Тема: Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики



Дата24.04.2016
Размер178 Kb.


Из опыта работы

Учителя математики
Горшковой Лидии Ивановны
Тема: Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

как средство повышения интереса к предмету, повышения качества знаний


Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ № 13 Горшковой Л.И.
Интерпретация опыта
Сущность опыта:

Применение различных форм и приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса к предмету, повышения качества знаний.


Актуальность:

Происходящие в обществе социально – экономические изменения предъявляют к школе совершенно новые требования. Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В свободной школе, к которой мы идём, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности в условиях гуманизации образования, существующая теория и технология должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, личности саморазвивающейся и самореализующейся. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Выпускники должны быть социально активными, а так же ответственными людьми, обладающими определённым жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.

Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Данный опыт отвечает социальному заказу на общественно-активную творческую личность.
Научно методическое обоснование опыта:

В основе опыта лежит творческий подход к организации учебного процесса, изучение интересов школьников. Мне кажется, что данная концепция может дать учащимся необходимые практические знания и умения, и сформировать у школьников необходимый общеобразовательный уровень культуры.

Изучив работы А.А. Гин « Приёмы педагогической техники», С.В. Кульцевич, Т.П. Лакоцениной «Современный урок», В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики», Т.Д. Гавриловой «Занимательная математика» я пришла к выводу, что нужно использовать различные приёмы, методы, чтобы повысить интерес к предмету, повысить качество обучения.
Уровень творческой новизны:

Проблемно – поисковый уровень. Определился умением самостоятельно найти и сформировать проблему в привычной и нетипичной ситуации.


Условия, в которых создавался опыт:

7 «а» класс – класс обычного обучения, ученики активные, любознательные. В основу работы положено дифференцированное и разноуровневое обучение. Уроки проходят интересно, эффективно, в классе царит атмосфера доброжелательности и уважения. Для различных учащихся характерна разная степень или интенсивность их активного познания. Однако учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Как сделать так, чтобы каждый учился с желанием, занимаясь «по силам». Для этого и используются активные формы работы.


Длительность функционирования опыта: 3 года.
Динамика становления и перспективы развития опыта:

Становление происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы, апробирования известных методик и своего опыта. На предварительном этапе учитель проводит диагностику обученности школьников, разрабатывает задания для выявления уровня усвоения знаний. Ведёт наблюдения за степенью познавательной активности учащихся.

Изучался уровень развития логического мышления у школьников – 5 класса, анализировалась и в соответствии с условиями корректировалась имеющаяся научно – методическая база по данному вопросу.

Начала работать по данной теме в 2008 году. Первый год наблюдала за учениками, выявляла и делила учащихся по степени познавательности. Второй год разрабатывала требования к разным уровням познавательной активности, подбирала материал применительно к каждому уровню и начала работу по разным уровням. В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме.


Результативность:

Прежде всего результат выражается в повышении интереса к изучаемому предмету, практически отсутствуют пропуски занятий. Дети раскрепощаются в процессе обучения, идёт развитие творческих способностей школьников. С желанием участвуют во внеурочных мероприятиях. Повышается успеваемость и качество обучения.


Трудоёмкость опыта:

Заключается в поисках дополнительной методической литературы при подготовке к урокам. Надо разрабатывать и печать много карточек-заданий. Все затраты несла сама. Требуется много бумаги для печатания карточек.


Доступность опыта:

Опыт позволяет любому учителю дать возможность проводить занятия более живо, интересно, результативно и может использоваться на разных предметах.


Педагогическое кредо учителя
Под образованием в настоящее время понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определённого ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Обеспечить учащихся необходимыми знаниями и умениями, развить творческий потенциал ребёнка, усилить познавательную и исследовательскую активность учащихся, подготовить детей к жизни.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Математика является основой для изучения всех предметов естественнонаучного цикла. В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыков. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Урок, проведённый с наглядными и техническими средствами, ярче, богаче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используются на уроках дидактические игры.

Я бы хотела, чтобы современный ученик учился с интересом, умел самостоятельно добывать знания, смог адаптироваться в современном обществе.

Учитель должен быть компетентным в содержании своего предмета, методологии обучения, демократичным, понимающим ученика. Строить работу на основе мотивации учащихся.




Система работы учителя



Технология описания опыта.
Цель моего опыта активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики, вызывая интерес к предмету.

Принцип активности учащегося был и остаётся одним из основных в обучении. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Степень познавательной активности у учащихся различна. Одни дети пассивно принимают знания, другие включаются в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, а для кого–то активная позиция в учебном процессе стала привычной нормой. Учителю необходимо работать со всеми детьми. В данной работе я предлагаю некоторые приёмы развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в зависимости возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.

Все предложенные приёмы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана самой.

В пятых – шестых классах очень важно не только дать детям твердые знания по математике, но и не отпугнуть школьников холодной строгостью этого предмета, увлечь их этим предметом. Для того, чтобы привить пятиклассникам интерес к математике и охоту к занятиям ею, то занимательные элементы того или иного типа могут присутствовать на каждом уроке.

Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить ребят на работу ? Можно проводить оргмомент в виде математической зарядки.

Заранее готовятся несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других – неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочерёдно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определённое движение. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперёд.

Зарядка может состоять из 2 – 3 упражнений и проводиться по разным темам.

По теме «Делители и кратные» можно предложить следующие упражнения.

Первое упражнение. Правильный ответ – руки вперёд, неправильный ответ – руки вверх.



; ; ; ; 6 : 2 = 3; 7 + 0,5 = 0,75.

Второе упражнение. Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ – поворот направо, неправильный – поворот налево.

2 – делитель 222; 1 имеет один делитель; 15 кратно 10; любое число кратно 1.
Для разминки можно проводить игру «Хлопушка».

1. Учащиеся хлопают, если названа неправильная дробь:



; ; ; ; ; ; ; ; .

2. Хлопок соответствует смешанному числу:



; 5; ; ; ; ; ; ; ; .

Отработке вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка». Из четырёх предложенных на рыбках примеров ребята I варианта «вылавливают» примеры с ответом, например 5, а учащиеся II варианта отбирают примеры с ответом, например 6.



Эстафета.

Эта форма работы очень эффективна в начале уроке, когда надо быстро перестроить мысли учащихся на рабочий лад, или повторить определённую тему, или оценить степень усвоения того или иного материала. Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительный, причём самого разного уровня сложности, а также включать вопросы нематематического характера, это делает эстафету ещё более привлекательной для ребят. Количество заданий в одной эстафете может быть разным, но оптимально 5 – 7 заданий.

При подборе материала руководствоваться следует и уровнем подготовки класса. Учитель предлагает ученикам задания, которые надо выполнить, но не по порядку, а следующим образом: сначала всегда выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т. д. окончательный ответ, записанный на листочке, ученик молча показывает учителю.

Первым трём ученикам, показавшим правильные ответы, можно поставить оценку «5». После этого к доске пригласить одного из учеников, успешно справившихся с эстафетой, который и объяснит классу, как он это сделал. При первом знакомстве с этой формой работы учитель должен объяснить учащимся её правила.


5 класс

1. Сколько из следующих чисел уменьшится, если их прочитать справа налево: 123, 571, 318, 105, 706 ?

2. Вычислите 120 : 10 – 8.

3. 60 – это сколько процентов от 30 ?

4. Получив 2000 рублей, я уже по дороге домой израсходовала 1900 рублей. Сколько процентов своей зарплаты я принесла домой ?

5. Решите уравнение 2х – 1 = 5.

Ответ: 200 %.

6 класс
1. Решите уравнение 3х – 1 = 11.

2. Найдите наименьшее общее кратное чисел 10 и 5.

3. Найдите наибольший общий делитель чисел 35 и 15.

4. Вычислите 0,17 + 2,83.

5. Найдите среднее арифметическое чисел 1; 2 и 3.

Ответ: 10.
7 класс

1. Вычислите .

2. Решите уравнение .

3. Укажите положительный корень уравнения .

4. Найдите натуральный корень уравнения .

5. Сколько заданий предлагают обычно в сказках претендентам на руку принцессы ?

Ответ: +- 3.

Поиск закономерности.

Учитель предлагает учащимся найти закономерность в следующих рядах чисел и дописать по 2 числа в каждом ряду:

1) 2; 4; 6; 8; … 2) 1; 10; 100; 1000; … 3) 1; 3; 5; 7; …

4) 1; 2; 4; 8; … 5) 1; 4; 7; 10;…


Творческая работа.

Учитель предлагает ученикам придумать задачу, которую можно решить с помощью уравнений: а) х + 2х = 18; б) х + х + 2 = 50; в) 3х – х = 8.


Викторина.

1. На какое число надо разделить 8, чтобы получить 2 ?

2. Когда делимое и частное равны между собой ?

3. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек ?

4. Блокнот с обложкой стоит 11 рублей. Сам блокнот на 10 рублей дороже обложки. Сколько стоит блокнот и сколько стоит обложка ?

5. Сколько будет трижды сорок и пять ?

6. К данному трёхзначному числу дважды приписали точно такое же число и полученное число разделили на данное. Назовите частное.

7. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей ?

8. Вычислить 5 + 10 + 15 + 20 + 25 + … + 100.

9. Когда произведение двух чисел равно их частному ?

10. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3; 12 ?
Заполни таблицу.

В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали и горизонтали была равна 100.




23

41
















34

19


«Магические» квадраты.

« Магическим» квадратом обычно называют квадратную таблицу, построенную из чисел или выражений таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равны одному и тому же числу (выражению), называемому «магической» суммой.

а) б)

0

1

2




а2

3b2

-4a2

3

1

- 1

b2 – 6a2

b2 – a2

b2 + 4a2

0

1

2

2b2 + 2a2

- b2 – 2a2

2b2 – 3a2

Составление «магических» квадратов имеет чётко выраженный игровой характер и вызывает большой интерес у учащихся.


Математическое лото.

Учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже выдаётся учащимся. На карточках записаны задания. На большой карте даны ответы к заданиям. Ученик выполняет задание на карточке и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертёж, букву. Учитель, проходя по рядам, определяет результаты работы.






































7,86х + 2,14х, если х = 0,02
















7,86х – 2,86х, если х = 0,4

13,56х + 6,44х, если х = 0,6




Большая карта


7

24

36

2

22,4

12

Круговые задания.

Эту игру можно проводить как эстафету. В одну команду входят все ученики, сидящие на первых партах, во вторую – сидящие на вторых партах и

т. д.

Учитель готовит 15 карточек, если в ряду 5 парт, на каждой карточке написано 5 заданий. Ученики одной парты получают карточку и решают по одному заданию. После этого передают карточку на соседнюю парту игрокам той же команды. Получается, что первые парты обмениваются своими карточками, вторые своими и т. д. Решивший задание записывает карандашом ответ и ставит свою фамилию. Получается, что в одной горизонтали парт каждый ученик решает три задания. Выигрывает та команда, ученики которой раньше всех решат все задания. Круговые задания позволяют ребятам осуществлять самоконтроль.



Математическое домино – состоит из 12 – 30 карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой ответ к другому заданию. Математическое домино строится по принципу круговых примеров.
Карточки обратной связи – состоит из пяти – шести планшетов из прозрачной плёнки, соединённые вместе в книжку, куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.
Очень помогают активизировать учащихся во время урока быстрые диктанты. От обычных математических диктантов их отличают три особенности. Первая – задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень лёгкие, потом всё сложнее и сложнее. Второе отличие – изменяющийся темп диктанта. Сначала он медленный, затем убыстряется. Третья особенность – одновременно с классом у доски работают два ученика. Это даёт возможность ученикам проверить свои ответы.

При изучении темы «Координатная плоскость» использую карточки на построение различных рисунков по заданным координатам. Каждому ученику выдаётся две карточки. Одна с заданием, т. е. с перечнем координат, а другая – с рисунком. Но рисунки не соответствуют заданию. Дети делают свои рисунки в соответствии с полученным набором точек, а готовым рисунком пользуются при проверке работы товарища. Карточки с рисунком можно также использовать при нахождении координат точек.

При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда учитель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учащихся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требуют также игра «в небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом.

Задача учителя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся.

Важно будоражить ребят, заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновать выводы, но если они неверны, поправить. В проведение уроков включаются технические диктанты.



Математические турниры.

Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда учащиеся уже немного устали. На проведение турнира отводится 15 – 20 минут. Класс делится на две команды. Каждой команде предлагаются две – три несложные задачи или пять – шесть примеров.

Через определённое время (6 – 8 минут) каждый ученик должен записать в тетрадь решение задач или примеров своей команды и уметь их объяснить. Допускаются консультации внутри команды. Затем начинается турнир.

Капитан первой команды называет учеников из второй команды. Первая пара названных учеников обмениваются задачами или примерами своей команды (по выбору), идёт к доске и начинает решение. Можно сразу вызвать три пары. По окончанию объяснений к доске идут следующие пары и т. д.

Побеждает та команда, которая правильно решит объяснит большее количество задач или примеров другой команды. За ответами следят все ученики.
«Мозговые атаки», «аукционы идей», пресс–конференции, уроки– конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады активизируют деятельность учащихся на уроке.

Бит - урок.

Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество бит - урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.



Урок – аукцион.

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.


«Мозговая атака».

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончанию отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются предложения и команды меняются ролями. Предоставляется учащимся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к учителю, но и делает обучение «комфортным».


Урок типа «Что ? Где ? Когда ?»

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово учителя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются орбиты.

4. Игра «Что ? Где ? Когда ?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово учителя.


Уроки – деловые игры.

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.



Урок – экскурсия.

Или заочное путешествие (может очное).

План проведения.

1. Сообщение темы.

2. Вступительное слово ведущего.

3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

5. Подарки и сувениры на память.


Уроки типа КВН.

1. Приветствие команд.

2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

3. Домашнее задание.

4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.

5. Задания капитанам команд (по карточкам).

6. Подведение итогов.
Урок «за круглым столом».

Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
Урок семинар.

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итого урока, и нацеливает учащихся на подготовку к уроку – зачету по данной теме.


Урок – зачет.

Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами выступают свободные от уроков преподаватели. Второй - экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце каждого урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.


Интегрированные уроки.

Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по математике, физике, информатике и т.д.


Урок – лекция.

Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции нежелательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть монологичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся. Например, лекция по теме «Декартовы координаты в пространстве»:

1. Введение декартовых координат на плоскости.

2. Введение декартовых координат в пространстве.

3. Жизнь и деятельность Р. Декарта (учащиеся).

4. Формула расстояния между двумя точками.

5. Формулы координат середины отрезка.

6. Преобразование фигур в пространстве.

7. Использование декартовых координат в других науках.
Использование учащихся для контроля.

Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записываются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания, оценивают работы после математического диктанта, самостоятельной работы, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами повышают интерес и познавательную активность учащихся.


Математический бой; уроки взаимоконтроля и т.д.
Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Игровые моменты. Обязательны игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. Их можно применять в пятом классе, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение, и дети смогут более продуктивно работать дальше.
Игровые приёмы. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнений, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, группы игр на обобщение предметов по определённым признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

Использование игровых приёмов – забота каждого учителя. Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.
Игровые формы. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Интеллектуальная игра – эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьёзные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок игровых приёмов и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Игровые формы занятий обеспечивают активное участи в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Игра – самостоятельный вид развивающей деятельности детей разных возрастов, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношения людей. Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.

Игра всё ещё имеет большое значение в жизни учащихся и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для ученика. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Ряд учёных рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

Познавательная активность отражает определённый интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширению кругозора.


Причины низкой активности школьников:

- утомление в результате однотипной работы;

- учебный материал слишком сложен и непонятен ученикам;

- учитель предъявляет слишком жесткие требования, у детей возникает чувство страха;

- нет занимательности в изучаемом материале;

- нет проблемности в подаче учебного материала;

- материал слишком легкий для учащихся;

- неудачные речевые выражения учителя, которые способствуют снижению у школьников учебной мотивации.


Методы заинтересованности на протяжении всего урока:

- материал подавался проблемно;

- были подобраны занимательные факты, вызывающие интерес у учащихся;

- учитель использовал смену видов деятельности;

- использовал игровые методы, состязательность;

- поощрял учащихся при возникновении неудач и трудностей, помогал тем, кто не справлялся с работой;

- поощрял проявление интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся;

- предлагал достаточно трудные, но посильные задания;

- оценивал ответы учеников, подчеркивал, что у них лучше;

- показывал конкретные и доступные для учащихся пути улучшения учебных результатов;

- удачные речевые выражения учителя, которые способствовали поддержанию учебной мотивации.
Литература:
1. Ю.К. Бабанский Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва «Просвещение» 1985

2. Т.Д. Гаврилова Занимательная математика. Волгоград «Учитель» 2003

3. А.А. Гин Приёмы педагогической техники. Луганск «Учебная книга» 2006

4. В.Г. Коваленко Дидактические игры на уроках математики. Москва «Просвещение» 1990

5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок. Ростов-на-Дону «Учитель» 2005

6. С.С. Татарченкова Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург «Каро» 2005



7. В.В. Шоган Технология личностно ориентированного урока. Ростов-на-Дону «Учитель» 2003


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница