Телесно-ориентированная психотерапия



Скачать 55.55 Kb.
Дата25.04.2016
Размер55.55 Kb.
Телесно-ориентированная психотерапия
/ Материалы из опыта работы педагогов-психологов МОУ средней общеобразовательной школы N 1 г.п. Чистые Боры Буйского района

Зуевой Н.А. и Ипатовой Г.А. /



Пояснительная записка
Природа устроила организм человека целесообразно, с огромным запасом прочности, приспособив его для долгой и здоровой жизни. Но не могла она предвидеть последствия цивилизации, когда человек практически оторвался от своих природных корней, от биологического естества, превратив многие эмоции из средства выживания в средства саморазрушения.

Профессиональная деятельность педагога насыщена разнообразными эмоциями. Но педагогический такт, индивидуальные внутренние ограничения не позволяют проявлять их физиологически оправданно. Не востребованная, не израсходованная энергия глушится в себе. Такие определения, как «комок нервов», «хомут на шее», «камень на плечах» все чаще звучат из уст педагогов нашей школы.

Данная программа занятий по снятию психоэмоционального напряжения через телесно-ориентированную психотерапию была разработана на основе известных методик.

Телесно-ориентированная психотерапия это группа методов психотерапии, ориентированная на изучение тела, осознание пациентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства, проявляются в различных телесных состояниях и на обучении реалистическим способам разрешения дисфункций в этой области.

( Психотерапевтическая энциклопедия под редакцией Б.Д.Карвасарского, «Питер», Санкт- Петербург, 1999 г, стр. 617)

Наиболее известными видами Т.-о.п. (телесно-ориентированной психотерапии) являются биоэнергетический анализ Лоуэна, метод Фельденкрейса, метод Александера, структурная интеграция Рольф и первичная терапия Янова, которые генетически связаны с работами Райха.

Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечной брони», выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и т.д. Им были созданы методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц, с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства.



Основные понятия

В традиционных подходах Т. – о.п. разработан ряд основополагающих понятий.



Энергия. Понятие энергии имеет решающее значение для телесной психотехнологии. Тело может изучаться через его энергетические процессы химического и электрического обмена. В понимании Лоуэна биоэнергетические нарушения способствуют невротическим расстройствам, а их устранение приводит к выздоровлению.

Мышечная броня. Мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психическими травмами, переживаемыми людьми. Это напряжение делает почти невозможным свободное выражение печали и горя. Личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Тело и психика в этом процессе взаимодействуют.

Почва под ногами. Это не только фактическая опора на собственные ноги, но и метафора принципа реальности. «Иметь почву под ногами» значит быть в энергетическом контакте с почвой, получить ощущение стабильности и уверенности. Возвращение и утверждение этого чувства усиливает ощущение себя, уравновешивает выражение эмоциональных порывов и импульсивных действий. «Чем прочней человек ощущает свой контакт с почвой (реальностью), тем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он сможет вынести и тем лучше управляет чувствами» (Лоуэн, 1975)

Дыхание. Дыхательные упражнения являются классическими элементами Т.-о.п. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующие разрядке сдерживаемых чувств.

Двигательные упражнения. Они эффективны тем, что способствуют возврату пациентов к примитивному эмоциональному состоянию первичной природе человека.

Физический контакт. Группы телесно-ориентированных психотехнологий включают физический контакт в групповое взаимодействие. Массаж и подобные массажу контакты между участниками помогают расслабить мышцы и области хронического напряжения и, кроме того, могут служить средством оказания поддержки и успокоения.

Телесно-ориентированные психотехники включают физические параметры в групповой опыт и предлагают альтернативу рассудочным групповым методам.


Цель ТТ: создание условий для улучшения физического и эмоционального состояния педагогов через расширение сферы осознания собственного тела и использование его возможностей.

Задачи:

  1. Знакомство со своим телом.

  2. Осознание телесных ощущений.

  3. Снятие мышечных зажимов в различных сегментах тела.

  4. Повышения самооценки путем развития положительного отношения к собственному телу.

Структура занятий:

  1. Информирование.

  2. Проработка упражнений, направленных на снятие телесных зажимов.

  3. Рефлексия.

Режим работы: 8 занятий по 1,5-2 часа. / Для примера предложены 2 занятия, остальные планируются в зависимости от состава группы /.

Упражнения для снятия мышечных зажимов в различных сегментах тела человека.

Глазной сегмент.

  • Широко открытыми глазами следить за перемещением предмета / ручки, карандаша / в разные стороны / - 10-15 минут.

Оральный сегмент.

  • Гримасничанье. « Поза льва». Крики.

Шейный сегмент.

  • «Забалтывание головы» Крики. Рвотные движения.

Грудной сегмент.

  • Дыхательные движения / «Волна», «Лифтинг шеи»/.

  • «Ладушки».

Диафрагменный сегмент. Сегмент живота.

Тазовый сегмент.

  • «Велосипед»

  • Удары прямыми ногами и тазом по полу в положении лежа.

  • «Вознесение ног».

Комплексные упражнения.

  • «Театр прикосновений» – 3-4 человека в группе.

  • «Пять элементов»

  • «Ротация»

  • «Бразильский массаж».

  • «Колокол».


Занятие 1. Введение в курс занятий по снятию психо-эмоционального напряжения через телесно-ориентированную психотерапию.

Цель: Знакомство с приемами снятия зажимов в верхней части тела.



  1. Информирование о происхождении и механизме действия телесно-ориентированных техник.

  2. Упражнения на снятие зажимов в глазном сегменте.

  3. Упражнения на снятие зажимов в оральном и шейном сегментах:

  • Гримасничанье. Произнесение гласных звуков с напряжением. «Поза льва».

4. Упражнение «Театр прикосновений». Цель: общее расслабление мышц тела.

Рефлексия состояний.

5. Упражнение «Забалтывание головы». Цель: освобождение от негативных мыслей, снятие зажимов шейного сегмента.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.



Занятие 2.

Цель: расширение осознания собственного тела.



  1. Упражнение «Театр прикосновений». Цель: общее расслабление, подготовка к занятию.

  2. Упражнения для снятия зажимов в глазном сегменте. Цель: отработка навыка.

  3. Упражнения на снятие зажимов в оральном и шейном сегментах:

  • Гримасничанье

  • Голосовые техники / да-да-да /

  • Крики.

Цель: отработка самостоятельного навыка снятия зажимов в данных сегментах.
Информирование о приемах работы с телом другого человека.

  1. Дыхательное упражнение «Лифтинг шеи». Цель: снятие зажимов в шейном сегменте.

Рефлексия состояний.

  1. Упражнение «Пять элементов». Цель: улучшить эмоциональное состояние членов группы, научить более внимательно относиться к телу другого человека.

Рефлексия состояний.

  1. Упражнение «Райховская губка». Цель: мобилизация энергии, дыхательная релаксация.

  2. Рефлексия занятия.



Л И Т Е Р А Т У Р А





  • Баскаков В.Ю. « Свободное тело». 2001.

  • Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии.

  • Лоуэн А. « Физическая динамика структуры характера».

  • Лоуэн А. « Депрессия и тело».

  • Лоуэн А. «Терапия, которая работает с телом».

  • Рудестам. «Групповая телесно-ориентированная психотерапия».

  • Фейдимен. Фрейгер.« Телесная терапия Райха».

  • Фейдимен. Фрейгер. « Личность и личностный рост». Выпуск 2.




© Психологическая служба МОУ СОШ г.п.п. Ч. Боры Буйского муниципального района Костромской области, 2007



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница