Т. А. Конакова теория и технологии развития детскогой изобразительной деятельности



страница1/4
Дата21.04.2016
Размер325 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина»
Т.А. КОНАКОВА


ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГОЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Нижний Новгород

2014

Печатается по решению редакционно-издательского совета



Нижегородского государственного педагогического университета
УДК 373 (07)


Конакова Т.А.

Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности: Учебно-методическое пособие к изучению курса. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2014.


Данное пособие разработано с учетом требований государственного образовательного стандарта (20) по дисциплине «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности». Включает содержание лекционных и семинарских занятий по темам учебного курса, рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, систему дифференцированных заданий, вопросы для повторения к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Издание адресовано студентам заочного и дневного отделений психолого-педагогического факультета.


Рецензент:Т.Г. Ханова, канд. пед. наук, доцент
Отв. редактор: Н.Г. Комратова, канд. пед. наук, доцент

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записк …………………………………………………………………………….4

Содержание разделов и тем курса …………………………………………………..……………6

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЬНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности

как научная отрасль знаний и учебная дисциплина



Тема 2. Приобщение дошкольников к изобразительному искусству

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА



Тема 3. Характеристика детского рисунка

Тема 4. Этапы развития детского изобразительного творчества

Тема 5. Проблема развития детского изобразительного творчества

Тема 6. Проблема взаимосвязи обучения и развития творчества в

изобразительной

деятельности детей

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тема 7. Цели и задачи образовательной области «Художественное творчество»

Тема 8. Методы развития детского изобразительного творчества

Тема 9. Формы организации изобразительной деятельности детей

Тема 10. Современные программы развития художественного творчества детей

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Тема 11. Виды детского художественного творчества, их интеграция и

взаимодействие



Тема 12. Особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста

Тема 13. Методические подходы и технологии развития художественного

творчества детей дошкольного возраста



Тема 14. Методическое руководство работой по художественному творчеству в

дошкольном образовательном учреждении …………………………………………… 12



Планы семинарских занятий ……………………………………………………………13

Приложения ………………………………………………………………………………..32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важная роль в реализации проблемы подготовки специалистов ДОУ отводится высшему педагогическому образованию, так как от качества профессиональной подготовленности педагогов во многом зависит конкурентоспособность дошкольных учреждений, их рост и развитие. Приоритетные задачи вуза направлены на повышение профессионально-творческого потенциала будущих работников ДОУ, способных сохранить лучшие традиции отечественного дошкольного образования и воплотить в практику инновационные изменения, которые в первую очередь нацелены на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Изобразительное искусство является универсальным средством воспитания детей. В процессе художественного образования ребенок приобретает эмоционально-ценностный, духовно-нравственный, интеллектуально-художественный опыт, который становится базой для развития самобытной личности, способной постичь все многообразие окружающего мира и утвердить собственный взгляд на происходящие события.

Курс «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» дает возможности студентам изучить теорию изобразительного творчества детей дошкольного возраста и методику его развития. Позволяет овладеть умениями и навыками, необходимыми для осуществления эстетического воспитания дошкольников в разных сферах: в условиях дошкольного образовательного учреждения, в системе дополнительного образования, методических кабинетах, преподавания методики в педагогических колледжах.

Подготовка специалистов проходит в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования 20 года.



Цель курса: формирование теоретических основ понимания изобразительного творчества как формы жизнедеятельности детей. Овладение фундаментальными и прикладными знаниями в области художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи курса:

- развитие профессиональных качеств, необходимых специалисту в области детского изобразительного творчества, с учетом индивидуальных особенностей каждого студента;

- подготовка будущего педагога, владеющего системой научных знаний формирования творческой изобразительной деятельности, понимающего сущность художественного образования, направленного на художественно-эстетическое развитие детей;

- формирование у студентов художественной и профессиональной культуры, понимания специфических особенностей изобразительного языка в искусстве, умения на практике применять инновационные технологии приобщения детей к искусству.



Место курса в системе социально-гуманитарного образования.

Дисциплина «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» является базовой в процессе обучения студентов. Она рассматривается как отрасль педагогической науки, выполняет ведущую роль в профессионально-личностной подготовке специалистов.



Содержание учебного материала, основные формы и методы работы.

Подготовка студентов вуза дошкольного отделения к руководству изобразительной деятельностью детей представляет собой не только совокупность определенных теоретических знаний и практических умений в области детского изобразительного творчества, но и формирование мотивационно-ценностных и личностно-творческих компонентов профессиональной деятельности. Поэтому готовность к данному виду деятельности в программе курса рассматривается с позиций системного, культурологического, личностно-ориентированного и контекстного подходов.

Содержание учебного материала представляет собой синтез гуманитарного знания из различных областей и наук: философии, культурологии, эстетики, психологии, педагогики др.

Преподавание данного курса осуществляется путем чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий, выполнения студентами самостоятельной работы, посещения открытых занятий с детьми в ДОУ.

Педагогическая система включает комплекс методов: информационно-рецептивные, репродуктивные, эвристические, исследовательские, проблемные, творческие, метод проектов, моделирование педагогических ситуаций и др.

Формы, методы и средства учебного процесса строятся на основе контекстного подхода, который предполагает последовательное их использование с учетом уровня личностного и профессионального развития студентов.

Для анализа усвоения знаний студентами по курсу используются контрольные вопросы, проблемные задания, контрольные задания, тесты. Качественная оценка итогов обучения студентов включает критерии, показатели и уровни сформированности готовности студентов к руководству процессом развития детского изобразительного творчества на основе мотивационно-ценностного, личностно-творческого и технологического компонентов профессиональной культуры.

Уровень развития мотивационно-ценностного компонента определяется по следующим критериям: осознание ценностей профессиональной культуры в области развития детского изобразительного творчества; принятие ценностей мировой художественной культуры; стремление к художественно-культурному и профессиональному развитию.

Наличие уровней сформированности у будущих педагогов личностно-творческого компонента выявляется с помощью критериев: самостоятельность в процессе обучения, художественно-творческая активность личности, инициативность в самообразовании.

Технологический компонент обоснован на основании критериев: владение средствами культурного и профессионального образования; умения осуществлять руководство процессом развития детского изобразительного творчества на основе полученных знаний; умения вести исследовательскую деятельность в детском саду.



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЬНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности как научная отрасль знаний и учебная дисциплина

Предмет теории и методики – изучение закономерностей и условий развития детского изобразительного творчества. Основные цели и задачи дисциплины, ее методологические основы и источники. Современные тенденции развития теории и методики. Связь с другими науками.

Проблемы художественно-эстетического развития дошкольников средствами изобразительной деятельности и искусства. Эстетическое воспитание дошкольников. Соотношение эстетической и художественной деятельности. Виды эстетической деятельности. Взаимосвязь видов художественной деятельности детей.

Основные категории науки: эстетическая и художественная культура (образование, воспитание, развитие, обучение, деятельность), изобразительное творчество.

Своеобразие изобразительного творчества детей дошкольного возраста, его субъективный характер.

Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России. Основные направления в развитии методики изобразительной деятельности в первые годы существования общественного дошкольного воспитания в России. Деятельность кабинета примитивного искусства и детского творчества. Взгляды Е.А. Флериной и Н.П. Сакулиной на детское изобразительное творчество, разработка ими основ методики обучения детей изобразительной деятельности в первой половине 20 века.

Развитие основных положений понимания и руководства детским творчеством в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Б.М. Теплова и др. Обучение как основа творческих проявлений детей в изобразительной деятельности в исследованиях В.Б. Косминской, Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской и др.

Современные исследования отечественных педагогов проблемы детского изобразительного творчества. Исследование проблем художественно-эстетического воспитания детей и развития их творчества в изобразительной деятельности и конструировании учеными Нижнего Новгорода. Гуманистические идеи отечественной педагогики в развитии изобразительного творчества дошкольников.

Зарубежные специалисты о детском творчестве. Система развития изобразительного творчества детей в зарубежных странах.

Основные понятия: эстетическое воспитание, художественная деятельность детское изобразительное творчество, объективная и субъективная основа творчества.
Тема 2. Приобщение дошкольников к изобразительному искусству

Проблема духовно-эстетического воспитания подрастающего поколения средствами искусства. Формы общественного сознания и познания действительности. Специфика художественно-образного познания. Эстетическая картина мира в искусстве. Основные функции искусства. Формы общественного сознания и познания действительности. Специфика художественно-образного познания. Теория изобразительного искусства как методологическая основа развития художественного творчества детей.

Виды искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура). Характеристика жанров искусства. Характеристика основных средств образной выразительности в живописи, скульптуре, графике, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Художественный образ в искусстве. Психология художественного образа. Роль вторичных образов в чувственном познании. Рациональные и эмоциональные факторы в создании образа.

Произведения искусства как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Особенности эстетического восприятия дошкольниками произведений искусства. Развитие эстетического отношения к образам искусства. Условия успешной работы в ДОУ по данной проблеме. Исследование теоретических и методических проблем использования искусства в педагогическом процессе ДОУ.

Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Анализ современных программ воспитания детей по разделу темы. Музейная педагогика в ДОУ.



Основные понятия: изобразительное искусство, функции искусства, художественный образ, художественное восприятие, художественно-эстетическая развивающая среда, эстетическое отношение.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Тема 3. Характеристика детского рисунка

Проблема изучения детского рисунка. Изучение детского рисунка в зарубежных исследованиях конца 19-начала 20 века. Анализ исследований детского творчества в России. Первые исследователи детского рисунка начала 20 века: К.М. Лепилов, А.В. Бакушинский и др.

Взгляды современных ученых на природу детского изобразительного творчества. Развитие рисунка как специфического знака. Содержание детского рисунка, его особенности. Художественный образ в детском рисунке.

Проблема развития выразительного образа в детском изобразительном творчестве. Достоинства, грамотность, «слабости» рисунков дошкольников. Средства выразительности детского рисунка, лепки, аппликации.

Развитие образности в рисунках детей младшего, среднего и старшего возрастов. Особенности изображения детьми формы, строения предмета. Передача пропорциональных отношений в предметном и сюжетном рисунке. Цвет в детском рисунке.

Основные понятия: художественный образ, выразительность и грамотность детского рисунка, образность.
Тема 4. Этапы развития детского изобразительного творчества

Развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности. Современные подходы к пониманию сущности продуктивной деятельности детей. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте как отражение мира детства и как способ проживания детства. Психологические основы продуктивной деятельности детей. Проблема периодизации развития изобразительной деятельности детей

Современные подходы к пониманию сущности изобразительной деятельности детей. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте как отражение мира детства и как способ проживания детства. Содержание изобразительной деятельности как показатель представлений детей об окружающей действительности, о развитии их познавательных способностей. Реальный, объективный мир и мир фантазий как отражение многообразия картины мира в изобразительной деятельности. Структура изобразительной деятельности детей. Развитие ребенка как субъекта изобразительной деятельности. Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. Изобразительная деятельность детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Роль педагога в организации изобразительной деятельности детей.

Основные понятия: изобразительная деятельность, выразительность и грамотность детского рисунка, замысел в изобразительной деятельности, образность, художественный образ.

Тема 5. Проблема развития детского изобразительного творчества

Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность». Типы определений творчества. Результат творческой деятельности – создание нового продукта. Уровни развития творческой деятельности. Способы творческих действий.

Своеобразие творческой деятельности ребенка. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, развитие восприятия, воображения, зрительной памяти, образного мышления). Роль эмоционального фактора в творческой деятельности. Этапы творческого процесса.

Содержание и структура художественно-творческих способностей. Способности к творческой деятельности. Способности к изображению и художественному выражению.

Сенсорные основы изобразительной деятельности. Способности к восприятию и обследованию предметов и явлений окружающей действительности. Обучение техническим навыкам и умениям.

Индивидуальные различия детей в восприятии объектов деятельности, в овладении изобразительными навыками и умениями. Учет интересов детей, особенности проявлений познавательного и эмоционального воображения. Индивидуальность детей в создании выразительного образа. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Проблема развития детской художественной одаренности.

Критерии оценки изобразительного творчества дошкольников. Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества. Диагностика изобразительных способностей детей.

Создание условий для благоприятного развития художественно-творческих способностей. Организация детского изобразительного творчества.



Основные понятия: творчество, творческая деятельность, художественно-творческие способности, художественная одаренность, технические навыки и умения, критерии, показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества.
Тема 6. Проблема взаимосвязи обучения и развития творчества в изобразительной деятельности детей

Соотношение обучения и творчества как основной вопрос теории методики художественного воспитания детей.

Проблема взаимосвязи обучения и развития творчества в историческом аспекте. Направленность на поддержку развития творческого потенциала ребенка в работах зарубежных авторов. Взгляды А.В. Бакушинского, Ф.И. Шмита, С.А. Левитина, Н.А. Рыбникова на развитие изобразительной деятельности детей как спонтанного художественного творчества. Идеи свободного воспитания.

Проблема обучения изобразительному творчеству в работах Е.А.Флериной и др. в 30-50 годы. Дискуссия об эффективности используемых методов обучения и развития творчества в 60-е годы. Вклад Н.П. Сакулиной в изучении проблемы взаимосвязи обучения и развития творчества в изобразительной деятельности дошкольников. Разработка системы художественно-творческого развития детей в 70-80 года (Н.А. Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

Современные концепции художественного образования и обучения в отечественной и зарубежной теории и практике.

Художественно-развивающее обучение детей изобразительной деятельности. Необходимость развития у детей активности, инициативности, самостоятельности в продуктивном творчестве. Идеи интегративного подхода и синтеза искусств в художественном образовании детей. Использование ТРИЗ-технологий в развитии детского творчества.



Основные понятия: активность, инициативность, самостоятельность, синтез искусств, синкретизм, интеграция.
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 7. Цели и задачи образовательной области «Художественное творчество»

Принципы развития изобразительной деятельности дошкольников. Определение целей и задач развития изобразительного творчества на основе положений гуманистической педагогики и психологии.

Федеральные государственные требования к определению задач и содержания художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников.

Различные подходы к постановке задач обучения и развития изобразительной деятельности (содержатетьный, деятельностный, личностно-ориентированный). Понятие образовательных (изобразительных и технических), воспитательных и развивающих задач.

Задачи предметного, сюжетного, декоративного рисования (лепки, аппликации). Задачи развития продуктивной деятельности в разных группах детского сада.

Планирование работы по изобразительной деятельности. Виды планирования. Комплексно-тематическое планирование педагогического процесса.



Основные понятия: принципы обучения изобразительной деятельности, календарное, перспективное планирование, комплексно-тематический план.
Тема 8. Методы развития детского изобразительного творчества

Характеристика различных классификаций методов обучения и развития. Информациионно-рецептивные, репродуктивные методы. Исследовательские и эвристические методы проблемного изложения.

Значение наглядных методов обучения и развития изобразительной деятельности. Наблюдение как основной метод развития изобразительной деятельности. Обследование как ведущий метод сенсорного развития. Методика проведения обследования предметов перед рисованием. Место образца в системе работы. Творческие методы и приемы обучения. Игровые приемы развития изобразительного творчества. Использование в работе технологических карт. Приемы сотворческой деятельности.

Гуманизация обучения детей. Традиционные и инновационные методические подходы и технологии развития изобразительного творчества дошкольников.

Личностно-развивающее взаимодействие педагога с детьми в художественном обучении. Творческое руководство изобразительной деятельностью детей как показатель профессиональной культуры педагога.

Основные понятия: методы и приемы обучения, наблюдение, обследование, образец, творческие задания, игровые приемы, педагогическая технология.
Тема 9. Формы организации изобразительной деятельности детей

Основные формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Виды образовательных ситуаций в процессе организации детской художественно-творческой деятельности. Структура образовательной ситуации.

Традиционные и инновационные формы организации продуктивной деятельности детей. Специфика организации детской художественно-творческой деятельности на занятиях. Типы, виды занятий. Одновидовые, тематические, интегрированные, комплексные занятия, циклы-блоки содержательной работы с детьми, включение в них занятий изобразительной деятельностью. Игровые оболочки образовательных ситуаций. Оформление тематических выставок детских работ, специфика их организации. Совместная деятельность по интересам и сотворчество в форме создания общего продукта.

Метод проектов как инновационная форма организации продуктивной деятельности детей. Виды проектов. Методика организации проектной деятельности.

Значение самостоятельной деятельности, место в системе эстетического воспитания дошкольников. Задачи руководства. Роль воспитателя в руководстве самостоятельной художественной деятельности. Специфика руководства самостоятельной деятельностью. Мотивы, побуждающие дошкольников к художественному творчеству. Условия, необходимые для возникновения и развития самостоятельной художественно-творческой деятельностью. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Принципы построения развивающей среды.

Организация студийной и кружковой работы в ДОУ. Художественное воспитание детей в семье. Система дополнительного художественного образования.



Основные понятия: форма организации педагогического процесса, образовательная ситуация, типы, виды занятий, самостоятельная художественная деятельность, студийная и кружковая работа, проектная деятельность.
Тема 10. Современные программы развития художественного творчества детей

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Теоретическое обоснование современных программ изобразительной деятельности, их ценностные ориентации. Принципы построения программ. Сравнительный анализ программных требований по развитию изобразительной деятельности детей в разных возрастных группах. Анализ общеобразовательных программ («Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011), «Успех» (2011), «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2011) и др.).

Обогащенное содержание художественно-эстетического развития детей в современных парциальных программах («Красота. Радость, Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста» (2002), «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и школьного возраста на основе изодеятельности (2002), «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (2006) и др.). Региональные программы, отражение в них национальной культуры.



Основные понятия: комплексные, парциальные, региональные программы.
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ



Тема 11. виды детского художественного творчества, их интеграция и взаимодействие
Занятие 3. проблема развития детского изобразительного творчества
Занятие 6. особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста

Каталог: 2015
2015 -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
2015 -> Департамент образования и молодежной политики
2015 -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
2015 -> Система психологического сопровождения детей группы риска
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница