Технологии отвечающие требованиям фгос



Скачать 42.64 Kb.
Дата02.06.2016
Размер42.64 Kb.
ТипДоклад
Доклад на тему:

«Технологии отвечающие требованиям ФГОС»

Выполнила: учитель МБОУ Пономаревской ООШ

Шивинская Оксана Георгиевна

2015-2016 учебный год

В Законе РФ «Об образовании» сформулированы новые требования к содержанию современного образования и участникам образовательного процесса.

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Жизнь требует, чтобы школьники учились подмечать суть тех или иных явлений, процессов, пытались объяснить их, находить между ними взаимосвязи; не только получали готовые знания, но и учились добывать их самостоятельно, приобретали умения применять знания на практике. В современном быстроменяющемся мире учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития ребенка, научить его правильно строить свою деятельность. Учение – это большой труд, учением вырабатывается трудовой ритм, дисциплина труда. В этом процессе участвуют и учитель, и ученик, а значит, учитель должен научиться сам и научить своего ученика рационально использовать время, выделенное жизнью на поиск научной истины. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Достижение поставленных задач возможно через активное внедрение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения.



ФГОС определяет современные требования к преподаванию математики. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные в ходе ее изучения, и

первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в старших классах школы.

Основная цель обучения математики состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных.

Противоречия между возрастающей потребностью современного общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса обучения на уроках математики в условиях ФГОС.

Противоречия между традиционным уровнем подготовки учителя и острой необходимостью в новых профессиональных качествах преподавания.

Из противоречий вытекает тема: Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.



Проблема: Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способным к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о развитии высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из задач школы – формирование нового мировоззрения. Основная цель работы педагога заключается в использовании инновационных педагогических технологий, которые способствуют повышению качества знаний обучающихся, не наносят ущерба здоровью ребёнка.



Основная цель: Внедрение современных педагогических технологий на уроках математики для формирования достаточно полных, глубоких, прочных знаний по изучаемому предмету и для обеспечения высокого уровня преподавания.

Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:

  • Изучить и внедрить в образовательный процесс СПТ (современные педагогические технологии).

  • Овладеть новым содержанием обучения, современными технологиями и приемами в работе.

  • Выявить возможности и особенности использования средств современных педагогических технологий при изучении математического материала на уроках.

  • Выделить основные формы, методы и виды работ использования современных педагогических средств технологий при изучении математики.

  • Провести эксперимент.

Для повышения качества образования педагоги активно используют образовательные технологии новых стандартов:

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология целеполагания.

Технология модерации.

Технология дифференцированного обучения.

Технология здоровьесберегающая.

Групповая технология

Игровые технологии.

Проектные технологии.

Технология целеполагания. Что такое цель? Это представление в сознании результата, на достижение которого направлена деятельность. Нужно ли ставить цели в педагогике? Вопрос риторический. Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, социализации и развития обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Учитель должен определять цели каждого конкретного мероприятия, соотнеся эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающихся, которые хочет достичь педагог. Для чего учитель определяет цели? Для того чтобы знать ключевые результаты, к которым будут стремиться участники образовательного процесса, по каким направлениям будет выстраиваться образовательный процесс. Как правильно ставить цель? Для этого воспользуемся известным методом SMART-что в переводе с английского означает-умный.S-Specific цель должна быть конкретной (подготовить уч-ся к сдаче ЕГЭ). M-Measurable цель должна быть измеримой (принять участие в 2 семинарах).A-Achievement цель должна быть достижимой, успешной (окончить учебный год на отлично).R-Relevant цель должна быть уместной, нужной (сходить с детьми на новый фильм).T-Time-Limited цель должна быть достигнута в определенное время (к 12 марта 2015 подготовить уч-ся к контрольной работе).

Постановка цели педагогом способствует реализации государственных образовательных стандартов. Цель это мотиватор познавательной активности учащихся и педагогической деятельности учителя. И наконец, цель это индикатор результативности педагога и учащихся.


Технология модерации. Moderate-имеет латинское происхождение и переводится - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология впервые появилась в Германии в 60-70 годах прошлого столетия. Педагоги усовершенствовали данную технологию и сегодня это эффективная технология, отвечающая современным требованиям в образовании.

Модерация- это психологические, социологические и педагогические аспекты, направленные на достижение комфортности каждого участника образовательного процесса, а также, на достижение высоких результатов обучающихся. Модерация это технология управления образовательным процессом, которая позволяет достичь высоких результатов в обучении за счет используемых приемов, методов и форм организации познавательной деятельности, которые направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся. Технология модерации способствует развитию познавательных, исследовательских и коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Принципы модерации- структурированность-все содержание урока делится на четко определенные части, каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. А также систематичность, где отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой. Следующий принцип это прозрачность-деятельность каждого обучающегося видна учителю. Цели применения технологии модерации, поддержание высокой познавательной активности учащихся на протяжении всего урока, где учитель и ученики являются равноправными участниками урока, где от каждого зависит успех обучения и ученик занимает активную позицию в образовательном процессе, перестает быть «сосудом», который нужно заполнить. Технология модерации гармонично сочетается с другими образовательными технологиями, которые отвечают современным требованиям в образовании.

Целями школьного образования помимо приобретения определенного набора знаний и умений, является раскрытие и развитие таланта ребенка.

У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить. Надо не только дать время ему поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Групповая технология

 - это технология обучения, при которой ведущей формой учебно- познавательной деятельности учащихся является групповая.

При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Групповая форма обучения решает три основные задачи: 

1.Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 
2.Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 
3.Социально ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.

Групповая технология на мой взгляд позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.  
Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. 
Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. 


Игровые технологии.

Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями.



Цели игровых технологий (в соответствии с требованиями ФГОС):

1.   В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.

2.  В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.

3.  В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитие мыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.



Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):

1.    В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.

2.    В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.

3.   В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, стараюсь учить детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взят.

Исходя из собственного опыта, могу сказать,что уроки игры лучше проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно –на уроках систематизации и обобщения учебного материала.
Проектная технология.

 Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является « Метод проектов».

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Я считаю, что «Метод проектов» один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. 

 

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:



  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Этапы работы над проектом 

Деятельность учащихся 

Деятельность учителя  

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

 Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

 

Информационно-коммуникационные технологии.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint , видеоролики, электронные приложения к УМК. При обобщении и повторении изученного материала - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов - компьютерные презентации.

 Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств, позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных компетентностей учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.

Я выделила несколько сфер применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания, благо, что кабинет полностью оснащен всей необходимой техникой. За последние годы в кабинете накоплены объемные информационно - образовательные ресурсы (презентации в мультимедийном формате, видеофильмы).

1. Использование готовых программных продуктов:


  • мультимедийный  учебно - методический комплект (УМК) «Уроки Кирилла и Мефодий». Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам.

УМК содержит методически выверенные наборы учебные медиа объектов к урокам по различным предметам обучения:

  • детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/

  • электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/ 

  • международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся».

Работа с электронными изданиями осуществляется в таких формах как:

  • основной источник знаний по теме конкретного программного урока;

  • практическая работа учащихся, основывающаяся на самостоятельном поиске новой информации;

  • самостоятельная работа учащихся на основе конкретных проблемно-поисковых заданий.

Главными целями использования информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе можно выделить следующеи:

  • поддержание и повышение качества образования;

  • повышение интереса к предмету;

  • оптимизация труда учителя.

Использование ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.

Технология дифференцированного обучения.

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию  дифференцированного обучения.



Индивидуальная и дифференцированная работа отвечает следующим условиям: 

  • знание индивидуальных особенностей учащихся;

  • умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;

  • включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;

  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

  • осуществление оперативной обратной связи;

  • соблюдение педагогического такта.

Методы дифференциации направлены на развитие познавательной активности:

- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности);

- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям.

Одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей является память. Для развития памяти рекомендую применяю слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности.

формы работы:


  • организация взаимной проверки заданий;

  • взаимные задания групп;

  • учебный конфликт;

  • обсуждение участниками способов своего действия.

Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Совместная работа не превышает 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности. Во время урока стараюсь поощрять детей, высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Стремлюсь показать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных способов обучения и групповых способов обучения. Включение разноуровневых заданий в контроль способствует: повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности, качественному росту результатов на итоговых контрольных работах по русскому языку и математике. Домашние задания детям предоставляются на выбор, распределенные по уровню сложности. Практика показывает, что использование на уроках элементов дифференцированного обучения, приносит результаты.

Урок математики – это достаточно сложный урок, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам. Чтобы этого избежать, я применяю здоровьесберегающие технологии.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках дифференцированного обучения снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разно уровневые задания способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов проверочных работ, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

Огромное внимание уделяю здоровью детей, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой. Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке. На уроках и во внеурочной работе повышаю двигательную активность, провожу динамические паузы; физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах: стихотворных (ритмичные стихи), музыкальных, с применением таблиц для релаксации мышц глаз и т. д. Релакс – паузы зависят от особенностей урока (какой вид деятельности преобладает на уроке – чтение, письмо, слушание, говорение и т. д.). Соблюдаю гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараюсь на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, афоризмы с комментариями, музыкальные минутки и т.д.

Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.



Выводы.

Использование различных современных образовательных технологий на уроках математики позволяет разнообразить и повысить эффективность учебного процесса, компьютерную грамотность учащихся, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности «информационного общества». Результатом изменений можно считать повышение мотивации и интереса к работе поискового, творческого характера, обогащение индивидуального исследовательского опыта и активное участие в конкурсах и олимпиадах.

Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволяют, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дают новые возможности для развития творческих способностей учащихся: 



  • повысить мотивацию учащихся к обучению;

  • активизировать познавательную активность; 

  • развивать мышление и творческие способности учащихся; 

  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; 

  • развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; 

  • повысить качество наглядности в учебном процессе.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница