Сюжетно-ролевая игра, как один из факторов социальной адаптации детей с отклонениями в развитии



Скачать 183.23 Kb.
Дата22.02.2016
Размер183.23 Kb.

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»

Сюжетно-ролевая игра, как один из факторов социальной адаптации детей с отклонениями в развитии










Подготовила

воспитатель высшей категории

Бочкова Ольга Григорьевна











г.Зеленогорск

Красноярский край




Введение


В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. В игре ребенок зреет, как личность, в игре формируются те качества его психики, которые необходимы в учебной деятельности, в быту и труде.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольная память и произвольное внимание. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель сосредоточить внимание, запомнить, припомнить выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра влияет на весь строй личности ребенка, подготавливает такое ее качество, как саморегуляция своих действий с учетом задач коллективной деятельности. Игра обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых норм и правил поведения.

Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру условного из повседневной жизни. Детей нужно учить играть. Развитие игры прослеживается в условиях ее формирования взрослыми – родителями и воспитателями. Взрослые обогащают и направляют детскую игру в нужное русло.



Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме роли сюжетно-ролевой игры в социальной адаптации детей с недостатками в развитии


При подготовке работы по проблеме «Влияние сюжетно – ролевой игры на формирование основных навыков общения детей с особыми образовательными потребностями я использовала специальную психолого-педагогическую литературу.

Понятия: «Игра», «Игровая деятельность», «Общение», «Ролевая игра», «Субъект», «Адаптация», «Воспитание», «Воображение», «Коррекционно-воспитательная работа», «Нравственное развитие».




Игра – один из видов деятельности человека и животных; Детская игра – вид активности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношения между ними и направленный на воссоздание, познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности.

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.

Ролевая игра – основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую- либо роль в соответствии с сюжетом игры.

Адаптация – в широком смысле приспособление человека к условиям существования. Бывает биологическая, психологическая и социальная.

Субъект (По А. Н. Леонтьеву) - это человек, который способен учить и учиться.

Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание – процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического и физического развития детей и их адаптацию в обществе.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и поведения.

Основные подходы к определению значимости ролевой игры на общее развитие ребенка.

Грейс Крайг в книге «Психология развития», используя богатую палитру научных «красок» - данные истории, антропологии, социологии, демографии,возрастной психологии рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Изучая «Детскую психологию» В.С. Мухиной, я сделала вывод, что в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, через игровую деятельность формируется общение детей между собой и со взрослыми.

Работа Менджерицкой «Воспитателю о детской игре» помогла мне разобраться в этапах становления игры и ее влияние на общее развитие ребенка.

В книге В.Н. Боряевой «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития» ценно то, что она раскрыла особенности сюжетно-ролевой игры детей с проблемами интеллектуального развития, собрала богатейший практический материал из своего опыта, что помогло мне разработать свою систему работы.

Постоянно изучая журналы «Дошкольное воспитание», я познакомилась с новыми подходами к организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.


Использование современных педагогических технологий в совместной деятельности педагога и ребенка при обучении ролевой игре

Целью своей педагогической деятельности я считаю: воспитание, обучение, социализация, формирование навыков общения, создание психологического комфорта в группе для детей с особыми образовательными потребностями через игровую деятельность.




Методические задачи:


  • Cоздание развивающей среды в группе для обучения детей сюжетно – ролевой игре, вызывающей постоянный интерес детей к игре.

  • Разработка дидактических материалов для приобретения детьми навыков способствующих социальной ориентации в быту и формирующих навыки общения.


Образовательные задачи:


  1. В совместной деятельности воспитателя и детей формировать умения отражать в играх взаимоотношения между людьми.

  2. Учить детей в совместной деятельности играть вместе, объединяясь небольшими группами, для решения игровой задачи формировать навыки общения.

  3. Формировать у детей умение переносить усвоенные способы игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность через общение друг с другом.

  4. Формировать модели поведения в игровой деятельности, учить переносить их в повседневную жизнь.

  5. Способствовать формированию психических процессов в игровой деятельности (мышление, память, восприятие, воображение, внимание).

  6. Учить детей через общение выражать свои чувства и понимать чувства других людей.



Диагностика

В течение нескольких лет я наблюдала за свободной игровой деятельностью детей. При обследовании предлагала детям различные социальные ситуации для выявления того, как дети общаются друг с другом во время игры, обращаются к взрослому, в какие игры играют, какой выбирают сюжет для игр, какова психологическая обстановка, например: «заболела бабушка», «помоги маме сходить в магазин» и т.д. В привычной для детей обстановке я предоставляла им возможность играть, использую все имеющиеся игрушки.

В результате наблюдения мне удалось отследить, на сколько совершенствуются игровые навыки и навыки общения детей с возрастом и на сколько они соответствуют программным требованиям.

Привожу пример обследования одного из детей группы:


Миша


Показатели









самостоятельно выбирает тему для игр

-

+

+

развивает сюжет на основе знаний

-

-

+

до начала игры может согласовывать тему с детьми

-

+

+

распределяет роли

-

-

+

подготавливает необходимые условия

-

+

+

устанавливает правильные взаимоотношения в коллективе

-

-

+

совместно с другими детьми планирует предстоящую работу

-

-

-


Динамика развития игровой деятельности у детей группы:



Мной была составлена программа индивидуальной работы с каждым ребенком.
Модель взаимодействия с детьми






Организация окружающей среды

Для достижения результата, большое значение при проведении сюжетно – ролевых игр я уделяю организации пространственно – развивающей среды. Организуя развивающую пред­метно-пространственную сре­ду прежде всего я руководствуюсь возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей группы. Прежде всего, я учитываю, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мыш­ления, поэтому делаю особенный акцент на развитие словаря, на усвоение понятий («дружная семья», «умелый строитель»). В старшем дошкольном возрасте про­вожу с детьми словесные игры «Подскажи словечко», «Съедобное - несъедобное», игры-драматизации «Гуси-лебеди», «Зимовье» и т.д. В 6 лет происходит заметное измене­ние памяти. Дети запоминают значительно большие по объему стихи, сказки и др. материал, а так же действия, свя­занные с намерением что-то запомнить впервые проявляются именно в этом воз­расте. Использую повторение как основу запоминания (например, чтобы дети лучше запомнили стихотворение «Я помощник», включаю его в часть занятия по развитию речи по теме «Как я помогал маме и бабушке», во время трудовой деятельности на прогулке, при проведении сюжетно-ролевой игры «Семья»), обучая сравнению предметов, воспри­нимаемых через разные органы чувств (например, при знакомстве с фруктами дети играют в дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Узнай по форме» и затем полученные знания о фруктах применяю во время сюжетно-ролевой игры «Магазин «Овощи, фрукты»»). Совершенствую чувственный опы­т, так как это способствует совершенствованию восприятия, стимулирует развитие мышле­ния и развитие речи. Формирую моти­вацию готовности детей к школе, через проведение занятий по темам «Профессии», «Учебные принадлежности», «Режим дня» и т.д., а затем предлагю поиграть детям в сюжетно-ролевую игру «Школа». У детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели. Это тоже я учитываю при органи­зации предметно-пространственной среды. У детей седьмого года жизни разви­вается эстетическое восприятие действительности, поэтому офор­млению жизненного пространства детей я уделяю особое внимание.

Для реализации этих целей в группе мною созданы развивающие зоны:
Микрозона. Уголок «Играем в театр»

Большая и маленькая ширма. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок «Теремок», «Зайкина избушка», «Лиса, заяц и петух», для «Разноцветных сказок». Кук­лы и игрушки для различных видов театра: плоскостной («Гуси-лебеди»), стержне­вой («Три поросенка»), кукольный («Доктор Айболит»), перчаточный («Теремок»), настольный («Зимовье зверей»).



Уголок «Мы играем»

Кукольная мебель. Игрушечная посуда. Куклы. Коляски для кукол. Комплекты одежды для кукол. Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин». «Доктор», «Моряки», «Зоопарк», «Аптека», «Парикмахерская» и др. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т. п.). Предметы-заместители. Зеркало.


Уголок «Учимся строить»

Крупный строительный конструктор. Средний строительный конструктор. Мелкий строительный конструктор. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль». Игра «Логический домик». Нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные само­клеящейся пленкой, деревянные плашки и чурочки, контейнеры раз­ных размеров с крышками. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки). Транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, спе­циальный транспорт). Простейшие схемы построек и алгоритмы их выполнения, закреп­ляемые на ковролиновом полотне и другие.



Характеристика личностных особенностей детей группы


В подготовительной к школе группы дети должны играть в следующие игры: «Семья», «Больница», «Школа», «Детский сад», «Космонавты», «Строители», «Путешествия», «Почта», «Колхозная ферма», «Театр», «Правила дорожного движения», «Железная дорога», «Полярники», «Библиотека», «Пожарные».

Исходя из наблюдений, я сделала вывод, что чаще всего дети с задержкой психического развития играют в игры «Магазин», «Больница», «Автобус», «Стройка», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Семья», «Повар», «Театр», «Школа», «Детский сад», то есть те игры, где сюжет доступен их пониманию. 10 детей выбирали сюжет этих игр и лишь 2 ребенка играли в игры «Почта», «Библиотека», «Пожарные». Вообще никто не выбрал игру «Космос», «Путешествия», «Колхозная ферма», «Полярники», «Железная дорога», «Правила дорожного движения».

Исходя из этого, я определила причины малой активности детей:


  • недостаточное развитие познавательной деятельности;

  • трудности в переносе действительности в игровую деятельность;

  • неустойчивость внимания, низкий уровень слуховой и зрительной памяти;

  • слабость мотивации и самоконтроля;

  • трудности при ориентировке в пространстве;

  • недостаточная скоординированность движений;

  • нечеткая дифференцированность словаря;

  • нарушения эмоционально – волевой сферы;

  • недостаточность знаний для развертывания сюжетно – ролевых игр.

Кроме того, я отметила, что некоторые дети склонны к тормозным процессам, другим свойственна повышенная возбудимость, что в различной степени влияет на игровую деятельность.

Характеристика личностных особенностей детей группы

(всего – 12 человек).

Личностные

особенности



Количество детей с нарушением

2009

2010

2011.


Работоспособность


12

10

8

Скованность


3

1

-

Быстрая

утомляемость



12

12

10

Повышенная возбудимость

9

8

8

Негативизм


-

1

3

Конфликтность


10

8

7


Этапы обучения игре детей в группе.


Для определения, на каком этапе находится игра детей нашей группы, я использовала общепринятую классификацию, которая состоит из следующих этапов:

  • Ознакомительная игра. По своему содержанию составляет действия манипулирования, осуществляемые операциями обследования.

  • Отобразительная игра. Характеризуется действиями с игрушкой.

  • Сюжетно – отобразительная. В этой игре, как бы незримо, присутствует тот, кто использует предмет по назначению.

  • Сюжетно – ролевая игра. Это умение взять на себя определенную роль.

  • Ролевая игра. На этом этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми человеческих отношений.

По данной классификации 10 детей моей группы перешли к этапу сюжетно – ролевая игра. Лишь 2 ребенка умеют играть в собственно ролевую игру. Психологическое содержание ролевой игры отличается от содержания сюжетно – ролевой тем, что ролевые операции становятся ролевыми действиями, воплощаемыми в различных способах общения детей друг с другом. Эти способы общения моделируют знакомые детям трудовые и общественные отношения людей, в форме не совсем отчетливых представлений. Содержание игровой деятельности на этом этапе развития ролевой игры противоречиво. Теоретически ребенок может взять на себя любую роль, однако, реализовать ее не хватает знаний и опыта. Здесь на помощь приходит взрослый.

После изучения лексической темы «Праздник – День космонавтики», я совместно с логопедом провела интересное, содержательное занятие «Полет на Луну». Занятию предшествовала большая предварительная работа. Дети проявляли неподдельный интерес к занятию, включились в отдельные интересные игровые моменты, доступные их пониманию, но только под моим руководством, сопряжено. Впоследствии дети самостоятельно не пытались провести данную игру. Это говорит о том, что игры, требующие более глубоких знаний, простраивания сложных взаимоотношений, наличия абстрактных понятий (космос, невесомость, космический корабль, иллюминатор и т.д.) недоступны детям с отклонениями в развитии, не побуждают познавательный интерес. У детей лишь расширился кругозор, но желания играть не возникло.

Дети нашей группы проходили медицинский осмотр в медицинском кабинете. На следующий день Настя, войдя в группу, сказала: «Давайте поиграем в больницу». Дети с охотой согласились. Они сами оборудовали больницу, выбрали врача. Этот пример из жизни говорит о том, что дети пытаются отображать в игре знакомые эпизоды, становятся более социально ориентированными, учатся договариваться между собой Продолжая сюжет игры, дети понимают, чтобы вылечить больного нужно идти в аптеку за лекарствами. Возникает необходимость в организации новой игры. В аптеку лучше поехать на автобусе, который можно построить. Обогащается жизненный опыт детей, улучшаются взаимоотношения, формируется умение договариваться между собой. В игре воспроизводятся полученные знания, а с другой стороны во время игры появляется необходимость в приобретении новых знаний.

Мы проводим большую предшествующую работу. В систему коррекционной работы по обогащению сюжетно – ролевой игры мы включаем разные занятия: рассматривание картин и картинок (из журналов), книг, фотографий, экскурсии и наблюдения, рисование после экскурсии «Что я видел на экскурсии», заучивание стихов, беседы, чтение художественных произведений (сказок, рассказов о транспорте, разных профессиях, жизни и работе людей, жизни животных, птиц) – все это сопровождается наглядностью. На занятиях совместно с детьми мы рисуем, строим, лепим, вырезаем, конструируем, вышиваем на картоне. Например, сюжетно-ролевой игре «Строитель» предшествовала следующая работа: Экскурсия на стройку, беседа «Кто построил этот дом?», цель - познакомить с последовательностью постройки дома, обратить внимание, как люди разных профессий вежливы. Рисование «Что я видел на стройке», цель – воспитывать интерес и уважение к строителям, любовь к городу. Подготовка атрибутов к игре (повязка, флажки, украшения, вывески), цель – воспитывать коррективную самостоятельность. Осуществить взаимосвязь с играми «Магазин», «Дом» для расширения знаний о труде строителей. Проводим концерт для строителей – игры-соревнования: «Кто быстрее домик построит», «Кто закрасит аккуратно и красиво». В играх закрепляются знания детей, подключается воображение. А так как воображение у детей с ЗПР слабо развито, мы учим их путем «подсказывания» (личным примером) условных способов выполнения игровых действий, используя игрушки – заменители (палочки – железная дорога, коктельная трубочка – пожарный шланг), как будто ты болеешь, купаешь, строишь и т.д. детям нравится чувствовать себя взрослыми.



Модель взаимодействия с родителями.


Кроме того, я провожу регулярную работу с родителями, которая способствует обогащению сюжетно-ролевых игр. Дети в своих играх подражают взрослым, поэтому целесообразны беседы на нравственные темы: «Мама, папа, я – дружная семья», проведение всеобуча «Мамина школа», на котором обучаем родителей правильному взаимодействию

« взрослый-ребенок».



Модель взаимодействия с родителями.

Цель: развитие ребенка в условиях единых требований дома и в детском саду.



Формы взаимодействия

Средства взаимодействия

Результативность

Родительские собрания

Посещения на дому

Беседы

Консультации



Наглядность

Анкетирование



Открытые занятия

День открытых дверей

Выставки работ

Совместные мероприятия и праздники

Индивидуальные консультации


Подготовка к школе

Совместная деятельность родителей и детей

Формирование навыков общения «ребенок – родитель»







Заключение


Итак, планируя сюжетно – ролевую игру я учитываю знания детей, их психические, физические и эмоционально – волевые возможности. Как говорят специалисты по сюжетно – ролевым играм «не развивающая ребенка игра – плохая игра», поэтому важен результат. А результатом моей деятельности считаю улучшение социализации детей, формирование навыков общения, что подтверждает констатирующий эксперимент, который я проводила с детьми подготовительной к школе группы.

Цель констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы проследить и выявить социальную осведомленность детей, умение вступать в контакт, договариваться с помощью методики «шесть кукол», игра в «семью».

В ходе эксперимента использовался материал: в качестве шести кукол я использовала 6 пластмассовых медвежат. Они имели неопределенный возраст, это позволяло «назначить» их и детьми, и стариками. Три фигурки были мужского пола, три женского. Для этих персонажей была подобрана мебель и другие предметы домашнего обихода. Использовала 20 видов предметов (половина для кухни и половина для жилой комнаты), комната одновременно выполняла функции спальни, кабинета и гостиной.

Перечень предметов: для кухни – стол, стулья, холодильник, мойка, плита, чайник, пирог, телевизор; для комнаты – стол, кровать, кресло, пианино, картина, компьютер, комод, зеркало, часы, торшер.

Хотя игрушки были все узнаваемы в силу своей реалистичности, все же они были и достаточно схематичны и полностью исключали возможность манипулятивных. Все проигрываемые действия были вербализированы. Представленные игрушки реалистичны в том смысле, что они изображают строго конкретные бытовые предметы: стол не возможно заменить на кровать. Производя игровые действия с любой игрушкой, ребенок вынужден (это следует из инструкции) обозначать это действие в вербальной форме.

В эксперименте участвовали 5 детей:

Настя П. – 7 лет

Максим - 7 лет

Миша – 6 лет

Настя Г. – 6 лет

Даша – 7 лет

Результаты эксперимента были занесены в протокол. После его проведения можно сделать вывод, что все дети, кроме Максима быстро вступают в контакт, умеют договариваться друг с другом.

Максим выразил нежелание играть, потом подумал и согласился. Дети хорошо ориентируются в социальном окружении. Их игра в основном отражает быт семьи (сон, еда, досуг). В играх прослеживается логическая цепочка действий: «Утром проснулись, начали чистить зубы, сели кушать и т.д». У Насти П., Миши, Даши прослеживается уважение к членам семьи. Настя Г., Максим выразили негативное отношение к некоторым родственникам (брату, сестре). Настя П., Миша в процессе игры говорили от лица родителей (мама: «Что вам купить?»), что является показателем более высокого уровня готовности к социальной адаптации.



Итак, я могу с уверенностью сказать, чтобы игра имеет наибольшую социальную значимость, формирует коммуникативные навыки детей.


Список литературы


  1. Грейс Крайг. Психология развития Седьмое международное издание. Санкт-Петербург, 2002г.

  2. В.С. Мухина. Детская психология. Второе издание. Москва. Апрель пресс, Эксмо-пресс.2000г.

  3. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. Москва. Просвещение.1982

  4. Боряева В.Н. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития . Санкт-Петербург.2001 г.

  5. Дошкольное воспитание. № 4, 2001 г.

  6. Дошкольное воспитание. № 6, 1997 г.

  7. Дошкольное воспитание. № 5, 1996 г.

Каталог: konkurs
konkurs -> Формирование межкультурной компетенции учащихся старших классов (на примере иностранного языка) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
konkurs -> Ключевые слова
konkurs -> Актуальность программы
konkurs -> Сборник материалов Тамбов 2012 г. Раздел 1
konkurs -> Педагогический проект «формирование общих компетенций через психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса»
konkurs -> Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования (на примере Нижегородской губернии конца XIX начала XX веков) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
konkurs -> Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
konkurs -> Н а правах рукописи
konkurs -> Влияние экзаменационного стресса на учебную мотивацию студентов вуза 19. 00. 07 Педагогическая психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница