Т. Ж. Базаржапова информационная компетентность педагога



Скачать 64,06 Kb.
Дата27.05.2016
Размер64,06 Kb.
Т.Ж.Базаржапова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
В условиях модернизации образования, когда в качестве основной задачи выдвигается обеспечение устойчивости его развития, одним из главных ресурсов такого развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.

Термин компетентный в словаре С.И.Ожегова определяется как «знающий, осведомленный в какой-то области специалист» [Словарь русского языка/ Сост. С.И.Ожегов. – М., 1953. – с 232].

Обращение к проблеме компетентностного подхода требует развести понятия: «компетентность», «компетенция».


Э.Ф. Зеер, различая понятия «компетентность» и «компетенция», считает, что знания, умения и опыт определяет компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.

Е.И.Огарев под компетентностью понимает оценочную категорию, которая характеризует человека как субъекта деятельности, способного планировать и осуществлять эффективные действия, направленные на достижение поставленной цели. В структуре компетентности он выделяет пять компонентов: глубокое понимание существа решаемых задач и проблем; знания и опыт, накопленные в области деятельности; овладение передовыми достижениями; умение выбирать адекватные условиям средства и способы деятельности; чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе достижения цели.

Определяя профессиональную компетентность педагога как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, попытаемся раскрыть требования к профессиональной компетентности учителя, порождаемые предполагаемым широким применением информационных и коммуникационных технологий в сфере образования.

Информационная компетентность педагога является частью профессиональной компетентности педагога, необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.



В работе Н. Насыровой исходными положениями процесса развития информационной компетентности считаются:

  • мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

  • совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

  • знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

  • опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

  • опыт отношений «человек-компьютер».

Информационная компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний подразумевает следующие умения:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ:

  • владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;

  • владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т.п.);

  • владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;

  • владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;

  • представление информации средствами презентационных технологий;

  • использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ:

  • анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;

  • оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей;

  • оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ:

  • прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей;

  • прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;

  • предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.

ПРОЕКТИВНЫЕ УМЕНИЯ:

  • навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи);

  • формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ:

  • обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;

  • навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;

  • психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;

  • повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характерара основе средств ИКТ и др.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ:

  • владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах; 

  • оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;

  • выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы;

  • использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.

ОРИЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ:

  • готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);

  • владение способами транслирования школьникам культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет;

  • готовность к организации культурной деятельности субъектов образования на базе средств ИКТ творческого (не транслирующего!) характера, нацеленную на создание новых образцов культурного наследия общества; деятельности, нацеленной на самоутверждение личности;

  • готовность к культурному развитию и социальной адаптации учащихся в современном информационном обществе и др.

Таким образом, овладение информационной компетентностью позволит педагогу любой предметной области получить возможность:

а) доступа к большому объему учебной и научной информации;

б) осуществления компьютеризации процесса обучения;

в) систематизации и обобщения различного вида информации;

г) создания новой информации и использования ее в своей профессиональной деятельности;

д) разработки новых учебных программ или обновления;



е) оперативного общения с коллегами из других ОУ.
Список использованных источников и литературы:


  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.– 1998. - №1. – С. 72-75.

  2. Зеер Э.Ф. Профессиография инженера педагога/ Э.Ф.Зеер, Н.С.Глуханюк. – Свердловск, 1989.

  3. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: Сб. научн. ст. аспирантов/ Под ред. А.П.Тряпицыной и др. –СПб.: НИИХ СпбГУ, 2003 – Вып. 1.

  4. Насырова Н. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов//Материалы конференции «информационные технологии в гуманитарных науках». – http://www.kcn/ru/tat_-ru/universitet/gum_konf/ot1.htm ( май 2000)

  5. Оробинский А.М. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза. Дисс. к-та пед.наук.

  6. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

Каталог: library -> sbornik 07
library -> Ролевая игра в бизнес-курсе английского языка
library -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
library -> Музейная педагогика
library -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
library -> Монолог… или диалог? (Закономерности развития и формирование побуждений детей в семье)
library -> Библиографический обзор Махачкала, 2013 Человек – творец, созидатель культуры
library -> Стандарты и управление проектами
sbornik 07 -> М. Р. Шиверских проблемы формирования представителей креативного класса в условиях новой экономики, основанной на знаниях данная статья
sbornik 07 -> В. Ф. Донской, Л. И. Шадаева


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница