Телесно-кинестетические



страница1/5
Дата19.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4   5
Введение.

Знание всегда имеет еще и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника увлекательным и жизненным. Учитывать эмоциональный аспект обучения значит - пробуждать интерес к изучаемой теме или вопросу и создавать в классе безопасную, доверительную атмосферу, которая позволяет обучающимся как можно полнее использовать свой потенциал. Такую атмосферу создают на занятии “энергизаторы” - короткие многофункциональные упражнения, которые помогают участникам проявить различные способности:



  • телесно-кинестетические;

  • музыкально-ритмические;

  • визуально-пространственные;

  • межличностного общения.

Одни “энергизаторы” применяются в основном для знакомства или для того, чтобы участники занятия лучше узнали друг друга. Они используются чаще всего в начале занятия. Другие предназначены для более тесного сплочения группы, демонстрации ответственности за свои действия и ответственности за безопасность и комфортные условия для других участников. Они позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы, испытать “чувство локтя”. Третьи способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции. Многие из них носят соревновательный характер, и применять их необходимо с осторожностью, лучше, когда группа уже достаточно сплочена. Четвертые служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы. Часто в ходе урока или занятия ученики испытывают снижение энергии, затруднения с концентрацией внимания. Ученики перестают работать, начинают мешать учителю. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы, или упражнение-энергизатор. Есть упражнения, в результате выполнения которых группа делится на определенное количество подгрупп или малых групп. Наконец, существуют упражнения для завершения занятия, дающие участникам ощущение удовлетворения от занятия и проделанной ими работы. Многие “энергизаторы” часто выполняют сразу несколько функций, например, снимают напряжение и создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал участников и позволяют разделить учебную группу на подгруппы.

Педагоги, которые решат использовать энергизаторы в своей работе, сразу заметят их преимущества:


  • Создание положительной психологической атмосферы в учебной группе

  • Восстановление энергии группы.

  • Привлечение внимания участников.

  • Объединение нескольких методов обучения в целое.

  • Включение в обучение всех учащихся.

  • Вовлечение различных индивидуальных стилей обучения в единый процесс.

  • Получение удовольствия от учебы.

Упражнения, использующиеся для знакомства

участников, получения информации об участниках,

применяющиеся в начале занятия

Упражнение 1. “Хоровод”

Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает свое движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и представиться. Повторив имена друг друга 3 раза с разной интонацией или по-разному обращаясь друг к другу, они идут дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остается в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает свое движение, выбирает следующего участника для знакомства и т.д., пока все не познакомятся. Примечание: Это упражнение можно использовать в самом начале работы с группой, участники которой не знакомы друг с другом для более уверенного запоминания имен друг друга. Однако, если изменить задание, например, попросив участников сделать друг другу комплимент или пожелать доброго утра и т.д., то это упражнение можно использовать в занятии по эффективному общению или для создания доброжелательной атмосферы в группе.



Упражнение 2. “Снежный ком

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавшихся перед ним.Примечание: Упражнение способствует запоминанию имен участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы. Лучше выполнять его с количеством участников не более 20.



Упражнение 3. “3 правды и 1 ложь”

Дайте задание участникам написать свое имя на листе бумаги и описать 4 факта из своей жизни, 3 из которых – правда и 1 – ложь. Попросите всех объединиться в пары. В парах участники зачитывают друг другу эту информацию и пытаются угадать, что является правдой, а что – ложью. По окончании работы в парах попросите участников поделиться, легко ли было угадать, что было ложью, а что правдой. Некоторые участники могут рассказать всей группе о самых интересных моментах, почему было трудно угадать, соответствовало ли то, что написал партнер, их представлениям о нем/ней и т.д.Примечание: Это упражнение можно использовать в качестве одного из упражнений для сплочения группы. При работе с детьми, лучше не включать его в план занятия, если Вы находитесь в самом начале Вашей работы (2-3 занятия), и доброжелательные отношения в группе еще не сформировались.



Упражнение 4. “Коля-Алена”

Участники в круге задают ритм с помощью хлопков в ладоши и хлопков по коленям. Затем ведущий называет свое имя и имя того, на кого смотрит, не выпадая из ритма. Затем тот, кого назвал ведущий, произносит свое имя и имя следующего участника, на кого обратил свой взгляд, и так то тех пор, пока все не назвали свои имена. Важно во время называния чужого имени смотреть на адресата и не выпадать из ритма. Примечание: Упражнение направлено на более тесное знакомство участников, развитие

внимания, наблюдательности, координации.

Упражнение 5. “Что изменилось?”

Участники разбиваются на пары и пары объединяются в группы по 4 человека. Партнеры изучают и пытаются запомнить внешность друг друга. Потом один из них поворачивается спиной, пока трое других совершают три изменения во внешности второго партнера, например: переодевают часы с одной руки на другую, убирают очки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами. Примечание: Упражнение способствует формированию коммуникативной компетентности, участники активно включены в работу, выполняя совместную деятельность и взаимодействуя друг с другом.



Упражнение 5 (вариант)

Участники разбиваются на пары. Партнеры в паре, стоя напротив друг друга, изучают и запоминают внешность друг друга. Затем по команде ведущего они поворачиваются спиной и изменяют что-то одно в своей внешности или одежде (например, перекалывают волосы, или надевают часы на другую руку). По команде ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и пытаются отыскать изменение. Затем снова по команде поворачиваются спиной друг к другу и проводят три изменения в своей внешности. Повернувшись лицом, определяют, какие изменения произошли у партнера.



Упражнение 6. “Передай сверток”

Ведущий завернул маленький подарок в бумагу во множество слоев, на каждом из которых написано задание или вопрос. Примеры заданий: спеть песню, обнять человека рядом с тобой и т.д. Это могут быть вопросы, например, какой твой любимый цвет, как тебя зовут. Ведущий включает музыку или хлопает в ладоши, если музыки нет. Участники передают сверток по кругу или бросают его друг другу. Когда ведущий останавливает музыку или хлопанье, человек, которые держит сверток, снимает один слой бумаги, читает свое задание или вопрос и выполняет его. Игра продолжается пока все слои не развернуты. Подарок достается человеку, снявшему последний слой бумаги.



Примечание: Данное упражнение стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 7. “Считалочка”

Попросите участников образовать круг. Объясните, что группе нужно сосчитать вместе числа от одного до 50-ти. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7, нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.



Примечание: Данное упражнение подходит для начала проведения занятия. Внимательно считая вместе, участники активизируют свое внимание и вовлекаются в групповую деятельность.

Упражнение 8. “Баланс в группе”

Попросите участников разбиться на пары. Попросите пары, держась за руки, приседать и

вставать, не отпуская рук. Повторите то же самое упражнение вчетвером, потом ввосьмером в кругу. Попросите в каждой группе рассчитаться почетным и нечетным числам. По сигналу, четные номера идут назад, а нечетные вперед, достигая баланса в группе. Примечание: В ходе данного упражнения участники вовлекаются в совместную деятельность. Лучше применять его в начале Вашего занятия.

Упражнение 9. “Мяч”

Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч. Примечание: Это задание следует использовать на первых этапах Вашей работы с группой, с целью познакомить участников. В ходе упражнения участники запоминают имена тех, с кем предстоит работать в ходе занятия (тренинга).



Упражнение 10. “Пожелание”

Ведущий просит участников группы сесть в круг и говорит инструкцию: “Давайте начнем (закончим) сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день (на следующий день), и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание”. Примечание: Данный энергизатор заряжает участников положительными эмоциями, развивает в них творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться. Это упражнение одинаково хорошо проводить как в начале Вашего занятия, так в конце в качестве оптимизатора.



Упражнение 11. “Комплимент”

Участники группы встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать “Спасибо” и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то, ставший традиционным, предмет, например, сердечко, сшитое из ткани.Примечание: Данное упражнение можно применять и на начальном, и на завершающем этапе Вашего занятия. Задание развивает творческие способности, участники группы чувствуют себя включенными в групповой процесс.



Упражнение 12. “Давайте похлопаем”Участники располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные закрытые (вопрос, на который участник должен ответить утвердительно или отрицательно) вопросы (можно и шуточные). Участник, отвечающий на предложенный вопрос, встает, а остальные громко ему аплодируют. Необходимо, чтобы каждый встал, особенно, если это детская группа.Примечание: Это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга почувствовать себя увереннее и комфортнее в группе. В дальнейшем можно предложить самим придумать вопросы. Данное задание направлено на сплочение группы, стимулирует концентрацию внимания. Можно проводить и в начале, и в конце Вашего занятия.

Упражнение 13. “Что? Где? Когда?”

Ведущий задает участникам группы вопросы, ответы на которые, широко известны и предлагает участникам ответить на них письменно индивидуально, затем предлагает участникам объединиться в пары/группы и суммировать варианты ответов (предоставить для работы несколько минут). Группы должны дать большее количество ответов, чем отдельный человек. Примеры вопросов: Назовите по порядку планеты Солнечной системы? Назовите названия российских рек, которые начинаются на букву О? Примечание: Данное упражнение демонстрирует ребятам эффект синергии, когда эффективность группового взаимодействия выше, чем у каждого участника по отдельности. В ходе выполнения задания ребята активизируются, у них появляется спортивный азарт, усиливаются мыслительные процессы. Лучше применять этот энергизатор в начале Вашего занятия.



Упражнение 14. “Я никогда не...”

Участники сидят в кругу, положив руки на колени. Каждый должен сказать о себе одну фразу, начиная со слов “я никогда не...”, например, “я никогда не прыгал с парашютом”. Если кто-то из участников в этой группе не прыгал с парашютом, то он должен загнуть один палец. Когда у кого-то загнуты 5 пальцев, он убирает одну руку за спину. Если загнуты 10 пальцев, участник выходит из игры. Выигрывает тот, у кого остался хотя бы один не загнутый палец. Главное условие – говорить правду.Примечание: упражнение применяется для знакомства в игровой форме, разрядки. Ведущий должен оговорить, что не называются действия, связанные с половыми различиями, например: “Я никогда не носил бантики”. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, что может повлиять на самооценку человека, поэтому следует соблюдать осторожность при работе с группой, участники которой разнородны по социальному статусу, с разными возможностями в отношении приобретения жизненного опыта.



Упражнение 15. Знакомство в парах

Участники объединяются в пары с теми участниками, с которыми мало знакомы. В течение 1 минуты в каждой паре участники по очереди рассказывают друг другу о себе, своей работе, любимых занятиях и т.д. Затем один участник садится на стул, его напарник становится за его спиной и рассказывает о своем партнере от первого лица. Сидящий на стуле слушает молча. Остальные участники могут задавать вопросы. Вариант: рассказ о партнере от своего имени, не вставая у него за спиной.Примечание: Благодаря этому упражнению участники знакомятся, приобретают опыт общения, опыт восприятия информации о партнере и о себе со стороны, внимания и уважения личности партнера, способствует созданию безопасной атмосферы. Необходимо учитывать, что упражнение вызывает сильные переживания, оговорить условие, что участник может не сообщать о себе информацию, которую не хотел бы афишировать.



Упражнение 16. “Невербальное знакомство”

Участникам предлагается молча и хаотично здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) глазами, в) спинами и т.д.Примечание: Упражнение способствует приобретению опыта преодоления барьеров в общении, осознания собственных сложностей. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.



Упражнение 17. “Надписи на спине”

Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Вариант – усложнение задачи, например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке.Примечание: Упражнение способствует формированию доверия к группе, получению опыта позитивной обратной связи. Выполнение упражнения возможно при достаточно высоком уровне безопасности в группе.



Упражнение 18. “Я люблю себя за...”

Каждый участник по очереди выходит в центр круга и в течение одной минуты перечисляет, за что он себя любит, начиная словами: “Я люблю себя за ...”, и затем больше их не повторяя.



Примечание: Упражнение способствует развитию навыка говорить о своих качествах без стеснения, самовыражения, повышения самооценки, самоуважения. Выполняется при достаточно доверительной обстановке в группе.


Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница