Тема 1: Информационные системы (ИС)



страница1/10
Дата23.05.2016
Размер0,76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 1: Информационные системы (ИС).



Информатика – это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью информационных систем или их компонент для обеспечения подготовки и принятия решений.
Экономическая информатика – это наука об информационных системах, применяющихся для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе.
Информационная система (ИС) – связанный набор аппаратных и программных средств, а также управленческого сервиса, осуществляющих сбор, обработку, хранение, анализ и представление информации для обеспечения процессов принятия решений.
Основная цель функционирования ИС: обеспечение компании сохранение достигнутого уровня конкурентоспособности или создание конкурентного преимущества.
Основные задачи ИС :

  1. На стратегическом уровне: обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и способах изменения бизнеса – получаемой извне организации. Кроме того, ИС представляют возможность на базе аналитических моделей оценивать различные варианты развития бизнеса.

  2. На управленческом уровне: максимально быстрое обеспечение качественной информацией среднего и высшего звеньев руководства, подготовка оперативных отчетов и докладов в соответствии с регламентом и по конкретному поводу – получаемой изнутри организации, разработка новых продуктов, подготовка, регистрация и контроль за исполнением документов внутри организации.

  3. На операциональном уровне: качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций.


Архитектура ИС, рассматриваемых экономической информатикой, предусматривает наличие трех компонент: информационные технологии (ИТ), функциональные подсистемы (ФП), управление информационными системами.
Информационные технологии (ИТ) – аппаратно-программная компонента информационных систем, телекоммуникации и данные, совместно обеспечивающие функционирование информационных систем и являющиеся их главной материальной основой.

Функциональные подсистемы (ФП)специализированные программы, обеспечивающие обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области на базе информационных технологий.

В современных информационных системах принято выделять: производство, финансы и кредит, бухгалтерию, маркетинг и сбыт, а также кадры (human resources) - в качестве наиболее общих функциональных областей организаций и компаний. Основной предмет функциональных подсистем – информация в семантическом аспекте, в том числе и ее содержательный анализ. Поэтому ФП составляют своего рода интеллектуальную основу информационных систем. ФП, как правило, имеют интерактивный характер и эффективность их работы во многом определяется деятельностью связанных с ними специалистов.

ИТ иногда еще называют «компьютерной инфраструктурой» организации. Составляющие ИТ имеют «твердую основу» (hardware) в виде компьютеров, сетей, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, а также «мягкую основу» (software) в виде программного обеспечения, управляющего работой аппаратуры. Для нас важнейшей составляющей ИТ, своеобразным ядром являются данные, организованные с помощью специальных программ в базы данных. Базы данных формально относятся к технологической составляющей, но по существу представляют собой важнейшее связующее звено, мост – соединяющий техническую мощь информационных систем с реальными задачами конкретных ФП. Базы данных – своего рода аппарат, преобразующий закладываемые в него данные в информацию, извлекаемую затем по запросам из ФП для подготовки и принятия решений.

Однако, по сути - информационные технологии имеют дело с данными или с информацией в синтаксическом аспекте, как правило, не анализируя их содержание.


Задача информационных технологий – выполнение различных манипуляций с данными: их сбор, хранение, обработка и представление, вне зависимости от содержания. ИТ одинаково работают с бухгалтерскими сведениями и сводками погоды – они обеспечивают хранение, получение информации и передачу ее средствами телекоммуникаций по конкретному адресу в заданном виде. Результат работы ИТ – доставка сообщения, содержание которого ИТ не интересует, от отправителя – к получателю. В отличие от ИТ функциональные подсистемы имеют четкую специализацию: подсистема "Кадры" не может вести учет продаж, а бухгалтерская подсистема не занимается маркетингом. Для функциональных подсистем главным является содержание информации, ее анализ и представление результатов обработки или анализа в виде, пригодном для подготовки и принятия решения. Результатом работы ФП может быть документ (например, проездной билет), отчет (например, о работе цеха за месяц), анализ (например, анализ продаж готовой продукции за различные периоды года в различных регионах) и т.д. При этом каждая ФП имеет свои повседневные обязанности: бухгалтерская подсистема ведет постоянный учет прихода и расхода материалов, финансовых средств; производственная подсистема управляет реальными процессами создания продукции; подсистема продаж ведет учет реализации готовых продуктов и их наличие на складе и т.д. Но у всех функциональных подсистем есть еще и одна общая постоянная задача: максимально быстро и точно представлять информацию о положении дел и состоянии процессов в подразделениях – обеспечивать "информационную прозрачность" компании для принятия своевременных и верных решений.
Часто обсуждается вопрос: что важнее – информационные технологии или функциональные подсистемы? Вопрос выглядит наивным, вроде того – какая рука важнее для человека: левая или правая? Однако с точки зрения экономики – он интересен.

ИТ представляет собой фундамент ФП и от того, каковы основные параметры этого фундамента – скорость, качество, надежность - обработки и передачи данных, зависит успешность работы ФП. При этом выбор этих параметров может определяться требованиями, диктуемыми ФП исходя из конкретных объемов выполняемой ФП работы. Поскольку технические требования к ИТ едины и стандартизованы, а способы создания ИТ - инфраструктуры также стандартны – удовлетворение требованиям функциональных подсистем при построении «фундамента» в принципе достигается просто.

С другой стороны, формулировка требований ФП, как правило, не имеет стандарта, четкости и строгости, подобной ИТ. Специалисты, работающие в бухгалтерии или казначействе, могут лишь весьма приблизительно оценить объемы обрабатываемой информации по объективным причинам: платежи и выплаты случаются неравномерно, у них есть суточные (утром активность иная, чем вечером), недельные (понедельник / пятница) и сезонные (лето / зима) особенности. Можно было бы задать требования по максимуму, но это будет дорого, в любой организации есть жесткие ограничения по финансовым ресурсам. Кроме того, требования различных ФП могут противоречить друг другу. Например, производство потребует значительных запасов сырья, чтобы избежать возможных простоев из-за его нехватки, в то время как специалисты по финансам точно потребуют минимизировать запасы. В общем, исходящие от ФП требования могут быть сложны, нечетки и противоречивы. Тем не менее, именно компонента ФП служит достижению целей организации и ради нее строится весь фундамент ИТ.

Так что ИТ и ФП существенно зависят друг от друга, причем существование ФП без ИТ невозможно, а ИТ без ФП – бессмысленно.




Управление информационными системамикомпонента, обеспечивающая оптимальное взаимодействие информационных технологий, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, а также их развитие в течение всего жизненного цикла информационной системы.

Управление информационными системами предусматривает выполнение следующих функций:



  • управление персоналом,

  • управление пользователями,

  • управление развитием,

  • оперативное управление,

  • управление качеством,

  • финансовое управление.



Управление качеством включает в себя:

разработку корпоративных стандартов информационных систем, разработку соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement - SLA), контроль качества сервисов, проектов.


Управление персоналом включает в себя:

обучение обслуживающего персонала, оценку эффективности деятельности персонала, планирование деятельности персонала, планирование карьеры персонала.


Управление пользователями включает в себя:

обучение пользователей, техническую поддержку, организацию "горячей линии".


Управление развитием информационных систем включает в себя:

планирование развития информационных систем, бюджетное планирование, планирование обновления.


Оперативное управление включает в себя:

мониторинг функционирования; фиксирование, анализ и разрешение (или эскалацию) инцидентов; резервное копирование, восстановление, ремонт, регламентное обслуживание; конфигурирование, настройку, оптимизацию, управление производительностью; управление безопасностью; администрирование пользователей.


Финансовое управление включает в себя:

управление бюджетом, управление закупками, управление контрактами, управление основными средствами.


Можно отметить, что довольно распространенным является заблуждение, заключающееся в отождествлении ИТ и ФП и полном игнорировании управленческой компоненты. На основании этого обычно ошибочно решается вопрос о руководстве имеющимися компьютерными и сетевыми ресурсами организации: на эту должность назначаются хорошие специалисты по ИТ, не имеющие представления о ФП и никогда в жизни не занимавшихся управлением сложными системами или проектами. Это приводит к неэффективному использованию имеющейся ИС, либо к провалу внедрения новой ИС – гигантским финансовым потерям крупной организации. В последнее время в руководстве крупными организациями стала появляться новая должность: вице-президента по информационным системам - CIO (Chief Information Officer), которая наряду с должностью президента или генерального директора (CEO - Chief Executive Officer), а также – главного финансиста, обычно – первого вице-президента по финансовым вопросам (CFO - Chief Financial Officer) – формируют высшее оперативное руководство компанией – современнный триумвират. Требования к квалификации CIO – самые высокие: знание экономики, конкретного бизнеса, в котором функционирует ИС, хорошей подготовки по ИТ, наличие навыков управления сложными системами и проектами, а также значительный опыт практической работы в данной отрасли. Не секрет, что таких специалистов сегодня крайне мало в России, да и в мире. Понятно, что их не станет много и в ближайшем будущем – это достаточно новая специальность, требующая очень хорошей подготовки одновременно в многих областях знаний и наличия практического опыта. Так что быстро большая армия квалифицированных CIO появиться не может. Поэтому и оплата труда таких специалистов превышает порой все мыслимые границы.

Наша книга – первая ступенька для тех, кто планирует связать свою жизнь с информационными системами и серьезно изучает экономику, математику и принципы управления.




Классификация ИС выделяет: локальные ИС, а также малые, средние и крупные интегрированные ИС (ИИС) или интегрированные системы управления (ИСУ).

Локальные ИС обслуживают индивидуального пользователя, работающего без сети с конкретной функциональной подсистемой.

Малые ИИС работают с небольшим количеством пользователей с ограниченной функциональностью.

Средние ИИС работают с полной функциональностью и сравнительно небольшим количеством пользователей.

Принято считать (2001 год), что к малым и средним ИИС относятся те ИС, внедрение которых требует не более полумиллиона долларов США.



Крупные ИИС или ИСУ обеспечивают полную функциональность для большого количества пользователей. Обычно к крупным ИИС относят так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning Systems – системы планирования ресурсов предприятия) – хронологически предшественниками которых были: в 60-е годы - MRP (Material Requirement Planning – системы планирования материальных ресурсов предприятия, системы управления запасами) и MRPII (Manufacturing Resource Planning – системы планирования производственных ресурсов предприятия) системы в конце 70-х - начале 80-х. В связи с развитием электронного бизнеса появляется новая разновидность – ERPII, представляющая ERP-системы, снабженные средствами подготовки и принятия решений в среде интернет. Современные ЕRР-системы фактически представляют собой архитектурную основу (backbone) для интеграции всех работающих ИС организации.
Информация – существует в виде: данных, собственно информации и знаний. Для измерения информации используются синтаксическая, семантическая и прагматическая метрики.

Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях.

Информация - это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия решений или для проведения аналитических исследований.

Знания – это обработанная информация, используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации для приведения её к виду, пригодному для принятия решений.

Принято выделять три вида знаний: конкретные, концептуальные и метазнания.


Примерами данных могут служить линии, оставляемые на бумажной ленте самописцами; рентгеновский снимок части тела больного; колонки чисел, представляющие котировки акций на бирже. Сведения, фиксированные таким образом, обычно становятся понятными после их обработки специалистами. Обработанные данные с комментариями специалистов превращаются в информацию. Полученная информация представляется лицам, принимающим решения, которые могут ей воспользоваться для принятия соответствующего решения – либо запросить дополнительную информацию. В наших примерах – это могут быть решения об эвакуации жителей, если самописец сейсмографа зафиксировал угрожающую динамику, диагноз и необходимый курс лечения для оригинала рентгеновского снимка, решение о продаже или покупке акций в зависимости от состояния и динамики рынка акций.

С
труктура, схема функционирования информационной системы.



Вход – наборы данных для обработки информационной системой.

Функциональные подсистемы – обеспечивают обработку, целесообразное преобразование данных для целей подготовки и принятия решений в рамках конкретной специализации в компании: финансовой, бухгалтерской, производственной, кадровой, маркетинговой и сбытовой.

Выход – представление информации из ИС по месту её использования.

Обратная связь – выходная информация, используемая специалистами для оценки и корректировки входа.

Обратная связь – важнейшее понятие в представлении процессов управления. Анализ выходной информации после принятия некоторого решения руководством компании позволяет оценить успешность такого решения. Например, решение о снижении цен на готовую продукцию (информация на входе) с целью увеличения объема продаж и повышения прибыли - может быть оценено по результатам изменения ситуации на рынке. Полученные информационной системой сведения о последующем ходе продаж и величине прибыли (информация на выходе) служат обратной связью и становятся основой для анализа специалистами и принятия решения о том – сохранить введенные изменения цен или нет.



Институциональная среда – свод формальных (документальных) законов и правил, которые регулируют поведение экономических агентов в обществе, законотворчество и контроль исполнения законов и правил, а также набор институтов (органов власти различного уровня), которые создание законов и правил, их исполнение и контроль за исполнением - осуществляют.

Документы, формирующие институциональную среду, имеют очень широкий диапазон значимости. Сюда входит конституция страны, свод федеральных законов, кодексы – гражданский и уголовный, региональные регламентирующие документы, а также корпоративные правила и стандарты, действующие внутри конкретных компаний. К этому надо добавить множество институтов, отвечающих за сохранение и развитие институциональной среды. Здесь – все институты вертикали власти – от президента до местных исполнительных органов, а также – законодательные органы различных уровней – Государственная и региональные думы, Совет федерации и т.д. Картина институциональной среду будет более полной, если сюда добавить органы исполнения и контроля за исполнением существующих законодательных решений.

Цель существования национальной институциональной среды – создание благоприятных условий для развития страны в соответствии с принятой концепцией. Принятая концепция экономического развития России – построение рыночной экономики – предполагает, что институциональная среда должна обеспечивать существование и развитие обязательных атрибутов свободного предпринимательства: равноправную конкуренцию, защиту прав собственности, защиту интересов потребителя, выполнение сторонами договорных обязательств и т.д. Соответствующие законы, поддерживающие принятую концепцию, принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и утверждаются Президентом, которые, как мы знаем, также являются элементами институциональной среды.

Целью создания региональной и корпоративной институциональных сред – является введение правил и законов, позволяющих защитить и развить имеющееся у региона или компании конкурентное преимущество. Понятно, что довольно часто возникают конфликты интересов, а значит и документов, представляющих различные уровни иерархии институциональной инфраструктуры. Поэтому – важное место здесь занимают органы, позволяющие улаживать такие противоречия – конституционный и верховный суды, арбитражи.

За приведением в действие существующих законов и правил следят исполнительные органы федерального уровня – МВД, ФСБ, Минюст, Генеральный Прокурор, Счетная Палата, а также разнообразные региональные и отраслевые управления, прокуратуры, инспекции, комиссии. Получаемые исполнительными органами сведения о нарушении принятых в установленном порядке законов и правил (обратная связь) – являются основанием для принятия решений о регулирующем воздействии на нарушителя.
Внешняя среда – это множество существующих вне компании объектов и факторов, которые непосредственно влияют или могут повлиять на деятельность компании. Часть ее формируется в рамках существующей институциональной среды – это партнеры, конкуренты, поставщики сырья и потребители готовой продукции. Другая часть – объективная реальность условий функционирования – природа и климат, развитость транспортной, энергетической и информационной инфраструктур. Важно, что одним из факторов внешней среды является и совершенство институциональной среды, то есть – ее способность обеспечивать достижение поставленных целей (например, построение рыночной экономики). Как известно, идеальных законов не бывает, как не бывает безошибочно работающих органов власти. Но все-таки нам легко представить себе в качестве примера страну с хорошо развитой институциональной средой (как во многих странах Западной Европы) и страну, где очевидно либо не хватает законов, либо желанья их соблюдать.

Чем более совершенна институциональная среда, тем более благоприятна для предпринимательства внешняя среда и наоборот. Можно серьезно рассматривать третью компоненту внешней среды, которая формируется на основе недостаточности институциональной инфраструктуры. Как отмечал К.Эрроу, в условиях отсутствия необходимого института (закона, правила или органа, который следит за их исполнением) – его роль начинают выполнять "невидимые институты". Ими становятся "неписаные" правила, выполнение которых поддерживается "инициативными группами". Эти группы формируются на основе общности интересов (региональных, религиозных, родственных, дружеских, криминальных) ее членов. Общее число требуемых институтов ограниченно, поэтому чем сильнее развиты невидимые институты, тем слабее влияет на экономическую активность официальная институциональная среда. При этом деятельность компаний под влиянием невидимых институтов может становиться частью "теневой экономики", т.е. экономики, не имеющей адекватного информационного обеспечения. В такой экономике намеренно искажены сведения о входных (например, объеме используемых ресурсов) и выходных (например, полученных доходах и прибыли) параметрах компании. Для нас важно, что такие компании становятся "информационно непрозрачными".


Заключительные замечания.

Под влиянием внешней среды с учетом реальных институциональных условий внутри компаний формируется своя «корпоративная» среда, включающая корпоративные стандарты, культуру – непосредственно влияющая на практику подготовки и принятия решений. Очень важную роль эти факторы играют при оформлении документов, сопровождающих сделки. Если корпоративные стандарты на эти процедуры в компании отсутствуют, сделки оформляются произвольным способом, либо не регистрируются совсем – применение ИС практически невозможно. Жизненно важно для обеспечения эффективного функционирования компании наличие корпоративных справочников, содержащих единое и единообразное описание:



  1. всех поставщиков и потребителей, сотрудничающих с компанией.

  2. всех материалов, комплектующих и запчастей, используемых компанией.

  3. полного набора продукции, выпускаемой компанией.

Информационные системы работают 24 часа в сутки и 365 (366) дней в году.


Архитектура ИС \ ИТ\ управления ИС.

Архитектура информационных систем.




Стратегические системы – top management. Следит за внешней средой, обеспечивает выживание и процветание компании в длительном периоде (5, 10 лет и более).

Management Information Systems – управление, среднее управляющее звено. Выполнение протокола, отчёты, заданные стандарты.

Система обработки знаний. CAD (computer aided design)/ CAM (computer aided manufacture). Проектирование, разработка новых моделей производства.

Знания бывают конкретные (например, факт, что дерево легче воды), концептуальные (например, принципы кораблестроения) и метазнания – знания о знаниях (например, философия).




Каталог: cmt2 -> lib
lib -> Образовательные услуги в России: экономика знаний индифферентна к кризису
lib -> Москва 2010 Предисловие
lib -> Гармонизация бухгалтерского учета и системы национальных счетов
lib -> Новые ресурсы в экономике знаний
lib -> Ооо «экорис-нэи»
lib -> Межорганизационные сети в системе форм функционирования современных отраслевых рынков
lib -> Социальная функция государства в экономики России 21 века
lib -> Подходы к оценке эффективности деятельности вузов
lib -> Конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики в аспекте теории средней фирмы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница