Тема 11. Познание, его возможности и границы



Скачать 277.81 Kb.
Дата31.03.2016
Размер277.81 Kb.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 11. Познание, его возможности и границы

Цель — показать познание как особый процесс взаимодействия сознательного человека с окружающей действительностью, обеспечивающий эффективность его существования и развития.

Задача — формирование понимания сути познания, его содержания, этапов и ступеней, особенностей научного познания для постижения истины.

Оглавление


11.1. Познание как феномен, структура познания

Человеку в практической деятельности и даже в обыденной повседневной жизни все время приходится принимать те или иные решения для достижения определенных целей. От выбора решения зависит успех предпринимаемых действий. А чтобы найти верное решение, надо научиться разбираться в обстановке, в причинах происходящего, в закономерностях природных явлений и общественных процессов. Иными словами, необходимо располагать соответствующими знаниями об окружающем мире и его законах.

В своей практической деятельности человек, выделяя из бесконечно разнообразного материального мира конечное, ограниченное число объектов, явлений, отношений, связей, взаимодействий, строит научную картину мира, которая развивается по мере накопления знаний, отражая все более глубокие закономерности мироздания.

При этом научное исследование не может ограничиться изучением одних лишь природных закономерностей. Не меньшее значение имеет познание человеком общественных явлений, законов общественного развития, своего положения в обществе. Это необходимо не только для решения тех или иных чисто практических задач. Из всего этого складывается мировоззрение человека, осознание им своего отношения к миру, своего места в нем, понимание подлинных причин происходящих вокруг общественных процессов и явлений природы. А это дает людям возможность активно воздействовать на окружающее.

Учение о бытии (онтология) и учение о познании (гносеология) являются двумя фундаментальными составными частями любой философской системы. Рассмотрим главные проблемы гносеологии.

Основные функции человеческого сознания — познание мира и конструирование будущего, то есть планирование и корректировка практической деятельности человека.

Мы уже показали, что проблема познания находилась в центре внимания философов начиная с софистов и Сократа. С ней связана вторая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир. Правильный ответ на него исключительно важен: признание мира существующим независимо от сознания требует объяснить, что он собой представляет, и если его можно познать, то как осуществляется процесс познания.

Основные подходы к пониманию адекватности познания, т. е. соответствия получаемых знаний объективной реальности:


  • агностицизм;

  • скептицизм;

  • познаваемость.

Согласно последнему подходу мир познаваем, он познаваем как угодно полно, как угодно глубоко.

К числу важнейших принципов, лежащих в основе теории познания, относятся:



  • принцип познаваемости, что подтверждается всей общественно-исторической практикой;

  • принцип отражения. Познание есть высшая форма отражения мира в сознании человека. Эта способность к осознанному отражению действительности сформировалась в результате многовековой биологической эволюции и в процессе трудовой деятельности человека как общественного существа;

  • принцип активности субъекта познания, творческого характера познания;

  • принцип определяющей роли практики в познании. В практике формируется познавательная способность человека, в практике вновь и вновь подтверждает человек естественный характер своего познания, действительную мощь своего мышления.

Человек, отражая объективную действительность, оценивает явления и процессы в соответствии со своей социальной принадлежностью, определяет цели, выбирает пути и средства преобразования познаваемого мира, выходит на новые рубежи в познании.

Одной из наиболее важных проблем, которую ставит и научно решает современная гносеология, является выяснение сущности познания.

Чтобы понять сущность познания надо усвоить следующие положения:


  • отражение — это всеобщее свойство материи, оно присуще всей материальной действительности, на любых ее структурных уровнях;

  • познание — это особая форма отражения, присущая не всей, а только социально организованной материи, оно проявляется как отображение человеческим сознанием вещей и явлений, существующих независимо от него;

  • то, что отображает сознание — это объект, на который направлено познание, он является первичным по отношению к результату познания — образу, создаваемому субъектом познания — человеком, его мозгом;

  • объектом познания могут быть как предметы материального мира (например, небесные тела), так и явления духовного мира (например, мысленная модель).

Вопрос о познаваемости мира конкретизируется в ряде частных вопросов. Прежде всего необходимо найти критерий истинности, то есть правильности, адекватности человеческого знания. Далее, требует уточнений само понятие истины. Наконец, надо рассмотреть формы и методы познавательной деятельности человека. На фундаментальном, мировоззренческом уровне все эти вопросы формулирует философия. Она же вырабатывает общие принципы и пути их решения. Каждая научная дисциплина и каждая сфера практической деятельности располагает своим набором более конкретных приемов и методов исследования, отражающих специфику данной предметной области. Мы изложим здесь основные положения общефилософской, диалектико-материалистической концепции познания.

Рассмотрим структуру процесса познания в целом. Процесс познания включает пять основных компонентов, или блоков: 1) объект познания, 2) субъект познания, 3) органы и средства познания, 4) сама познавательная деятельность и 5) результат познания — знания.

Объект познания — это реально существующие материальные или духовные явления и процессы, на которые направлена познавательная деятельность. Наиболее широкий, предельный объект познания — это мир в целом, который изучает (опираясь на данные конкретных наук) философия. Изучение мира в целом слагается из познания множества отдельных вещей, явлений и целых качественно специфичных областей действительности.

Субъект познания тоже имеет несколько уровней. Их можно свести к трем основным. Во-первых, мир познается на индивидуальном уровне, то есть отдельными людьми, использующими свои познавательные способности — органы чувств и логическое, абстрактное мышление. Во-вторых, на уровне особенного процесс познания осуществляют группы людей, такие как народ, племя, отдельная цивилизация, научный коллектив. В-третьих, на уровне всеобщего субъектом познания является человеческое общество в целом. Если мы говорим, например, что какое-то явление пока не объяснено наукой, — это значит, что объяснить его не может отдельный человек (каждый из нас многого не знает) или группа специалистов, а только все современное научное сообщество. Всем знанием своей эпохи обладает только общество в целом, а не отдельный индивид. Распространение и использование этого знания — особая проблема социологии, науки. В то же время «общество как таковое» не может знать ничего — в том смысле, что оно не имеет ни собственных органов чувств, ни какой-то особой «общественной» головы. Вся познавательная деятельность общества слагается, как известно, из деятельности отдельных людей, а не духовной силы наподобие абсолютной идеи Гегеля. Всеобщий субъект познания может функционировать только через множество индивидуальных субъектов (отдельных людей).

Органы и средства познания делятся на естественные и искусственные. Естественные — это органы чувств человека, искусственные — созданные человеческой деятельностью предметы. Это могут быть орудия, специально предназначенные для исследовательской деятельности (измерительные приборы, экспериментальные установки, действующие модели). Функции средств познания могут выполнять и другие продукты человеческого труда, например каменное рубило первобытного человека, позволявшее и резать шкуру животного, и узнавать свойства окружающих вещей. Естественные органы чувств человека тоже претерпевали изменения в ходе развития общества.

Познавательная деятельность — это организованное, целенаправленное отражение в человеческом сознании объективных черт материальных предметов. В XIX — XX веках философия преодолела упрощенное созерцательное понимание познания. Познание никогда не было простым созерцанием предметов — «разглядыванием», «слушанием» и т. п. С древнейших времен познание было неотделимо от практики: человек практически оперировал с предметами, и только эта материальная деятельность с вещами давала возможность получать знание о них.

Наконец, знания — это цель и конечный результат познавательной деятельности. Знания представляют собой совокупность идеальных мысленных образов, содержание которых дает истинное, адекватное, неискаженное отражение объективного мира. Понятно, что мысленные образы, возникающие в сознании (ощущения, восприятия, представления, понятия), вполне могут отражать действительность ошибочно, неправильно, искаженно. Такие мысленные образы содержат не знания, а заблуждения. Мы опять возвращаемся к старой узловой проблеме гносеологии: может ли человек получить истинные, неискаженные знания о мире? Если может, то как отличить знания от заблуждений?

Эту проблему впервые в острой форме поставили скептики. Они пришли к выводу, что отличить правильные мнения от заблуждений невозможно. В дальнейшем сформировались два подхода к проверке истинности знания. Подход агностиков (Д. Юма, И. Канта) состоял в попытке доказать, что достижение истины, всякое достоверное познание в принципе невозможно. Эта идея получила логическое завершение в учении Канта о мире вещей в себе и мире явлений. Второй подход философов, считавших мир познаваемым, заключался в стремлении найти критерии истинности, позволяющие отличить истину от заблуждения.

11.2. Понятие истины

Истина — одна из наиболее важных категорий философии и центральное понятие теории познания. Это понятие применимо только к сознанию, мыслям, идеальным образам, знанию. Материальные вещи не бывают ни истинными, ни ложными. Истинность знания состоит в его соответствии объективной действительности. Ограничиваясь пока этим общим определением, посмотрим, как в истории философии происходил поиск критерия истинности.

С мнением скептиков об отсутствии критериев истинности знания не согласились рационалисты. Рене Декарт считал, что таким критерием является ясность и отчетливость. То, что мы представляем себе ясно и отчетливо, является самоочевидным. Человеческий разум достаточно могуществен и самостоятелен для того, чтобы отличить истину от лжи и заблуждения. Однако можно возразить Декарту, что самые ясные и отчетливые научные представления часто оказываются неверными. Ясность религиозных идей тоже отнюдь не делает их истинными. Критерий истинности Декарта может иметь только второстепенное, вспомогательное значение: действительно, путаная и неясная концепция имеет меньше шансов оказаться истинной, чем ясная и последовательная. В истории мысли наиболее серьезным возражением на оптимистическую гносеологию Декарта стала критическая философия Канта.

Другой предложенный наукой критерий истинности — непротиворечивость знания: истинно то учение, которое не содержит противоречий. Однако при обсуждении закона единства и борьбы противоположностей стало видно, что противоречия возникают в познании закономерно, причем они могут быть следствием как неточности знания, так и правильного отражения в нем реальных противоречий объективного мира. В науке достаточно часто появляются непротиворечивые теории, которые тем не менее ошибочны, искажают картину мира.

Еще один критерий истины, предлагавшийся, например, махистами, — общепризнанность, или общезначимость: истинно то, что считают истинным все или большинство людей. Этот критерий также не выдерживает критики: большинство тоже может ошибаться. В науке возникают, например, такие ситуации. Когда Коперник, Ньютон, Дарвин или Эйнштейн сформулировали свои знаменитые теории, но не успели никого с ними ознакомить, получалось, что во всем мире прав был только один человек, а остальные миллиарды людей, придерживавшиеся старых взглядов, не правы.

Наконец, создатели прагматизма считали критерием истинности полезность: следует признавать истинным то, что нам полезно и целесообразно признать таковым ради достижения поставленных целей. Ясно, что такой подход только подрывает представление об истинности знания. То, что полезно для одной социальной группы или отдельного человека, вполне может оказаться вредным для других. Истина же в отличие от интересов может быть только одна, одинаковая для всех: она выражает совпадение наших знаний с объективной реальностью, а не с чьими-то интересами.

Проблема критерия истинности знания была решена в середине XIX века, когда научное мышление и материальная преобразовательная деятельность человека достигли достаточно высокого уровня развития. В ранних работах К. Маркса сформулирована мысль, что доказать или опровергнуть истинность знания только путем теоретических рассуждений в принципе невозможно. Единственным критерием истинности является практика — материальная, предметно-орудийная трудовая деятельность человека, направленная на преобразование внешнего мира — природы и общества. В работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс писал об этой проблеме так: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность, мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос».

Сложность проблемы проверки истинности знания состоит в том, что для этой проверки надо найти способ сравнивать совершенно, казалось бы, разнородные явления. Мысль, которая существует в мозгу человека и в принципе не может быть извлечена оттуда, надо сравнить с материальным предметом или процессом, который, наоборот, существует вне нашего мозга и никакими ухищрениями не может быть «засунут» в человеческую голову, помещен в мозг. Как же можно сравнить вещь и мысль, да и можно ли вообще это сделать?

Выход из этой затруднительной ситуации оказался возможен, когда выяснилось, что вещи окружающего мира все-таки могут находиться и в человеческой голове, но только, конечно, не в своей натуральной форме, а в виде идеальных мысленных образов, возникающих на субстрате человеческого мозга. Сравнение мысли с отражаемыми ею вещами (свойствами вещей) происходит в ходе целенаправленной преобразовательной деятельности человека (то есть в процессе материального труда или исследовательского эксперимента). Человек мысленно просчитывает, как будет протекать исследуемый материальный процесс, например химическая реакция, и пытается предсказать, каков будет его результат. Затем познающий субъект проводит эксперимент (например, химик проводит реакцию), получает результат и сопоставляет его со своим предсказанием. Материальный процесс, например упомянутая реакция, происходит по законам природы, никак не сообразуясь с волей, желаниями и знаниями людей. Если в результате получено именно то, что было предсказано, это значит, что мы достаточно точно понимаем действующие в данной ситуации объективные законы, наше знание истинно. Другой пример: если экономические реформы дают именно те результаты, которые ожидались, можно считать, что подтверждается лежащая в их основе экономическая теория. Можно привести примеры практической проверки истинности знаний из любых областей науки и техники: законов физики, биологии или экономики, химических свойств веществ, сопротивления материалов, закономерностей управленческой и рекламной деятельности и т. п. 

Любая научная теория считается истинной только в том случае, если ее предсказательная функция была всесторонне проверена на практике.

Постановка проблемы истинности знания приводит к необходимости уточнить само понятие истины. Уже в начале XIX века Гегель показал, что истина есть не раз и навсегда завершенное состояние, а диалектический процесс: познание движется от истины приблизительной, неполной и неточной к истине все более полной и глубокой. В середине ХХ века такие философские направления, как неопозитивизм и герменевтика, тоже пришли к выводу, что истина не дается человеку сразу, раз и навсегда, а постигается постепенно на всем протяжении истории цивилизации. Поэтому надо выделить различные формы, аспекты, ступени постижения истины.

Современный философский материализм выделяет три основных аспекта понятия истины: существует абсолютная истина, относительная истина и объективная истина.

Абсолютная истина — это предельное понятие, выражающее полное и адекватное знание о всем материальном мире в целом. Ясно, что вследствие бесконечности мира и его постоянного изменения абсолютная истина не может быть достигнута за конечное время существования цивилизации. В материалистической философии понятие абсолютной истины выражает, во-первых, направленность развития познания: человеческая деятельность направлена на все более полное постижение абсолютной истины. Во-вторых, этот аспект понятия истины выражает идею познаваемости мира: вопреки мнению И. Канта, на пути познания к абсолютной истине нет никаких принципиально непреодолимых барьеров и преград.

Понятие относительной истины выражает неполноту и неточность знаний о мире. Классическими примерами относительной истины являются знания о смерти Наполеона или об убийстве президента США Джона Кеннеди. Кое-что в этих трагических событиях установлено абсолютно точно и не вызывает сомнений, другая часть информации скрыта и приводит к неполноте, неточности знания. В любом человеческом знании есть моменты абсолютного знания и моменты неполноты, относительности. Абсолютная истина познается человеком по частям. Относительная истина — это частица, момент абсолютной.

Наконец, объективная истина — это те моменты человеческого знания, которые не зависят от субъекта, то есть адекватно выражают черты объективной реальности, например законы природы. Объективная истина противоположна заблуждению и субъективным представлениям, которые не соответствуют объективной реальности, реальному положению дел.

Обширная область философских и психологических исследований — изучение ступеней и форм познания.

Индивидуальное познание, к которому способен любой психически здоровый человек, подразделяется на две ступени: чувственное познание и логическое познание. Кроме индивидуального познания в эпоху становления классового общества возникла особая сфера человеческой деятельности — научное исследование, специально направленное на добывание и использование знаний. Наука выработала и продолжает совершенствовать особый набор приемов познавательной деятельности. Научное познание также подразделяется на две ступени — эмпирическое и теоретическое. С различными ступенями и формами познавательной деятельности мы постоянно имели дело при изучении как классической, так и современной философии. Кратко опишем, как их понимает современный философский материализм.

11.3. Чувственное и логическое познание

Материальным носителем мыслительной функции человека является головной мозг. Он выступает материальным субстратом сознания. Его деятельность основана на сигналах, поступающих в него из внешнего мира через органы чувств человека — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Эти сигналы подвергаются в мозгу соответствующей переработке, в результате которой возникают понятия, служащие «кирпичиками» в осмыслении человеком мира. Таким образом, первым видом познания является чувственное познание. Переработка же данных чувственного познания в мозгу составляет высший вид познания — мышление, или рациональное познание.

Следует подчеркнуть, что чувственное и рациональное познание не могут существовать отдельно друг от друга. Однако единство чувственного и рационального видов познания не лишает ни одного из них внутренней специфики.

Чувственным отражением называется деятельность органов чувств человека в процессе его взаимодействия с внешним миром. Специфика чувственного познания состоит в его конкретности и предметном характере. Он не дает какого-либо общего знания, но делает возможным целесообразное поведение людей при решении конкретных практических задач. Содержание чувственного познания составляют сигналы, воспринимаемые органами чувств из внешнего мира.

Существуют три ступени, или формы, чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Познание начинается с ощущения. Ощущение является простейшей формой отражения объективного мира в сознании людей. Но любой результат познания, как бы ни был он сложен, основывается на ощущениях. Они являются адекватным отражением тех или иных сторон и качеств внешних явлений. Известно, что ощущение красного цвета возникает при взаимодействии человеческого зрения с поверхностью, которая, поглощая другие спектры, отражает красную его часть. Ощущение звука той или иной силы и тональности возникает при восприятии ухом звуковой волны определенной интенсивности и частоты и т. д. Таким образом, будучи по своей форме субъективными (т. е. существующими в анализаторе), ощущения по содержанию объективны, они несут в мозг такую информацию о мире, которая содержится в ощущаемых данным анализатором объектах. Следовательно, ощущения являются исходным пунктом всего последующего процесса познания.

Ощущение обычно определяется как отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Кроме пяти видов ощущений, соответствующих пяти органам чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) существуют ощущения внутреннего состояния организма — чувства равновесия, голода, жажды, боли и т. п. Материалистическая философия обращает внимание на то, что ощущения являются субъективным образом объективного мира. Уже античные скептики заметили, что ощущение всегда существует в субъективной форме — разные люди и животные воспринимают одни и те же объективные явления по-разному. Агностики, особенно И. Кант, утверждали, что субъективная форма ощущений приводит к необратимому искажению в человеческом познании объективных свойств вещей. Поэтому вещь в себе в принципе непознаваема, человек знает только мир явлений (какими вещи нам кажутся после субъективных искажений человеческими ощущениями их истинной природы). У агностиков получается, что ощущения отгораживают человека от окружающего мира непроходимой пропастью.

Однако современная наука убедительно свидетельствует о надуманности и ошибочности такого вывода. Чарльз Дарвин блестяще показал, что эволюция животных шла в направлении все более совершенного приспособления организма к условиям среды. В этом процессе эволюции органы чувств были не невесть почему свалившимся на организм божьим даром, а средством ориентации организма в окружающем мире, координации его действий с природными явлениями и процессами. Если бы органы чувств только и делали, что обманывали своего владельца (как считал И. Кант), ни высшие животные, ни люди, включая самого немецкого мыслителя, вообще не могли бы существовать. Биологическая функция органов чувств даже у животных состояла в предоставлении организму достаточно точной, адекватной информации о среде, и без этой информации организм был бы совершенно нежизнеспособен. У человека появилась возможность еще одним способом проверить правильность показаний органов чувств — в процессе практической трудовой деятельности. Какой бы ни была субъективная форма получения чувственного опыта, само существование животных и людей доказывает: в ощущении содержится объективная информация, достаточная для жизнедеятельности животных и для практической деятельности человека по преобразованию окружающего мира. Все человеческое знание является в конечном счете результатом переработки и осмысления того содержания, которое есть в ощущении. В этом современный материализм согласен с Джоном Локком: все человеческое знание начинается с ощущений.

Человек редко получает отдельные, изолированные ощущения — это происходит обычно в экспериментальных условиях (зажигание лампочки или звуковой сигнал в темной комнате, куда не проникают посторонние звуки, и т. п.). В реальной жизни мы чаще всего имеем дело с восприятиями, то есть целостными комплексами ощущений.

Восприятием называется форма чувственного отражения, когда человек на основе ощущений воспринимает вещи и явления в их непосредственной целостности. Восприятие — это целостный образ материального предмета, воздействующего в данный момент на органы чувств. Человек может одновременно видеть, слышать, обонять предмет, может его щупать или пробовать на вкус.

Восприятия возникают в сознании людей в процессе непосредственного взаимодействия человека с внешним миром, как и ощущения. При этом восприятие в отличие от ощущения включает в себя не только данные отражения познаваемого объекта, но и уже имеющиеся у человека знания и опыт.

Нормальное восприятие всегда осмысленно, т. е. опосредовано уже имеющейся у человека информацией о внешнем мире.

Наиболее сложной формой чувственного отражения является представление.

Представлением называется воспроизведение в сознании образов предметов и явлений, полученных в прошлом, в ходе их непосредственного восприятия. Представление — это чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но в прошлом воспринимался субъектом. Представляемый образ человек произвольно, по собственному желанию вызывает в памяти.

Представление в отличие от ощущения и восприятия не требует для своего возникновения непосредственного взаимодействия с познаваемым предметом. Представления являются результатом закрепления в человеческом сознании информации, получаемой путем ощущений и восприятий.

На стадии представления в сознании происходит некоторое отвлечение от несущественных деталей целого и выделение наиболее существенных черт.

Представление — наиболее сложная форма чувственного отражения и в то же время «мостик», переход к высшему виду отражения внешнего мира — теоретическому, или рациональному, познанию.

Особая, промежуточная между чувственным и рациональным познанием форма психической деятельности — воображение. Воображение — это комбинация различных представлений, в результате которой строится фантастический, вымышленный образ предмета, которого человек никогда не воспринимал и который, скорее всего, вообще реально не существует. В простейшем случае воображение проявляется, например, в создании образов сказочных существ (Змей Горыныч и т. п.). В более сложных вариантах творческое воображение — обязательное условие целенаправленной деятельности, так как результат процесса труда необходимо вообразить, наглядно себе представить еще до начала практических действий. И картина художника, и изобретение инженера, и комбинации биржевого спекулянта — результат работы творческого воображения.

Рациональное познание в отличие от чувственного не является результатом непосредственного взаимодействия человека с внешним миром. Оно возникает на основе и через посредство чувственных форм отражения и представляет собой новую качественную его форму.

В рациональном познании человек путем абстракции (от лат. abstactio — отвлечение) отвлекается от всего второстепенного, неглавного, выделяя наиболее существенное в явлениях и процессах, т. е. познавая определяющие внешний мир и самого человека связи, зависимости и взаимодействия. Главным признаком рационального познания выступает абстрактная деятельность мысли.

Рациональное познание, или абстрактное мышление, включает в себя три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Мышление обычно определяют как главную функцию человеческого мозга, состоящую в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон, связей и отношений. Совсем кратко мышление можно определить как движение понятий, цепь понятий. Необходимый признак мышления — понимание.

Понятие является исходной клеточкой, простейшей структурной ячейкой абстрактного мышления. Понятие — это отражение предметов и явлений в их общих и существенных признаках. В самом общем виде понятие представляет собой выражение в мысли наиболее общего и специфического для данной группы однородных явлений. Так, в понятия «дом», «человек», «дерево» включаются главные, существенные признаки всех домов, людей и деревьев, а не индивидуальные особенности каждого отдельного предмета. Образовывать понятия умеют только люди (и в очень ограниченных пределах — некоторые высшие животные в результате обучения по специальным методикам).

Понятие более отдалено от реальности, чем чувственные формы отражения. Но вместе с тем оно ближе, чем эти формы, подходит к реальности, так как отражает не ее поверхность, а сущность, законы развития. Однако понятие есть всегда некоторое огрубление, омертвление отражаемого процесса, ибо оно фиксирует данный уровень объекта, т. е. всегда отстает от него.

Основная функция понятия — выражение определенного знания о вещах, явлениях и процессах материального мира и его отражения в человеческом сознании.

Постоянное взаимодействие человека с внешним миром делает необходимой выработку его отношения к имеющимся знаниям, их оценку и выявление возможности их практического использования. Решение этой задачи достигается с помощью другой, более высокой по своему уровню формы рационального отражения. Эта форма называется суждением.

Суждение — это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о каком-либо предмете, это оценка понятий на основе их сопоставления. Простейшие примеры суждений: «все люди смертны», «все лебеди белы», «некоторые люди — англичане», «все металлы проводят электричество». К понятию характеристика истинности еще неприменима: истинным или ложным, строго говоря, может быть только суждение. Так, из приведенных суждений ложным является второе — «все лебеди белы», хотя понятия «лебедь» и «белизна», как и любые другие понятия, сами по себе не истинны и не ложны.

Основная функция суждения — выработка отношения познающего субъекта к познаваемому объекту. Здесь в процессе познания мира вводится оценочный, а затем и ценностный аспект.

Суждения — «строительный» материал, из которого создаются научные теории, политические программы, экономические доктрины.

Ряд последовательных суждений при выполнении определенных правил составляют наиболее сложную форму мышления — умозаключения.

Умозаключение — это форма мысли, выражающаяся в том, что из нескольких исходных суждений с помощью логики выводится новое суждение. Простейший вид умозаключения — силлогизм (в нем из двух суждений логически следует третье). Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях начал разрабатывать создатель формальной логики Аристотель. Вот приводившийся им типичный пример силлогизма:



Первое суждение:

Все люди смертны.

Второе суждение:

Сократ человек.

Вывод:

Сократ смертен.

При всем бесконечном многообразии содержания знаний человеческая мысль по своей форме выражения выглядит довольно просто. Она всегда состоит из одних и тех же компонентов: понятий, суждений и умозаключений.

Важнейшая функция умозаключений — диалектическое объединение знания и оценки в виде сопоставления двух или большего количества суждений. На его основе возникает некоторое новое знание в единстве с некоторой новой оценкой.

Диалектическая сущность умозаключений делает их важнейшей формой научного познания мира. По существу все человеческое знание в его единстве с научной оценкой выступает как бесконечная цепь умозаключений.

Таким образом, два основных вида познания мира — непосредственный и опосредованный — в единстве составляют целостный и нераздельный процесс отражения мира в человеческом сознании.

Иногда эти виды познания отождествляются со ступенями познания, т. е. его последовательными этапами. Для этого нет оснований.

Учение о ступенях познания включает в себя характеристику не только видов познания, но и их взаимодействия, т. е. диалектического единства чувственных и рациональных форм отражения на каждом данном этапе развития человеческих знаний.

Живое созерцание есть познание мира в процессе непосредственного взаимодействия человека с ним. Мы видим, что в нем участвует и мышление. Именно благодаря этому происходит активный поиск, выделение и осознание изучаемых явлений.

Но на этой ступени познания решающая роль действительно принадлежит чувственному отражению, непосредственному контакту субъекта с объектом познания. Здесь осуществляется сбор исходных фактических данных и их первичная логическая обработка (описание, проверка, упорядочение).

Абстрактное мышление не является лишь оперированием понятиями и другими логическими формами. Здесь продолжается работа чувственности, особенно в форме представлений (фотографии, схемы, модели и т. д.). Но на этой ступени решающая роль принадлежит логическому мышлению, абстрактным понятиям, благодаря чему осознается скрытая сущность изучаемых явлений, происходит углубленный анализ фактических данных, вскрываются законы явлений, делаются широкие обобщения и выводы.

Практика — особый этап, на котором происходит проверка результатов абстрактного мышления, сделанных теоретических обобщений и выводов и вместе с тем получение новых фактических данных. Практика — завершающее и начальное звено каждого нового цикла познания.

Названная общая закономерность диалектического процесса познания выявляет внутри себя две другие закономерности. Одна из них характеризует этот же процесс с точки зрения движения мысли к объекту, вглубь изучаемых явлений. Эта закономерность говорит о том, что каждый цикл «живое созерцание — абстрактное мышление — практика» шаг за шагом ведет к более глубокому и полному знанию объективной реальности.

Другая закономерность раскрывает, что происходит в это время в сознании субъекта, как движется познающая мысль. Она идет от конкретного в действительности к абстрактным понятиям и определениям и далее от отдельных абстракций восходит к их синтезу, к конкретному знанию, то есть к конкретному в теории. Диалектика познания состоит в том, что без этих «отходов», «отступлений» от объекта в область все более отвлеченных абстракций нельзя проникнуть в глубь явлений, познать их подлинную сущность.

Более полному пониманию диалектики познания способствует анализ проблемы соотношения субъективного образа, возникающего в результате познания, и того способа или той формы, в которой он закрепляется, отображается. Субъективный образ есть идеальное отражение действительного мира, он объективен по содержанию. Это содержание может быть обозначено так или иначе и должно быть обозначено в процессе человеческого общения. Тогда содержание (образ) и знак (обозначение) выступают как единство противоположных сторон, которое проявляется в слове, языке, в человеческой речи.

11.4. Эмпирическое и теоретическое познание

Стремление человека познать мир во всей его глубине привело к возникновению науки, основной целью которой стало раскрытие сущностных черт и объективных закономерностей окружающей действительности. В процессе развития в науке сложились два основных уровня познавательной деятельности - эмпирический и теоретический, на каждом из которых ученые используют определенные методы.

Метод - это путь, способ, совокупность приемов познания и преобразования действительности. Он разрабатывается и применяется субъектом познания, однако неправильно было бы считать метод субъективным по его природе. Содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется в конечном счете характером объекта, законами его строения, функционирования, развития.

Законы объекта отражаются и формулируются в теории, поэтому метод и теория находятся в тесном единстве. Метод является орудием, средством, а теория – результатом познания, который сам воздействует на средство, развивает его, придает ему научную обоснованность. Можно сказать так: всякая теория есть метод в потенции; всякий метод есть теория в действии. Таким образом, научный метод является своеобразным орудием познания. Это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, совокупность правил, приемов и лежащих в их основе идей, принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.

Назначение метода – усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания.

Эмпирический уровень научного исследования использует два основных метода – наблюдение и эксперимент. Главная задача эмпирического исследования – накопление научных фактов, их первичная обработка, выявление простейших эмпирических закономерностей.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное восприятие действительности, при котором исследователь стремится как можно меньше вмешиваться в протекание изучаемых процессов, не оказывать на них возмущающего воздействия.

Эксперимент – изучение предметов путем их целенаправленного изменения, варьирования условий протекания исследуемых процессов. Современный тип науки называют экспериментальным, так как именно эксперимент позволяет скомпенсировать действие случайных, затемняющих сущность обстоятельств и наиболее эффективно раскрывать законы природы и общества.

В современной науке особую роль играет модельный эксперимент. Модель – это некая реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в отношениях сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале. Модели могут быть материальными и мысленными. Материальные модели создаются из материальных элементов и функционируют по объективным законам природы (действующая модель ткацкого станка, паровоза, самолета и т. п.). Мысленные модели не состоят из действующих материальных элементов (блоков, деталей), а теоретически конструируются в сознании исследователя, который совершает операции с ними только в своей голове.

В современной науке и технике особую роль стали играть компьютерные модели, помогающие изучать и предсказывать поведение сложных систем.

Под научными фактами, установлением которых занимается наука на эмпирической стадии познания, подразумеваются два рода явлений. Факты в первом смысле – это объективные явления и процессы, вошедшие в сферу человеческого познания и существующие объективно, независимо от него (отсюда и выражение: «факты – упрямая вещь»). Факты во втором смысле – это эмпирические знания, описания реальных событий. Логической формой выражения научных фактов являются фактофиксирующие предложения. С изучения фактов начинается любое научное исследование.

Известную поговорку «факты – воздух ученого» иногда продолжают так: «но нельзя жить одним воздухом». Действительно, знание только фактов не позволяет науке выполнять объяснительную и предсказательную функции. Для объяснения действительности необходимо раскрывать эмпирические закономерности, а затем – создавать научные теории.

Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Теоретическая ступень научного исследования начинается с постановки научной проблемы, то есть вопроса о сущности сложных, непонятных явлений и закономерностей, объяснение которых требует применения специальных научных методов и приемов. Проблема представляет собой противоречивую мысленную конструкцию, своеобразное знание о незнании. Для ее решения выдвигается гипотеза – предположение о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, о возможных причинах наблюдаемых явлений. Гипотеза, прошедшая проверку на истинность, то есть позволяющая делать правильные предсказания (предвидение), превращается в научную теорию. Теория имеет довольно сложную структуру. Она проверяется и уточняется путем сопоставления сделанных на ее основе выводов с реальными фактами.

В теоретическом исследовании используются общенаучные методы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, идеализации, формализации, математизации и моделирования. Кроме того, в основе любой познавательной деятельности лежат философские методы и принципы. Анализ фундаментальных теорий современной науки приводит к интересному выводу. Большинство крупных научных теорий опираются на методы материализма и диалектики независимо от того, осознают это их создатели или нет. Методы познания, предлагаемые другими философскими направлениями, оказываются не столь эффективными.



Выводы

  • Познание способно адекватно отражать характерные черты и закономерности окружающего мира, обеспечивая человеку возможность преобразовывать природу в своих интересах.

  • Процесс познания бесконечен, как бесконечно количество и многообразие связей и переходов в самих вещах и явлениях и между ними.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое познание?

  2. Каковы критерии истины?

  3. Перечислите основные ступени чувственного познания?

  4. В чем особенности эмпирического познания?








База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница