Технология организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов на основе диалога



Скачать 93.97 Kb.
Дата23.05.2016
Размер93.97 Kb.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА
В.Ф.Северина

Алтайский государственный аграрный университет, Россия
В настоящее время в России в обстановке гуманизации и демократизации общества происходят процессы преобразования и обновления системы высшего образования. Постепенно система образования, отказываясь от установки на репродуктивное воспроизведение знаний, ориентируется на развитие личности студента, создание для него возможностей занимать не просто активную, но и субъектную позицию в учебном процессе, познавать мир, вступая с ним в диалог. Диалогический характер процесса обучения меняет схему учебного взаимодействия, которое в последнее время трактуется как двустороннее субъект – субъектное. В диалог должна вступать личность, владеющая диалектикой и искусством спора, ответственная за актуализацию своей потенциальности и самобытности, способная оперативно пополнять запас своих знаний путем обращения к средствам информации. Важнейшим условием становления такой личности является подготовка будущих специалистов с развитым творческим потенциалом общения, способностью к установлению профессиональных и личностных контактов. Особое значение в этом контексте приобретает организация продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в вузе в процессе обучения на основе диалога.

Наметившаяся тенденция превращения образования в фактор развития общества актуализирует гуманизацию педагогического процесса, которая видится в смещении акцентов на оптимальное развитие диалогичности общения преподавателя и студентов как коллег, как сосубъектов, объединенных общностью целей и задач деятельности.

Главной единицей учебно-воспитательного процесса является педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности преподавателя и студентов на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

Продуктивное взаимодействие строится, охватывая сферу диалогического общения, как совместные обсуждение ситуации и направленность на разрешение проблем всеми его субъектами. Активность при этом направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников, и само общение опосредуется, прежде всего предметом, в качестве которого могут выступать все сферы человеческой деятельности и познания: внутренний мир человека, межличностные отношения, социальное окружение, учебные занятия, творчество и т.п.

В процессе диалога достигается понимание на уровне установления единого смыслового пространства. Диалог – это взаимодействие двух субъектов, творчески создающих единое отношение к тому или иному объекту действительности, значимому для обоих. Это ситуация двустороннего воздействия, которая подразумевает активную роль всех участвующих в общении сторон. Сотрудничество и сотворчество в процессе диалогического общения предполагают отказ от позиции, будто твое мнение, подход единственно правильные, и предполагают утверждение иного типа отношений: обоюдного поиска, принципиального, но доброжелательного совместного анализа результатов.

Для организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов вуза в условиях диалога нами была разработана соответствующая технология (Рис. 1), которая включает методы и средства обучения, формы и этапы организации педагогического взаимодействия.





















Рис. 1. Технология организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов вуза на основе диалога


При организации взаимодействия со студентами преподаватель вуза должен уметь отбирать наиболее продуктивные методы обучения, которые отражают особенности взаимодействия субъектов процесса обучения. К ним мы относим методы активного обучения, коммуникативный метод и метод убеждения.

Методы активного обучения ориентированы на современное построение процесса обучения, отказ от шаблонной организации учебных занятий, активное взаимодействие преподавателей и студентов, интенсификацию учебно-познавательной деятельности. Они предполагают не механическое запоминание учебной информации, а ее осмысление и продумывание, движение от монолога преподавателя к диалогу в обучении, раскрытию своего внутреннего «Я», расширению проблемных бесед, обсуждений, эмоциональной отзывчивости студентов. В качестве методов активного обучения рассматриваются такие, как игры, в том числе ролевые и деловые, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, тематические дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.

Будучи технологией активного обучения, интерактивное обучение является возможностью взаимопонимания, самоактуализации, «прорыва» личности друг к другу. Важнейшей особенностью взаимодействия на основе такого обучения является способность педагога и студентов «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать педагогическую ситуацию, конструировать собственные действия. Интерактивное взаимодействие предполагает систему взаимодействий: со стороны педагога – планируемых, со стороны студентов – ситуативных и неожиданных, в процессе которых создаются условия оптимального развития их субъектности. Оно наиболее успешно осуществляется в студенческой группе на практических занятиях в диалоге, полилоге или в форме «круглого стола», сочетающего в себе монолог, диалог и полилог [2, с.232].

Коммуникативные методы занимают ведущее положение в обучении. Слово преподавателя, учебники – давние атрибуты учебного процесса. Однако в последние десятилетия отмечается необходимость изменения такого подхода: слово преподавателя преобразуется из монологического в диалогическое. Преподаватель вуза должен владеть методами беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов. Он редко рассказывает сам, чаще ведет оживленную беседу со студентами, поощряя их к высказываниям своего мнения. Главным условием возникновения диалога, на наш взгляд, является коммуникативная интенция, потребность в общении, а также проблемная ситуация, т.е. для реального диалога необходимы, по меньшей мере, две предпосылки: определенная общая основа и определенные различия в решении той или иной проблемы между теми, кто ведет ее обсуждение.

Суть диалога заключается в «…признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу, в различии и оригинальности точек зрения, в ориентации каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером, в ожидании ответа и его предвосхищении в собственном высказывании, взаимном обогащении партнеров диалога, эмоциональной и личностной раскрытости партнеров, безоценочности, доверительности, искренности выражения чувств и состояния» [3, с.27].

Следующий метод организации продуктивного взаимодействия - метод убеждения - является способом разностороннего воздействия на сознание, чувство и волю студента с целью развития мотивационно-потребностной сферы деятельности. Средствами метода убеждения могут служить учебная работа, беседы (индивидуальные и коллективные), различные формы внеаудиторной работы.

Другим компонентом технологии организации продуктивного взаимодействия являются средства обучения. Средства обучения – это дидактические компоненты, включающие опыт общественной практики и способы применения научной и технической информации, применяемые преподавателем для обеспечения улучшения качества знаний студентов и повышения их познавательной активности.

Средствами продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в вузе могут служить учебные программы, учебная и учебно-методическая литература, словари, справочники, проблемные, прикладные, контрольные задания, дидактические материалы, наглядные пособия, журналы, газеты, мультимедиа программы, аудиовизуальные средства.

Особенности использования средств обучения определяются объективными и субъективными факторами. К первым относятся формы, способы обучения, ко вторым – индивидуальные особенности студентов. Прежде всего, это особенности восприятия информации и особенности мышления.

Организация продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации такого взаимодействия чтобы в каждом конкретном случае преподаватель имел возможность выбрать наиболее целесообразную форму. Мы выделяем следующие организационные формы взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Взаимопомощь, взаимоответственность, само – и взаимоконтроль – все эти качества развиваются у студентов при организации групповой и парной форм познавательной деятельности на занятии, если преподаватель соблюдает должное чувство меры и педагогического такта.

Кроме того, мы выделяем самостоятельную работу студентов как одну из форм организации педагогического взаимодействия, характерную для учебного процесса в вузе. Самостоятельная работа для студентов должна быть осознана как свободная по выбору внутренне мотивированная деятельность. Парная или групповая самостоятельная работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента, т.к. происходит совместная самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это обеспечивает продуктивность работы в целом.

Продуктивное взаимодействие развивается поэтапно. Используя за основу структуру педагогического общения, предлагаемую В.А. Кан-Каликом и Н.Д. Никандровым [1, с.88], мы выделили следующие этапы организации продуктивного взаимодействия: моделирование предстоящего процесса (подготовительный этап), организация непосредственного взаимодействия (организационный этап), управление взаимодействием в развивающемся педагогическом процессе (практический этап) и анализ результатов осуществленного взаимодействия (обобщающий этап).

В качестве результата нами определены следующие уровни сформированности продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях диалога:

- низкий (функционально-ролевой) уровень: в его направленности деятельностный компонент преобладает по отношению к ориентации на общение и саму личность в рамках учебно-воспитательного процесса. Содержание такого взаимодействия по преимуществу составляет прямой обмен между контактирующими сторонами. Инициатором такого взаимодействия выступает преподаватель; направленность влияния – односторонняя – от преподавателя к студенту. Способность студентов к творчеству реализуется слабо. Преподаватель и студенты взаимодействуют на репродуктивном уровне. Критерием успешной деятельности преподавателя в этом случае служит соответствие достижений студентов заданным эталонам, а студентов – получение оценок.

- средний (ориентированный на общение) уровень: сфера личных интересов преподавателя и студентов расширяется, общение приобретает субъектный характер с обеих сторон, происходит изменение влияния в сторону ситуативного воздействия студентов и преподавателя. У студентов проявляется активность и элементы творчества в совместной с преподавателем деятельности.

- высокий (личностно-ориентированный) уровень: наряду с деятельностной успешно реализуется общая направленность на взаимодействие преподавателя и студентов. Преподаватель передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у студентов. Приоритетными становятся конечные цели и ценности; позиции участников учебно-воспитательного процесса становятся подлинно субъектными благодаря сотрудничеству, распределению активности, творчества и инициативы в совместной деятельности. Взаимодействие, достигшее такого уровня развития, можно назвать продуктивным, так как именно такое взаимодействие способствует усилению установки на партнерство, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, на совершенствование умения слушать и слышать партнера, способность к сочувствию и сопереживанию [4, с. 131  133].

Необходимость организации продуктивного педагогического взаимодействия вызвана социальными потребностями современного динамично развивающегося общества. Следует отметить возросшую потребность современного общества в человеке культуры, который ориентирован в своей деятельности на Другого, предрасположен к диалогу с Другим, в котором происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студента, возникают отношения нового типа: отношения сотрудничества в достижении общих целей.

Таким образом, преподаватель, используя стратегию взаимодействия, постоянно находится со студентами в диалоге. Эта форма общения и одновременно способ взаимодействия, отличающийся от любого другого тем, что является истинным, открытым общением между двумя людьми, искренне заинтересованными друг в друге, позволяет начать сложный процесс взаимодействия, который предполагает, что все его участники находятся в положении взаимопонимания, т.е. осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, умеют терпимо относиться к «другой» точке зрения, не проявляя ни внешней, ни внутренней агрессии, умеют настроиться на эмоционально-психологический мир другого человека, взаимно содействуют достижению единой цели.



Следовательно, организация продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов на основе диалога с использованием разработанной технологии способствует повышению эффективности учебного процесса в вузе, созданию условий для самореализации, самоопределения личности студента, раскрытию творческого потенциала личности, формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной деятельности.

Литература


  1. Кан-Калик. В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.

  2. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

  3. Стоянова Л.В. Оптимизация диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в условиях медицинского вуза: Дис. …канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. – 162 с.

  4. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учителя и ученика: Дис. …д-ра пед. наук. – Челябинск, 1998. – 386 с.

Каталог: archive -> doc2008
doc2008 -> Модель организации проблемного обучения в процессе изучния педагогической антропологии
doc2008 -> Учебная проблема как фактор интеграции содержания образования
archive -> «социум» международная научно-практическая конференция
archive -> Средства речевой манипуляции в политическом дискурсе
doc2008 -> Самосознание личности и предпосылки его развития
doc2008 -> Икт в системе высшего образования
doc2008 -> Проблемы подготовки педагогов дополнительного образования к профессиональному самоопределению старшеклассников
doc2008 -> Методологический аспект интеграции учебных дисциплин
doc2008 -> Этапы развития толерантности учащихся общеобразовательной школы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница