Театрализованные игры в доу. Значение, своеобразие, структура, методика руководства в разных возрастных группах. Театрализованные игры



Скачать 247.5 Kb.
страница1/4
Дата22.02.2016
Размер247.5 Kb.
  1   2   3   4
Театрализованные игры в ДОУ. Значение, своеобразие, структура, методика руководства в разных возрастных группах.
Театрализованные игры – это разновидность с-р-и, это игры, близкие к театру; развиваются по заранее подготовленному сценарию (сказке, стихотворению…).

Виды театрализованных игр:

1-режиссерские

1.1.настольные театрализованные (настольный театр игрушек, настольный театр кукол);

1.2.стендовые театрализованные (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр)

2-игры – драматизации (игры-драматизации с пальчиками; игры-драматизации с куклами бибабо; игры импровизации)

Театрализованные игры как разновидность С-Р-И сохраняют их типичные признаки: -содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.



Отличие от С-Р-И: театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он снижает творческое решение ее воспитателем и детьми.

Влияние театрализованных игр на развитие личности ребенка:

Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяют использовать их как сильное ненавязчивое средство (т.к. малыш во время игры чувствует себя свободно, раскованно).

Тематика и содержание театрализованных игр имеет нравственную направленность (воспитывают дружбу, отзывчивость, доброту, смелость, честность…). Любимые герои – образцы для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нр/поведения, умение поступать в соответствии с нр/№№. Одобрение взрослым достойных поступков и ощущение удовлетворения – стимул к дальнейшему контролю за своим поведением.

Театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы д/с: от ознакомления с общ. явлениями, формирования элементарных математических представлений до физ/совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театр/игр дают возможность использовать их в целях ВВЛ.

С умственным развитием связано совершенствование речи (активизируется и пополняется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй). Умело проставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Худ/выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатления детей.

Во время самостоятельных театрализованных игр дети, подражая игр/образам, общаются друг с другом, обращаются др. к др. вежливо, ласково, помогают др.др., проявляют настойчивость, терпение. Нужно приучать их так вести себя и др. с др. и в реальной действительности.

Эстетическое влияние театрализованной игры оказывает оформление спектакля: развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного, восхищение прекрасным, отвращение к негативному, вызывает нравственно-эстетические переживания, которые создают настроение, эмоц/подъем, повышают жизненный тонус.



Основные требования организации театрализованных игр:

-содержательность и разнообразие тематики;

-постоянное, ежедневное включение театр/игр во все формы организации пед/процесса (необходимы как и с-р-и);

-максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

-сотрудничество детей др. с др. и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Обучение театрализованным играм

1 этап. Первичное знакомство с произведением (например, чтение сказки). Цель: Дать знания детям о том, что такое сказка. Воспитывать интерес к ней, желание самостоятельно ее пересказывать. Воспитывать интерес к книге.

2 этап. Распределение ролей между детьми. Цель: Развивать творческие способности детей.

Дидактическая игра. Цель: Развивать воображение.

Психогимнастика: например, этюд на выражение Колобка

Реставрация шапочек - масок для игр - драматизаций. Цель: Учить выполнять простейшие задания, поручения, способствовать развитию эстетического вкуса, учить планировать свою деятельность. Воспитывать интерес к ручному труду.

Условия организации театрализованной игры (требования организации):

1. содержательность и доступность и разнообразие тематики

2. постоянное ежедневное включение ТИ во все формы ПП.

3. максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения ТИ.

4. сотрудничество детей др. с др. и со взрослым на всех этапах организации ТИ.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов определяются программой для каждой возрастной группы. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария. Знакомство с текстом лучше сопровождать картинками, куклами, теневым театром и т.д., привлекая детей к повторению отдельных эпизодов, не требуя буквального воспроизведения. Чтение произведений сопровождается различными средствами выразительности, Поощрять собственные находки детей в выражении образа.

Картотека театрализованных игр по возрастам.

Вторая младшая и Средняя группы.
«Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так —валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!



Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

«Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,



Зовут его ...(называет имя ребенка).

«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.



«ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.



I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.



II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.



III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.



V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.



«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

«КОРОЛЬ (вариант народной игры)»

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

РаботникиА ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).


«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.



Ход игры.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
«БАБУШКА МАЛАНЬЯ»

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)

С такими глазами,

С такими ушами,-

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)-

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

Делали вот так...(Повторяют за ведущим любой жест.)
Старшая и подготовительная группы.
Театрализованные игры.


  1. Игра: «Веселый Старичок- Лесовичок»

Цель:

  • учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок- Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок- Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

! Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

fго-го-го да буль-буль-буль.'

Воспитатель:

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

го-гo-гo да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д. Хармс) Игра проводится несколько раз.


  1. Игра на имитацию движений




  • Кто во что одет?

  • Веселые обезьянки

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети,обезьянки и тд.?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)



  • Как ходит Старичок- Лесовичок?

  • — Как ходит принцесса?

  • — Как катится колобок?

  • — Как серый волк по лесу рыщет?

  • - Как заяц, прижав уши, убегает от него?




  1. «Немой диалог» на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы жде­те ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)




  1. «Загадки без слов»

Цель:

  • развивать выразительность мимики и жестов.

Вышивание

Внимательные матрешки

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассма­тривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время распо­лагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: вышивание,ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую со­баку, мышь и т. д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вто­рая подгруппа, а отгадывает — первая.




  1. «Поиграем. угадаем.» (А. Босева)

Цель:

  • развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, вы­соко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает Как... (Кошка.)

(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвига­ются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)

Верно, верно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)

(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)


  1. Игра «Зеркало»

Цель:

  • развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделыва­ют члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.


7. Игра «Телефон»

Цель:

  • развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины


  1. Игра: » Пантомима»

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Самолеты и бабочки

Первая потеря

Осенние листья

Бабочки

Считалочка



Муравьи

Огонь и лед

Мокрые котята

Штанга


Кактус и ива

  1. Конкурс лентяев Пальма

Цель:

  • Развивать умение пользоваться жестами.

  • Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

  • Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

  • Уметь произвольно реагировать на звуковой сигнал.

  1. Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель:

  • развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.


Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.


Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разлива­ют суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают во­ду, вытирают руки.


  1. Игра-пантомима«Сугроб»

Цель:

  • развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солныш­ко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И мед­ленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и сла­бенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увле­кая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озе­ро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?


  1. Игра-пантомима«Медвежата»

Цель:

  • развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбирать­ся из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лу­чи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколь­ко здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!


  1. Игра « Подбери рифму»

Цель:

  • развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...






  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница