Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»



Скачать 150.5 Kb.
Дата10.02.2016
Размер150.5 Kb.
ТипОбзор
Сургутский государственный педагогический университет

Учебно-методическое управление

Отдел сертификации и методического сопровождения образовательного процесса

Технология кейс-стади
Обзор
Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций», «метод деловых историй» и, наконец, просто «метод кейсов». В российских из­даниях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Главная особенность метода − изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Суть метода в том, что слушателям даётся описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен познакомиться с проблемой (например, накануне занятия) и обдумать способы её решения. В классе в небольших группах обсуждается приведённый случай из практики. Проанализировав множество непридуманных проблем, обучающиеся «набьют руку» на их решении, и, если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:


  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);

  • метод инцидента;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • игровое проектирование;

  • метод дискуссии.

Таким образом, кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение − развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;

5) наличие системы группового оценивания деятельности;

6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Метод кейс-стади основан на следующих положениях:

1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя — активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.

2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.

В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию. Цель кейс-стади — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение. Выбор лучшего решения в контексте поставленной проблемы происходит через анализ ситуации и оценку выработанных альтернатив.

Метод ситуационного анализа при умелом его использовании и применении позволяет оптимально решить одновременно три педагогические задачи:

1) подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить включение слушателей в активную учебную работу — как подготовленных обучаемых, так и новичков;

3) наладить обратную связь, установить постоянный контроль за качеством обучения и процессом усвоения знаний.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи и формировать метакомпетентности:

- овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

- оперативно принимать решения («здесь и сейчас»);

- отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т.е. правильно формулировать вопросы на развитие, на понимание;

- наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

- приобретать навыки вербализации, т.е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

- вырабатывать умения осуществлять презентацию, т.е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

- отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;

- развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

- овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном процессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

1) кейс должен соответствовать целям обучения;

2) кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искусственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой);

3) задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

4) кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций.

Стандартная ситуация — в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер.

Критическая ситуация — нетипична, как правило, неожиданна, т.е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) — уникальна, не имеет в прошлом аналогов; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, физические и нравственные потери; требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины.

По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.



Ситуация-иллюстрация — это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, например: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т.д.

В литературе ситуации различают также и по другим признакам: по степени обобщенности или по степени новизны (известные, неизвестные (новые), стандартные и модифицируемые), по частоте встречаемости и степени сложности поиска их решений (проблемные и тривиальные) и др. Вместе с тем практика свидетельствует, что вычленить ситуацию в чистом виде порой невозможно. В любой из них могут присутствовать и некоторые элементы ситуаций других типов. Вид применяемых в учебном процессе ситуаций в каждом конкретном случае будет зависеть от специфики изучаемого курса, контингента обучаемых, поставленной учебной цели, учебного времени и опыта обучаемых.

При всём многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:


  • ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);

  • контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);

  • комментарий ситуации, представленный автором;

  • вопросы или задания для работы с кейсом;

  • приложения.

Этапы разработки кейса:

  • определение места кейса в системе образовательных целей;

  • поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;

  • построение или выбор модели ситуации;

  • создание описания;

  • сбор дополнительной информации;

  • подготовка окончательного текста;

  • презентация кейса, организация обсуждения.

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

  • выдача домашнего задания учащимся;

  • определение сроков выполнения задания;

  • ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса;

  • определение технологической модели занятия;

  • проведение консультаций;

  • работа над ситуацией в классе;

  • вступительное слово учителя; постановка основных вопросов, при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой);

  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

  • презентация решений в малых группах;

  • организация общей дискуссии;

  • обобщающее выступление учителя, его анализ и оценивание.

Рассмотрение ситуаций проходит в несколько этапов.

Анализ практической ситуации в подгруппе. Это этап самостоятельной работы студентов. В случае малого количества обучаемых можно разбить присутствующих на пары. Обсуждение ситуации в подгруппах (малых группах) позволяет достичь нескольких целей. Во-первых, оно позволяет каждому обучаемому принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения и получить представление о мнениях других участников. Во-вторых, оно способствует выработке навыков совместной, командной работы. В-третьих, оно вынуждает каждого быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть некомпетентность. Главная задача подгруппы на этом этапе — подготовиться к формулированию своих выводов и заключений перед межгрупповым обсуждением. Малая группа может подготовить:

- перечень ключевых событий во времени;

- таблицу задач и принимаемых решений;

- диаграмму последствий;

- графики изменения технико-экономических показателей;

- визуально оформленные решения в виде символов;

- классификационные группы действий и событий, таблицы и графики.

Предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Этот этап нужен для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала обучаемыми и в правильном понимании всеми присутствующими проблем, представленных в ситуации. Преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у участников анализа. Причем допускаются только те вопросы, которые касаются разъяснения событий или фактов, а не объяснения причин или вариантов решений и действий, если таковые описаны. Сообщение подгруппы предусматривает оценку позитивных и негативных последствий возможных вариантов решений, перечень рисков и потенциальных проблем, предположения о возможном последующем развитии событий.

Межгрупповая дискуссия. Этот этап проводится на основе сообщений подгрупп. Представители, делегированные каждой из подгрупп для презентации итогового материала, выступают со своим анализом и предполагаемыми решениями, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель контролирует ситуацию и играет роль координатора и руководителя дискуссии, а при необходимости — оппонента и критика, активизируя и направляя дискуссию. Наиболее целесообразно организовать дискуссию между участниками анализа, поэтому можно переадресовать вопросы к другим обучаемым. Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путем прямого обращения, например: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое решение вы примете?» и пр. Этими вопросами следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных участников анализа, активно проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.

Подведение итогов. Оно осуществляется сначала желающими высказаться из аудитории, а затем самим преподавателем, ведущим занятие. Он дает оценку выводам подгрупп и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии. Одновременно формулируются и обосновываются варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения.

Итоги работы с учебной ситуацией можно представить как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповой и индивидуальной. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует чувство ответственности, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

При оценке публичной презентации преподаватель обращает внимание:


  • на выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.);

  • круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;

  • владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий;

  • демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

  • предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;

  • предложение определенного плана действий или плана воплощения решения; определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

  • заметное участие в обработке количественных данных, расчетах;

  • подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, сделанный учеником при непубличной (письменной) презентации можно считать удовлетворительным, если:

  • было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

  • проведено максимально возможное количество расчетов;

  • были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

  • были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

  • составленные документы по смысл и содержанию соответствуют требованиям;

  • приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методам.

Этот метод можно регулярно использовать практически по любой теме обучения, причем как до начала чтения лекции, так и в ее процессе, и в конце, для проверки усвоения материала. Ситуации могут быть применены самостоятельно и на семинарах и практических занятиях. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется, прежде всего, при разработке программ учебных дисциплин. Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:


  • определить цели, для достижения которых необходимо использование кейсов;

  • определить относительную величину аудиторного времени, связанного с анализом кейсов;

  • указать разделы учебной дисциплины, при изучении которых должны использоваться кейсы, и конкретные кейсы, имеющие отношение этим разделам;

  • указать дидактическую направленность работы с конкретными кейсами (подведение студентов к необходимости использования теории, методов, инструментальных средств; подготовка к последующей работе с кейсами);

  • определить часть общего времени студентов, выделенную для работы с кейсами, включая самостоятельную работу и обучение другими лицами;

  • определить, как будет оцениваться работа студентов с кейсами и работа по учебной дисциплине, использующей кейсы.

При определении целей учебной дисциплины необходимо, прежде всего, учитывать направление подготовки и особенности студентов. Цели существенно различаются при наличии или отсутствии у студентов опыта работы с кейсами.

В программе должны быть запланированы не только кейсы, но и самостоятельное изучение дополнительных материалов, а также сбор дополнительной информации. Все это должно быть учтено как время, необходимое для самостоятельной подготовки студентов к анализу кейсов.

Достоинством метода кейсов является то, что он дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться, не тревожась о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения. Использование метода кейсов в учебной программе помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить.

Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовывать групповую работу — направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, организовывать корректную обратную связь от участников занятия, давать своевременные ссылки на литературу, обобщать полученные результаты и подводить конструктивные итоги. Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод анализа ситуаций, можно лишь в тех случаях, когда сам педагог становится грамотным коммуникатором, владеет игротехническими приёмами.


Список литературы


  1. Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4. – С. 61-65.

  2. Батоврина Е.В. Кейс-стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 138-140.

  3. Бреева Е.Б. Сотрудничество преподавателя и студента в процессе обучения // Педагогические науки. - 2009. - № 6. - С. 107-108.

  4. Гурьянова С.Ю. Инновационные технологии обучения − основа качества образования // Качество. Инновации. Образование. − 2010. − № 2. − С. 12-17.

  5. Еремин А.С. Заключительный этап анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода // Инновации в образовании. – 2010. - № 8. – С. 120-141.

  6. Еремин А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании. - 2010. - № 4. - С. 77-90.

  7. Еремин А.С. Подготовка к обсуждению кейса в аудитории // Инновации в образовании. – 2010. - № 5. – С. 84- 105.

  8. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С. 15-36.

  9. Качалина Е.Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. – 2009. - № 1. – С. 110-116.

  10. Максимов Б.И. Явление России в Пикалёво // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 42-53.

  11. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. - 2005. - № 5. – С. 106-116.

  12. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2006. - (Высшее профессиональное образование). – С. 92-102.

  13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика". - М.: Академия, 2009. - (Высшее профессиональное образование). – С. 37-56.

  14. Шимутина Е. Кейс-технологии активного обучения // Учитель. – 2009. - № 3. - С. 29–30.

  15. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 172-179.


Аннотированный указатель
Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4. – С. 61-65.

Автор статьи рассматривает применение кейс-технологии в обучении как инструмент, позволяющий проявлять активность, инициативу, самостоятельность, сотрудничать с товарищами и формировать собственное мнение, развивать коммуникативные навыки и умение четко выражать мысли. Обычно кейс-подход применяется при организации открытой дискуссии, группового опроса, на экзаменах. Автор отмечает, что учебное занятие на основе кейса можно дополнять другими формами работы учащихся. Так, в младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение персонажей ситуации, составить перечень факторов и признаков противоречий, мотивов действий субъектов описанных событий. В старших классах организовать «мозговой штурм» и дискуссию по ключевым, но расходящимся решениям.

На этапе формирования знаний можно применять информационный кейс-текст, включающий в себя термины, понятия, формулы и правила по изучаемой теме. На этапе применения знаний можно использовать кейсы с вариативным описанием реальных жизненных и предметно-профессиональных ситуаций. В центре ситуаций проблемно-исследовательских кейсов могут стоять эко­логические, природно-климатические, социально-экономические, историчес­кие, технико-технологические и иные проблемы. Освоение учеником компетентностей выс­шего уровня − оценка логики построе­ния текста, самой ситуации, выявление причинно-следственных связей, вариан­тов решения проблемы, адекватности вы­водов − соответствует аналитической работе над сложными кейсами. На основе собственных критериев ученик оценивает как свою исследовательскую деятельность, так и решения партнеров и оппонентов.

В статье приводятся примеры различных видов кейсов: практические кейсы; обучающие кейсы; научно-исследовательские кейсы.

Раскрываются несколько вариантов организации работы с кейсом:


  1. Кейс раздается учащимся перед изучением учебного материала.

  2. Кейс используется для самостоятельного изучения темы.

  3. Кейс применяется для организации практической деятельности на отдельном уроке в ма­лых группах, в парах, индивидуально.

  4. Со старшими учениками можно выходить на уровень разработки кейсов по изу­чаемым или дополнительным вопросам в рамках регионального компонента обра­зования, проектной деятельности. В итоге учащиеся создают авторский исследо­вательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, способы проектирования и принятие решений на основе предметных и надпредметных знаний и умений.


Шимутина Е. Кейс-технологии активного обучения // Учитель. – 2009. - № 3. - С. 29–30.

Рассматривается история возникновения метода конкретных ситуаций. Обозначены цели метода анализа ситуаций: развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Главная цель кейс-технологии − научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать правовую информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

В статье отмечается, что кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относят:

• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Указывается, что практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологии, имея руководство и определенный набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Но выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью педагога в образовательном процессе. Поскольку каждая из названных технологий должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С. 15-36.

По мнению автора, мировой опыт по работе с кейсами не может быть немедленно и без каких-либо проблем перенесен в российские условия. Возможность создания кейса по техническим специальностям в России ограничена рядом причин:

- стоимость разработки при отсутствии должного уровня оплаты труда разработчиков;

- необходимость детальных сведений о компании, к которым должны быть допущены преподаватели

- нежелание публиковать информацию о выгодном рынке;

- некоторые организации могут настаивать на неразглашении коммерческой тайны.

В статье рассмотрены общие особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, структуры плана и текста кейса. Высказано мнение о необходимости учитывать отношение студентов к теме будущего кейса: студентов интересуют те кейсы, в которых они могут видеть себя в позиции лица, принимающего решения в ближайшем будущем. Изучение целей кейса следует начинать с формирования списка всех понятий, теорий, инструментальных средств и методик, представленных в курсе, а также проблем и трудностей, с которыми студент может столкнуться при практическом использовании материала курса. Дается трехмерная характеристика трудностей кейса.

Автор акцентирует внимание на том, что план кейса – это основополагающий документ, определяющий основу и цель кейса, его организацию, информационное наполнение и план завершения. Выделены пять компонентов плана кейса: вводный параграф, краткое описание целей обучения, схема кейса, описанная подзаголовками, перечни необходимых данных, график разработки.

Кратко описаны этапы разработки текста кейса и методической записки.
Качалина, Е.Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. – 2009. - № 1. – С. 110-116.

Относясь к интерактивным методам обучения, кейс-метод формирует интерес и позитивную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включенность студентов в учебный процесс, эффективно способствует их профессионализации.

Составление кейсов − трудоемкий процесс для преподавателя, но их использование является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Еще одним безусловным достоинством кейсов является практическая демонстрация и реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Основными источниками содержания кейсов выступают общественная жизнь, в том числе педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-исследовательские).

В статье изложены результаты практического опыта применения кейс-метода в среднем профессиональном образовании (на примере преподавания дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей» в педагогическом колледже), описы­вается структура обучающего кейса:


  1. Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и долж­ности главных персонажей.

  2. Проблема (краткое описание с позиций разных участников событий).

  3. Материалы для решения (научные, методические, статистические,
    нормативные, юридические, литературные и прочие).

Автор приводит примеры кейсов, используемых для обучения студентов дошкольного отделения педагогического колледжа.
Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. - 2005. - № 5. – С. 106-116.

Автор отмечает, что среди многих работ, посвященных кейс-методу, практически полностью отсутствуют фундаментальные работы, освещающие технологию написания кейса. Приводится пример разработки в области технологии написания кейса (М. Мюнтер).

Автор знакомит читателя с процессом написания кейса в пять этапов (по М. Линдеру и Дж. Эрскину):

Этап 1. Поиск первоначальных условий.

Этап 2. Установление первого контакта.

Этап 3. Сбор информации.

Этап 4. Процесс составления.

Этап 5. Получение разрешения на публи­кацию.

Содер­жание кейс-материала должно соответствовать нескольким пунктам, открытыми известным специалистом в области кейс-ме­тода П. Лоуренсон:


  1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики.

  2. В кейсе обязательно приводится необ­ходимая информация об организации в це­лом и о людях, работающих в ней.

  3. Кейс-материал должен содержать вы­сказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы.

  4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.

Описываются разновидности структуры кейса: временная, сюжетная и разъяснительная структура.
Еремин А.С. Подготовка к обсуждению кейса в аудитории // Инновации в образовании. – 2010. - № 5. – С. 84- 105.

Автор отмечает, что работа студента с конкретным кейсом состоит из трех стадий: индивидуальная подготовка; участие в обсуждении кейса в малой группе; участие в обсуждении в большой группе на занятии в аудитории. Каждая стадия подробно описана; даны рекомендации студентам по индивидуальной подготовке.

Малые группы формируются для того, чтобы дать возможность боль­шему числу студентов высказать свои комментарии и идеи. Даны рекомендации по подготовке к обсуждению кейса в малой группе. Описан ход обсуждения в малой группе. Автор указывает на некоторые общие типы проблем, возникающих в малых группах при обсуждении кейса: неправильное распределение времени, недостаточная подготовка, межличностные проблемы, недостаточная фиксация согласия, даны рекомендации по решению указанных проблем.

Представлена последовательность действий преподавателя по подготовке к обсуждению кейса в аудитории.


Еремин А.С. Заключительный этап анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода // Инновации в образовании. – 2010. - № 8. – С. 120-141.

В статье рассмотрены особенности подготовки и проведения обсуж­дения кейса на занятии в большой группе, оценка работы студентов по итогам такого обсуждения, особенности написания эссе по наиболее рас­пространенным типам кейсов, а также проблема оценки студенческих эссе.

Автор дает рекомендации студентам по эффективному участию в обсуждении кейса на занятии. Приводится описание ролевых позиций, которые могут занять студенты в обсуждении кейса.

Раскрываются особенности обсуждения кейса на занятии большой группы. Описываются типовые этапы обсуждения: в аудитории до начала обсуждения, «разминка», обсуждение, завершение обсуждения.

