Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида



Скачать 40.54 Kb.
Дата22.02.2016
Размер40.54 Kb.
Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

ШИТОВА И.П. – воспитатель Моряковской С(К)ШИ



из опыта работы
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Через игру ребенок получает сведения об окружающей жизни, усваивает правила человеческих отношений, в игре развиваются его мышление и творческие способности, формируется воля.

Начав работать с детьми младшего школьного возраста, мы заинтересовались игрой как средством воспитания. Ввели в структуру занятий разные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что все эти игры требуют от детей артистизма, умения перевоплощаться, раскрепощаться и общаться друг с другом, преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Здесь на помощь могут прийти театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям огромные возможности в развитии творческих способностей, формировании коммуникативных навыков, приобретении социально-нравственного опыта.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:



  • Развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

  • Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога)

  • Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру

  • Нравственным воспитанием

  • Формированием эстетического вкуса;

  • Художественным образованием и воспитанием детей;

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика не ограничена.

В течение четырех лет, мы широко используем разные виды театрализованных игр как средство коррекции недостатков у наших детей.

Настольный театр картинок. Все картинки- персонажи и декорации – двусторонние. Так как возможны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, они обязательно должны быть устойчивыми. Данный вид театра доступен детям 1 класса. Он дает возможность развивать у детей речь, терпение, координацию движений

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из любого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе. Данный вид театра возможно использовать в работе с детьми 3 -5 класса, т. к. изготовление игрушки требует более серьезной работы (сшить, слепить, сконструировать и т.д.)

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок одевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу спектакля ребенок действует одним или всеми пальцами. Проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Данный вид позволяет развивать мелкую моторику, усидчивость, координацию движений.

Импровизация. Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и самая интересная игра

Работая с детьми младших классов, я включала в занятия элементы театрализации:



  • Импровизация детских стихов («Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет…» и т.д.)

  • Инсценирование потешек, сказок «Репка», «Колобок», сказок Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».

  • Игры-задания «Покажи отгадку», «Живые картинки»

Так, например, с учащимися первого класса был показан спектакль «Теремок», с использованием пальчиковых кукол. Для того, чтобы поставить спектакль, необходимо провести цикл занятий разнообразных по видам деятельности, но логически взаимосвязанных по содержанию



  1. Знакомство со сказкой «Теремок».

  2. Прослушивание грамзаписи сказки «Теремок».

  3. Рисование. Рисуем сказку.

  4. Лепка. «Дай только срок, мы построим теремок».

  5. Конструирование. «Стоит в поле теремок».

  6. Викторина. «Кто, кто в теремочке живет?»

  7. Ручной труд. Изготовление кукол-напальчников.

  8. Игра «Чей силуэт?»

  9. Аппликация. Изготовление настольной игры «Теремок»

  10. Конструирование из бумаги. Лес - деревья, елки.

  11. Пальчиковый театр. Драматизация сказки «Теремок»

Такая системная работа позволяет использовать разные виды детской творческой деятельности, направленные на определенный конечный результат (совпадение желаний детей - спектакль и взрослого – развитие высших психических функций у детей). Организуется поле взаимодействия – каждый достигает своей цели.



Таким образом, театральная деятельность – это реальная возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу. Чтобы ребенок не стал неудачником, ему необходим успех, радость от сознания достигнутого. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки. Театрализованные игры позволяют формировать представления об окружающем мире, что является необходимым условием для развития мышления. Все это усиливает эффект коррекции недостатков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Список литературы

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - Просвещение, 1987.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников – М. Просвещение, 1991

3.Баряева Л.,Вечканова И.,Загребаева Е, Зарин А. Театрализованные игры-занятия с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Изд-во «Союз»,2001.- (Коррекционная педагогика)

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1997

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, - М.: Просвещение, 1986



6. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях – Томск, 2003
Каталог: files -> Portfolio
Portfolio -> Феномен самовыражения в психологических и педагогических исследованиях елизавета Александровна Омельченко
Portfolio -> Тема опыта: «Интеграция литературы с другими видами искусства на уроках и во внеурочное время»
Portfolio -> Е. А. Омельченко // Совершенствование педагогического процесса в современных доу, школах, ссузах, вузах: материалы II международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 14 октября 2012 г). Новосибирск: агенство
Portfolio -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
Portfolio -> Е. А. Омельченко // Образование нового века: проблемы, актуальные исследования, перспективы развития: материалы Международной научно-практической заочной конференции (Москва, 16 июня 2012 г.). М.: Логос, 2012. С
Portfolio -> Историко-правовой анализ преступлений против мира и безопасности человечества
Portfolio -> Личный профессиональный рост
Portfolio -> Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы VI международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 5 декабря 2012 г). Новосибирск: агенство «сибпринт», 2
Portfolio -> 1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница