этом, как указывает А.Дектярев, внимание уделяется анализу политической активности социальных субъектов, которая проявляется в форме разработки идей, осуществления акций и деятельности институтов.

Следует отметить, что изучением субъективированного измерения политики занимаются несколько теоретических направлений. Например, теория рационального выбора, главным постулатом которой является представление о том, что «избиратели и политики - это субъекты, рационально преследующие цель максимальной выгоды или пользы», предполагает, что главным политическим субъектом является индивид. Политику создает человек разумный. Образование политической сферы, ее систем, институтов, имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет людям развивать и полнее реализовывать свои возможности мыслящего существа, свой внутренний потенциал. Это означает, что политические отношения складываются на основе персонально ориентированных и естественно повторяющихся единичных действий. Поведение людей составляет фактуру политики, как специфической стороны человеческого бытия, связанного с целедостижением. Индивид, как участник политики, это активная личность (субъект политики, политический актор), посредством исполнения политической роли (или ролей) добивающаяся достижения определенных и нужных ей целей. Группы людей образуют коллективные акторы. В политических отношениях группа может выступать за индивида (мы будем за него) и, наоборот, индивид – вместо группы (я отвечаю за них).

Политический акториндивид (группа, организация), осуществляющий конкретное политическое действие, субъект действия. В контексте данной лекции оба эти понятия используются как синонимы.

Характеристики политических акторов:

1) потенциал и статус (индивидуальные или коллективные акторы, наличие ресурсов и т.п.)

2) вид их действий (способы, формы и методы политической борьбы)

3) способ интеракций между ними (конфронтация, нейтральная, диалог, коалиция, компромисс и т.п.).

Внутренняя динамика политического процесса обладает специфическим механизмом. Эту сторону политической жизни американские ученые назвали политическая сцена, связав ее со сложным взаимодействием государственных и негосударственных институтов, групп и индивидов. В какой-нибудь ситуации именно анализ политической сцены позволяет увидеть как конкретно проявляют себя субпроцессы политики: государственное управление и гражданское давление, лидерство и партийное руководство (либо партийная стратегия и тактика), индивидуальное и групповое участие граждан.

6.2. Элиты как участники политического процесса.

Российский элитолок А.Магомедов писал, что на протяжении многих столетий неоспоримой аксиомой политической мысли было утверждение о том, что власть в обществе распределяется неравно. Традиция, которая представляет всю историю человечества как продукт деятельности избранного меньшинства, «героев», является наиболее древней парадигмой в социальных науках и называется элитизмом. История элитизма связана с именами ученых В. Парето и Г. Моски, благодаря которым в конце XIX—начале ХХ вв. изучение элиты вошло в политическую науку в качестве ее составной части. Существует огромное количество теорий элиты и еще больше эмпирических исследований в этой области. Это означает, что строгого и общепринятого определения элиты так и не сложилось. В соответствии с классической элитистской теорией власть в обществе принадлежит элите, а политический процесс является результатом взаимодействия элит. Главный критерий принадлежности к элите - избранность, которая понимается как особый социальный статус.

Г. Моска предложил т.н. теорию «политического класса» (работы: «Основы политической науки» и «История политических доктрин»). Он выдвинул идею о том, что в любом обществе есть правящий класс: политическое руководство и управление всегда осуществляется организованным меньшинством. Моска анализировал политическое господство политического класса на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). Он выделял две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая (аристократическая) тенденция, то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

В. Парето предложил т.н. «ценностный» подход. Под элитой он подразумевал наиболее сильных, энергичных, наиболее способных. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимости постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето, элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Иное обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Р. Михельс. Понятие массы (большинства) у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.

Сторонники функционального подхода основным критерием принадлежности к элите считают влияние на принятие решений. В рамках этого подхода элита представляет собой сообщество, занимающее высшие позиции в системе властных институтов и оказывающее приоритетное влияние на принятие важнейших решений. (Р. Миллс, Ф. Хантер, М. Паренти).

Во второй половине ХХ века сформировалась теория элитарного плюрализма. Ее сторонники (Р. Арон, Р. Даль, Дж. Сартори, Р. Дарендорф) сосредоточили свое внимание на проблеме политического лидерства. Они рассматривали лидерство в обществе не как прерогативу одной монолитной и сплоченной группы элит, но как господство различных элитных групп, между которыми устанавливается сложная система взаимоотношений и взаимодействия.



Если попытаться определить, что же такое элита, то нужно отметить, что:

  1. Элита – необходимый элемент социальной структуры общества. Элита противопоставляется «массам».

  2. Основная функция элиты - управлениие обществом.

  3. Члены (политической) элиты обладают определенным набором социальных и психологических качеств, как то: доступ к власти, богатство, знания, профессиональные умения, социальное положение.

  4. Члены элиты являются самостоятельными субъектами персонифицированного социального действия.

  5. Элита (или элиты) представляют собой референтную группу как для индивидуальных представителей элиты, так и для внеэлитных групп. Иными словами, совокупность качеств, присущих элите, составляет ценностный образ, на который ориентируются как сами представители элиты, так и другие члены общества.

  6. Представители элиты занимают высшие уровни социальных иерархий.

  7. Элита общества (страны) представляет собой сложно структурированное социальное образование, составленное из различных групп элиты (элит).

6.3. Политическое лидерство

Политическое лидерство – это процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц. Оно основано на способности политического лидера:



  • понимать мотивы деятельности различных социальных групп;

  • учитывать их интересы при осуществлении политического курса;

  • воздействовать на основных политических акторов;

  • убеждать людей.

Иными словами, это личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского (“leader”) означает «ведущий», «руководящий».

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.



3. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.)


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница