Технология постановки целей учебного занятия



Скачать 25.57 Kb.
Дата25.04.2016
Размер25.57 Kb.
Технология постановки целей учебного занятия

Одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей, дающих возможность педагогу оценивать свою работу и деятельность учащихся и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Цели в педагогических технологиях конкретизируются. В результате конкретизации у преподавателя должна быть сформулирована цель, обладающая следующими характеристиками:



  1. логически увязанная с общими целями обучения, содержанием обучения, логикой учебной дисциплины;

  2. измеряемая (в объеме приобретенных учащимися знаний, навыков, умений и т.д.);

  3. имеющая определенные рамки времени достижения.


Принципы целеполагания:

  1. Цели обучения должны быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей и тем самым вызывать высокую активность (это положение надо помнить постоянно).

  2. Цели должны быть принципиально достижимыми, в  противном случае они приводят к "самоотключению" учащихся  от решения поставленных задач.

  3. Цели должны  осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию.

  4. Цели должны быть конкретными, в то  же время перспективными, смотрящими в завтра.

  5. Цели должны быть пластичными,  меняющимися  с изменением условий. (Бабанский Ю.К)

М. В. Кларин, на основе анализа литературы, рассматривает основные способы постановки учебных целей:



  1. Определение целей через изучаемое содержание.

Данный способ постановки целей является наиболее традиционным (например, «Изучить содержание параграфа…», «Изучить теорему…»). Сторонники технологического подхода к обучению считают такие цели явно недостаточными, поскольку очень трудно оценить, насколько она достигнута. Тем не менее, данные цели применимы, поскольку они указывают на содержание обучения.

  1. Определение целей через деятельность преподавателя.

Подобная цель сосредоточена на деятельности преподавателя (например, «Ознакомить учащихся с …», «Продемонстрировать…»). Недостаток такой постановки цели состоит в том, что преподаватель, сосредоточившись на своей работе, не всегда имеет возможность оценить реальные результаты обучения, достигнутые учащимися.

  1. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития учащегося.

Данные цели отражают общие образовательные цели (например, «Сформировать (развить) умение…», «Развить познавательную самостоятельность учащихся…»). Постановка таких целей возможна, но сопряжена с определенными трудностями. За один (и даже за несколько) урок невозможно достичь такую цель, как формирование навыка или умения, поэтому преподавателю будет сложно измерить достигнутый результат. Но такой способ постановки целей возможен при детальном уточнении того, что именно должно быть развито у учащихся за ограниченный промежуток времени.

  1. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.

Такая формулировка целей вносит определенность в планирование и проведение урока (например, «Цель урока – решение (выполнение)…», «Цель занятия - решение задач на уравнение Пуассона», или «разработка информационно-развивающей модели лекции», «составление тестовых заданий по курсу…» или «исследование клеточной структуры растения"). Но и при такой постановке целей преподавателю бывает сложно определить конкретный результат, который достигли учащиеся.

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Какой же подход к постановке учебных целей считается наиболее эффективным в педагогических технологиях?  Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). При этом результаты обучения определяются так, что их можно точно определить. 




Развивающий аспект целеполагания (цели развития):

Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:


  1. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика

  1. Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.


Воспитывающий аспект целеполагания (цели воспитания):

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, "учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке".

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Примеры формулировки целей:

обучения



  • обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем, в результате чего учащиеся будут …….

  • обеспечить формирование умений...

  • установить уровень знаний по теме...

  • обеспечить обобщение изученного материала по теме...

  • обеспечить систематизацию изученного материала по теме...

  • обеспечить отработку умений учащихся….

развития

создать условия для:

  • развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить);

  • аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

  • развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного  воображения, смекалки);

  • развития мировоззрения;

  • развития навыков устной и письменной речи;

  • развития памяти;

  • развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

  • развития эстетических представлений и художественного вкуса;

  • развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),

  • развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

  • развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

  • развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

  • развития у обучающихся рефлексивной деятельности

  • развития способности четко формулировать свои мысли;

воспитания

создать условия для:

  • воспитания уважения к своей Родине;

  • воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;

  • формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;

  • воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

  • воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

  • воспитания гуманизма и любви к прекрасному;

  • подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;

  • формирования взглядов (привычек, идей…);

  • воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения  управлять эмоциями;

  • воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;

  • воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;

  • воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

  • воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

  • воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

  • воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

  • воспитания умения управлять собой, своим поведением.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница