Тема №1 Общее представление о внимании Понятие о внимании



Скачать 421,87 Kb.
страница1/163
Дата30.06.2019
Размер421,87 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   163
1
Тема №1

Общее представление о внимании

1. Понятие о внимании

2. Основные психологические характеристики внимания и факторы, способствующие привлечению внимания

3. Физиологические основы внимания

4. Функции внимания

5. Внимание и сознание

6. Внимание и деятельность

7. Внимание и личность
1. Понятие о внимании
Одним из основных принципов в психологии является принцип единства сознания и деятельности. Однако степень осознания человеком его действий и поступков может быть самой различной. Она зависит от организации сознания в данный момент деятельности, иначе говоря, от состояния и направленности его внимания.

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Человек не может одновременно воспринимать все окружающие его раздражители, помнить все и думать обо всем. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Ему присуща последовательность работы сознания, которая обеспечивается вниманием.

Когда мы сознание направляем и сосредоточиваем на определенных объектах или на каких-то предметах, при условии, что мы отвлекаемся от всего остального, то речь идет о внимании. Самым важным в данном процессе является выделение чего-то и на нем сосредоточение. Здесь проявляется избирательность внимания, когда выделяется 2
какой-то объект из массы других (внимание к нему) и одновременно невнимание к другим.

Учительница ведет школьников за город (в поле и лес) собирать лекарственные растения. Дети весело переговариваются, рассматривают окружающую местность, холмы и овраги, растительность, обращают внимание на пролетающих птиц, бабочек, на причудливую форму облаков, обмениваются впечатлениями. Но вот учительница напоминает детям о конкретной цели экскурсии. Круг внимания детей сужается. Они уже не отвлекаются на другие объекты, целеустремленно осматривают цветы и травы, пытаясь отыскать среди них лекарственные растения, о которых рассказывала учительница и изображения которых они видели в книге. «Нашел!» — вдруг кричит один из мальчиков. Все бросаются к нему и тщательно рассматривают найденное растение — его корни, стебель, листочки, цветы. Круг внимания детей еще более сузился. Направленность и сосредоточенность на определенном объекте (растении) дали ученикам возможность изучить его и определить, что это и есть нужное растение.

Как менялась организация психической деятельности школьников? Вначале психическая деятельность была направлена и сосредоточена на дороге, на окружающей местности, именно их отчетливо воспринимали путешественники — все внимание было занято только восприятием этого. Но затем внимание переключилось на растительность вообще, затем на травянистые растения.

Более 100 лет назад Уильям Джеймс заявил, что каждому известно, что такое внимание. По его мнению, «внимание – это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими».

Таким образом, избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Итак, психическая жизнь человека представляла бы собой неупорядоченный, хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей, переживаний, если бы в ней не 3


существовало упорядочивающей структуры, которая направляет этот поток по определенному руслу. Такой упорядочивающей структурой в психике человека является внимание. Внимание – свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

Но возникает очень серьезный и до настоящего времени не решенный вопрос относительно внимания. С одной стороны, внимание рассматривают как самостоятельное психическое явление, а с иной стороны, наоборот, причисляют его к другим психическим познавательным процессам и считают внимание лишь составляющей других психических процессов, потому что оно само по себе не отражает мир. Существуют разногласия и по отнесению внимания к разным классам психических явлений – либо к познавательному психическому процессу, либо к воле или деятельности человека, являющееся как их части, без которой они не могут существовать.

Итак, внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотъемлемой стороной процессов познания, чувственной и волевой сфер, внимание не сводится ни к одной из этих сфер психического.

По С.Л. Рубинштейну, внимание – своего особого содержания не имеет, так как является стороной всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

То есть одни психологи утверждают, что внимание – это активный компонент восприятия, другие относят его к особой характеристике состояния человека, третьи выделяют его в отдельный психический процесс (такой же как ощущение, восприятие, память), а четвертые определяют внимание как сквозной процесс, существующий на всех психических уровнях, так как внимание связано с избирательностью психики, с сознанием.

Получается, что внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким является, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы действительно можем воспринимать, запоминать, мыслить, но при этом не можем 4


быть «заняты вниманием». Поэтому внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Вне зависимости от выполняемой деятельности человека важную роль в ее успешности играет хорошо развитое внимание, которое помогает работать другим психическим познавательным процессам.

Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.

И действительно, нельзя быть внимательным вообще, безотносительно к чему-либо, т.к. внимание проявляется в определенных конкретных психических процессах (человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит логические рассуждения и т.д.), т.е. внимание обязательно «выцепит» какую-то информацию, мысль, действие; другими словами, чье-то чужое содержание (либо содержание действия, либо познания). Но при этом, не имея своего содержания, внимание проявляется в процессе осуществления восприятия, при запоминании, в ходе мышления и рассуждений. Внимание не самостоятельный психический процесс, а свойство психики человека, отдельная сторона всех психических процессов. Внимание создает наилучшие условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам эффективней отражать действительность. Поэтому эффективное функционирование любого психического процесса становится возможным благодаря вниманию.

Мы внимательны будем, когда не просто слышим, а именно слушаем, даже внимательно прислушиваемся.

Несмотря ни на что, открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяют утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи 5
структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Но тем ни менее, внимание не обнаруживается в чистом виде, но при этом всегда присутствует внимание к чему-либо. Поэтому внимание необходимо трактовать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Т.е. например, если Вы решаете какую-либо задачку по формуле, Вы следите за ходом ее вычислений, не выпуская ничего из виду, обращаете внимание на все, что относится к ее решению, сосредоточиваетесь на нем. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо и обозначается как внимание.

Например, если учитель часто внезапно спрашивает ученика, а он молчит или несет нелепицу, не зная, что отвечать при знании им материала, то значит, он невнимателен к содержанию урока, который для него незначимый, а его внимание в данный момент направлено на что-то другое, более интересное для него.

Внимание очень важный процесс для жизни и деятельности человека, т.к. зависит от него очень много (порой и сама жизнь человека, например, если человек не обратит внимание на дорогу при ее переходе, может попасть под машину и т.д.).

Отсутствие внимания может помешать правильному восприятию людей, предметов, событий, а также невнимательным отношением можно обидеть близких людей.

Поэтому нужно отметить, что за вниманием всегда стоят интересы, потребности, установки и направленность личности. Т.е. только то, что важно и нужно человеку, на то он и будет обращать свое внимание, а все, что ему безразлично, он будет отвлекаться и не реагировать. 6





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   163


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница