Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения



Скачать 99.42 Kb.
Дата14.02.2016
Размер99.42 Kb.
Вопрос 1: сущность, свойства и виды ощущений
Ощущения – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ
Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения – отражают свойства предметов и явления внешнее среды. К ним относятся зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные. 2) интерорецептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов. К ним относятся ощущения боли, равновесия, ускорения и др. 3) проприорецептивные (мышечно-двигательные) ощущения – это ощущения, отражающие движения нашего тела.
Вопрос 2: сущность, свойства и виды восприятий.
Восприятие – это психический познавательный процесс отражения в сознания человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при oощущении.
Виды восприятий: 1) В зависимости от форм отражения ( пространства, времени, движения) 2) в зависимости от цели (преднамеренное, непреднамеренное) 3) в зависимости от степени организации ( организованное наблюдение, неорганизованное)
Свойства восприятий: 1) Избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес) 2) Предметность (способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных предметов и явлений) 3) апперцепция ( зависимость восприятия от прежнего опыта человека) 4) осмысленность (показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл) 5) константность (это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. 6) целостность (выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если некоторые из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Вопрос 3: сущность, функции и виды представлений человека.
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
3 функции: 1) сигнальная – важнейшая функция(складывается по механизму условного рефлекса) 2) регулирующая (состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности) 3) Настроечная (проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира)
Виды представлений: 1) по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и др.) 2) по степени обобщенности (единичные представления – основанные на восприятии одного определенного предмета; общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. 3) по степени проявления волевых усилий (непроизвольные –это представления, возникающие спонтанно, без активации воли и памяти человека; произвольные – возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. 4) по продолжительности ( оперативные - извлекаемых человеком из своего сознания, для обслуживания оперативных интересов его деятельности; кратковременные – очень непродолжительные по времени; долговременные – сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.)
Вопрос 4: сущность и особенности содержания мышления человека
Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Самый сложный и важный процесс.
Мышление имеет особенности протекания и развития.
Протекание: 1) опосредованный характер – человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившегося в его памяти

2) опора на знания об общих законах природы и общества 3) мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему 4) мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме 5) мышление человека органически связано с практической деятельностью


Развитие: 1) наглядно-действенный характер 2) непосредственное оперирование вещами 3) обобщение вещей и их свойств 3) предметный характер 4) перестройка процесса мышления 5) целенаправленная мыслительная деятельность 6) способность к абстрактно-логическому мышлению
Содержание мышления :

  1. мыслительные операции: Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение – заключается в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

  2. Формы мышления: Понятие – отражения в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение – основная форма мышления, в ходе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

  3. Виды мышления: Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Образное мышление – это мышление, осуществляемое на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

  4. Способы мышления: Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных факторов к общему выводы. Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.


Вопрос 5: сущность, свойства, виды внимания.
Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Основа внимания не отдельные центры возбуждения и торможения , а деятельность всей коры головного мозга. Внимание обеспечивается за счет доминанты – наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры.
Свойства внимания: 1) избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах 2) распределение – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. 3) объем – характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. 4) интенсивность – характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой. 5) устойчивость – это способность задерживаться на восприятии данного объекта 6) отвлекаемость – является следствием отсутсвия волевого усилия и интреса к объекту или деятельности. 7)концентрация – способность человека сосредоточиться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
Виды внимания: 1) Преднамеренное (произвольное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. 2) Сосредоточенное внимание - это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. 3) непреднамеренное (непроизвольное) внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами –теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент.
Вопрос 6: Психологическая характеристика речи
Речь – процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.
Свойства речи: 1) содержательность – определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности 2) понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, использованием в соответствующих местах пауз и выделение слов с помощью логического ударения 3) выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью речи (яркая, энергичная и т.д.) 4) воздействие – заключается во влиянии речи на мысли, чувства и волю других людей, на убеждения и поведение.
Функции речи: 1) выражения – возможность передавать свои мысли/выразительность речи 2) воздействия – способность человека посредством речи побуждать людей к действиям 3) обозначения – возможность давать окружающей действительности присущие только им названия 4) сообщения – обмен мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Виды речи: 1) устная : монологическая и диалогическая 2) письменная 3) внутренняя - не выполняет функции общения, а лишь обслуживает процесс мышления конкретного человека
Вопрос 7: мир психических явлений
Включает в себя: процессы, состояния (не нашла), свойства, образования.
В его основе лежат психические процессы*, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействия окружающей действительности:
*

  • Ощущения - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

  • Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознания человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при oощущении.

  • Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

  • Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

  • Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал.

  • Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

  • Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Самый сложный и важный процесс.

  • Речь - процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

Психический состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость и апатию, усталость и т.д.


Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Вопрос 8: Психологическая характеристика потребностей и мотивов личности
Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
Потребности делят на 1) материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. 2) духовные - связанные с общественным существованием человека (общение друг с другом, труд, творчество и т.д.)
Мотивы – это внутренние силы, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности.
Мотивы подразделяют на 1) биологические (это влечения, желания человека, обычно отображающие его физиологические потребности) 2) социальные - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.
Вопрос 9: Направленность личности и ее особенностей
Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.
Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Мотивы – это внутренние силы, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности.

Мировоззрение – это сложившаяся у личности система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки – это внутренняя настроенность личности на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущность ее жизни и деятельности.
Вопрос 10: сущность и особенности характера человека
Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самом себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных), которые обуславливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.


Характер: 1) по отношению к окружающему миру – убежденный/беспринципный 2) по отношению к деятельности – деятельный/бездеятельный 3) по отношению к людям – общительный/замкнутый 4) по отношению к самому себе – альтрустический/эгоистический
Черты характера: 1) волевые – решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность 2) эмоциональные – порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие 3) интеллектуальные – глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность
Вопрос 11: Способности личности
Способность – это психическое свойство личности, отражающее такие ее особенности, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Способности бывают специальные и общие.
Специальные (профессиональные) способности определяют возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляют одаренность. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, н6азывается гениальностью.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей – задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.
Каталог: images -> attach
attach -> Дипломных работ студентов "Клиническая и специальная психология". в 2008/2009 учебном году 5 курс (год приема 2004) Специальность "
attach -> 1. Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии
attach -> Дмитрий Леушкин Как прекратить грузить свой мозг и начать жить
attach -> -
attach -> Лекции по таким темам, как: создание и изменение культуры и идеологии предприятия, вопросы управления персоналом, подбор кадров в высшее управление
attach -> Сьюзен КоллинзИ вспыхнет пламяГолодные игры — 2ocr: Индиль; Spellcheck: ilinaСьюзен Коллинз «И вспыхнет пламя»
attach -> Бог родился в России
attach -> Бог родился в России
attach -> Е. Н. Федорович история музыкального образования учебное пособие
attach -> «Основы менеджмента» и «Менеджмент» Подходы к определению понятия «менеджмент»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница