Тема №2. Психология общения



Скачать 190.04 Kb.
Дата01.06.2016
Размер190.04 Kb.
Тема №2. Психология общения.

В.1. Определение понятия «общение», его психологическая характеристика и содержание общения.

В.2. Понятие личности и психологические типы личностей.

В.3. Понятие архетипа в общении.

В.4. Вербальная и невербальная коммуникации.
Ключевые понятия темы: общение; личность; архетип; вербальная и невербальная коммуникации; средства общения; кодирование информации; холерик; флегматик; меланхолик; сангвиник; «Я-концепция»; К. Юнг; пантомимика; проксимика; жесты; мимика; визуальный контакт; социальные потребности; познавательные потребности.
В.1. Определение понятия «общение», его психологическая характеристика и содержание общения.
Вступительная часть. Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Рассмотрение коммуникативного аспекта жизни человека не только интересно, но и ценно в свете улучшения взаимопонимания индивидов в обществе. В современной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время беседы - один из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха.

Общение - искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.

Общение - широкое многоплановое понятие. Человек, читающий книгу, общается с писателем, а писатель и читателем. Смотритьчеловек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом - все это общение. При всех различиях в понимании слова ≪общение≫ необходимо выделить обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: совместный труд, учение, коллективную игру и т.п. Существование множества различных определений понятия ≪общение≫ обусловлено различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение - разновидности межвидовых и внутривидовых контактов между живыми существами и потому свойственно не только человеку. Человеческое общение имеет самую совершенную форму, так как оно осознано и опосредовано речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание общения составляет информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому:

• о конкретных потребностях;

• о тех или иных эмоциональных состояний, цель передачи которых попытка настроить другого человека на контакт и участие;

• о состоянии окружающей среды, в том числе сигналах об опасности, наличии предметов удовлетворения биологических потребностей и т. п.

Обмен информацией между людьми служит средством межличностной настройки.

Цели общения: побудительная причина возникновения потребности в общении; побуждение другого к совершению определенных действий либо воздержанию от них; получение и передача знаний о мире; потребность в воспитании и обучении; установление и выяснение взаимоотношений.

У человека количество целей общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включается передача и получение объективных знаний о мире, обучении и воспитании, согласии разумных действий людей в их совместной деятельности, установлении и прояснении личных и деловых взаимоотношений.

Не менее существенны отличия средств общения. Средства общения - это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Информация извне поступает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожу.

Кодирование информации - способ передачи от одного живого существа к другому. Кодирование конкретной информации предусматривает способы передачи, основанные на применении:

- вербальной и моторно-двигательной знаковых систем;

- форм письменности (текстов, чертежей, рисунков схем);

- технических средств, видео- и аудиозаписей.
В.2. Понятие личности и психологические типы личностей.

Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей.

Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основе физической конституции, особенностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, Павлов). Сюда относится достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, подвижный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный); разработанное Юнгом деление на экстравертов ( расположены к общению, ориентированы во вне) и интровертов (не склонны к общению, ориентированы во внутрь); типология Хейманса - Ле Сенна (восемь типов личностей, различающихся по эмоциональности, активности, впечатлительности) и т.д.

Из числа рассмотренных выше психотипов личности наибольшее практическое значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир, на окружающих.

Здесь важно учитывать, что

• принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью;

• "чистых" психотипов практически не существует;

• существует прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида.

Начнем с холерика. У него нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив в споре, зато не обидчив и незлопамятен. Отсюда следует, что он предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы с бумагами, персональными компьютерами и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель - флегматик.

Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, не конфликтен, умеет слушать других людей. Вместе с тем, его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, персональными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.

Главное качество флегматика - ориентация на неодушевленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию нередко запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это - идеальный бухгалтер.

"Недоразумение природы" - так некоторые называют меланхолика. Его главная черта - обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника или музыканта, но отрицательно сказывается на деловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации, но создает прекрасные предпосылки для деятельности, например, в области рекламы.

Другой критерий классификации типов личности - ее социально-психологические качества: социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы) и Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д. Для практики делового общения наибольшее значение имеет классификация основателя социометрии американского ученого Я. Л. Морено (1892-1974), исследовавшего неформальные отношения в группе с точки зрения распределения симпатий и антипатий ("звезды", т.е. неформальные лидеры, и изолированные члены группы, представляющие как бы разные полюсы неформальной структуры).

Интересную классификацию предложил российский ученый В.М. Шепель: коллективисты - общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания; индивидуалисты - тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности; претензионисты - работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания: подражатели - сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений; пассивные - слабовольные работники, не проявляющие инициативы; изолированные - работники с несносным характером.


В.3. Понятие архетипа в общении.

Социальная жизнь насыщена разнообразными изменениями. Те изменения, которые происходят сегодня в сфере экономики, политики, духовной жизни общества, сопровождаются изменениями в социальном поведении личности. Следовательно, наблюдается взаимовлияние, взаимосвязь социальной жизни и социального поведения человека, которое можно выразить такими методологическими константами:

· взаимосвязью человека с непосредственной средой его жизнедеятельности;

· изменением способа и форм жизнедеятельности человека под влиянием научно-технического прогресса;

· влиянием изменений, происходящих в обществе, на человека и обратным влиянием человека на среду и технику как компонент этой среды.

Политико-экономическая ситуация, научно-технический прогресс радикальным образом меняют среду взаимодействия и общения человека, иерархию социальных ценностей и приоритетов общества и личности, формируют новый социально-психологический тип человека и новое социальное поведение индивида.

В то же время потенциал развития личности, заложенный в ней самой, в ее потребностях и способностях, особенно в тех, которые направлены на взаимодействие, самосовершенствование и самоактуализацию в социуме.

В большей степени это касается именно коммуникативных способностей личности, которые обеспечивают более высокий уровень развития ее коммуникативных свойств. Взаимодействие личности с другими (на уровне связи «Я-Ты», «Я-Мы», «Я-Они») стимулирует коммуникативные процессы, способствует формированию высокого уровня реализма, ответственности, ценностно-мировоззренческой ориентации, мудрости в социальной стратегии.

Производительность взаимовлияния повышается, если учитывать не только индивидуальные интересы, стиль мышления человека в процессе общения, но и организованность во взаимодействии, нормативное укрепление, упорядочение связей. Именно социальные нормы обеспечивают согласованность действий, регулирование поведения, социальный контроль, защиту определенных интересов, отражающих общие требования общества к поведению личности, групп в их отношениях с социальными институтами, обществом.

Поведение личности в социуме определяется и мотивируется многими факторами: особенностями развития общества, способами разрешения противоречий среды и личности, механизмами реализации социальной жизни, социальными и индивидуальными условиями жизненной ситуации, особенностями социальной инфраструктуры, традициями, обычаями и жизненными ценностями, этнопсихологическими особенностями участников взаимодействия, индивидуальными свойствами самой личности.

Что касается личности, то речь идет, прежде всего, о «Я-концепции», под которой понимают систему, совокупность представлений, суждений, убеждений индивида о самом себе. На основе этих представлений человек строит свои отношения с другими людьми, определяет тенденции поведения, дает ответы на вопросы о том, кто он есть.

«Я-концепция» - это одновременно предпосылка и следствие социальной жизни, социального взаимодействия, которое определяется социальным опытом. Цель взаимосвязи «Я-концепции» и социальной жизни заключается не столько в расширении возможностей «Я», сколько в достижении гармонии с окружающим окружением, в его поддержке. Следовательно, речь идет не о подгонке индивидуальных свойств под социальный стандарт, а о сознательной оценке человеком своих действий и поступков, принятие (или непринятие), изменение, коррекцию тех стереотипов, ценностей и норм, которые проповедует общество.

Социальное поведение личности обуславливают ее потребности, которые человек может удовлетворить только в общении и деятельности.

Социальные потребности весьма разнообразны: в деловом общении, налаживании дружеских связей с другими; в проявлении независимости, автономности, значимости; в профессиональном совершенствовании и проявлении собственных потенциальных-возможностей; в возможности нести людям добро и счастье, в уважении к обществу и его членам; в оказании помощи другим и т.д.

Познавательные потребности реализуются через интерес, то есть эмоционально окрашенную интеллектуальную избирательность. Интерес проявляется в эмоциональном тоне, в отношении объекта (в нем сочетается эмоциональное и рациональное), обеспечивает направленность личности, способствует более широкому, глубоком и полном отражению действительности. Наше время требует учета, взаимодействия и гармонизации всех типов интересов (общественных, групповых, личных) в построении правового государства. Интерес является связующим звеном между потребностями и ценностями.

Субъективные ориентации индивида как члена общества (группы) на те или иные ценности характеризующих социальную установку человека (наряду с указанным употребляются и другие термины, характеризующие данное понятие, - социальная установка, аттитюд) и выражаются в мыслях, чувствах и определенных способах поведения. Установка склоняет индивида к определенной форме реагирования, оценки, готовности к ориентации деятельности в определенном направлении в соответствии с определенными ценностями, что может способствовать удовлетворению той или иной потребности. Если учредительные ситуации повторяются, то постепенно формируются «фиксированные установки личности», которые влияют на социальную жизнь и жизненную стратегию человека.

Люди по-разному объясняют жизненные события, жизненные ситуации и свое поведение в них, а, следовательно, и неодинаково воспринимают свои успехи и неудачи. Зависит это от многих факторов: психического состояния, в котором они находятся; выполняемой работы; этнопсихологических особенностей участников взаимодействия; социокультурных установок и т.д.

Считается, что люди с чувством массового достоинства счастливее, компетентнее, результативнее, имеют высокую самоэффективность, настойчивее, лучше работают.

С внутренним локусом контроля:

· лучше учатся;

· могут отказаться от временных удовольствий ради достижения поставленной цели.

С внешним локусом контроля:

· все, что с ними произошло, объясняют чьими то просчетами;

· в состоянии депрессии, как правило, пассивные, им свойственна приобретенная беспомощность (депрессивное состояние является причиной негативного мышления, неудач и т.п.);

· с нереалистичным оптимизмом часто не принимают мер;

· в состоянии ложного консенсуса верят в то, что с их точкой зрения совпадает мнение большинства;

· в состоянии обманчивой неповторимости считают, что их талант и моральное поведение необычные;

· в состоянии ложной скромности выдают себя не за тех, кем они являются на самом деле;

· в состоянии когнитивного диссонанса чувствуют напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний;

· в состоянии недостаточного оправдания уменьшают диссонанс путем объяснения причин своего поведения в пользу собственного «Я», т.е. внутренней мотивацией;

· в состоянии оправдания рассматривают свое поведение и свои действия как такие, которые управляются извне, а не мотивируются изнутри;

· в состоянии одиночества чувствуют, что они исключены из социальной жизни, в состоянии тревоги понимают самих себя и думают о том, что подумают о них другие;

· в состоянии самовосприятия, чувствуют неуверенность в собственных установках, отслеживают свое поведение и ситуацию как бы со стороны.

Неосознанными предпосылками социального поведения индивида являются архетипы (К. Юнг), то есть структурные элементы человеческой психики, которые кроются в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются от поколения к поколению, задают смысл жизни, этапы жизнедеятельности личности, ее общую структуру и программу поведения.



К. Юнг выделил такие архетипы, которые можно считать детерминантами социального поведения личности:

· наша тень - вторая автономная душа, наш темный двойник во внутреннем мире (тень воплощает в себе наше греховное «Я», наши подсознательные желания, негативные качества, проявляется в неконтролируемых эмоциональных состояниях, эгоистических удовольствиях; негативные качества становятся менее заметными и опасными, если человек признает их реальность);

· анима (архетип женщины, которая существует в бессознательном мужчины) и анимусс (мужское начало неосознанности женщины);

· архетип смысла - это самостоятельность личности, центр «Я», в котором представлены основные человеческие смыслы, реализуемые индивидом в жизни.

Таким образом, общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения.

По разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе.


В.4. Вербальная и невербальная коммуникации.

Коммуникативная сторона общения означает передачу информации. Коммуникативное взаимодействие возможно при наличии у обоих участников единой системы кодирования. Обмен информацией предполагает воздействие на партнера. В процессе человеческого общения могут возникать коммуникативные барьеры, основанные на социальных и психологических, политических, профессиональных и иных различиях.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение -имеет место в различных образовательных системах). Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. возможна лишь посредством использования знаковых систем.

Самое простое деление средств коммуникации -на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.



Вербальная коммуникация - это общение с помощью языка. В качестве знаковой системы используется человеческая речь - наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:

1. КТО? (передает сообщение) -Коммуникатор

2. ЧТО? (передается) -Сообщение (текст)

3. КАК? (осуществляется передача) -Канал

4. КОМУ? -Аудитория

5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? -Эффективность.

Выделяют три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

• открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

• отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

• закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

В современной коммуникации принято выделять три вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.

Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме ≪принятия к сведению≫ информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения и должно формулироваться ясно, кратко, быть правдивым.

Если ожидаемая реакция на реплику, какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий человек побуждает речью. Особенность деловых взаимоотношений в том, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.

Высказывание, направленное на получение ответа (на вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и так называемые учительские вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).

Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении.

Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют пять типов вопросов:

1. ≪Закрытые≫ - это вопросы, на которые можно ответить ≪да≫ или ≪нет≫. Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения ≪да≫. ≪Закрытые≫ вопросы лишают другого высказать свое мнение, ими нельзя злоупотреблять.

2. ≪Открытые≫ вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами: что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение и др.

3. Риторические вопросы не требуют ответа, их цель –вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.

4. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.

5. Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.



Невербальная коммуникация -система знаков, сопровождающая речевое высказывание. Невербальные выражения делятся на четыре группы:

1. Экстра- и паралингвистические -различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.

2. Оптико-кинетические -это то, что человек ≪прочитывает≫ на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.

Жест -это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

•коммуникативные (заменяющие речь);

•описательные (их смысл понятен только при словах);

•жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие -обусловлены импульсами подсознания.

Мимика -это движение мышц лица. Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть и др.) –профессиональное требование для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны рот и губы.

Пантомимика -совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).

3. Проксимика -организация пространства и времени коммуникативного процесса.

Выделяют четыре основные дистанции общения:



  1. интимная -от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями.

Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики;

2) межличностная -от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями;

3) официально-деловая или социальная -от 1,2 до 3,7 метра.

Используется для делового общения; чем больше расстояние между партнерами, тем официальнее их отношения;

4) публичная -более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4. Визуальный контакт -контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с собеседником не менее 60-0% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.

Интерактивная сторона общения подразумевает межличностное взаимодействие людей, организующих и осуществляющих совместную деятельность. Необходимое условие эффективного общения - соблюдение каждым членом группы своей модели ожидаемого поведения. Особое место в процессе общения занимает психологическое воздействие -вторжение личности или группы в психику другой личности или группы. Эффективная форма общения -дружба как устойчивая система взаимоотношений.

Перцептивная сторона общения означает восприятие внешности, поступков и особенностей поведения другого человека. Осознание себя происходит через представление о другом человеке.



Подведем итоги. Таким образом, роль общения в человеческой жизни огромна. Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности.

Общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения.



Литература по теме 2.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 376с.

  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. - М.: Владос, 1998.

  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.:ИНФРА-М, 2002. –295 с.

  4. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику. - Киев, 1990.

  5. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. СПб., 2001.

  6. Психология и этика делового общения /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.,1997.

  7. Ребус Б.М., Психологические основы делового общения: Учебное пособие. Москва – Ставрополь, 2001.

  8. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д «Феникс»2000.

Каталог: company -> personal -> user -> 11436 -> files -> lib -> %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
lib -> План: понятие конфликта и его социальная роль
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Темы рефератов по учебной дисциплине Психология делового общения наименование дисциплины
lib -> Регуляция действий и самоконтроль. Общее представление об эмоциональных процессах. Классификация эмоциональных процессов
lib -> Лекция Высшие психические функции
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Лекция №10 Этикет и культура делового общения. Общие этические принципы и характер делового общения. Деловой этикет
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Лекция №7 Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией Понятие конфликта, его сущность
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Лекция Этика делового общения
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F -> Лекция №4 Психологические основы деловых отношений Психологические основы делового общения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница