Технология портфолио как инструмент самопрезентации студента



Дата25.02.2016
Размер51.5 Kb.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТА
Попович Е.А., Бобрешова И.П.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Глобализация и интеграция всемирного образовательного пространства в условиях экономики знаний требует реформирования национальных образовательных систем, перехода на двухуровневую систему образования, модернизации образовательных программ, применения инновационных технологий и унификации требований к формированию профессиональных компетенций выпускников высшей школы.

Одним из эффективных инструментов оценки компетенций в XXI веке может стать портфолио («портфель индивидуальных достижений») студента, особенно его электронный вариант.

В развитых странах портфолио является технологией аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио - это индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения, при котором обучаемый может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность. Технология портфолио как оценочного средства - это система организации оценивания преподавателями успехов студента, трудностей, с которыми он сталкивается, и путей их преодоления. При этом особая роль отводится самооценке. Можно утверждать, что портфолио является также инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.

В широком смысле слова портфолио — это метод фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за период его обучения. Метод портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, где он относится к разряду аутентичных индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания и самооценивания.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. Портфолио направлено на оценивание компетенций студента, т.е. на оценивание его комплексной подготовки к профессиональной деятельности.

В наиболее общем понимании, портфолио представляет собой форму и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и результатов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от однокурсников, педагогов, олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного студента с возможностью дальнейшей коррекции процесса обучения.

Из всего многообразия сущностных характеристик портфолио следует выделить его основные смысловые показатели.

Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности студента: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио студента является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию. В зарубежном образовании портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

Одна из важнейших целей портфолио - провести мониторинг, т.е. обеспечить отслеживание процесса обучения, индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, а затем увидеть в целом «картину» значимых образовательных результатов, продемонстрировать его компетентность: готовность и способность практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи, а не только является современной эффективной формой оценивания. К этим задачам можно отнести:



  • поддержка высокой учебной мотивации студентов;

  • повышение активности и самостоятельности студентов;

  • расширение возможности обучения и самообучения;

- развитие навыков рефлексивной (самооценочной) деятельности студентов;

- проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других студентов.

Для образовательного учреждения введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Стратегические цели портфолио:



  1. показать все, на что студент способен, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть его (её) человеческий, профессиональный, творческий потенциал;

  2. привить студенту навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике;

  3. сформировать у студента навыки самосознания и адекватной самооценки своих результатов, понимания их динамики.

Современному преподавательскому коллективу особенно близка педагогическая философия метода портфолио. При его применении происходит смещение акцента оценивания с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет делать лучше всего. Более того, в данном методе происходит интеграция количественной и качественной оценки, и, наконец, в перенос нагрузки с оценки на самооценку, самоанализ результатов обучения.

В зависимости от целей и задач существует несколько классификаций портфолио. Согласно одной из них портфолио может быть следующих профилей: рабочим, оценочным, коммуникационным, презентационным, учебным, научным, методическим, тематическим и, наконец, комплексным, объединившим в себя все вышеперечисленные виды портфолио студента.

Согласно другой классификации профили портфолио могут иметь следующий вид:

«Папка достижений», направленная на повышение собственной значимости студента и отражающая его учебные, исследовательские и творческие успехи. Такое портфолио предъявляется как результатам конкретной работы (к примеру, работы за тот или иной курс), так и в качестве итогового портфолио за все годы обучения – как квалификационный результат творческого и научного развития на государственном экзамене по специальности.

Рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все научно-образовательные и творческие работы: публикации, эссе, рефераты, зачетные и курсовые работы в течение определенного срока. Такое портфолио позволяет усилить глубину научного исследования выпускной квалификационной работы.

Проблемно-исследовательский портфолио, связанный с проведением научно-исследовательской работы, написанием научной статьи, исследования, подготовкой в выступлению на конференции, семинаре, форуме.

Тематический портфолио, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

Можно также классифицировать различные профили портфолио по времени создания на: недельные, семестровые, курсовые и за весь период обучения.

Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации:

1) Портфолио в бумажном варианте.

2) Электронное портфолио.

Последний тип портфолио становится все более популярным и востребуемым, как наиболее близко отвечающий духу современности, потребностям экономики знаний, целям и задачам современного обучения.

Формируемое в электронном виде портфолио вывешивается в электронной среде обучения Вуза и состоит из следующих частей:

1. Информации о студенте;

2. Студенческих работ;

3. Оценки деятельности студента;

4. Самоанализа, рефлексии.

На всем этапе обучения или деятельности студента в рамках научных исследований его портфолио нуждается в систематической актуализации, доработке и рефлексии.

В целом, по мнению специалистов, электронное портфолио студента позволяет:

- развить и усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний;

- создать направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на их создание, развитие способностей мышления, критической рефлексии, способности к выработке практических умений и навыков;

- расширить применение интерактивных, информационных и коммуникативных форм работы;

- приблизить изучаемый или исследуемый материал к задачам обучения и научной деятельности;

- увеличить потребность творческой реализации и развить навыки самостоятельной работы;

- усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса студента;

- выявить талантливых студентов, обладающих научным видением мира, способных в дальнейшем стать полноценными работниками научной сферы деятельности;

- определить потребности в дальнейшем приобретении образования (магистратура, аспирантура) и наладить индивидуальный процесс подготовки к нему;

- развить у студентов навык саморефлексии, анализа и ответственного отношения к взятым на себя обязательствам.

Портфолио также созвучно еще с одной актуальной образовательной идее – идее обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного обучения». Портфолио помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала.

В качестве важнейшей рекомендации к процессу создания и оценивания портфолио необходимо отметить: при сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения его владельца). Студент, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Еще раз подчеркнем, что это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого владельца) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда студент предъявляет свой портфолио по месту назначения. Например, при поступлении в магистратуру или готовит свой портфолио для предъявления в отдел кадров фирмы или предприятия, куда он подает заявление о приеме на работу.



Таким образом, на современном этапе развития российского образования портфолио студента является одной из самых эффективных и передовых инновационных технологий, позволяющей наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в Вузе, сформировать тягу к творческой и научной самореализации и всестороннему развитию личности в процессе обучения.
Список литературы

1 Кныш, И.А.. Портфолио студента образовательного учреждения ВПО / Кныш, И.А., Переверзев В.Ю., Прудков С.А Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». - М.: Е-Медиа, 2007. - с.48

2 Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.

3 Туманов Д.В. Научно-исследовательская работа студентов: Учебно-методическое пособие / Д.В.Туманов, С.К.Шайхитдинова, Р.П.Баканов и др.; Под ред. Д.В.Туманова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007.
Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf9
conf9 -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
conf9 -> Зыкова Н. А., Шамьюнов Р. Я
conf9 -> Развитие эмоционально-волевых качеств студента в образовательной практике вуза
conf9 -> Роль знака и символа в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла направления подготовки дизайн
conf9 -> Развитие орфографической грамотности младших школьников
conf9 -> Проблемы Актуализации современного социального бытия человека
conf9 -> Интернет как средство выявления и изменения мотивации обучающегося
conf9 -> Современные тенденции развития информационных ресурсов библиотеки вуза
conf9 -> Фрейм как семантическая модель в лингводидактическом аспекте
conf9 -> Применение новых инновационных технологий для мотивации изучения иностранного языка в бузулукском колледже промышленности и транспорта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница