Техники формирования креативности Для развития креативности человека используются разные методики, тренинги, занятия.
Приведем пример
10 самых популярных
методик для развития креативных идей:
1. Мозговой штурм. Автор - А.
Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже.
Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
2. Шесть шляп. Автор - Э. де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с
помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в
синей подводятся итоги.
3. Ментальные карты. Автор - Т. Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты
способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
4. Синектика. Автор - У. Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его
аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
5.
Метод фокальных объектов. Автор - Ч. Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год».
Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в
порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6. Морфологический анализ. Автор - Ф. Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с
запахом парфюма.
7. Непрямые стратегии. Авторы - Б.Эно и П.Шмидт. Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости»,
«укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8. Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в
голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.
9. Расшифровка. Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В
голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
10. Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.
Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о
существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.
Упражнение: «Что, если бы...»
Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На
обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.
· Что если бы люди вели ночной образ жизни?
· Что если бы свиньи могли летать?
· Что если бы мы все могли читать чужие мысли?
Для развития креативности человека предлагается программа, которая рассчитана на пять дней (Приложение 4). Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышления и воображения.
Цель программы: