Тема 17. Основы семейного консультирования



Скачать 53.52 Kb.
Дата03.06.2016
Размер53.52 Kb.
Тема 17. Основы семейного консультирования

Сущность психологического консультирования, его отличие от психотерапии. Цель, направления и технология семейного консультирования. Организация консультативной беседы и техника ее проведения. Стадии психологического консультирования.



Литература:

  1. Торохтий В.С. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие под общей ред.. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.

  2. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 384 с.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. 320 с.

  4. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009. 672 с.

  5. Эйдемиллер Э.Г. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2005. 336 с.

Семейное консультирование как вид псизологической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, психологическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Психологическое консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность – личность». Цель консультирование – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Принципиальное различие консультирования и психотерапии связано с каузальной моделью объяснения причин трудностей и проблем развития личности, ставшей объектом психологической трудности. Соответственно, психотерапия ориентируется на медицинскую модель, в которой семья выступает важной этиологическим фактором, обсулавливающим возникновение и патогенез личности, с одной стороны, и ее ресурсы жизнестойкости и устойчивости – с другой.

Психотерапевт выступает «посредником» между клиентом (семьей) и проблемой, играя ведующую роль в ее разрешении. В модели консультирования в фокусе внимания оказываются задачи развития семьи, особенности ее ролевой структуры и закономерности функционирования. Консультант создает условия для организации ориентировки клиента в проблемной ситуации, объектирования проблемы, анализа ее ситуации, планрирования «веера» возможных решений. Ответственность за принятие решения и его реализацию составляет прерогативу самого клиента, способствуя его личностному росту, жизнестойкости его семьи.

Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самореорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные – с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консульирования семьи:



- психоаналитическая

- бихевиористическая

- системная.

В рамках системной модели выделяются: структурная модель, основанная на опыте модель и гештальт-модель работы с семьей.



Психоаналитически ориентированная деятельность, направленная на консульирования семьи, опирается на следующие принципы:

- нарушение супружеских отношений рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов

- Актуальные семейные коннфликты анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально окрашенных отношениях.

- Большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение каждого из супругов.

- Источником перемен явялются способности устанавливать связи между прошлым и настоящим и контролировать свое поведение.

В свою очередь, бихевиористическое направление опирается на положение о том, что человек является продуктом среды и ее творцом одновременно. Поведение детерменируется в процессе научения. В связи с этим, консультирование по поводу нарушений в семейных отношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов обусловливания и научения.

Принцип системного подхода в консульировании объединяет в себе три методологических принципа:

1. Циркулярность. Все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной. Поведение членов семьи взаимосвязано – невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи.

2. Гипотетичность. Работая с семьей во время консультации, системный консультант проверяет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возникновения семейной дисфункции. Для того, чтобы сформурлировать гипотезу, задаются вопросы: «На что жалуется обратившийся за помощью? (Это супружеская проблема или детско-родительская?)», «Кто является инициатором обращения?», «Каков состав семьи?», «Сколько лет детям и другим членам семьи?».

3. Нейтральность. Это характеристика внутренней позиции консультанта. Ему необходимо уметь слушать внимательно и участливо всех членов сеьми, понимать переживания каждого человека и при это никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.



Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи:

Предварительный этап записи: запись, фиксация обращения, объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов.

Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Заключение договора/контракта на проведение психологического консультирования.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соотстветствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и и ее внутренних и социальных ресурсов.

Этап составление психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ресурсов, переформалирование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объектирование механизма симптомообразования. Разработка общего плана рекомендация по преодолению проблем семьи.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроком дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница