Федеральное агентство по образованию
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
________________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учебная программа курса для студентов специальности
040101.65 «Социальная работа»
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2010
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Технология социальной работы» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования представляет собой основу общепрофессиональной подготовки специалиста в области социальной работы. В настоящее время технологизация социальной деятельности, являющаяся закономерной составной частью научно-технической революции, относится к числу наиболее актуальных проблем.
Необходимость введения дисциплины «Технологии социальной работы» обусловлена тем, что технологии социальной работы являются теоретической и практической основой организации профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Теория социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Правовое обеспечение социальной работы». Для изучения дисциплины необходимы знания в области теории социальной работы, социологии, проектирования, управления. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы как часть личностной и профессиональной готовности сотрудников органов социального управления, учреждений социального обслуживания населения к выполнению своих функциональных обязанностей.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что теоретические и практические знания, умения, навыки по применению социальных технологий в сфере социальной работы, приобретаемые студентами при его изучении, являются залогом эффективности их деятельности как специалистов.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 040101.65 – «Социальная работа».
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цель и задачи учебной дисциплины
Целью дисциплины «Технологии социальной работы» является изучение теоретико-методологических основ социальной работы.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- знакомство с классификацией технологий в соответствии с определенной типологией;
- изучение разнообразия технологий в области социальной работы;
- анализ содержания социальных технологий.
1.2 Перечень компетенций, приобретаемых
при изучении дисциплины
Дисциплина направлена на формирование у студентов технологических, инструментальных и системных компетенций.
Технологические компетенции студента заключаются в способности исследования социального действия, умении адаптировать существующие технологии, вырабатывать собственные методики и технологии. В процессе изучения дисциплины формируются навыки речевой коммуникации и межличностного общения.
Инструментальные компетенции заключаются в способности применять теоретические знания по дисциплине в практической деятельности и применительно к другим курсам – «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Организация, управление и администрирование в социальной работе».
Системные компетенции заключаются в умении применять полученные теоретические знания в процессе прохождения производственной практики и самостоятельной профессиональной деятельности в учреждениях социальной сферы.
В процессе изучения дисциплины студенты приобретают:
- знания о сущности социальных технологий, их классификации, о моделях практики социальной работы;
- навыки по оказанию практической помощи, поддержки, социальной защиты населению;
- умения в сфере решения социальных проблем отдельных лиц, семей, групп населения.
1.3 Основные виды занятий и особенности
их проведения
Курс «Технология социальной работы» объемом 297 часов изучается студентами специальности 040101.65 «Социальная работа» в течение двух семестров.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение студентами контрольных и курсовой работ.
По видам учебной работы часы распределяются следующим образом: лекции – 32 часа в семестр, практические занятии – 32 часа в семестр, курсовое проектирование – 50 часов, самостоятельная работа студентов – 119 часов.
В курсе лекций излагается содержание основных видов технологии социальной работы, дается ее классификация, подробно раскрывается алгоритм применения. Практические занятия призваны завершить формирование о предмете, помогают приобрести коммуникативные навыки, развить навыки речевой коммуникации, научиться анализировать ситуации социального действия и применять к ним технологии с целью решения проблем. При подготовке к практическим занятиям студенты изучают необходимые материалы (рекомендованную литературу, электронные источники, СМИ), готовят доклад, формулируют вопросы в рамках темы. На практических занятиях заслушиваются подготовленные доклады студентов, по окончании доклада участники делятся впечатлениями по основным положениям проблемы, задают вопросы докладчику, определяют лучший доклад.
1.4 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Аттестация студентов осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», принятым во ВГУЭС.
Текущая аттестация студентов осуществляется на основании итогов практических и лекционных занятий, результатов контрольных заданий, выполненных контрольных работ.
Дисциплина завершается экзаменом (промежуточная аттестация) в конце каждого из двух семестров, отводимых на ее изучение. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение контрольных работ, посещение и активная работа на семинарских занятиях, выполнение курсовой работы (во втором семестре). На экзамене студент должен продемонстрировать знания по предмету, владеть основными определениями, предлагать решение практических ситуаций. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в ответе ссылками на соответствующие положения в учебной литературе.
Итоговая оценка по дисциплине формируется в каждом семестре на основе результатов текущих и промежуточных аттестаций.
1.5 Техническое и программное обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных занятий необходима специализированная аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием для демонстрации презентационных материалов.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий