Татьяна Николаевна Прокофьева Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений



страница1/7
Дата21.04.2016
Размер1,22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Татьяна Николаевна Прокофьева

Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений

Часть I.


Оглавление


Предисловие.


Эта книга — первая часть учебного пособия по совсем молодой, пока мало кому известной науке соционике. Науке о структуре человеческой психики, ее влиянии на обмен информацией между людьми. Соционика открывает новые, еще не разработанные подходы к изучению человеческих взаимоотношений во всем их многообразии.

Соционика базируется на трех науках: психологии как науке о психике человека, социологии как науке об отношениях в обществе, и информатике как науке об обмене информацией. В изучение и развитие соционики включились специалисты, пришедшие в нее из разных профессий: математики, физики, специалисты по информатике, филологи, психологи, социологи, педагоги, врачи — всех не перечислить, каждый вносит свой вклад в развитие этой новой науки. Необходимость применения в соционике законов передачи и обработки информации объясняет, почему здесь так много выходцев из технических наук.

В последние годы соционика находит широкое практическое применение, накоплен обширный опыт наблюдений, на научных конференциях и на страницах журналов освещаются результаты исследований, разработаны методики диагностики и консультирования. Все больше психологов, педагогов, управленцев интересуются этой новой наукой, видят эффективность ее при решении практических проблем.

Однако теоретические основы соционики еще недостаточно полно освещены в литературе, доступной широкому кругу читателей. Да и самой такой литературы слишком мало. Книги основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте пока остаются доступными лишь специалистам. Практически мгновенно разошлись книги В. В. Гуленко, Р. К. Седых, Е. С. Филатовой и других авторов. Давно назрела необходимость в написании учебника по соционике, где были бы изложены ее теоретические основы, дано научное обоснование, соблюдена историческая последовательность и сохранена преемственность идей от 3. Фрейда и К. Г. Юнга до новейших разработок. При написании учебника было принято решение как можно шире цитировать классику соционики, чтобы познакомить читателей с первоисточниками и заинтересовать тех, кто еще не знаком с ними.

В процессе развития и становления соционики сформировалось несколько научных школ и множество клубов любителей соционики. Мы постарались здесь привести точки зрения на соционику представителей разных школ, выделить то общее, что их объединяет. Попутно хочется выразить уверенность в том, что для соционики прошла уже стадия любительства, наступает время ее профессионального применения.

Автор выражает искреннюю благодарность Елене Андреевне Удаловой за существенный вклад в работу над этой книгой. Наши обсуждения и анализ результатов совместной работы, как с фирмами, так и с отдельными заказчиками, позволили сформулировать многие утверждения в том виде, в котором они вошли в эту книгу. Наблюдая и разбирая разные, порой неординарные случаи из нашей практики, мы постигали, как работает соционика в жизни, а не только в теории. Мы совместно составили основные таблицы, вошедшие в эту книгу и представляющие информацию в сжатой и наглядной форме.

Автор благодарит Виктора Прокофьева за его критические замечания, помощь и поддержку, что помогло привести изложение мыслей в доступную и читаемую форму. Огромная благодарность Лине Ивановне Бондаревой за ее скрупулезную редакционную работу.

Введение в соционику.


В начале было Слово...

Евангелие от Иоанна 1-1

И сейчас, как в Начале Начал, Слово, то есть информация, неразрывно связывает нас со всеми явлениями жизни; На пороге XXI века информация ценится настолько дорого, что ее добывают с большим трудом, платят за нее огромные деньги. Мы уже привыкли обрабатывать информацию в компьютерах, передавать ее по сетям, жить не можем без радио, телевидения, видео. Еще Нострадамус предсказывал, что в наше время люди будут опутаны веревками и канатами, по которым станут обмениваться информацией между собой. Да, мы живем как бы в паутине из проводов, по которым практически постоянно получаем и передаем информацию, но роскошь человеческого общения (по А. де Сент-Экзюпери) так и остается для нас роскошью — высоко ценимой и часто труднодоступной.

Жизненный опыт убеждает нас, что очень редко можно рассчитывать на глубокое понимание со стороны других людей, когда мы хотим поделиться с ними своими мыслями, идеями, переживаниями. Часто и нам бывает трудно понять другого человека. Есть люди, общение с которыми приятно и, несмотря на отсутствие полного взаимопонимания, доставляет удовольствие. С другими же общение тяжело, непонимание раздражает, поток информации, идущий от них, напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам безразличны, общение не задевает и не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.

Разобравшись в информационных потоках, идущих от разных людей к нам и от нас к людям, узнав, с кем мы можем посоветоваться в трудную минуту, с кем нам будет приятно отдыхать, а с кем — эффективно работать, мы можем сделать общение более плодотворным, нашу жизнь более емкой и осознанной. Научившись принимать конкретного человека с его достоинствами и недостатками, не завидуя и не раздражаясь, мы сумеем избежать ненужных расстройств и пустых ожиданий.

Изучением способов обмена информацией между людьми занимается соционика — молодая наука, возникшая в 70-х годах нашего века на стыке психологии, социологии и информатики.

Соционика опирается на психоанализ 3. Фрейда и на аналитическую психологию К.Г. Юнга. Еще в начале нашего века Фрейд сумел поселить в умах идею, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что у психики есть структура, до Фрейда психика человека ассоциировалась только с сознанием. Он показал ее различные уровни: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id) [1]. Юнг же заметил, что между людьми существует устойчивая разница в восприятии действительности, структура психики проявляется не одинаково у всех людей, а отражает особенности, связанные с психологическим типом личности. Изучая эти особенности, Юнг построил типологию и описал восемь психологических типов [2].

Долгое время разделение человечества на типы приводило к возражениям, основанным на том, что психика человека настолько многообразна и неповторима, что недопустимо ее классифицировать и «раскладывать по полочкам». Только в середине двадцатого века, когда информация стала самостоятельным объектом научного интереса, появилась возможность говорить о функционировании психики человека в режиме обработки информации. Действие системы обработки информации на самом-то деле и наблюдал Юнг. Ее описание, а не описание всей человеческой психики во всех ее нюансах и составляет суть юнговской типологии.

Впоследствии литовский ученый Аушра Аугустинавичюте сумела соединить типологию Юнга с информатикой. Она разработала систему знаков и моделей, которая составила аналитический аппарат для описания информационной структуры человеческой психики [3,4]. Этот аппарат позволил ей открыть явление информационных взаимодействий между типами людей, названных интертипными отношениями [5], описать информационную структуру общества [б]. Так родилась наука, которую Аушра Аугустинавичюте назвала соционикой. Соционический анализ передачи информации между людьми дает возможность увидеть, как различное восприятие одних и тех же явлений влияет на психологический комфорт, на самооценку людей, порождает или снимает комплексы. В связи с этим соционику еще можно назвать информационным психоанализом, как предложил московский соционик Р.К. Седых [7].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница