Тема. А. С. Пушкин. Светлая грусть в стихотворениях о любви



Скачать 136,58 Kb.
Дата27.04.2016
Размер136,58 Kb.
ТипУрок
Урок русской литературы в 9 классе

Учитель Анисимкина Л.А.


Тема. А.С.Пушкин. Светлая грусть

в стихотворениях о любви.



Цель :

- познакомить учащихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина;

- показать поэтическое мастерство поэта;

- проследить связь литературы с музыкой, дать понятие романса;

-развивать навыки выразительного чтения лирических произведений;

- запкрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся как исследование и анализ лирического произведения;

- повысить познавательный интерес к творчеству поэта;

- учить овладению искусством общения;

- развивать коммуникативные навыки сотрудничества.
Педагогическая инструментировка (оборудование):

1.Портрет А.С.Пушкина.

2. Презентации по теме «Любовная лирика А.Пушкина».

3.Портрет М.И.Глинки.

4.Аудиозаписи романсов «Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил».

Ход урока

І. Организация класса.

ІІ. Объявление темы, поставновка целей урока.

. -  Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Осмыслим, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. Будем продолжать учиться анализировать поэтический текст; развивать умение выразительно читать, сделаем выводы : почему у Пушкина поэзия и любовь - родные сестры? Какой женский образ воспевал поэт? Нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта. Главное для нас - за событиями жизни – понять Поэзию.


ІІІ. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом

Любви все возрасты покорны,

Её порывы благотворны…

А.С.Пушкин

Любовь – воздушней нету чувства,

Кто испытал ее, тот знает,

Что это высшее искусство,

Оно ведет и окрыляет!

Любовь – божественное чувство,

С ней не страшна печаль, тревога,

С ней не бывает в мире пусто,

Мы выходим в мир с любовью Бога!

- Что же такое ЛЮБОВЬ ?

«Любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения»
(Словарь С.И.Ожегова).

Все лучшее, что было создано человечеством, было вызвано к жизни любовью.

Влюбчивый поэт, увлекающийся до беспамятства, оставил множество любовных стихотворений. Судить по ним о его действительных увлечениях трудно, мы же попробуем сгруппировать их по периодам жизни.

Итак, готовясь к уроку, каждая группа получила задание подготовить проект. Сейчас слово первой группе.:



2. Защита проекта 1 группой, чтение стихотворения«Я помню чудное мгновенье...».
Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал… («Руслан и Людмила»)

-  Перевернем страницы прошлого и вспомним имена женщин, которые вдохновляли великого поэта в разные этапы его жизни :

Екатерина Бакунина, Анна Керн, Мария Раевская, Анна Оленина, Елизавета Воронцова, Наталья Гончарова…

Перед вами адресаты любовной лирики Пушкина. Знакомство с ними мы начнём с Анны Петровны Керн.

Анна Петровна Керн (1800-1879) – дочь помещика П.М.Полторацкого и Е.И.Вульф. В 16 лет была выдана замуж за 52-летнего генерала Е.Ф.Керна. Пушкин впервые встретился с Анной Керн в доме президента Академии Художеств Оленина. «Позволительно ли быть такой прелестною?!» - сказал он, увидев юную жену пожилого генерала Керна. Семейная жизнь Анны Петровны была настолько неудачной, что она решилась уйти от мужа, вызвав тем самым множество толков. Её следующая встреча с Пушкиным произошла через 6 лет, летом 1825 года. Поэт в то время был в Михайловском, а Керн приехала погостить к своей тётушке в соседнее поместье Тригорское.

Перед вами рукопись Пушкина, которую он подарил перед расстованием Анне Керн.   Одним из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений является это послание «Я помню чудное мгновенье...»

Чиение стихотворения учащимися. Его анализ.

- На сколько равных частей делится стихотворение? (на 3 по 2е строфы)


-  Прочитайте выразительно первую строфу послания. О чем она? (Воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности)
-  Слово «гений» во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ». Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, отсутствуют портретные штрихи Керн, а лишь обобщенный образ - «гений чистой красоты».
-  Какую роль играет эпитет «чистой»?
(Вызывает ассоциации с одухотворенными образами Мадонн, молодых матерей; внутренняя красота)
-  Прочитайте второю строфу. О каком периоде жизни поэта говорится? (О жизни в Петербурге)
-  Отметьте черты, характеризующие женский образ. ( «голос нежный», «милые черты»)
-   О чем последующие две строфы? (Поэтический рассказ о жизненных испытаниях)
-  Как меняется настроение стихотворения?
(Период южной ссылки; говорит о мраке заточения Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши; жизнь словно замерла, утратила свою поэзию - наступила душевная спячка)
-   Какие слова символизируют полноту, яркость чувств, светлую сторону бытия? (божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь)
-  Все это противопоставляется чему? (мраку заточения)
- Какие повторы стихотворения подчеркивают удаление любви? («милые черты» стали «небесными»)
-  Как звучат две последние строфы стихотворения? ( Звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни; как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты)
-  Итак, есть ли в послании реальный образ А.П.Керн? Почему же Пушкин, умевший несколькими словами создать запоминающийся образ человека, в данном случае отступил от выработанных ими же приемов? ( Поэт не стремился нарисовать образ красавицы, поэт доверительно, взволнованно рассказал о своих чувствах к женщине. Образ женщины идеальный, чистый, неземной)

Это стихотворение необыкновенно музыкально. Сам Пушкин считал, что

« из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия». Вообще музыкальность является характерной особенностью лирики Пушкина. Многие его стихотворения были положены на музыку, стали романсами.
3.Сообщение ученика об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье…». Слушание романса.

Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Содержание и музыкальная выразительность романса обычно сложнее, чем в песнях. Тексты романсов разнообразны. Большое развитие романс получил в 19-20 веках.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) был современником Пушкина, с которым познакомился ещё в годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге.

Звучит романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» ( отрывок; презентация с музыкальным сопровождением)

- Понравился ли вам романс?

- Смог ли М.И.Глинка воспроизвести в музыке своего романса торжественный взлёт радости и восторга?

Вывод:

Поэт и композитор воздвигли «памятник нерукотворный» на все времена во славу «чудного мгновенья» любви. В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.



4.Стихотворение «На холмах Грузии»

Сообщение ученика о М.Н.Волконской.

Выразительное чтение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

Стихотворение посвящено Марии Волконской.

Волконская Мария Николаевна – дочь генерала Раевского. Пушкин был знаком с семьёй Раевских ещё по Петербургу, встречался с ними в Киеве, Екатеринославе и особенно сблизился во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму. За эти годы между Пушкиным и Раевской установились дружеские отношения. Общение их продолжалось в Одессе и Кишинёве. Последняя их встреча произошла в Москве, накануне отъезда Марии Волконской в Сибирь к сосланному мужу. Некоторые исследователи творчества Пушкина видели в Волконской предмет «утаённой любви» поэта, который посвятил ей такие строки:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

- Какое чувство осталось после прочтения произведения? Каким настроением, чувством оно проникнуто? (Грустью. печалью)



- Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).

- Какова роль пейзажа? (он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя). Бросается в глаза. что между описанием природы и остальной частью стихотворения нет никакой логической связи. Однако если мы попробуем отбросить пейзаж и начнём читать стихотворение с 3-го стиха (“Мне грустно и легко; печаль моя светла…”). то сразу станет ясно. что пейзаж подготавливает читателя к восприятию следующих строк…

Любовная тема прояснилась. Каков характер любовного чувства? Вдумаемся в сказуемые. выражающие эмоции: грустно. легко. светла … Все сказуемые здесь выполняют функцию эпитетов. Давайте выпишем в тетрадь синонимы-существительные в порядке возрастания чувства.

Грусть – чувство печали. уныния.

Печаль – чувство грусти. скорби. состояние душевной горечи.

Уныние – безнадёжная печаль. гнетущая скука.

- Что выявляют повторы и синонимы? (глубину переживания лирического героя).

У каждого из нас, наверное, были в жизни моменты. когда было очень трудно выразить своё состояние души. Вот и в душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (любовь – это радость. счастье). Почему грусть? (любовь неразделённая).

- Определите стихотворный размер. (6 и 4-х стопный ямб).Какой поэтический смысл придаёт ему длинная многостопная строка?

- Что вы можете сказать о цветописи? Как изменяется колорит в произведении? («Ночная мгла» – «печаль светла» – «сердце горит»). Какой поэтический смысл при этом выявляется?

- Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

Можно ли отнести его слова к стихотворению «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»? Почему?
- А чем вызвана грусть лирического героя? (Под влиянием воспоминаний вновь вспыхнуло чувство любви. Лирический герой мысленно оглядывается на прожитые годы и с грустью думает о том, что многое изменилось. (Чувствуется ностальгия по прошлому…)

- Можно ли на основе сказанного определить жанр произведения? (Да. перед нами элегия)

- Как признаки этого жанра обнаруживают себя в строке. которой я назвала наш урок: “Печаль моя полна тобою…”. (По словарю С.И.Ожегова: элегия – лирическое стихотворение. проникнутое грустью. В этой строке. написанной четырёхстопным ямбом. переданы состояние души. грусть лирического героя.)

- Попробуйте заменить эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)



5.Стихотворение «Я Вас любил…»

Чтение стихотворения




Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,


То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
1829

Стихотворение посвязщено Анне Олениной.

Сообщение ученика об А.А.Олениной.

Выразительное чтение стихотворения « Я вас любил…».
Анна Алексеевна Оленина - дочь президента Академии Художеств.

В мае 1827 года Пушкин приезжает в Петербург и сразу же восстанавливает свои связи с домом Олениных, где его принимают гостеприимно и дружелюбно. Увлечение Пушкина Аннет Олениной было серьезным. Пушкин имел с Олениной "тайные свидания" в летнем саду, навещал её в загородном имении Олениных - Приютино. В летние дни 1828 года, когда Пушкин самым серьёзным образом подумывал о браке с Олениной, её отец узнаёт о решении Государственного Совета учредить за Пушкиным секретный надзор. Его вывод однозначен: Аннет, его дочь не может быть женою опального поэта. Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. А стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Оно поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания, в которой нет и намека на чувство обманутого собственника:

Я вас любил, любовь еще, быть может,    

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «…дай вам Бог любимой быть другим…»

Анализ стихотворения « Я вас любил…».

- Чем поражает это стихотворение?

- В чём сила любви лирического героя?

- Как меняется характер лирического переживания по ходу текста?

- Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «я вас любил»?

- С какой интонацией можно прочитать её каждый раз?

- Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблён в прошедшем времени?

- Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

- В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Почему?

Слушание романса.

Вывод:

Каждое стихотворение Пушкина о любви содержит огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовная лирика стала школой истинной гуманности.


6.Работа над стихотворением «Мадонна»

Сообщение ученика о Н.Н.Гончаровой.
Наталье Николаевне Гончаровой минуло только 16 лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года.

Наталья Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта.

Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо и проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему напрямик не отказали, но велели повременить, так как дочь еще слишком молода. Отчаявшись, Пушкин в ту же ночь, в мае 1829 года, уехал в действующую армию на Кавказ, где шла война России с Турцией.

Вернувшись в сентябре, Пушкин спешит к Гончаровой, но Наталья принимает его холодно и безразлично, так что поэт, потеряв всякую надежду, отправляется в Петербург.

В марте он едет в Москву, а в апреле 1830 года вновь делает предложение и на этот раз получает согласие родителей. 6 мая состоялась помолвка.

Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из-за отсутствия приданного, то из-за неустроенности его материальных дел, по которым он ездил в Болдино, то из-за вспыхнувшей холеры, задержавшей его возвращение в Москву. И только 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.


Красота Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами. Но, как известно, А.С.Пушкина больше всего поражало сходство его избранницы с изображением мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Обратите внимание на её портрет. Она действительно прекрасна! Идеал жены у Пушкина был весьма определённым – то был идеал мадонны, но при том не простой, а великосветской мадонны.
Выразительное чтение стихотворения «Мадонна».
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона..

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец.


Анализ стихотворения «Мадонна».

- Обратите внимание на форму этого стихотворения. (Количество строф, рифмовка – это сонет). Вспомните, что это за жанр?

-Главные в смысловом отношении слова поэты обычно выносят в конец строки и закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова во втором трёхстишии. (Творец, образец, Мадонна.)

- Какую цель ставил перед собой поэт, обожествляя любимую?

- Как выражает поэт свой идеал счастья в стихотворении «Мадонна»?
Учитель.

И современники, и потомки до сих пор ведут споры о роли Н.Н.Гончаровой в жизни А.С.Пушкина: её обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, видят в ней то «погубительницу», то ангела-хранителя.

Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь…

(24 февраля 1831 года.)

За 6 лет, которые они провели вместе,- четверо детей, дом, семья.

Перед смертью Пушкин скажет: «Жена моя – ангел».

        Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его  Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку…

        Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина».



IV.Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы говорили о любовной лирике поэта и о её адресатах; назвали всего четыре имени, на самом деле их гораздо больше. Но я надеюсь, что у вас не создалось впечатление о Пушкине, как о человеке ветреном, не способном на глубокое искреннее чувство. Ведь это совсем не так. Даже современники и возлюбленные поэта это понимали. Одна из них, М.Н.Волконская, писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

Не забывайте о том, что истинная возлюбленная в жизни каждого поэта – это Муза, покровительница его творческого гения.
Женщина для Пушкина прежде всего предмет поклонения, источник вечной красоты, гармонии, поэтического вдохновения, совершенство, идеал:

В своих стихотворениях Пушкин воспевает женственно-земные стороны любви, все настойчивее стремится к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих произведениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.



V. Домашнее задание.

Читать стихотворение «Талисман». Анализировать его.



Одно из стихотворений любвовной лирики А.С.Пушкина выучить наизусть.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница