«Табличное сложение и вычитание с переходом через разряд»



Скачать 29.03 Kb.
Дата27.04.2016
Размер29.03 Kb.
Формирование вычислительного навыка у первоклассников по теме «Табличное сложение и вычитание с переходом через разряд»

Вдовина Екатерина Валерьевна, преподаватель ГБПОУ «Чайковский индустриальный колледж»

С введением новых образовательных стандартов изменилась парадигма образования, которое сейчас строится на деятельностной основе, и основной задачей учителя становится формирование у детей универсальных учебных действий, помогающих обучающимся самим открывать новые знания. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Успешное обучение в современной начальной школе невозможно без формирования у младших школьников универсальных учебных действий, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, то есть не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

При изучении темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд» у детей формируются следующие УУД:

регулятивные – дети выполняют вычисления в пределах 20 без наглядных опор, обозначают числа второго десятка двумя цифрами и т.п.;

коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий; формируют навык слушать и слышать партнёра;

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

личностные – дети учатся формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему урока с помощью учителя.

При изучении темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд», ФГОС НОО предусматривает следующие предметные результаты:

обучающиеся должны знать

- приемы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд;

- изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел;

- состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18;

- взаимосвязь “части-целое”.

обучающиеся должны уметь

-складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд;

- складывать и вычитать двузначные числа;

- воспроизводить по памяти состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Для этого на уроках должны осуществляться во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход.

Формирование у школьников начальных классов вычислительных навыков – одна из главных задач начального обучения математике. Действующая программа по математике предусматривает «формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приёмов вычислений».

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, обобщённостью, автоматизмом и прочностью.

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, то есть правильно выбирает операции, составляющие приём.

Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операций. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что ученик всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыком объяснение должно постепенно свёртываться.

Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём, т.е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приёмы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный. Рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.

Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщённость так же, как и рациональность, связана с осознанностью вычислительного навыка.

Автоматизм – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям: сложение и вычитание в пределах 10; сложение и вычитание в пределах 20; табличное умножение и деление.

Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Значение успешного изучения темы сложения и вычитания с переходом через десяток и формирования устойчивого вычислительного навыка по этой теме сложно переоценить. Являясь достаточно сложной для понимания детьми, она является основой для изучения дальнейших тем в курсе математики начального общего образования, таких как сложение и вычитание в пределах сотни, тысячи. Трудность изучения темы заключается в том, что в процессе изучения вычислительных приемов таблицы на сложение и вычитание с переходом через разряд, составленные на уроках, подлежат заучиванию детьми. Для многих детей это является сложностью в силу разных причин:

- индивидуальные особенности ребенка (слабая механическая долговременная память);

- отсутствие прилежания при самостоятельной работе ребенка;

- отсутствие контроля со стороны родителей.

На базе 1-Б класса МАОУ СОШ № 3 г. Чайковский нами было проведено исследование сформированности вычислительного навыка по теме «Табличное сложение и вычитание с переходом через разряд». Выборка детей составила 20 человек. Детям было предложено решить 14 примеров на сложение и вычитание с переходом через разряд. Дети самостоятельно выполняли работу и проверяли правильность решенных примеров. При этом фиксировались следующие параметры:












способ вычислений




правильность вычислений

-  ребенок рассуждает вслух, что надо сделать, чтоб решить каждый конкретный пример,

-  для того, чтобы найти значение выражения, ребенок проговаривает про себя способ действия,

-  проговаривания не требуется, ребенок сразу называет правильный ответ.





-  допущено больше 2 ошибок,

-  допущено 1-2 ошибки,

-  ошибок нет


Исходя из полученных данных, можно было судить о сформированности вычислительного навыка по теме сложение и вычитание с переходом через разряд.

-  ребенок производит вычисления без проговаривания;

-  ошибок нет






Навык сформирован

-  ребенок производит вычисления без проговаривания;

-  при вычислении допущено не более двух ошибок







Навык сформирован частично



-  ребенок использует внутреннее проговаривание;

-  выполняет действия без ошибок, либо допускает 1-2 ошибки







-  необходимо внешнее проговаривание





Навык не сформирован

-  при внутреннем проговаривании ребенок допускает более двух ошибок





При проведении исследования было выявлено, что вычислительный навык сформирован в достаточной мере у четырех детей, что составляет 20%, навык находится на стадии формирования у семи детей класса (35%), у девяти детей из класса (45%) вычислительный навык по теме «табличное сложение и вычитание с переходом через разряд» на момент исследования не был сформирован.

При проведении исследования анализировался еще и такой параметр, как скорость вычисления.

Низкая скорость вычислений – ребенок потратил на правильное выполнение задания более пяти минут;

Средняя скорость вычисления – ребенок правильно решил все примеры, затратив от двух до пяти минут;

Высокая скорость – ребенок решил примеры за 1-2 минуты.

Высокой скоростью вычислений в классе обладают четыре ребенка (20%), средней – одиннадцать детей (55%), и у пяти детей (25%) скорость вычисления низкая, что не только затрудняет работу самого ребенка во время урока, но и делает фронтальную или групповую работу в классе менее эффективной.



Результаты проведенного исследования доказывают важность и необходимость более глубокой и целенаправленной работы над формированием вычислительного навыка у первоклассников.
Каталог: files -> publications
publications -> Некоторые аспекты изучения нравственно-ценностной мотивации поведения студенческой молодежи
publications -> «Способы повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка для развития их познавательных, интеллектуальных и творческих способностей»
publications -> Успешность самостоятельной жизни выпускника -показатель системы работы педагогического коллектива
publications -> Применение современных технологий и методик на уроках английского языка
publications -> Туризм как фактор развития отсталых и депрессивных территорий в мировой практике
publications -> Консультация
publications -> Использованние коммуникатиного подхода в обучении французскому языку
publications -> Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины
publications -> Метод вызванных потенциалов мозга в экспериментальной психолингвистике
publications -> Подготовка к егэ по истории (из опыта работы) егэ по истории


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница