Тема 16. Специфика и значение психодиагностики



Скачать 82.68 Kb.
Дата07.06.2016
Размер82.68 Kb.
Тема 16. Специфика и значение психодиагностики

Определение психодиагностики как научной дисциплины. Предмет, цель и задачи дисциплины. История возникновения и этапы развития психодиагностики. Основные направления психодиагностических исследований. Место психодиагностики в системе психологических знаний. Область применения результатов психодиагностических исследований. Критерии научности. Типы психологического диагноза. Цели и задачи психодиагностики в образовании. Основные требования, предъявляемые к личности психодиагноста. Профессионально-этические принципы психодиагностики и правила проведения диагностирования. Способы предъявления результатов испытуемому. Ответственность перед клиентом.

Определение пс/д как научной дисциплины.

Пс/д – область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индив.-пс. особенностей чел., и психологической практики, в ходе которой используются те или иные пс/д методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.



Предмет, цель, задачи дисциплины.

Объект исследования в п/д – личность и коллектив (человек, обладающий психикой).



Предмет – некая психол. реальность, которая рассматривается как часть объекта.

Цель п/д исследования – углублённое изучение психол-го феномена посредством выявления инд-х особенностей или определения причин нарушенного развития.

Задачи:

  1. Теоретическое обоснование выбора методов и способов фиксации состояния, разв-я.

  2. Разработка и проведение психодиагностических процедур (должны соотв-ть научным критериям).

  3. Оценка пс-х параметров: обработка сырых данных, нормирование, классифицирование результатов, интерпретация (качественная работа по описанию количественных результатов), разработка рекомендаций.

История возникновения и этапы развития психодиагностики.

Первые тесты появились ещё в Др. Греции.

1878 - Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

1883 – Фрэнсис Гальтон создал науку антропометрику (измерял слух, зрение, словесную реакцию). Ввёл понятие «тест».

Научная п/д существует с 1905 г, когда А.Бине разработал шкалу спос-тей и неспос-тей к учению.

1914 – возникновение группового тестирования.

1916 – первый тест IQ коэфф. интелллекта (соотв. умств и хронол. возраста) норма 86-120. В России и СССР. В начале 20 в. применяются зарубежные тесты.

1910 - Россолино разраб. первый росс-й тест, изм. умств. способности. Лазурский исследовал характер, разработал методику диагностики характ-х особ-тей. Болтунов разработал изм. шкалу ума.

До 1936 - Л.С. Выготский создал методики различных диагностик.

04.07.1936 - опубликовано Пост-е ЦК ВКП(б) «О педалогических извращениях в сис-ме Наркомпроса».

До 1960 п/д как наука не развивается.

1961 – Б.Г.Ананьев открывает лабор-ю индивидуальных различий (дифференциальной психологии)

80-е гг - опубликованы книги по п/д. 1986г –впервые введена долж. «психолог» в сис-ме обр-я.

Основные направления психодиагностических исследований.

П/Д – псих-я дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индив.-психологических и индивидуально-психофизических особенностей чел.

Диагностика личностных особенностей (самые распр-е – личностные тесты) - особенности характера, типа нервной системы и темперамента, самооценки, эмоционального состояния и др.) Диагностика процессов восприятия ( внимания, памяти, мыслительных процессов, речи и пр.) Диагностика способностей (общих и специальных) Диагностика межличностных отношений (уровень агрессивности, общительности, коммуникативных особенностей, конфликтности, эмпатии)

Место психодиагностики в системе психологических знаний.

Долгое время экспериментальная психология существовала в отрыве от научной базы. В настоящее время психодиагностика является прикладной отраслью психологии, другими словами переставляет психологическую науку на фундамент жизни. Теоретические основы п/д базируются на соотв. областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская).



Область применения результатов п/д-х исследований

Клиническая медицина – уточнение диагноза, оценка эффективности лечения. Судебно-психологическая, воинская экспертиза – заключение о качествах личностей потерпевших, подозреваемых. Оптимизация процессов воспитания и образования – оценка уровня умственного развития, готовности к обучению, причин неуспеваемости и др. Профориентация и профотбор . Консультативная и психотерапевтическая деятельность – особенности личности, эмоциональное состояние клиента, оценка эффективности терапии.



Критерии научности

Валидность – способность методики оценивать именно то свойство, для диагностики которого она предназначена. (теппинг-тест невалиден, Дембо-Рубинштейн очень в.) Теоретическая валидность – соответствие результатов, полученных с помощью методики определённой научной теории. Эмпирическая валидность – соотв. рез-в, полученных с пом. опр. методики определённому поведению респондента. Внутренняя валидность – соответствие единиц, из которых состоит проверяемая методика тому свойству, которое с пом. данной методики оценивается. Внешняя валидность – соответствие данных другим данным, полученным с другими инструментами. Проверка п/д методики с помощью критериальной группы. Проверка валидности одной методики с помощью другой. (на одной и той же выборке – не менее 30 чел, гомогенная) Надёжность – свойство, благодаря которому она даёт одинаковые результаты в том случае, если этой методикой пользуются разные психологи, или её применяют дважды с небольшим интервалом времени.

Дополнительные критерии: научность, точность, достоверность, однозначность, стандартизация, репрезентативность, норма.



Типы психологического диагноза

П/д – наука и практика постановки пс-го диагноза. Это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности инд-пс. особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей п/д-го тестирования. 1 тип диагноза – диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Полученные данные соотносятся либо с нормой, либо с каким-то критерием. 2 тип – диагноз позволяющий находить место испытуемого на оси выраженности тех или иных качеств. Рекомендации по развитию или коррекции предназначаются не только специалистам, но и самим обследуемым. Типы диагнозов по Л.С.Выготскому: 1. Симптоматический или эмпирический. 2. Этиологический – определение причин возникновения симптомов. 3.Типологический – определение места и значение симптомов в целостной структуре личности.



Цели и задачи психодиагностики в образовании.

Повышение уровня и пропаганда психологических знаний педагогов, родителей и учащихся. Определение готовности ребёнка к школе. Выявление нарушений в развитии либо одарённости. Выявление причин школьной дезадаптации. Гармонизирующая коррекция. Дефектологическая селекция. Д-ка отклоняющегося поведения, межличностных отношений, работа с «трудными» подростками. Профориентационная диагностика. Оптимизация школьных программ обучения и воспитания. Консультационная деятельность.



Основные требования, предъявляемые к личности психодиагноста.

Наличие базового психологического образования. Гуманистическая направленность. Выраженный интерес к людям. Ориентация на дальнейшее профес. и личностное развитие. Отсутствие выраженного мотива власти. Устойчивая позитивная самооценка. Развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, богатство ролевого репертуара). Повышенный уровень личной ответственности. Устойчивость в отношении психологического давления. Высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля. Отсутствие предвзятости. Доброжелательность. Уверенность в себе и результатах своей деятельности. Способности к анализу и обобщению информации. Умение решать интеллектуальные (диагн.) задачи в условиях дефицита информации. Развитое произвольное внимание. Высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты). Скорость психических процессов – не ниже среднего. Наличие определённого личностного и жизненного опыта. ( Т.Ю.Базаров МГУ)



Профессионально-этические принципы психодиагностики и правила проведения диагностирования.

1.Принцип ответственности – сохранение пс. и физ. здоровья, эмоц-сомат. комфорта обследуемого. 2.Принцип компетентности – пс/диагност обладает базовым высшим психол. образованием, знает рамки своей компетенции. 3.Пр-п конфиденциальности.- неразглашение результатов без перс. согласия на это исп-го. Если научные иссл-я, нельзя указывать фио исп-х. 4.Пр-п научной обоснованности п/д методики – она д.б. валидной, надёжной. 5.Пр-п ненанесения ущерба – рез-ты п/д-ки нельзя исп-ть во вред человеку, кот. подвергался обследованию. 6.Пр-п открытости результатов для обсл-го – чел. должен знать, что и как у него будет тестироваться, знать результаты, кем и каким образом они будут использованы. 7.Пр-п объективности выводов- д.б. научно обоснованными , не зависящими от субъективных установок диагноста. 8.Пр-п эффективности – рекомендации после тестирования д.б. полезными для ч. 9.Пр-п комплексной диагностики – для повышения валидности диагн. заключения, лучше исп-ть несколько методик (станд. и нестандарт. и метод незав. экспертн. оценок)

Правила проведения п/д- с соблюденим профес-этич. норм!

Изучение запроса. Подбор методик (сперва должна быть опробована на самом себе). Инструкции д.б. чёткими и однозначными. Если инструкция больше 1 листа, то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей). Инструкция не должна содержать намёка на то, что желательно экспериментатору. Подготовка тестового материала ( бланки, ручки , карандаши, компьютер, программы и др). Выбор места обследования (Помещение, изолированное от посторонних лиц, шумов. Д.б.просторно, светло, тепло, проветрено). Отдельный стол и стул на кажд. исп-го. Цвет стен – беж, персик. Никаких картин. На двери помещения, где проводится обследование, уст-ся знак, запрещающий вхождение. При необходимости диагностика мб проведена в больничной палате, кабинете следователя, дома у испытуемого. У себя дома нельзя! Выбор времени (желательно с 10-12 утра). Продолжительность диагностики для подростков и взрослых – 1-1,5 час, мл.шк.- до 30 мин.,дошк – 15-20 мин. Психолог встречает клиента, создаёт доброжелательную, безопасную атмосферу. Нельзя нарушать личное пространство клиента. Обследование ребёнка только с согласия родителя. Родитель имеет право присутствовать. Если исследуются детско-родительские отношения, попытаться убедить родителя не присутствовать ( если родитель настаивает, вывести его из поля зрения ребёнка, занять чем-нибудь – дать почитать журнал). Создание положительной мотивации. Обращение – выяснить, какое имя наиболее приемлимо. Краткая беседа – акцент на интересах клиента (для снятия страха и психол. напряжения) . Диагност должен быть нейтральным и отстранённым – не вызывать реакции эмпатии и антипатии, чтобы чел. не давал социально-желательных ответов или наоборот. Нельзя помогать испытуемому делать правильно. Если не понимает инструкцию вообще, возможно имеются проблемы с восприятием, мышлением, или он умственно-отсталый, наготове нужно иметь дублирующие методики, попроще. Не проводить диагностику родных, близких, знакомых – чтобы не разрушить отношения.



Способы предъявления результатов испытуемому

Предъявление результатов должно проводиться с учётом интеллектуальных, культурологических и национальных особенностей клиента. Нужно учитывать психосоматическое состояние клиента, специфику его личности и социальной ситуации. Специалист гарантирует конфиденциальность. Нельзя преподносить данные исследования в безапелляционной форме. Психопрофилактическое изложение рез-в (всё, что стало известно в процессе п/д, клиент должен знать, что это поправимо.) Иногда не нужно говорить клиенту всё.



Ответственность перед клиентом

Психолог в работе руководствуется этическими принципами. Главное правило - «не навреди». Работа с клиентом начинается только после его согласия (либо согласия законных представителей). Аудио, видео съёмка, использование отснятого материала –только с согласия клиента. Психолог несёт отв-ть за свои действия, гарантирует, что его действия не являются злоупотреблением. Если психолог приходит к заключению, что его действия представляют риск для клиента, он должен прекратить вмешательство. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница