Тема № Межличностные отношения и общение. Структура общения, формы, механизмы, связь общения с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению



Скачать 56.61 Kb.
Дата25.04.2016
Размер56.61 Kb.


Тема № 2.
Межличностные отношения и общение.


Структура общения, формы, механизмы, связь общения с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению.

Как уже нами было замечено, общение - многогранный процесс, одновременно общение может решать многие вопросы и задачи, касающиеся непосредственно отношений партнеров по общению.



Общение можно разделить на:

  • Инструментально направленное – направлено на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат;

  • Личностно-направленное – направленное на удовлетворение личностных потребностей.

Общение позволяет выделить следующие аспекты (по А.П. Панфилову):

  • Информационно-коммуникативный аспект - общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией;

  • Интерактивный аспект - общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации;

  • Гносеологический аспект - человек выступает как субъект и объект социального познания;

  • Аксиологический аспект - изучение общения как процесса обмена ценностями;

  • Нормативный аспект - выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения;

  • Семиотический аспект - общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой;

  • Социально-практический аспект общения заключается в том, что процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, мы преследуем конкретные цели:

  • Обмен или передача информации,

  • Формирование навыков, развитие профессиональных качеств,

  • Формирование отношения к себе, к людям, к обществу,

  • Обмен деятельностью (технологии, инновации),

  • Изменение мотивации,

  • Обмен эмоциями.

В реальной практике общения мы встречаемся с типовым взаимодействием:

  • «Я-Я» (юрист-клиент, ученик-преподаватель), - тип общения индивидуально-личностный,

  • «Я-МЫ» (руководитель-подчиненные),- индивидуально-коллективный,

  • «МЫ-МЫ» (специалисты по переговорам, административно-управленческий персонал, студенты), - коллективно-общественный.

Как вы понимаете, каждому типу отношений также свойственны определенные специфические черты, цели, задачи, лексика, приемы и технологии.

Учитывая сложность понятия «общение», имеет место обозначить его структуру, чтобы в дельнейшем проанализировать каждый его элемент.



Основными сторонами общения являются:

- коммуникация (коммуникативная сторона общения)

- интеракция (интерактивная сторона общения)

- перцепция (перцептивная сторона общения)



I. КОММУНИКАЦИЯ – обмен информацией в процессе общения.

А. Зверинцев в своей книге «Коммуникативный менеджмент» рассказывает о предании одного из африканских племен, свидетельствующем о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. О чем это говорит. Мудрый Африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который сумеет в минуту опасности мгновенно собрать суетящихся в хижинах или плутающих по окрестностям соплеменников. Барабан в жизни африканцев играет настолько значительную роль, что каждому из новорожденных дают два имени – одно обычное, второе – специальное для барабана. Рожденный в деревне, умеет переговариваться посредством барабана, боле того, переговариваться на больших расстояниях.

Звуки набата на Руси – роль коллективного организатора, вечевой колокол.

В современных условиях коммуникация является основой жизнедеятельности. Статистика: 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей считают, что коммуникация – это главное условие на пути достижения эффективности их организации. Причем сами руководители тратят на это от 50 до 90 % своего времени.

В социально-психологическом смысле коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю.

Схема:

Отправитель Процесс передачи Получатель



информации

О П


В структуре коммуникации следует отличать цель как рационально обоснованное намерение, от побудительного мотива, как скрытого намерения или мотива, зачастую выдаваемого лишь на невербальном уровне.

Схема:

Цель О Средства кодирования Сигнал Прием декодирования П Результат

Контекст коммуникации может быть выражен утверждением, вопросом или побуждением, скрывающим или демонстрирующим личные цели и скрытые мотивы. Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем, ответственность лежит в большей степени не его отправителе.

II. ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Выделяют следующие виды взаимодействия:


  • групповая (совместная трудовая деятельность, кооперация)

  • конкуренция (соперничество)

  • конфликт.


Для того чтобы общение было эффективным необходимо соблюдать следующие условия:

  • равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса,

  • равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга,

  • равенство в психологической взаимоподдержке.


Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из элементов:

    • действующий субъект,

    • объект действия (субъект) на которого направлено воздействие,

    • средства воздействия,

    • метод действия (способ использования средств),

    • реакция человека на которого воздействуют, результат действия.


При взаимодействии осуществляется:


III. ПЕРЦЕПЦИЯ – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В результате социологических исследований установлено, что:



  • воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону,

  • внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинах) интерпретациях объекта,

  • большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

  • формирование содержания межличностного восприятия,

  • содействие установлению взаимопонимания,

  • обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Для достижения эффективности взаимодействия важно восприятие – целостное отражение внешнего облика и поведения человека, его понимание и оценка.

Человек воспринимает мир посредством 5 сенсорных каналов:

Зрение, слух, осязание, обоняние. Все они работают 24 в сутки. Основной объем информации (90%) приходится на зрение, 10% - на слух.

Задача – обеспечение максимального взаимопонимания людей.






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница