Технология организации взаимодействия воспитателя с родителями детей с общим недоразвитием речи



Скачать 91.19 Kb.
Дата15.02.2016
Размер91.19 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 г. Липецка

Тема «Технология организации взаимодействия воспитателя с родителями детей с общим недоразвитием речи»

Ильина Елен Владимировна

воспитатель ДОУ №27

Липецк 2014 г.

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГТ на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помочь родителям не допустить ошибок в воспитании.

Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки. В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогу, которым следует искать позитивные способы и формы общения.



Взаимодействие педагогов и родителей может осуществляться через приобщение родителей к педагогическому процессу:

  • расширения сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

  • создание условий для творческой самореализации педагога, родителей, детей;

  • информационно-педагогические материалы;

  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни.



К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

  • установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

  • объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

  • создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

  • оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них
    уверенности в собственных педагогических возможностях;

  • обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь.

Взаимодействие с родителями в нашей группе строится по определённой системе, которая включает в себя:

  • групповые родительские собрания - помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;

  • консультации, семинары – стараемся проводить так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем.

  • открытые занятия - родители посещают с большой заинтересованностью. Мы проводим интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.

  • информационные выставки в группе и в уголке для родителей в кабинете учителя-логопеда.

  • индивидуальная работа - позволяет установить более тесный контакт с родителями. Большое внимание уделяется индивидуальным беседам, где устанавливается эмоциональный контроль, доверительные отношения, доносится понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

  • анкетирование играет немалую роль в совместной работе педагогов и семьи.

  • совместная деятельность родителей и детей - эффективная форма взаимодействия, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей, повышения эффективности процесса формирования личностных качеств, у дошкольников  с нарушением речевого развития, решением задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

  Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности, найти такую форму работы, которая бы объединила усилия всех субъектов педагогического процесса, помогла бы преодолеть разобщенность в их работе, т.е. организовать комплексный подход к овладению детьми правильной речью.



Актуальность проблемы - осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс. Создание единого пространства речевого развития ребёнка в совместной деятельности педагога и родителей невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Новизна опыта

  • способ организации совместной деятельности осуществляется с помощью общения.

  • совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

  • формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности педагога и семьи.

  • последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению ОНР у детей.

  • развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством педагога.

Взаимодействие с родителями

Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности ДОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

Очень важно для эффективного развития детей установления тесного контакта с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребёнка дошкольного возраста, а родители – самые важные, главные, значимые для него люди.

Цели взаимодействия:


  • оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

  • помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;

  • выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;

  • сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого.



Задачи:

  • повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

  • обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.

  • содействие созданию условий для развития способностей ребёнка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

  • повышение уровня компетентности родителей.

Результат работы:

  • повысился уровень родительской компетентности в полноценном формировании речи дошкольников;

  • гармонизировались родительско - детские отношения;

  • повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

  • улучшился эмоциональный климат в семье;

  • изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;

  • повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Я строю своё общение с родителями, на основе принципа «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие педагога и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками.



Список литературы:

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).
Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35. 19. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск. : 1987.
Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.
Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.
Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.
Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.
Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.
Каталог: files -> images
images -> Источник: //Вопросы психологии. 2001.№1
images -> С. Н. Щеглова Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства
images -> Рабочая программа образовательной области «речевое развитие»
images -> Программа профориентации
images -> Современная семья в России, какая она?
images -> Эстетическое воспитание средствами искусства
images -> Программа патриотического воспитания
images -> Мозг ребенка. Понятно о непонятном1
images -> Викторина для интеллектуального тура корпоративного конкурса детского творчества «Давай раскрасим вместе мир!» Тема викторины: «Полеты во сне и наяву» Вопросы для школьников в возрасте с 11 до 13 лет
images -> 1. Изучение поведения история и методы 13 Глава 1 Что такое поведение


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница