Тема 3.1 Наблюдение – метод чувственного познания природы дошкольниками
Экологическое образование детей имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Современная педагогика придает важное значение проблемам экологического образования начиная с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней. Вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Наблюдение как важнейший метод познавания природы нашел свое признание с давних времен: «...источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начиняться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их» (Я. Коменский).
Изложенное выше показывает актуальность данной темы: роль наблюдений в формировании системы знаний о растениях (животных) как живых существах.
Поделитесь с Вашими друзьями: |