А.С. Еремин указывает на проблему оценки участия студентов в обсуждении кейса, так как она формируется с учетом многих факторов. В частности, не­обходимо учитывать промежуточные результаты, активность и повторные выступления студентов. Поэтому при учете участия студента в обсужде­нии кейса нецелесообразно использовать традиционную четырехбалль­ную систему оценивания. Необходимо оценивать студента за содержательную активность, составляющие которой описаны в статье.

Автор дает подробные рекомендации студентам по составлению эссе кейса, а также предлагает три варианта решения проблемы формирования итоговой оценки по учебной дисциплине при использова­нии кейс-метода.


Батоврина Е.В. Кейс-стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 138-140.

Обучение с использованием метода конкретных ситуаций позволяет студентам применить полученные теоретические знания на практике, развить навыки и способности, необходимые для успеш­ного осуществления управленческой деятельности: умение принимать решения, работать в команде, планировать и др. Суть данного метода заключается в рассмотрении студентами конкретных проблем из прак­тики современных организаций и формулировании их решений.

Важнейшей задачей при подготовке к использованию метода конкретных ситуаций для обучения специа­листов в области управления становится отбор ситуаций с учетом интересов обучающихся. Автор указывает, что одним из способов решения данной задачи может стать определение контуров проблемной ситуации пре­подавателем с предоставлением возможности студентам дополнить и изменить параметры ситуации с учетом собственных профессиональных интересов.

В статье представлены результаты данного подхода, который был апробирован в 2007-2008 гг. при подготовке ситуаций по курсу «Управление персоналом» для студентов, обучающихся по программе второго высшего образо­вания на факультете государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. В ходе апро­бации подхода были подготовлены четыре проблемные ситуации по ключевым темам курса: «Подбор персонала», «Мотивация персонала», «Оценка персонала» и «Развитие персонала».

Автор приходит к выводу, что использование данного подхода дает возможность повысить эффективность применения метода конкрет­ных ситуаций для обучения как уже состоявшихся, так и будущих руководителей, расширить возможности обучающихся по применению полученных знаний для решения реальных прак­тических проблем. Очевидно, что его использование возможно не только в рамках курса «Управление персоналом», но и в рамках целого ряда иных курсов и спецкурсов для студен­тов управленческих специальностей − менеджмента, маркетинга, организационного поведе­ния, связей с общественностью и др.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2006. - (Высшее профессиональное образование). – С. 92-102.

Раскрывается понятие «кейс-метод», его возможности в профессиональном обучении. Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме. Кейс-метод рассматривается как синергетическая технология. Обосновывается необходимость внедрения кейс-метода в практику образования. Перечисляются источники формирования кейса. Определяются условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации. Рассматриваются этапы технологической деятельности преподавателя при использовании кейс-метода. Подробно описываются этапы работы над ситуацией в аудитории: 1) введение в кейс; 2) анализ ситуации; 3) презентация решений по кейсам; 4) общая дискуссия; 5) подведение итогов. По мнению авторов, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения. Даются рекомендации по сочетанию кейс-метода и деловой игры, «мозгового штурма», моделирования; приводятся советы по использованию дискуссии в кейс-методе.


Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика". - М.: Академия, 2009. - (Высшее профессиональное образование). – С. 37-56.

Метод кейс-стади рассматривается как одна из технологий анализа ситуаций для активного обучения (action learning). К таким технологиям, по мнению автора, относятся: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций, метод ситуационного обучения – кейс-стади, метод кейсов, метод «инцидента», метод анализа критических прецедентов, метод проигрывания ролей, игровое проектирование. Перечисляются цели технологии анализа ситуаций, а также метакомпетентности, формирующиеся при применении анализа ситуаций. Описываются предпосылки для анализа, содержащиеся в учебной ситуационной задаче. Рассматриваются конкретные и базовые ситуации, а также такие виды ситуаций, как стандартная, критическая и экстремальная. По характеру освещения, подачи материала выделяются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Описывается метод ситуационных упражнений, ситуационных задач. Перечисляются признаки ситуационной задачи, отличающей ее от конкретной ситуации.

Рассматривается метод ситуационного обучения (кейс-стади) как конструирование дизайнов единичных и множественных случаев. Приводятся признаки данного метода, описываются разновидности ситуации, характеризуются положения, лежащие в основе метода. Дается характеристика разновидностей аналитической деятельности, необходимой для осмысления ситуации. Предлагаются средства поддержки эмоционального напряжения в игровых группах для эффективности проведения занятии с помощью кейс-стади. Описываются этапы рассмотрения ситуаций.

Как разновидность метода кейс-стади рассматривается метод анализа кейсов – наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний. Указываются принципы разработки и реализации кейсов в учебном процессе.

Рассматривается также метод анализа инцидентов – случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. Отличается от метода кейсов тем, что его цель – поиск информации для принятия решений самим обучаемым и научение его поиску необходимой информации. Описываются возможные формы организации занятия, а также достоинства метода «инцидента».

Охарактеризован метод анализа критических инцидентов. В его основе лежит предположение, что более глубокого понимания всех обстоятельств можно достичь с помощью подробного анализа одного определенного аспекта ситуации, так называемого критического инцидента (события или случая, который явным образом повлиял на результаты работы). Метод интервью по критическим инцидентам представляет собой процедуру сбора наблюдаемых инцидентов, которые являются наиболее важными или «критическими» для эффективной работы. Описываются этапы интервью: подготовка, определение рабочих целей интервьюируемого, выяснение общего представления об инциденте, выяснение контекста, в котором инцидент произошел, выяснение роли интервьюируемого инциденте, создание схемы инцидента, окончание интервью.

Рассматривается метод проигрывания ролей (инсценировки), или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях. Его цель – воссоздать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучающимся возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей.


Гурьянова С.Ю. Инновационные технологии обучения − основа качества образования // Качество. Инновации. Образование. − 2010. − № 2. − С. 12-17.

В статье рассматривается актуальная для высшей школы России тема – улучшение качества образования на основе инновационных технологий обучения. Среди перспективных и результативных нетрадиционных форм проведения занятий, появившихся в российской высшей школе не так давно, автор исследует анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода. Перечисляются этапы технологии проведения анализа деловых ситуаций на основе кейс-метода: 1) определение цели занятия по анализу деловой ситуации. Знакомство с ситуацией, ее особенностями; 2) выделение ключевых проблем, авторов и персоналий, которые могут реально действовать; 3) «мозговая атака»; 4) анализ последствий принятия того или иного решения; 5) предложение одного или нескольких вариантов рения проблем из деловой ситуации; 6) рефлексия. Подробно описывается этап «мозговая атака». Автор приходит к выводу, что анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода – инновационная технология обучения, значительно улучшающая качество образования и способствующая эффективности образовательного процесса.


Бреева Е.Б. Сотрудничество преподавателя и студента в процессе обучения // Педагогические науки. - 2009. - № 6. - С. 107-108.

Наиболее распространенными формами сотрудничества преподавателя и студентов являются следующие: совместное выполнение студентами заданий, предложенных преподавателями; мозговой штурм; полилогическое обсуждение; кейс-стади.

В настоящее время существует две классических школы кейс-стади: Гарвардская и Манчестерская, соответственно американская и западноевропейская. Их отличие в том, что американские кейсы большие по объему, а в Западной Европе кейсы в 1,5-2 раза короче. Кроме того, гарвардские кейсы предлагают поиск единственно верного решения, тогда как в американской школе решения многовариантны. Описывается методика проведения занятий с использованием кейса в Манчестерской школе бизнеса.
Максимов Б.И. Явление России в Пикалёво // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 42-53.

В статье с применением метода кейс-стади анализируются события в г. Пикалево, в которые вовлечены субъекты (акторы) от наемных работников до председателя правительства. Анализируются типичные и специфические черты действий (взаимодействий) социальных акторов, изменения в их поведении, факторы различного уровня и характера. По мнению автора, таково свойство кейсов: отражать, как в капле, весь или почти весь океан общественной жизни. Сегодня, когда социологи ограничены по тем или иным причинам в проведении масштабных исследований, анализ случаев может выступать вполне приемлемой альтернативой. Отражение всей России – красная нить представленного кейса: в нем вышли на арену и сыграли свою роль почти все действующее лица общества в типичных обстоятельствах. Источниками информации служат интервью с работниками различных социально-профессиональных групп, анализ документов, публикаций.


Еремин А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании. - 2010. - № 4. - С. 77-90.

Рассмотрены следующие стороны обеспечения учебной работы с использованием кейс-метода: повышение квалификации преподавателей, правовое обеспечение создания и использования кейсов в учебном процессе, планирование учебного процесса с использованием кейс-метода, формирование фонда кейсов.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется прежде всего при разработке программ учебных дисциплин. Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:



  • определить цели, для достижения которых необходимо использование кейсов;

  • определить относительную величину аудиторного времени, связанного с анализом кейсов;

  • указать разделы учебной дисциплины, при изучении которых должны использоваться кейсы, и конкретные кейсы, имеющие отношение этим разделам;

  • указать дидактическую направленность работы с конкретными кейсами (подведение студентов к необходимости использования теории, методов, инструментальных средств; подготовка к последующей работе с кейсами);

  • определить часть общего времени студентов, выделенную для работы с кейсами, включая самостоятельную работу и обучение другими лицами;

  • определить, как будет оцениваться работа студентов с кейсами и работа по учебной дисциплине, использующей кейсы.

При определении целей учебной дисциплины необходимо прежде всего учитывать направление подготовки и особенности студентов. Цели существенно различаются при наличии или отсутствии у студентов опыта работы с кейсами.

В программе должны быть запланированы не только кейсы, но и самостоятельное изучение дополнительных материалов, а также сбор дополнительной информации. Все это должно быть учтено как время, необходимое для самостоятельной подготовки студентов к анализу кейсов.

Фонд кейсов конкретного вуза должен формироваться как из отечественных, так и из зарубежных источников. Наряду с этим могут использоваться кейсы, разработанные в этом вузе. В настоящее время Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета реализует некоммерческий проект «Российский ресурсный центр учебных кейсов». Центр представляет собой электронную библиотеку учебных кейсов, содержащих методически структурированные описания кейсов, заимствованных из реальной практики бизнеса. Описываются другие базы данных кейсов.

Создание кейсов и их использование в образовательном процессе на правовой основе ГК РФ требует тщательного документального оформления прав на использование кейсов, обеспечения прав и гарантий авторов-разработчиков этих дидактических средств, а также соблюдения этих прав работодателями и обучающимися.

Поведенный анализ вопросов, связанных с внедрением кейс-метода в высшей школе России, позволяет сделать некоторые общие выводы:


  • усложняется планирование учебного процесса;

  • внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе к обучению на основе ФГОС ВПО;

  • целесообразно изменение соотношения объемов учебной и учебно-методической работы преподавателей;

  • большой объем работ должен быть выполнен вузами (повышение квалификации преподавателей, планирование учебного процесса с применением кейс-метода, формирование фонда кейсов, методическое обеспечение принципиально новой для большинства вузов формы организации учебного процесса).


Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 172-179.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, главное предназначение которой – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Автор выделяет такие методы кейс-технологий, как метод ситуационного анализа, метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии. В статье дана краткая характеристика каждого метода, показана возможность использования кейс-технологий в школьной практике.

Итоги работы с учебной ситуацией можно представить как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповой и индивидуальной. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует чувство ответственности, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

При оценке публичной презентации преподаватель обращает внимание:



  • на выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.);

  • круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;

  • владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий;

  • демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

  • предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;

  • предложение определенного плана действий или плана воплощения решения; определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

  • заметное участие в обработке количественных данных, расчетах;

  • подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, сделанный учеником при непубличной (письменной) презентации можно считать удовлетворительным, если:

  • было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

  • проведено максимально возможное количество расчетов;

  • были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

  • были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

  • составленные документы по смысл и содержанию соответствуют требованиям;

  • приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методам.

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

  • выдача домашнего задания учащимся;

  • определение сроков выполнения задания;

  • ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса;

  • определение технологической модели занятия;

  • проведение консультаций;

  • работа над ситуацией в классе;

  • вступительное слово учителя; постановка основных вопросов, при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой);

  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

  • презентация решений в малых группах;

  • организация общей дискуссии;

  • обобщающее выступление учителя, его анализ и оценивание.

Составитель: А.П. Чалова, к.ф.н., специалист ОСиМСОП, М.А. Плюснина, специалист ОСиМСОП.







Каталог: media -> uploads -> 2014
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 03. 01 «Экономика» Профиль
uploads -> Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
uploads -> Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного
uploads -> Методические рекомендации для подготовки к экзамену. Программа вступительного экзамена адресована абитуриентам, поступающим на обучение по образовательным программам магистратуры направления подготовки 44
2014 -> Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Сургут 2014
2014 -> Программа вступительного испытания
2014 -> Развивающее обучение
2014 -> Личностно-ориентированное обучение
2014 -> Программа вступительных испытаний для абитуриентов направлений подготовки: 37. 06. 01 Психологические науки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница