Телемания и влияние телевидения на современное общество (на примере поселка Приобье). Усманова Софья Исмагильевна Россия, Тюменская область, хмао – Югра, п. Приобье моу «Приобская сош»



Скачать 268,05 Kb.
Дата22.04.2016
Размер268,05 Kb.
ТипРеферат

Открытая ученическая конференция

«Тебе, Россия, наш труд и талант»


Телемания и влияние телевидения на современное общество (на примере поселка Приобье).
Усманова Софья Исмагильевна

Россия, Тюменская область, ХМАО – Югра, п. Приобье

МОУ «Приобская СОШ»

10 класс
Руководитель: Л.А. Бутенко

учитель истории и обществознания
2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3-5

ГЛАВА 1. Суть понятия «телемания», особенности явления…………………………....6-9

ГЛАВА 2. Проявления телемании среди жителей Приобья……………………………. 10-11

ГЛАВА 3. Последствия телемании. ……………………………………………………... 12-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………………17-19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………… 21-22


«Сегодня краски реального мира человек

признает реальными только после того,

как увидит их на экране».

Стэнли Кубрик

Введение

Сегодня среди аудио – визуальных и электронных средств особо важное и значимое место принадлежит телевидению. Телевидение является наиболее дешевым, а значит и самым доступным средством получения информации. Оно, бесспорно, обладает наиболее действенным и массовым способом «вхождения» в структуры человеческого сознания. Только на первый взгляд телевидение безобидно. Георгий Малинецкий — доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, где руководит исследованиями в области математической истории, стратегического прогнозирования и синергетических подходов к моделированию социально-технологических систем пишет: «Разные процессы имеют разные горизонты прогноза. Военные действия — дни и недели. Изменение образов массового сознания — полгода. Экономические реформы — 2 — 3 года, образовательные реформы - 5 — 7 лет...» (Ж. Компьютерра. 13.01.09, с. 17). В течение всего нескольких месяцев целенаправленного воздействия с помощью телевидения можно изменить отношение большей части общества к какому-либо явлению, человеку, ценности. На бытовом уровне влияние телевидения также недооценивается: например, многие родители даже не подозревают о том, что 3 - 6-летний ребенок все воспринимает дословно, некритично. Поэтому не следует недоумевать, если на первом месте у него окажется какая-нибудь жевательная резинка. В своей работе мы хотели осветить ряд проблем, связанных с существованием такого явления как телемания. По мнению исследователей, занимающихся данной проблемой, чаще всего пагубному влиянию телевидения подвержены дети и пожилые люди.



Как яркое и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества, телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря земным и неземным - в буквальном смысле слова — возможностям, телевидение доставляет на дом информацию с другого конца света, от близких и дальних соседей. Рождается новая эпоха общения между людьми.

Телевидение формирует общественное мнение, создает мифы, раскрывает тайны истории. Герои сериалов и эстрадные звезды вошли к нам в дом и стали чуть ли не членами семьи. События приключенческих, детективных, любовных, героических, бытовых и политических фильмов кажутся нам чуть ли не реальнее, чем действительные.

Во всем этом зритель ощущает себя непосредственным участником. Наш духовный мир усложнился, драматизировался, стал глубже и одновременно хаотичнее. Благодаря телевизионной камере мы побывали в таких экзотических уголках Земли и в таких странах, на поездку в которые у нас, может быть, никогда не хватит денег.

Показывая величие нравственного подвига человека, примеры простых людей, умеющих выживать в самых трудных условиях, телевидение внушает нам большие надежды и оптимизм. В то же время оно способствует распространению скептицизма, показывая с экрана человеческие пороки, вражду политических партий, коррупцию и преступление, панику на биржах и т.д.

Телевидение актуализирует нашу реальность. В борьбе думских фракций в парламенте России постоянно идут ссылки на телерейтинги, показывающие взлёты и падения популярности политических лидеров.

Нынешние президенты обращаются к народу своей страны с экранов телевидения. Оно консолидирует нацию и народы, держит в курсе последних событий каждого из нас.

Наилучшим подтверждением того, насколько кардинально телевидение изменило мир, служат разговоры людей. Что они обсуждают? Политические заявления гослидеров, события, показанные в последней сводке теленовостей, просмотр очередной серии «мыльной оперы» и др.

Телеэкран стал центром семейного очага, вокруг него собираются друзья, родственники, гости. Сегодня мы предпочитаем не участвовать в событиях. А просмотреть их на экране. Возможно, телевидение сделало нас более неподвижными, но и менее бунтарскими.

С раннего детства телевидение учит нас сначала смотреть, и только затем - чувствовать и думать. Оно показывает события уже отобранными, отредактированными. По инерции мы принимаем их за сырой материал, хотя на деле это переработанный продукт, результат коллективного творчества.

О благах телевидения написано и сказано немало. Но серьезный исследователь этого феномена обязан разглядеть в его будущем развитии и социальные опасности, недооценка которых может нанести, и уже наносит заметный вред общественному прогрессу. Особенно остро стоит данный вопрос в отдаленных провинциальных уголках, где с влиянием телевидения не может конкурировать ни один источник информации.



Цель проекта: Изучить уровень распространения телемании среди жителей Приобья.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:



  1. Выяснить суть понятия «телемания», особенности данного явления.

  2. Путем создания и анализа результатов анкеты, выявить наличие или отсутствие телемании у жителей Приобья.

  3. Исследовать проявления телемании, воздействие телевидения на человека.


Объект исследования - сфера СМИ и коммуникации.

Предмет исследования - телемания среди жителей Приобья и её проявления.

Практическая значимость работы – проанализировав распространение телемании среди жителей Приобья, узнать причины её возникновения, опасность, и познакомиться через СМИ (школьные и поселковые) со способами защиты от телемании.

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и социологической литературы по теме исследования, методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный), опросные методы (анкетирование, беседа, интервью), статистические методы обработки полученных данных.

База исследования – г.п. Приобье.

Гипотеза исследования состоит в том, что для жителей Приобья основным источником информации, которому они доверяют, является телевидение, среди большинства зрителей распространена телемания.

Новизна исследовательской работы: изучение проблемы телемании в Приобье.



Основными источниками, используемыми нами по данной проблеме являются работы:

  1. Кара-Мурза, С.Г. «Власть манипуляции».

  2. Михали Шиксентмихали, Роберт Кьюби;

3) Статьи Храмова Александра Васильевича и Егорова Вилен Васильевича

4) Издание «История телевидения»


Этапы исследования:

1-й этап: Сбор и обработка информации по данной проблематике.

2-й этап: Анкетирование и обработка результатов, полученных в результате проведения анкеты.

3-й этап: Оформление работы.

ГЛАВА 1. Суть понятия «телемания», особенности явления

Термин «телезависимость» не очень точен и не дотягивает до смыслового, но все же он отражает суть реального феномена. Психологи и психиатры формально определяют патологическую зависимость от чего-либо или кого-либо как расстройство, отклонение от нормы, которому соответствуют характерные признаки неадекватной реакции на раздражитель: огромное количество времени, уделяемого объекту зависимости; использование его чаще, чем обычно принято; стремление (либо многократные и безуспешные попытки) сократить общение с ним; отказ ради него от исполнения социальных, семейных и профессиональных обязанностей; жалобы на замкнутость и уход в себя при отказе от контактов с данным объектом зависимости. И все эти критерии можно применить к любителям подолгу сидеть у телеэкрана.

Это не значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. Телевидение обучает, расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, уводит от гнетущей действительности, позволяет наслаждаться прекрасным. Однако человек, понимающий, что надо бы поменьше времени проводить у экрана, зачастую ничего не может с собой поделать. А для того, чтобы иметь шансы на победу в схватке с телеманией, надо понять, как воздействует на нас телевидение.

Количество времени, которое мы проводим у телеэкрана, ужасает. В среднем жители развитых промышленных городов каждый день тратят на это по три часа. А это— ровно половина всего свободного времени, если не считать сна и мелких домашних дел. Следовательно, к 75 годам 9 лет человек уже отдал телевидению. Кто-то объясняет это огромной любовью к ТВ. Но почему тогда множество зрителей обеспокоено подобной страстью? Опросы Института Гэллапа 1992 и 1999 годов показали: по собственной оценке, слишком много сидят у телеэкрана двое из пяти взрослых и семеро из десяти подростков. И другие исследования подтверждают, что телеманами считает себя приблизительно 10% взрослого населения.

Неудивительно, что реакции организма на ТВ и стали предметом сугубо научного изучения. С помощью электроэнцефалографа был проведен мониторинг волн головного мозга. Исследователи зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи, изменение частоты сердцебиения во время, до и после просмотра телепередач. Опыты ставили не только в стенах лабораторий, но и в естественной среде обитания, применив метод экспериментального моделирования. Телеман не только лежал дома на любимом диване перед телевизором, но и ел, пил, спал, работал. А при нем постоянно был бипер (устройство, принимающее звуковые сигналы), на который в течение недели 6 – 8 раз в сутки, поступали сигналы. Тут подопытный телезритель и должен был на специальной карточке записать, что он в данный момент делает и как себя при этом чувствует.

Тот, кто смотрел телевизор, когда поступал сигнал, чувствовал себя расслабленно и пассивно. Энцефалограмма также демонстрировала ослабление ментальной стимуляции во время просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось при чтении!). Но самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксации пропадало, а ощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители подтверждали, что ТВ каким-то образом поглощает их энергию, оставляя их опустошенными (опять-таки, в отличие от обычного чтения). А настроение после просмотра остается прежним или незначительно ухудшается.

Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтому люди и связывают ТВ с отдыхом и снятием напряжения. Причем, ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить «ящик»— и тут же происходит «принудительное» возвращение в реальность со всеми ее проблемами.

Схожим образом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно также зритель не выключает идущую программу— подсознательно он понимает, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Чем чаще и дольше смотришь, тем больше хочется смотреть.

Парадокс телевидения в том, что люди смотрят телевизор гораздо больше, чем планируют, хотя длительный просмотр менее продуктивен. Результаты телеопытов с применением метода экспериментального моделирования в естественной среде обитания показывают: чем дольше люди сидят у экрана, тем меньше радости они от этого получают. Телезависимые участники исследования — те, кто смотрит передачи более четырех часов в сутки,— получают от этого меньше удовлетворения, чем те, кто уделяет просмотру телепрограмм менее двух часов. В ряде случаев удовольствие от передач телеманам портят приступы беспокойства и вины из-за непродуктивно потраченного времени. Ученые Японии, Великобритании и Соединенных Штатов обнаружили, что такое чувство вины гораздо чаще одолевает представителей среднего класса, чем более высокие слои населения. СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на психическое состояние людей.

За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному

вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама,

интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и

неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый

рост исследований.

Мощное влияние телевидения можно объяснить умелым его воздействием на зрителя.

Средства Массовой Информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам [3] - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью

составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного

интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально- образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, в невизуальное звуковое сообщение на радио).

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевидение как СМИ существует чуть более полувека, однако, даже за такой небольшой по историческим меркам промежуток времени оно стало одной из важных социальных потребностей человека. Однозначно, что ни одно из ныне действующих средств массовой коммуникации не может соревноваться с телевидением по величине и силе влияния на общественные процессы. И чем больше вес данного института в социальной общности, тем лучше прослеживаются основные функции телевидения:

1. Развлекательная;

2. Информативная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);

3. Передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;

4. Воспитательная, основанная на принятых установках;

5. Рекреационная, и т.д.

Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей. Анонимность человека, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.



ГЛАВА 2.

Проявления телемании среди жителей Приобья.
Для изучения распространения телемании среди жителей Приобья в марте 2009 года было опрошено 154 человека. На анкету «Телемания и влияние телевидения на современное общество» отвечали 72 женщины, 82 мужчины. Среди них были подростки в возрасте от 13 лет и группа респондентов от 26 до 65 лет.

Ответственно относятся к социальным, семейным и профессиональным обязанностям 41%, но 54% опрошенных ради просмотра телевидения могут отказаться от своих дел.

Мы сравнили взрослых и подростков и выяснили, что между ними существуют существенные различия. Засиживаются перед телевизором допоздна 44% подростков, а среди взрослых всего 12%.

62,5% подростков и 69% взрослых предпочитают все-таки отдых с друзьями, чем просмотр телевидения. Это доказывает тот факт, что телеманами чаще становятся одинокие люди, у которых нет друзей.

75% подростков даже не задумываются над тем, сколько времени они тратят на просмотр телевидения. Этот факт подтверждает, что большинство подростков могут оказаться под пагубным влиянием телевидения. Остальные 25% смотрят телевидение около 2-х часов. 37,5% взрослых от 25 лет не задумываются над тем, сколько времени они тратят на просмотр телевидения; 12,5% - до 2-х часов; 31% – до 4-х ч, 19% – свыше 6 ч. На этом основании можно сделать вывод, что те, кто смотрит ТВ больше 4 – 6 часов являются телеманами, а это 50 %.

Большинство подростков предпочитают смотреть фильмы и музыкальные передачи, а 25% смотрят все подряд. Взрослые предпочитают смотреть передачи о культуре, природе, фильмы и новости. И так же как среди подростков 25% смотрят все подряд.

75% респондентов доверяют тому, что говорят по ТВ. Это подтверждает то, что телевидение может формировать мнения людей.

62% опрошенных испытывают боль в глазах при просмотре ТВ.

77,5% людей испытывают изменение своего настроения после просмотра телевидения. Это доказывает то, что ТВ может оказывать воздействие на сознание человека.

Только для 32,5% респондентов телевидение является единственным источником информации. Это лишь частично подтверждает нашу гипотезу. Возможно, источником информации для них является Интернет.

40% не испытывают приступ беспокойства из-за непродуктивно потраченного времени за просмотром ТВ, 22% - постоянно испытывают, 21% - иногда.

Так же мы выяснили, что 40% мужчин и 57% женщин тратят на просмотр телевидения около 6 часов. Это подтверждает то, что женщины дольше смотрят ТВ.



ГЛАВА 3.

Последствия телемании

Исследователи не говорят о том, что телевизор вообще смотреть нельзя. Но предостерегают от возможных проблем телеманьяков, не способных оторваться от экрана.

Метод экспериментального моделирования позволяет исследовать практически все сферы деятельности повседневной жизни человека— работу, еду, чтение, общение, занятия спортом и т.д. Исследователям было интересно, относятся ли телеманы к жизни также, как и обычные люди. Не возникают ли у них затруднения при общении с окружающими? Не чувствуют ли они безразличие к своей работе? Результаты оказались поразительными. Заядлые телеманы, вне зависимости от возраста, ощущали беспокойство, тревогу, чувствовали себя более несчастными, чем обычные зрители, когда им нечего было делать и уж тем более, когда приходилось оставаться один на один с собой.

Роберт Д. Макилрет из университета в Манитобе занимался углубленным изучением телевизионных наркоманов. Он обнаружил, что они чаще других впадают в тоску, бывают рассеянны, раздражены, им труднее концентрировать внимание. Пристрастие к ТВ они объясняют желанием отвлечься от неприятных мыслей и чем-то заполнить свободное время. Другие исследования показали, что теленаркоманы реже участвуют в общественных мероприятиях или в спортивных соревнованиях, зато чаще страдают ожирением, чем те, кто смотрит телевизор умеренно.

Возникает вопрос— какова взаимосвязь между двумя явлениями? Обращаются ли люди к ТВ от тоски и одиночества или же длительный просмотр телепередач приводит их к этому? Большинство исследователей, считают, что второе утверждение ближе к истине. Джером Л. И Дороти Сингер (Jerome L. and Dorothy Singer) из Йельского университета предположили, что чрезмерное увлечение телепередачами мешает человеку концентрироваться, а также снижает самоконтроль и повышает нетерпимость к обычным жизненным проволочкам. Более 25 лет назад в университете Британской Колумбии психолог Теннис М. Макбет Уильямс (Tannis M. MacBeth Williams) проводил исследования среди членов горной общины, в которой сначала не было телевидения, а потом появилось кабельное. Со временем у взрослых и детей стал понижаться творческий подход к решению житейских проблем, ослабевало стремление достичь намеченную цель.

Некоторые ученые видят четкую параллель между ТВ и наркотиками: заядлые телеманы, оторванные от любимого экрана, также испытывают нечто вроде симптомов абстиненции. Около сорока лет назад Гари Ф. Стейнеру (Gary F. Steiner) из Чикагского университета удалось собрать интересные воспоминания людей, у которых сломался телевизор: «Вся семья ходила потерянная, как обезглавленные курицы».— «Это было ужасно. Мы ничего не делали— ни я, ни мой муж. Только разговаривали».— «Я все время плакала. Дети меня раздражали, мои нервы были на пределе. Я пыталась заинтересовать их играми, но не смогла».

Проводились эксперименты с семьями, которым предлагали на время (неделю, месяц) отказаться от телевизора. Многие согласившиеся в итоге не выдерживали положенный срок и выходили из эксперимента. Кое-кто даже бунтовал— на словах или на деле. Это не значит, что все требовали вернуть свои «телеящики», хотя были, конечно, и такие. Естественно, что вернуть людей, которые привыкли проводить большую часть своего свободного времени у телеэкрана, к нормальной жизни довольно сложно. В конце исследования Чарльз Виник (Charles Winick) из Нью-Йоркского городского университета пришел к такому заключению: «Самыми трудными для большинства испытуемых были первые три-четыре дня, даже для тех семей, где телевизор смотрели минимально и где люди занимались и другими делами. Более чем в половине случаев в эти дни привычный семейный уклад нарушался, у домочадцев возникали трудности со свободным временем, наблюдались проявления беспокойства и агрессивности… Несемейные люди ощущали раздражение. Как правило, к началу второй недели у большинства проявлялась тенденция к адаптации».

Систематической статистики подобных случаев нет. Даже несмотря на то, что у многих зрителей ТВ действительно наблюдается зависимость от длительного просмотра передач, не все ученые готовы идти так далеко, чтобы называть эту привычку пагубной. В 1998 году Роберт Д. Макилрет сказал, что «вытеснение других видов деятельности просмотром телепередач может считаться социально значимым явлением, однако не является серьезным клиническим отклонением». Он добавил, что нельзя говорить о «телезависимости», если семена телемании находят плодородную почву, то есть, если человек ранее страдал от депрессий и социальных фобий. Однако существует ли формально диагноз «телезависимость» или нет, миллионы людей во всем мире не перестают чувствовать, что не могут без труда контролировать количество времени, проведенное ими у телеэкрана.

Телевидение чрезвычайно широко и настойчиво показывает террористические акты, взорванные дома, окровавленные тела жертв и горе их близких. В результате в массовом сознании создается неадекватное представление стать жертвой террористов ,что влияет на установки и поведение людей. Оно «программируется» этим страхом ,который возбуждается средством воздействия на сознание. Например, в отдельные годы миллионы граждан США отказывались от туристических поездок в Азию.

Если бы человек подошел к вопросу трезво, он мог бы легко оценить, что эта опасность в тысячу раз меньше, чем стать жертвой катастрофы за рулем автомобиля. Из 15 млн водителей России ежедневно гибнут порядка 15 тысяч. От терактов же в РФ в год гибнет порядка 1 человека на миллион. Но ведь люди не боятся ездить на машине. Такой пример приводит в своей книге Кара-Мурза. Почему же люди не боятся ездить на машине, но боятся террористов? Прежде всего потому, что те, кто контролирует средства манипуляции сознанием не заинтересованы в том, чтобы мы боялись автомобилей. Поэтому телевидение не показывает нам с утра до ночи изуродованные трупы жертв автокатастроф. Если бы показывало с той же интенсивностью, как и дело рук террористов,- то мы боялись бы автомобилей панически.

Сильную метафору, объясняющую роль ТВ в «эпоху видеократии» можно найти у Платона (IV в. до н.э.). В седьмой книге «Республики» он дал такую политическую аллегорию:

В пещере, куда не проникает свет, находятся прикованные цепями люди. Они в этом плену с детства. За их спинами, на возвышении, горит огонь. Между ними и огнем - каменная стена, на которой, как в кукольном театре, шарлатаны двигают фигурки людей, зверей, вещей. Двигают и говорят текст, и их слова разносятся по пещере. Прикованные так, что они могут смотреть только перед собой, пленники видят огромные тени от фигурок не стене пещеры. Они уже забыли, как выглядит мир, свет на воле и уверены, что эти тени на стене, это эхо и есть настоящий мир вещей и людей. Они живут в этом мире.

И вот, один из них ухитряется освободиться от цепей и карабкается к выходу. Дневной свет ослепляет его, причиняет ему тяжелые страдания. Затем, мало-помалу он осваивается и с удивлением всматривается в реальный мир, в звезды и солнце. Стремясь рассказать товарищам об этом мире, он спускается обратно в пещеру.

Далее Платон рассуждает о том, как может произойти их встреча.

Пробравшись к товарищам беглец хочет рассказать им о мире, но в темноте он ничего не видит, еле различает тени на стене. «Вот, - рассуждают пленники – этот безумец покинул пещеру и ослеп, потерял рассудок». И когда он убеждает их освободиться от цепей, они убивают его как опасного помешанного.

Если же, освоившись в темноте, он рассказывает им о том, как выглядит реальный мир, они слушают его с удивлением и не верят, ибо его мир совершенно не похож на то, что они много лет видят своими глазами и слышат своими ушами. Если же, в лучшем случае, они следуют за ним к выходу, ушибаясь о камни, то клянут его, а взглянув на солнце, стремятся назад, к привычным и понятным теням, которые им кажутся несравненно более реальными, чем мир наверху, который они не могут разглядеть при режущем глаза свете.

Платона мучило это свойство человеческой натуры – предпочитать яркому свету истины, богатству реального мира фантастический мир театра и теней. Но никогда его аллегория не сбывалась с такой точностью, как сегодня. ТВ создает для человека такой театр хорошо сделанных теней, что по сравнению с ним реальный мир кажется как раз серой тенью, причем гораздо менее истинной, чем образы на экране. И человек ,с детства прикованный к телевизору, уже не хочет выходить в мир, полностью верит именно шарлатанам, которые манипулируют фигурками и кнопками и готов «убить товарища, убеждающего его выйти на свет» [].

Как сказал устами героя фильма «Заводной апельсин» режиссер Стэнли Кубрик, сегодня «краски реального мира человек признает реальными только после того, как увидит их на экране».

Виртуальная реальность телевидения как источник художественного воображения - имитация имитаций. В этой литературе возникает и новый язык, за основу которого берется калейдоскоп образов телевизионной рекламы, информационных выпусков и клипов. Таким образом, телевидение как механизм отчуждения человека от жизни создает «вторую производную».

Сегодня зависимость от телевидения у людей стала почти всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) развивается настолько, что наносит ущерб даже физическому здоровью.

Особо выгодным товаром для ТВ являются образы, запрещенные для созерцания культурными запретами. Перечень таких образов все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Недавно телесериал «Бруксайд» получил замечание Совета по контролю качества телепрограмм. Ради привлечения зрителя режиссер показал сцену полового акта брата и сестры. Как же оправдывался режиссер? Мы, сказал он, включили сцену с инцестом, потому что это позволяет «атаковать последнее табу». Лучше не скажешь.

Таким образом, рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет из развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами, то ТВ становится мощной разрушительной силой. Что же мы знаем о разрушении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно применяет показ того, что люди видеть не должны. Когда человеку это показывают, он приходит в возбуждение, с мобилизацией всего низменного, что есть в душе. Смерть – важнейшее событие и должна быть скрыта от глаз посторонних. Культура вырабатывает сложный ритуал показа покойника людям. Одно из главных обвинений в адрес ТВ – срывание покровов с акта смерти. Это сразу пробивает брешь в духовной защите человека, и через эту брешь можно внедрить самые разные установки. Телевидение очень глубоко влияет на формирование образа жизни, человеческих взаимоотношений, структуру управления и даже на понимание цивилизации. Оно дает возможность почувствовать себя в центре событий и, как ни странно, достигает цели: незримое присутствие миллионов зрителей придает любому событию размах и значимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познакомившись со сказанным выше, можно прийти к выводу: "Ну и зло же это телевидение, не закрыть ли его вообще". Но как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема может быть и злом и добром. Так и телевидение. Правильно организованное построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья. Так, уже в Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия широко применялась на Востоке, да и сейчас лечение цветом обретает вторую жизнь. Построенное с учетом воздействия цвета на человека цветовая гамма телевизионных передач может благотворно воздействовать на зрителей, в том числе детей. Известно также что на человека сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения (всякое изображение можно составить из совокупности горизонтальных и вертикальных "решеток", построенных из "палочек" разной толщины. Так, например, наблюдение однообразных, построенных из небольшого числа "решеток", изображений зданий современной "прямоугольной" архитектуры, подавляет психику человека. И, наоборот, здания с большим количеством "украшательских" элементов, как правило, создают наблюдателю комфортное состояние души. Так и телевизионные изображения, обладая различными спектрами пространственных частот, могут создавать хорошее настроение, повышать иммунитет организма, в значительной степени независимо даже от содержания сцены.

Само содержание (смысловое) также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей.

Телепродукция — это «товар» сродни духовному наркотику. Человек современного городского общества зависим от телевидения. То есть, гипнотизирующее воздействие телевидения таково, что человек частично утрачивает свободу воли и проводит у экрана гораздо больше времени, чем того требуют его потребности в информации и развлечении.

В 1977 г. одна американская газета провела эксперимент: она предложила выбранным наугад 120 семьям по 500 долл. за то, чтобы они в течение месяца не смотрели телевизор. 93 семьи (78 %) отвергли это предложение.

Наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть — ТВ «высокого класса». «Скучное» ТВ (каким было оно, например, а советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения.

Говорят, что сейчас главным является рынок образов. Рынок образов диктует свои законы, и их продавец (ТВ) стремится приковать внимание зрителя к своему каналу. ... Телевидение «продает свою аудиторию». В конце 80-х гг. на американском ТВ плата за передачу 30-секундного рекламного ролика... во время популярных спортивных состязаний составляла 345 тыс. долл., в 2000 г. - 1,5 млн долл. Ранний капитализм, основанный на конкуренции, вовсе не был связан с рекламой. ... Конкуренция должна была быть основана лишь на добротном качестве товара, а не на умении соблазнить покупателя. Реклама стала экономически необходима при возникновении общества потребления..., когда товар было нельзя продать, не создав искусственно потребность.

Человек получает через ТВ образы и жадно глотает их, чтобы защититься от тоски, эти образы легко потребляются. Но из них выхолощена суть, это огромный поток штампов. Они обладают гипнотическим действием и формируют суррогат мнения, но подавляют всякую творческую, деловую активность человека.

Поскольку человек действует в соответствии со своим восприятием реальности (то есть её образом), то телевидение, способное этот образ создать, становится средством программирования поведения человека.

Современные дети живут в «обществе спектакля» и не могут отличить жизнь от того, что видят на телеэкране. Они — жертвы свободы сообщений. Рекомендуемое общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6 - 7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Также рекомендуется, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд. Это рекомендации Института прикладных исследований, составленные по результатам научных исследований.

В результате обработки мы можем сделать вывод, что наша 1-я гипотеза подтвердилась частично, т.к телевидение является основным источником информации только для 32,5% опрошенных. 2- гипотеза заключалась в том, что большинство телезрителей в Приобье являются телеманами: 50% взрослых смотрят ТВ 4 -6 часов в день. По мнению исследователей это признак телемании. 75% подростков не задумываются над количеством потраченного у телевизора времени. В условиях, когда создатели телевидения ведут агрессивную политику по отношению к зрителям, когда телевидение являются мощным фактором воздействия на сознание необходимо, чтобы каждый знал об обратной стороне воздействия телевидения на человека. В своей работе мы предлагаем памятки, которые помогут избежать манипуляции сознанием. Мы считаем, что уже в детском возрасте нужно воспитывать отношение ребенка к телевидению, что предупредит его негативное воздействие.
Список литературы


  1. Яковлев, Б.П., Литовченко, О.Г. Психофозиология аутоагрессии: проблемы, подходы, контроль (учебное пособие). - М., 2006.

2. Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции. - М.: Академический Проект, 2007. - 363 - 380 с. – Социально – политические технологии (раздел IV, глава 13);

3. Шиксентмихали, М., Кьюби, Р. Телемания - это диагноз // В мире науки, 2002

с. 46-51

4. «История телевидения». // № 61. – 20.04. 2004.

5. Богомолова, Н. М. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. М

Богомолова. – М.: Издательство МГУ, 1991.

6. Харрис, Р Психология массовых коммуникаций/ Р.Харрис – М., 2001

Приложение I




ПРИЗНАКИ СКРЫТОЙ МАНИПУЛЯЦИИ ЧЕРЕЗ СМИ


  1. Язык. В нашей жизни, за исключением сфер вроде науки и техники, нет проблем, которые нельзя изложить на доступном языке. Непонятные слова имеют целью подавить слушателя фальшивым авторитетом.

  2. Эмоции. Если политик или диктор начинают давить на чувства, пахнет подвохом.

  3. Сенсационность и срочность. Это — технология общего действия, обеспечивающая шум и необходимый уровень нервозности, подрывающий психологическую защиту.

  4. Повторение. Главное средство недобросовестной пропаганды. Потому и служит хорошим признаком её наличия. Если вдруг начинают ежедневно мусолить одну и ту же тему или употреблять одни и те же словесные комбинации — дело нечисто. Повторение действует на подсознание, а его мы контролируем плохо.

  5. Смешение информации и мнения. Это — настолько грубый приём манипуляции, что в европейских законах против него введены ограничительные меры. Человек, который приготовился узнать факты, с трудом может защититься от внушаемого ему мнения об этих фактах.

  6. Прикрытие авторитетом. Приглашение для обсуждения вопросов политики, социальных проблем «звезд» шоу-бизнеса, актеров, спортсменов, а не специалистов, ученых.

Всегда и везде, и на людях, и в мыслях, противодействуйте атомизации, превращению в «индивида», сохраняйте человеческие связи как средство защиты своей личности. Важно, что во всех этих связях был диалог. Чтобы это были связи не человек-вещь, а человек-человек.

Не страшны дебаты, пусть даже оскорбительные, страшен вкрадчивый голос с экрана или динамика, которому ты не можешь задать вопрос или возразить. СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.

Кара-Мурза, С.Г. «Власть манипуляции». - М.: Академический Проект, 2007. - 363 - 380 с. – Социально – политические технологии (раздел IV, глава 13);


Приложение II



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ СНИЖАЮТ УЯЗВИМОСТЬ К ВОЗДЕЙСТВИЮ МАНИПУЛЯТОРА


  • Уход от захвата. На время покинуть помещение, если нагнетается информация, «давят на психику». Манипулятора сбивает с толку человек, который выглядит непонятливым, переспрашивает.

  • Изменение темпа. Отвергайте нагнетаемую обстановку срочности. На самом деле срочность бывает ложной, искусственно созданной.

  • Непредсказуемость. Манипуляторы Запада с большим трудом находили подход к дикарям, китайцам, африканцам. Как сказал К. Кастанеда, «когда ты непредсказуем, ты неуязвим». Не позволяйте играть на стереотипах, вроде «мы, русские люди...».

  • Диалогичность мышления. Манипуляторы стараются превратить нас в потребителей идей, во внемлющее ухо и расширенный зрачок. Манипуляторы стремятся лишить человека открытого диалога, ибо он снимает наваждение.






Приложение III

Уважаемый респондент!

Вы участвуете в опросе по проблеме «Телемания и влияние телевидения на современное общество (на примере п. Приобье)», организованное старшеклассниками МОУ «Приобская СОШ». Наша анкета анонимна.




  1. 1. Стремились ли вы когда – нибудь сократить общение с телевизором?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

  1. 2. Отказывались ли вы ради просмотра телевизора от исполнения социальных, семейных и профессиональных обязанностей?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

  1. 3. Чувствуете ли вы изменение своего настроения после просмотра передачи по телевидению?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

  1. 4. Чувствуете ли вы расслабленность, когда работает телевизор?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

  1. 5. Смотрели ли вы когда – нибудь телевизор гораздо больше, чем планировали?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

  1. 6. Чувствуете ли вы приступы беспокойства и вины из-за непродуктивно потраченного времени за просмотром телевизора?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

  1. Часто ли вы другим видам отдыха предпочитаете просмотр телевизора?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Часто ли вы думаете о том, что телевидение вам «промывает мозги»?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

9. Нервничаете ли вы, если приходится оторваться от просмотра ТВ?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

10. Испытываете ли вы боль в глазах при просмотре ТВ?

а) да; б) нет; в) иногда; г) не думал(а) об этом.

11. Много ли у вас свободного времени?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

12. Доверяете ли вы тому, что говорят по ТВ?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

13. Разделяете ли вы мнение: «Смотреть телевизор — бессмысленно терять время»?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.


  1. Часто ли для вас телевидение является единственным источником информации?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Часто ли вы ощущаете предвкушение перед просмотром ТВ?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Часто ли вы ощущаете, что жизнь без ТВ скучна, пуста, безрадостна?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Часто ли вы засиживаетесь перед телевизором допоздна?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Часто ли вы предпочитаете провести время у телевизора, вместо того, чтобы выбраться куда-нибудь с друзьями?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Говорили ли вам друзья или члены семьи и том, что вы проводите много времени у телевизионного экрана?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Бывали у вас безуспешные попытки ограничить время у ТВ?

а) да; б) нет; в) иногда; г)не думал(а) об этом.

  1. Сколько времени в сутки вы посвящаете просмотру телевизора?

а) свыше 6 часов; б) до 4-х часов; в) до 2 часов; г) не думал(а) об этом.

  1. Тематика телепередач, которые вы предпочитаете:

а) о природе, животных; б) история, культура; в) муз. телепередачи; г) новости;

д) фильмы; е) спорт; ж) смотрю всё подряд; з) ток-шоу; е) аналитические программы.




  1. Пол

  2. Возраст: а) 13 — 25 лет; б) 26 — 35 лет; в) 36 — 45 лет; г) 46 — 55 лет; д) 56 — 65; е) 66 — 75 лет.

  3. Статус: а) Работаю; б) не работаю; в) учусь.

  4. Образование: а) неполное среднее; б) среднее; в) среднее-специальное; г) высшее.

Спасибо за сотрудничество!


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница