Тема 8 Психологическая готовность дошкольника к школе



Скачать 75.35 Kb.
Дата01.06.2016
Размер75.35 Kb.
Тема 8 Психологическая готовность дошкольника к школе.

Особенности формирования личности в младшем школьном возрасте. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Кризис начального школьного обучения. Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Проблема адаптации к школе. Трудности начального периода обучения. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

Особенности формирования личности в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – 6,5 – 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I - IVклассы) современной школы.

Сензитивный период для развития памяти и воли.

Развивается самооценка, происходит дифференциация по биологическим параметрам.



По Фрейду – латентная стадия, Пиаже – стадия конкретных операций, возникновение логического рассудка.

Восприятие – девочки – аналитическое, мальчики – синтетическое или 2 в 1, начинает доминировать ведущий анализатор (визуал, кинестетик, аудиал).

Внимание – произвольное (удержание внимания благодаря волевым умениям и высокой мотивации).

Мышление – 1,2 кл. преобладает наглядно-образное и формируется словесно-логическое, которое к 10 годам становится ведущим.

Память – механическая, развивается логическая.

Речь – до 25 000 слов, увеличивается сложность построения предложений, приучение к выстраиванию монолога.

Чувства – укрепляется гомогенная дружба, воспитывается чувство патриотизма, чувство соперничества.

Воля - формируется.

Условия формирования личности: учитель, личностные особенности, сверстники, семья.

От результатов учебной деятельности зависит самооценка и формирование личности. От успешной учебной деятельности и личностных достижений формируется чувство компетентности. Большое значение в формировании личности на данном этапе имеет положительные взаимоотношения со сверстниками, но ведущую роль в формировании самооценки играет учитель.

Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажении в развитии других. 2 аспекта психологической готовности – личностная (мотивационная) и интеллектуальная. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.



Личностная готовность. Новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее, переход от внешних атрибутов (красивые портфели, пеналы) к потребности новых впечатлений, желание приобрести новых друзей, и лишь затем желание учиться, узнавать что-то новое, получать похвалу за отметки. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

О личностной готовности к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом, тестирования. Важно определение какой мотив преобладает у ребенка – познавательный (сказка) или игровой (игра), также определение сформированности произвольности (насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, а также способность самостоятельно выполнять задание).



Кризис начального школьного обучения.

Связан с принятием новой социальной роли школьника. Происходит переоценка ценностей, что было раньше значимо, теперь второстепенно.

В 1 классе у ребенка появляются трудности:

- сложно сидеть в одной и той же позе;

- сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя;

- сложно делать то, что требуют.

При благоприятном исходе и правильной позиции родителей, кризис постепенно угасает.

Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению.

Достаточно высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Готовность к школе определяется не только умением читать, писать, считать, но и психологическими особенностями:

- личностная готовность (принять позицию школьника);

- интеллектуальная готовность (наличие кругозора и необходимое развитие познавательных процессов);

- эмоционально-волевая готовность (ставить цель, принимать решение);

- социально-психологическая готовность (нравственные и коммуникационный способности).



Интеллектуально готов: ориентируется в новой обстановке, имеет запас знаний, спгособен обобщать, сравнивать, классифицировать; развита память (образная, слуховая, механическая), произвольное внимание.

Мотивационно готов: наличие внутреннего мотива получать знания, любознательность, отношение к школе, обучению, учителю, наличие различных форм общения со взрослыми, социализация.

Волевые качества: ставить цель и принимать решение, удерживать внимание 1-15 минут, переключатся с одного вида деятельности на другой.

Определяется тестированием. Результаты зависят еще и от настроения ребенка и его самочувствия. Неадекватным является мотив, когда ребенок хочет в школу, чтобы поиграть, к детям, носит игрушки.



Проблема адаптации к школе.

Дети возраста 6,5 лет, еще не ориентированы на общественные формы поведения в школе. Не удовлетворяется ведущий на этот возраст вид деятельности – сюжетно-ролевая игра, т.к. дети находятся в школе. Возникают социальные и личностные проблемы, риск невроза.

Адаптационный период длится от 6 мес. до 1 года.

Учебная деятельность по своей сути коллективная. Ученики должны научится деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать друг с другом, выполняя совместные учебные действия.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Трудности начального периода обучения.

В самом начале обучения (после 2 недель), первые неуспехи, приводят к падению интереса к школе. Возникает несоответствие занимаемой позиции со своими желаниями. Успеваемость падает. Родители некоторые усугубляют, стараясь больше заниматься, это приводит к внутреннему дискомфорту у ребенка, а внешне появляются капризы, упрямство, негативизм.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, перебивая, не поднимая руки, делятся своими впечатлениями и чувствами с учителем. Имея завышенную самооценку, они обижаются на учителя.

Интеллектуальная неготовность может привести к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя, и следовательно к низким оценкам. Это в свою очередь сказывается на мотивации – то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность в учебной деятельности.



Нарушения в личностном развитии: тревожность, демонстративность, «уход от реальности».

Тревожность возникает при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей – обилии замечаний, упреков, и т.п. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.

Демонстративность связана с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих, может возникнуть негативистическая демонстративность – когда внимание достигается нарушениями поведения, агрессией.

Уход от реальности – когда демонстративность сочетается с тревожностью, т.е. потребность во внимании не может реализоваться из-за тревожности, эти дети малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, тихо сидят на уроке и «витают в облаках», фантазируют, выпадая из учебного процесса.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

При благоприятном исходе и правильной позиции родителей, адаптация проходит успешно, кризис постепенно угасает.

Происходит постепенное осознавание ребенком соответствия своих расширяющихся возможностей и школьных требований, создается полноценная мотивация, первые успехи стимулируют и наступает эмоциональный комфорт.

О формировании внутренней позиции школьника свидетельствует желание ребенка учится. Это стремление к новой школьной жизни, на появление которой влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Учебная деятельность становится ведущей взамен сюжетно-ролевой игре.

В работах Эльконина, Давыдова: Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний, важно сформировать познавательную мотивацию. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.



Особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение.

Происходит перестройка отношений ребенка с действительностью. Система отношений «ребенок – взрослый» дифференцируется: «ребенок – учитель», «ребенок – родители», «ребенок – дети».


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница