Сводчатая базилика. Время приблизительно с 980 до 1080 в архитектуре Северной Италии, Франции, Испании время исканий, становления типа. Каковы же причины расширения и унификации строительства



Скачать 360.28 Kb.
Дата23.05.2016
Размер360.28 Kb.
СЛОЖЕНИЕ

РОМАНСКОГО СТИЛЯ


Время оттоновского ренессанса совпало с периодом рождения на всех остальных европейских территориях первого большого стиля Средних веков - романского. Термин, пришедший в историю искусства из филологии в конце 19 в., означает буквально обращение (в который раз!) к Риму, но уже вполне систематизированное и относящееся преимущественно к архитектуре.

Период с 900 по 1050 г. называется временем "первого романского искусства", "first romanesque". Основа романики (как и всякого большого стиля, объединяющего не только обширную территорию, но и все виды искусства - от архитектуры до декоративно-прикладного) - единый архитектурный тип - формообразующий фактор для всех остальных видов искусства. Им становится сводчатая базилика. Время приблизительно с 980 до 1080 в архитектуре Северной Италии, Франции, Испании - время исканий, становления типа. Каковы же причины расширения и унификации строительства? Их несколько - и прежде всего - реформа церкви.

Рубеж 10-11 вв. - время переломное в истории Западной церкви, время одновременно и кризиса и духовного оживления Европы. Первый этап этого духовного подъема - клюнийская реформа 10 в., второй - события середины 11 вв. - спор об инвеституре (зависимости духовной власти от светской), борьба папы Григория VII и императора Генриха IV, беспрецедентное отлучение императора от церкви, каносское покаяние и последующее поражение в Риме папы Григория. Одновременно с этим происходит великая схизма 1054 г. - окончательное разделение западной и восточной церквей. Примечательно, что, по замечанию Гаспарова, коллизии политические совпадают с появлением противоречий в богословии - спор об инвеституре совпадает с т.н. беренгариевой контроверсией - попыткой применить диалектические методы к богословским понятиям - спором о пребывании Христа в Св. Дарах по существу или по веществу, повлекшем за собой суд и тюремное заключение автора - Беренгария Турского. Итак, эпоха рождения нового стиля началась с кризиса (начало 10 в.) и закончилась другим кризисом.

Но рассмотрим подробнее причины и суть церковной реформы.

Т.н. клюнийское движение, зародившееся в монастыре Клюни в Бургундии в начале 10 в. и направленное, прежде всего, на возрождение дисциплины в монастырях, строгости в соблюдении устава ордена, рост числа рукоположенных монахов, единство планировки монастырей и - что особенно важно - их независимость. В 910 г. Гийом Благочестивый, герцог Аквитанский, дарит аббату Бернону монастырь Клюни, указывая в акте об основании монастыря, что новая обитель будет свободна как от светской, так и от духовной местной юрисдикции и подчиняется непосредственно папскому престолу. Важность этого решения в период споров об инвеституре очевидна - другие монастыри подчинялись, как правило, сеньору или королю, контролировавшему доходы и назначавшие своих ставленников - "светских аббатов" в качестве фактических управляющих. Епископы диоцезов также слишком часто были озабочены, прежде всего, получением выгоды от монастыря. Независимость дает возможность совершенствоваться в аскезе и широко пропагандировать собственный образ жизни (что подчас вызывало сильнейшее сопротивление - так, аббат Аббон Клюнийский был убит во время миссии в южнофранцузский монастырь Ла Реоль, а среди литературных произведений эпохи появилась поэма "Бегство узника", аллегорически изображающая монаха, спасающегося из слишком строгого монастыря бегством; следующий этап, вызвавший очередную волну возмущения - введение папой Григорием VII безбрачия священства), расширять сеть монастырей нового - клюнийского - ордена, в котором к концу 11 в. насчитывалось уже 1450 дочерних аббатств и около 10 тыс. монахов, многие из которых были рукоположены и, стало быть, нуждались в алтарях для ежедневных служб.

Вторая причина расширения церковного строительства - рост культа реликвий и связанная с ним практика паломничеств. Паломнические церкви должны были быть рассчитаны на большее количество посетителей, циркулирующих внутри от алтаря к алтарю, не нарушая службы у главного престола.

Третья причина, связанная, прежде всего, с возобновлением возведения сводов - не только размеры здания, но и акустические задачи. Появление в раннем 10 в. в Санкт-Галлене новых видов церковных песнопений - тропа (праздничное добавление к хоралу) и секвенции, а также инструментального сопровождения пения (первых органов) требовали лучшей акустики, а зачатки литургической драмы, связанные с перемещением групп священнослужителей, изображающих то жен-мироносиц, то апостолов, то волхвов, по храму - новых значимых мест, например, обширного нартекса (см. Галилея).

И, наконец, четвертая, самая прозаическая причина - пожары. Здания со стропильными деревянными перекрытиями выгорали примерно каждые 50 лет, и лучшим способом обезопасить здание от пожаров было появление сводчатых каменных перекрытий.

Искусство возводить своды к 9-10 вв. сохранялось лишь в немногих регионах Западной Европы, в частности, в Ломбардии. Именно ломбардские артели, т.н. магистри комачини, путешествуя по Европе, распространяли сводчатые конструкции.

Первый романский стиль в живописи знаменуется значительным разнообразием местных школ, возникающих на периферии, прежде всего в Англии и Испании.

Период около 1080 г. считается по всей Европе временем, когда общие черты романского стиля уже сложились. Сложнее дело обстоит с поздней границей романики. В разных регионах готическое искусство появлялось в разное время. Если для центральной Франции, не имевшей своей сильной романской традиции, середина 12 в. - время строительства первых готических соборов, то в Англию готика придет лишь к 1180-90 гг., в Германию - к 1230-м. Необходимо понять, что эти два стиля не сменяют друг друга механически, и, например, расцвет романского стиля в Бургундии совпадает со временем сооружения первой готической постройки в Иль-де-Франсе. Готика не вырастает из романики, она складывается как самостоятельный стиль, вытесняющий романские принципы из архитектуры.

Те регионы, в которых сильна романская традиция (Бургундия, Рейнские земли) оказываются малочувствительны к готическим новшествам, и наоборот.


АРХИТЕКТУРА
Стиль, возникший в Ломбардии уже 800 г., стал основой первого интернационального стиля в архитектуре, охватившего всю Европу, минуя обе империи. Ломбардские мастера, перенявшие навыки сводчатой конструкции и тип кирпича у мастеров Равеннского экзархата, постепенно распространяются по всей Европе.

"Борьба за своды" проходит несколько этапов - в течение 9-11 веков своды постепенно охватывают все зоны постройки.

На севере Италии строятся в течение IX в. небольшие базилики Сан Винченцо ин Прато в Милане, Сан Пьетро ин Альяте на античных колоннах, и двусторонняя Сан Пьетро в Чивате. Сводчатыми в этих постройках являются только апсиды и крипты, редко пресбитерий - компартимент перед апсидой. Ломбардские мастера пользуются двумя техниками - каменной бутовой кладкой опус романензе и проложенными в ней поясками кирпича "в елочку" - опус спиккатум.

Сводчатые боковые нефы появляются уже в Сан Парагорио в Ноли и в Санта Мария Маджоре

в Ломелло. Характерно, что на 1 травею центрального нефа приходится по 2 сводчатых ячейки боковых нефов - прием, который впоследствии, когда сводами будут перекрывать и центральный неф, облегчит распределение веса сводов и будет называться "связанной системой".

Многобашенные постройки нехарактерны для Италии, однако в Сант Аббондио в Комо две башни фланкируют трансепт. 5-нефный Сант Аббондио перекрыт сводами над восточной частью и над нартексом.

С ростом масштабов строительства ломбардские артели становятся кочующими. Т.н. магистри комачини (этот термин допускает два варианта перевода - мастера-каменщики и мастера с озера Комо) в качестве исполнителей заказов работают во Франции, прежде всего в охваченной клюнийским движением Бургундии, но и в качестве авторов проектов часто выступают ломбардцы - таков епископ Дижона Вильгельм из Вольпиано, спроектировавший и заказавший в 1001 г. полностью сводчатую 5-нефную базилику Сен-Бенинь по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме с трехъярусной ротондой, окружающей алтарь (ныне сохранился лишь нижний ярус). Однако Сен Бенинь - "чудеснейшая из базилик Галлии" - остается единственным в своем роде сооружением (его реплики - Шарру, ротонда Кентерберийского собора - формируют совершенно особенную линию копирования ротонды Гроба Господня), и французские постройки X-начала XI в. в своей массе связаны с другим типом. После набега норманнов в 911 г. реконструированная церковь Сен-Мартен в Туре получает первый наземный обход - деамбулаторий, окружающий гробницу св. Мартина и облегчающий доступ к ней паломников во время службы. Построенный ранее амбулаторий с венцом капелл в Шартрском соборе вокруг реликвии Туники Богоматери существовал только в крипте.

Наземный амбулаторий был повторен в базилике Сен-Филибер в Турнюсе (960-1120), полностью перекрытой необычными, поперечными в центральном нефе сводами после пожара 1008 г.

Образцом для подражания стала перестроенная аббатом Майолем в 955-981 церковь в Клюни (т.н. Клюни II). Развитый нартекс, названный галилеей в связи с литургической драмой, разворачивающейся здесь на Пасху и изображающей встречу воскресшего Христа с апостолами, крестовые своды над боковыми нефами и единый цилиндрический свод над центральным, позволяющий во всех уголках храма хорошо слышать песнопения служб, длящихся, по словам хрониста, все 24 часа у разных алтарей, удлиненная восточная ветвь креста - хор, без амбулатория, но с двумя коридорами для процессий, ведущих в капеллы. Этот тип повторяется в большинстве построек первой половины XI в. во Франции.

Первый романский стиль приходит и за Пиренеи, в архитектуру Каталонии, где достигает расцвета около 1000 г. в полностью сводчатых постройках - таких, как Сен-Мартен в Канигу (1010-1026), с криптой под всей длиной базилики, и 7-нефная церковь Санта Мария в Риполл (1020-1032), перекрытая единым цилиндрическим сводом по всему центральному нефу.

Итак, к середине XI в. своды покрыли большинство новоотстроенных церквей Западной Европы. Относительно устойчивое единообразие типа достигнуто, основные тенденции наметились. Настал этап монументализации построек и формирования региональных школ - время большого стиля.

Романская архитектура Франции
К последней четверти 11 в. период исканий, связанный с формированием единого типа церковной постройки - сводчатой базилики - завершился. Архитектура зрелого романского стиля во Франции охватывает время от приблизительно от 1080-х гг. до середины 12 в. Не следует забывать, что первая готическая постройка Франции - церковь аббатства Сен-Дени по Парижем - начала перестраиваться в 1137 г. К этому же году относится обычно завершение главнейшей из романских построек Бургундии - третьей базилики св. Петра в Клюни.

Романская архитектура Франции связана с формированием нескольких региональных школ, на которые влияло несколько факторов - и собственная раннероманская традиция, и впечатления, вынесенные из паломнических поездок и крестовых походов. Романские церкви классифицируются, прежде всего, по принципу перекрытия, а также по организации стены центрального нефа (мы увидим 2, 3 и 1-ярусные постройки) - это связано, прежде всего, с проблемой освещения интерьера, наличием эмпор - галерей второго яруса, и соотношением высоты центрального и бокового нефов.


Бургундия
Монастырь Клюни и его влияние на романскую архитектуру Франции
Географическое положение Бургундии на пересечении паломнических дорог, ведущих в Сантьяго де Компостелла и паломнические центры Лангедока и центральной Франции, связь ее через Луару с каролингскими территориями, через Рону - с Ломбардией, собственная активная монастырская жизнь, приведшая к тому, что с 910 до 1083 г. количество монахов увеличилось от 12 до 200 только рукоположенных - все эти факторы определили инициативность архитектурных исканий и статус образца, который клюнийские постройки приобретают уже в начале 11 в.

Третья и последняя перестройка клюнийской аббатской церкви началась в 1088 г., когда король Испанский Альфонсо VI - присылает в монастырь 10 тыс. талантов после взятия Толедо в 1085 г.

Новая базилика строится как соперница Шпейерского собора, заложенного несколькими годами раньше. Строительство Клюни-III продолжается до 1130, когда церковь освящена аббатом Петром Достопочтенным. Своды возведены в 1121 г. Новая планировка сочетает усложненную форму романской базилики - т.н. бенедиктинский крест - два трансепта с дополнительными капеллами, длинная восточная часть - хор, развитый нартекс-галилея, венец капелл - с новым модулем - им стала уже не ширина нефа, как в оттоновской архитектуре, а римский фут. Монах Гунцо, "величайший музыкант", автор замысла, по преданию, увидел во сне св. Петра, который повелел ему просить аббата Гугона перестроить базилику так, чтобы она могла вместить тысячу монахов. Американский учены К. Конант, посвятивший более 20 лет воссозданию облика базилики, почти полностью разрушенной в 1807 г., доказывает, что Гунцо ввел в план базилики все "идеальные числа" пифагорейцев, переданные Исидором Севильским, и музыкальные интервалы (центральный неф имеет ширину в 35 футов - 1x6x28, апсида спланирована на базе символического числа 7, очертания главного портала основаны на платоновской "последовательности квадратов" - 1, 3, 9, 27). Символическим числом для всей базилики считалось 153 - число рыб в чудесном улове апостолов. Музыкант Гунцо воплотил в жизнь фразу Боэция, сказанную еще в 6 в. - "Геометрия делает видимыми музыкальные созвучия". Его современник, епископ Мана Гийом Пассаванский, продолжает ту же тему - "Архитектор - в некотором роде то же, что и композитор. Оба оперируют числом".

Развитый нартекс, огромные по тем временам размеры (187 м вместе с галилеей), высокие (37 м, выше будут лишь своды высокой готики) цилиндрические своды центральног нефа, обилие дополнительных капелл - все это создает величие облика, которое вдохновляет хрониста на сравнение монастыря Клюни с Римом (altera Roma vocor - "другим Римом назвался") и на слова "После ее (базилики) постройки они служили так, как если бы каждый день была Пасха".

Внешний вид церкви был одновременно и очень сложен - обилие башен (над средокрестиями, над ветвями трансепта, над западным фасадом) уподобляло ее Небесному Иерусалиму, но и очень прост - поскольку каждая ячейка плана перекрывалась отдельно, согласно принципу "от круга" или "от квадрата", по внешним формам базилики можно было "прочесть" ее внутреннюю структуру. Каждый элемент имеет форму простой и завершенной геометрической фигуры - полуцилиндры капелл, перекрытые полусферами, параллелепипеды башен, призмы двускатных кровель нефов.

В интерьере базилика Клюни имела две новых и характерные особенности - усложнилась форма опор - они стали крестообразными в плане и обставленными с четырех сторон полуколоннами (т.н. кантонированными пилонами), а также закрепилась появившаяся еще в Сен-Бенуа-сюр-Луар трехчастная система деления стены центрального нефа. В Клюни сохраняется раннехристианский тип базиликального разреза - т.е. центральный неф выше боковых, и верхняя часть его стены прорезана окнами - клересторием. Между опорами и клересторием появляется трифорий - декоративная слепая аркада, наложенная на стену. Как мы видим, организация внутреннего пространства бесконечно усложнилась, знакомые формы не только стали масштабнее, но и получили новые сочетания. Появилось несколько масштабов ордеров - для каждого яруса свой, иногда и по нескольку в одном яруспе. Перекрытия базилики также предсталяют собой новшество - центральный свод держат стрельчатые разделительные арки (отсюда термин "бургундская полуготика"), уменьшающие его распор, нартекс перекрыт ребристыми крестовыми сводами. Эти два элемента готической архитектуры родились уже в Клюни, однако именно готика развила их и сделала обязательными. Толстые стены, сложенные из камня с перевязками из кирпича, в местах наибольшего давления сводов усилены контрфорсами (интересно, что когда в 1125 - в Клюни-III обрушились своды, были выстроены новые уже с аркбутанами и отдельно стоящими контрфорсами).

Клюнийская традиция не вылилась в жесткое однообразие построек. "Дочерние" базилики Клюни - Сент-Мадлен в Везле, Сен-Лазар в Отене, ц. в Парэ-ле-Мониаль - объединяет лишь общий тип плана и сводчатость (перекрытия могут варьироваться - например, самая "передовая" из них, базилика в Везле, вся сплошь перекрыта крестовыми сводами).

Клюнийцы, по словам Конанта, ратовали прежде всего за единообразие обычаев, дисциплины, литургии, но не слишком - за единообразие архитектуры. От архитектуры и музыки они требовали прежде всего величия. Не случайно два главных изобретения Клюни -псалмодий (практика пения, а не чтения псалмов) и цилиндрический свод-туннель, единое покрытие всего центрального нефа, залог величественного облика интерьера и - что немаловажно - прекрасной акустики.


Паломнические церкви
Практика паломничеств к святым местам, начавшася еще в 9 в., к 11 достигла значительного размаха. Основными объектами паломничеств были Иерусалим, Рим (как правило, недоступные большей части паломников) и более доступный вариант - Сантьяго де Компостела, где хранилась глава апостола Иакова. Орден августинцев должен был обеспечивать относительный комфорт путешественников - ставить через каждые 20 лье постоялые дворы, пригревать больных, хоронить умерших в дороге. Четыре паломнические дороги пересекали южную Францию, проходя мимо местных святынь Лангедока. На таких местах и строились церкви особого типа - т.н. паломнические базилики. Все 4 французских постройки начаты в середине 11 в. Это дошедшие до нас Сент-Фуа в Конке (ок.1110, с реликвиями св. Веры) и Сен-Сернен в Тулузе (1082-1119, с реликвиями св. Сатурнина, первого епископа Тулузского), и перестроенные после пожаров 1202 и 1167 г. в готическом стиле Сен-Мартен в Туре и Сен-Марсьяль в Лиможе.

В этих постройках должны были быть решены две задачи - возможность вместить большее, чем обычно, число молящихся, и возможность обеспечить циркулирование толпы по всему периметру церкви в течение службы у центрального алтаря. С этим связано устройство эмпор (галерей, или трибун, в Тулузе они имеют высоту 9,5 м при общей высоте храма 21 м) над боковыми нефами, благодаря чему вместимость здания увеличивалась почти в полтора раза, обеспечивался обход не только по первому, но и по второму ярусу, однако возникала новая проблема - освещение. За счет эмпор, увеличивающих высоту боковых нефов, базиликальный разрез пропадал, стена центрального нефа включала всего два яруса, и свет проникал в интерьер лишь через окна западного фасада, апсиды и световую башню трансепта. Такие полностью двухъярусные церкви происходят, по мнению Конанта, не от зальных базилик Оверни, как считалось раньше, а от раннебургундской "многоэтажной" архитектуры, такой, как трехъярусная (за счет крипты) Сен-Бенинь в Дижоне и Сент-Этьен в Невере.

Это предопределило наличие скульптурного декора прежде всего снаружи, в тимпанах зданий, и относительную невыразительность скульптуры капителей. Средокрестия увенчаны многоярусными восьмигранными башнями на тромпах, фасады трансептов прорезаны окнами. Там же, в трансепте, традиционно помещались и колокола (использование западных башен как колоколен началось лишь в готический период). Наружные и внутренние ордерные элементы стали более объемными и элементарными.

Благодаря практике паломничеств в романской архитектуре Франции появилось множество восточных элементов - не только тромпы, но и наложенные на фасад плоские арочки, восьмидольные купола, которые мы увидим в архитектуре других французских провинций.


Цистерцианская архитектура
Цистерцианский орден основан в 1075 г. св. Робертом Молесмским. Желая буквально выполнять бенедиктинский устав и избежать суеты, переполняющей даже монашескую жизнь, он 70-летним стариком бежит из родного монастыря с двадцатью последователями и основывает аббатство Сито (лат. Цистерциум), или "Новый монастырь". Братия Роберта быстро увеличивается, и через 30 лет, при аббате-англичанине Стефане Хардинге монастырь получает "Хартию любви" - подтверждение нового устава ордена от папы Калликста II. Число аббатств к этому времени достигает 80, и главные из них - Ла Ферте, Сито, Клерво, Понтиньи и Моримонд. Главные особенности ордена - не только усугубление устава Бенедикта, но и неустанная хозяйственная деятельность - монахи и прибившиеся к монастырю миряне-конверзы осваивают пустоши, осушают болота, вырубают леса, закладывая монастыри со звучными именами " Bonus Mons" ("Добрая гора"), Clara Vallis (Ясная долина - Клерво), Elemosyyna (Милостыня). Благодаря деятельности св. Бернарда Клервоского, аскета, визионера, вдохновителя II крестового похода, противника аббата Сугерия к 1153 г. количество монастырей достигает 345 и складывается образцовый "бернардинский" план аббатства. По этому плану было построено в 1139-47 аббатство Фонтенэ. Быт цистерцианского ордена предполагал минимум служб для гостей, в монастыри никогда не допускались женщины и дети, поэтому все нововведения паломнических храмов здесь были не нужны. В архитектуре, как и Появляется план с квадратным алтарем, без обхода, без крипт и башен. Все своды крестовые, на стрельчатых арках - максимально передовые для своего времени. Часто каменными и сводчатыми делаются не только церкви, но и служебные помещения. К телу базилики с юга примыкает боковой двор - клуатр, предназначенный для прогулок и размышлений братии. С 1124 года вводится запрет на скульптурные украшения, алтарь оформляется максимально просто, с одной свечой с краю и простым деревянным крестом (Сугерий в 1140 г. введет в Сен-Дени 2 свечи, а в 13 в. их станет 6. Утилитарный подход к строительству приводит к широком у использованию кирпича (понятие "кирпичная романика" в Северной Италии и Германии почти всегда связано с экспансией цистерцианского ордена). Цистерцианский тип плана стал обязательным для английских готических построек. Именно цистерцианцы первыми восприняли из Центральной Франции нервюрный свод (уже в аббатстве Понтиньи 1140-1210 гг.) и создали унифицированный тип "кирпичной готики", успешно экспортированный в 13 в. в Италию и Германию. В 1290 г. орден насчитывает уже 500 аббатств по всей Европе.
Архитектура Нормандии и романской Англии
Нормандская архитектурная школа начала складываться еще в период первого романского искусства. Бургундские влияния проникают сюда уже в 1002 г., когда по приглашению герцога Ричарда 2 ломбардец Вильгельм Вольпианский, заказчик ц. Сен-Бенинь в Дижоне, присылает сюда монахов для реформирования нормандских монастырей. От этого периода осталась ц. аббатства в Бернэ, выстроенная по образцу Клюни-II и сохранившая резные бургундские капители.

При другом ломбардце - Ланфранке, ставшем в 1045 г. аббатом Бека, начато самое широкое строительство во всей провинции. Памятники этого периода - ц. аббатства в Беке, сохранившееся в руинах аббатство Жюмьеж (1037-1066), и Мон-Сен-Мишель (1024-84). Это плоско перекрытые по центральному нефу, но с крестовыми сводами в боковых нефах постройки. Из Италии сюда приходит очень важный прием - чередование опор, залог связанной системы сводов, когда на одну большую ячейку центрального свода приходится по две боковые, что позволяет распределять вес центрального свода более гармонично и не делать стены такими толстыми.

Две постройки, заказанные герцогом Вильгельмом и герцогиней Матильдой в женском и мужском монастырях Кана - Сент-Этьен (нач. 1068) и Сент-Трините (нач.1062) также первоначально построены с крестовыми сводами над боковыми нефами, но уже в 12 в. они получают 6-частные крестовые своды центрального нефа, снабженные нервюрами - ребрами, которые считаются прототипом готической каркасной системы. Однако здесь нервюрам не сопутствуют другие готические элементы разгрузки стены. Еще один протоготический элемент в интерьерах нормандских церквей - сквозной трифорий (вспомним, что в Бургундии арки трифория были слепые) и "двуслойное окно" клерестория с дополнительными арочками по обе стороны от оконного проема и проходами между ними и стеной - элемент будущего принципа "двойной оболочки" в ранней готике. Из экстерьера нормандских построек также много берет готика - прежде всего унаследованное со времен Карла двубашенное оформление западного фасада.

Романская архитектура Англии почти не существовала как самостоятельное явления до 1080 г. Традиция была единовременно и в готовом виде импортирована из передовой Нормандии после похода Вильгельма Завоевателя в 1066 г. Таким образом, Англия сразу стала частью одной из самых инициативных школ романской архитектуры. Однако сейчас адекватно судить о романском строительстве мы можем большей частью по планам, т.к. большинство романских построек были заново перекрыты готическими сводами. Для Англии характерны цистерцианские планы с квадратной апсидой, почти полное отсутствие скульптуры, большой масштаб (до 18 травей, 170 м), длинная восточная ветвь креста, т.к. церковь здесь часто являлась одновременно и приходским и монастырским храмом, и необходимо было иметь достаточно просторный хор для монахов, которые не должны были стоять вместе с мирянами, и - что самое важное - унаследованный от нормандских храмов самый передовой тип перекрытия - нервюрный свод. Англия, таким образом, сразу начинает свой путь с самой высокой точки развития романского стиля - с готового нервюрного крестового свода.

Единственный полностью выдержанный в романском стиле английский собор - собор в Дареме (1096-1133). Он построен из привозного белого нормандского известняка, Его прототип - ц. Сент-Трините в Кане, однако он сразу спланирован полностью сводчатым (центральный свод перекрыт нервюрами уже в 1130 г., за 7 лет до начала перестройки Сен-Дени!). В прямоугольных капеллах трансепта видны влияния цистерцианцев и Клюни-II, в чередовании опор (впрочем, без связанной системы) - влияния Нормандии. Специфически английское восприятие форм выражается в орнаментах, наложенных на плоскость колонн и на нервюры - на те конструктивные части скелета здания, которые во Франции имели только ордерный, но никогда не орнаментальный декор. Фасады английских соборов также имеют своеобразный нормандский "двуслойный" декор - наложенныйе слепые арки и ниши. Таков фасад собора в Или (1080-1180), увенчанного двумя малыми башнями с доминантой квадратной башни над средокрестием (ее интерьер перекрыт готическими веерными сводами в 14 в.).

Крепостной облик снаружи имеют и перекрытый деревянной кровлей собор в Питерборо, и перестроенный в готическое время собор в Нориче. Интересно, что в Нориче и Саутвелле аркады эмпор имеют ту же высоту, что и нижние аркады опор - импортирование традиции всегда связано с изменением пропорций и декора.


Архитектура Аквитании
Купольные храмы Аквитании
Особая группа романских построек Франции - купольные церкви Аквитании. В одной только провинции Перигор находится 30 купольных церквей. Первой купольной постройкой считается ц. Сен-Мартен в Анжере, но она имеет только купол над средокрестием, тогда как аквитанские церкви имеют купола без барабанов над каждой травеей. Происхождение таких перекрытий несомненно связано с восточной традицией - ранневизантийскими или мусульманскими куполами, воспоминания о которых принесли в Центральную Францию паломники.

Строительство собора в Ангулеме начато в 1005 г. Это однонефная базилика, по всем четырем травеям перекрытая куполами, с западным фасадом, почти целиком заполненным скульптурным декором. Дальнейшее развитие этого типа - ц. в Кагоре (1100-1119, всего с двумя куполами), Суйаке, Фонтевро.

Собор Сен-Фрон в Периге (после 1120- 1179) отличается от них тем, что не имеет базиликального плана. В основе его плана лежит греческий крест, каждая ветвь которого перекрыта куполом. Внутренние опоры - не романские столпы, а подобие четырехфасадных арок, с проходами внутри. Прототип этой постройки - венецианский собор Сан Марко (1063-94), построенный, в свою очередь, по образцу ц. св. Апостолов в Константинополе (6 в.), современницы Софии. Отличает собор в Периге от прототипов использование высокой башни. Вместо мозаик и цветных мраморов Сан Марко здесь гладкие стены, все купола одной высоты (в Сан Марко восточный ниже).

Впечатления от паломнических путешествий - очень сильный стимул для появления новых архитектурных и декоративных форм.


Архитектура Пуату
Под влияниями паломничеств оформилась архитектурная школа Пуату - западной части каролингской Аквитании, с древней, еще меровингской столицей в Пуатье, через которую проходил паломнический путь из Парижа через Орлеан в Компостелу. Постройки в Пуату возводятся из местного белого или светло-серого прекрасного качества мягкого известняка, легко поддающегося обработке и позволяющего украшать фасады церквей множеством рельефов. Эксперименты с внутренним пространством церквей начались в Пуату еще в середине 11 в., когда была перестроена после пожара 1040 г. церковь в Лестре. Все нефы были сделаны равной высоты (такие церкви называются зальными), трифорий и клересторий отсутствовал, и освещение центрального нефа осуществлялось через окна боковых нефов, открытые в центральный. Стена нефа имеет всего один ярус - подведенные почти под перекрытие гигантские аркады на колоннах или столпах. Поскольку боковые нефы очень узкие, освещение центрального нефа достаточно для появления монументальной живописи и введения цвета в оформление капителей и тонирование стволов опор. В церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп (1060-1115) всю площадь свода центрального нефа занимает фресковый цикл, делящий изобразительное поле на 4 регистра (см. Романская живопись). Не разделенный аркадами "туннельный" свод несут мощные круглые колонны с плетеночными капителями, тонированные под цветные мраморы. Своды могут быть разные - например, в ранних Сент-Илер в Пуатье (1025-49) и Сант-Радегонд (1090) низкие своды в 12 в. приподняты на тромпах - явное влияние восточной, мусульманской архитектуры, однако принцип зальности сохраняется всегда. Восточные окончания в церквах Пуату бывают достаточно протяженными, с редко расставленными колоннами амбулатория, перекрытого неправильной формы крестовыми сводами и небольшим числом капелл (как правило, их три). Влияния паломнических впечатлений сильнее всего отразились на фасадном декоре Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье (1130-40). Весь фасад покрыт ярусами наложенных аркад, в которые вписаны рельефные человеческие фигуры, архивольты центрального портала и двух фланкирующих его слепых ниш испещрены мелкими фигуративными рельефами, квадратная башня возведена лишь над средокрестием, западные башни представляют собой пучок колонн, увенчанный конической черепичной кровлей. В таком оформлении фасада прослеживаются влияния византийской резной слоновой кости - здесь действует общий для романского стиля принцип монументализации произведений декоративно-прикладного искусства. Подобные башенки с коническими завершениями могут присутствовать и в отдельно стоящих "свечах мертвых" - напр., в Фениу, и венчать светские постройки - так, например, кухня аббатства Фонтевро (12 в.) увенчана коническим шатром с дымовой трубой наверху, над малыми очагами возведены малые шатры (сама базилика аббаствоа Фонтевро принадлежит к типу купольных однонефных базилик Аквитании).

Под прямым влиянием паломничества в Святую Землю и ротонды Гроба Господня построена круглая церковь в Неви-Сан-Сепюлькр. Она входит в особый тип копий Ротонды Гроба, рассеянный в конце 11-12 в. по всей Европе (особенно их много в Северной Италии).


Архитектура Оверни
Овернь - восточная часть каролингской Аквитании. Это гористый район, где для построек используют очень твердый и трудный в обработке местный камень вулканического происхождения. В связи с этим овернские постройки почти не имеют скульптуры, внешний декор составляют декоративные инкрустационные пояски медальонов, звезд, кресты и т.п., набранные из обломков гранита. Постройки Оверни - тоже зальные, однако с существвенно более темными интерьерами, чем в Пуату - это объясняется тем, что в овернских базиликах стена центрального нефа двухъярусная, с трифорием, и свет из окон бокового нефа проникает плохо. Главная особенность интерьера - т.н. "световой трансепт" - прорезанный окнами тамбур над средокрестием, несущий башню. Конант связывает появление световых трансептов с примером оратория Жерминьи-де-Пре. Для овернских базилик (Нотр-дам-дю-Пор в Клермон-Ферране середины 12 в., ц. в Иссуаре, Сен-Нектэр, Сен-Сатурнен позднего 11 в.) характерен довольно невыразительный, с низкими квадратными башнями и практически без скульптуры западный фасад и особый акцент на развитости и декоре восточной части. Романский стиль в удаленной и изолированной Оверни держится дольше, чем в других провинциях Франции - до самого 13 в.

Романская архитектура Италии


По сравнению с Францией романская Италия представляет собой еще более широкий спектр разнородных влияний. Как понятие "итальянский язык" появляется только в 19 в., так и понятие "итальянская архитектура" заключает в себе совершенно разнородные явления - от экспериментов со сводами в Северной Италии до вариаций ордера в Тоскане, продолжения традиции раннехристианских построек в Риме, византийских влияний в Венеции и цитирования арабских архитектурных приемов на Сицилии. Поэтому мы рассмотрим последовательно эти, в сущности, довольно слабо связанные между собой школы.

Общие черты романской архитектуры на Аппенинском полуострове - по-разному проявленная в разных регионах связь с классическим прошлым, преобладание городских соборов, сохранение с раннехристианских времен отдельно стоящих баптистериев, включение в соборный комплекс кампанил - отдельно стоящих колоколен.


Северная Италия - Ломбардия и Эмилия
В разделе "Первое романское искусство" мы рассмотрели начало процесса сложения типа сводчатой базилики в Италии 10-11 веков.

Начало зрелого романского стиля в Северной Италии принято связывать с перестройкой большей части церковных зданий после разрушительного землетрясения 1117 г. После этого многие постройки планируются сразу сводчатыми (на вспарушенных нервюрных сводах со связанной системой), некоторые остаются плоско покрытыми по центральному нефу. Как правило, несмотря на постоянный приток паломников, итальянские романские постройки не получили развитых восточных окончаний с обходами и венцами капелл. Реликвии остались в криптах, где они находились с раннехристианских времен, крипты сохранились в Италии дольше, чем во всей остальной Европе. Восточное завершение состоит, по византийскому образцу, обычно из трех апсид.

Образцом для школы Северной Италии, подобным Клюни в Бургундии, стала ц. Сант Амброджо в Милане. Старейший храм, хранящий с 5 в. останки св. Амвросия, епископа Медиоланского, место коронования сначала лангобардских королей, потом германских императоров стальным венцом из гвоздя Распятия, перестраивался неоднократно - в 8 в. после лангобардского нашествия, в середине 11 в., когда город стал коммуной, и, наконец, после землетрясения 1117 г. Он построен, как большинство ломбардских церквей, не из местного камня, а из аллювиального кирпича со стуковыми декоративными элементами. Это простая, без трансепта, трехапсидная базилика, с эмпорами, на мощных столпах, обставленных полуколоннами классических пропорций, чередующихся с простыми круглыми колоннами. После землетрясения она сразу спланирована сводчатой и перекрыта к 1196 г. крестовыми нервюрными сводами. Нервюры в Италии не полукруглые в сечении, как во Франции, а мощные, квадратные в сечении "costoloni" - ребра, придающие своду не готическую легкость птичьего скелета, а чувство романской меры и весомости. Это крестовые вспарушенные - т.е. чуть приподнятые от пят арок дополнительным вертикальным отрезком архивольта своды. Интерес к нервюрным сводам зарождается по всей Европе к середине 11 в., и нартекс Сант Амброджо был ими перекрыт уже в 1098 г. Здесь используется связанная система, позволяющая максимально выигрышно распределить вес сводов центрального нефа. Романские базилики Италии никогда не будут слишком высокими - стремление к соразмерности частей для Италии гораздо важнее французского стремления к высотности. Над средокрестием возведен восьмичастный купол на тромпах. Такой план станет типовым для Северной Италии. Специфика Сант Амброджо - наличие атриума как уже очень архаичного элемента, и двух колоколен - колокольни монахов (конец 10 в.) и каноников (пер. пол. 12 в.), поставленных по сторонам западного фасада, но не ставших его частью. Фасад открывается в атриум аркадой нартекса и аркадой второго яруса - воспоминанием о каролингском вестверке. Скульптурный декор Сант Амброджо представляет собой прежде всего фигуративные капители, в интерьере стуковые, в атриуме мраморные, а также епископскую кафедру, алтарную преграду и киворий - надалтарную сень, покрытую стуковыми рельефами. Такой набор декоративных элементов тоже станет типичным для интерьеров романских храмов Италии.

Также сразу сводчатыми спланированы и Сан Микеле в Павии (1117-1155) и собор в Парме (после 1117), перекрытые при перестройке вспарушенными сводами. Они, в отличие от Сант Амброджо, имеют трансепты с прорезанными в толще стены квадратными в плане капеллами и результат французских влияний - маленький клересторий над эмпорами. В обеих сохраняются неглубокие крипты, образованные за счет подъема уровня восточной части храма (т.н. ломбардский высокий хор, прототип его - приподнятая в 7 в. над обнесенной обходом гробницей апостола алтарная часть базилики св. Петра), открытые в результате тремя аркадами прямо в центральный неф.

Обе постройки выходят западными фасадами на городскую площадь (Пармский собор является частью комплекса, включающего также кампанилу и полуготический восьмигранный снаружи и шестнадцатигранный внутри баптистерий). В их внешнем декоре появляется новыый принцип - на смену плоским ломбардским арочкам-лезенам приходит сквозная арочная галерея в толще стены. Кроме того, фасады решены как экраны, превышающие по ширине реальный размер нефов и за счет боковых выступающих контрфорсов загораживающих от зрителя боковые части базилики. Входы в Сан Микеле оформлены как три французских перспективных портала (правда, вместо многофигурной тимпанной композиции там только вписанные в тимпан одинокие фигуры архангелов), Пармский собор открывается на площадь двухъярусным выносным крыльцом на колоннах - типичным способом оформления входа для Северной Италии.

Без сводов над центральным нефом спланированы Моденский собор (архитектор Ланфранко, 1099-1184), первоначально плоско перекрытый и получивший своды центрального нефа лишь в 15 в. и базилика Сан Дзено в Вероне (1123-35), построенная под влиянием Ланфранко и перекрытая по центральному своду стропилами с трехлопастным деревянным навесным потолком (так в 13 в. проявилось подражание французской готике). Фасады этих двух построек покрыты фризовой и сплошной резьбой мастеров Вильгельма и Никколо (см. Романская скульптура). Рядом с обеими церквами помещены квадратные в плане колокольни, завершенные впоследствии готическими шатрами.

С конца 11 в., после Первого крестового похода (1096-99) в Северной Италии, а позже и по всей Европе распространился новый тип постройки - ротонда с обходом, явно восходящая к иерусалимской ротонде Гроба Господня. Такие планы имели позднеримские мавзолеи 4 в. (Елены, Констанции), однако их активное воспроизведение связано с влияниями единственного в своем роде Мавзолея - иерусалимского храма Воскресения. В течение 12 в. строятся ротондальный старый собор в Брешии, ц. Сан Томмазо а Лемине (Сан Томе) в Альменно и ставшая в 1169 г. резиденцией госпитальеров ротонда Сан Пьетро в Асти.

Ломбардская архитектура и в период зрелой романики оказывает значительное влияние на соседние области. На основе заимствований из североитальянской архитектуры и собственного опыта осмысления ордера складывается оригинальная тосканская архитектурная школа.

Ареал политических влияний Тосканы в 11-12 вв. очень широк. Почти вся Италия становится к 12 в. доминионом Матильды Тосканской (ум. 1115), защитницы папства от императора, соратницы Григория 7 Гильдебрандта, покровительницы искусств и Болонского университета. Влияния сильнейшей из морских держав этого периода - Пизы - после победы 1062 г. над сарацинами при Палермо распространяется вплоть до завоеванной ими Сардинии. Пизанский торговый флот везет крестоносцев в Иерусалим во время 2 крестового похода.Романская архитектура Тосканы отчетливо делится на две школы - пизанско-луккскую и флорентийскую. Обе связаны с активным использованием ордерных элементов, но в первом случае ордер используется как набор отдельных элементов внутри средневековой системы пропорций, во втором - т.н. инкрустационном стиле - употребление ордера связано с попыткой возрождения классической пропорциональной системы. Не случайно архитектурные Флоренции 11-12 вв. считаются памятниками Проторенессанса, предвестниками итальянского Возрождения.

Заложенный в Пизе после победы при Палермо в 1063 г. соборный комплекс включает 4 элемента - собор (архитектор Райнальдо, осв. 1118), баптистерий (архитектор Диотисальви, ротонда с коническим куполом внутри, также имеющая образцом иерусалимский храм Воскресения - 1153), кампанилу - "падающую башню" (архитекторы Вильгельм из Инсбрука и Бонаннус Пизанский, 1174) и кладбище - Кампо Санто, заполненное землей, привезенной из Иерусалима пизанским флотом в качестве балласта (отсюда название - Святое поле), сооружение, относящееся уже к готической эпохе (1278, перестроено после чумы 1340-х гг.). Плоско перекрытый собор, состоящий как бы из трех составленных Т-образно базилик, пересекающихся в средокрестии, увенчанном эллиптическим куполом на восьмигранном тамбуре неправильной формы, украшен 5-ярусной аркадой, плоской в зоне порталов и объемной в верхних ярусах (совершенно антиримский, атектоничный подход к оформлению плоскости фасада). Здесь, в отличие от Ломбардии, аркада становится не частным элементом декора, а основной архитектурной темой. Колонны, часть из которых античная, стоят слишком близко друг к другу для того, чтобы аркада приобрела классические пропорции. Кроме того, пропорции колонны произвольно сокращаются к углам фронтона - такое насилие над ордером немыслимо в классической ордерной системе. Использование полосатой, мраморно-серпентинной бело-зеленой кладки, согласно Конанту, восходит к римской технике опус микстум и будет унаследовано тосканской готикой. Другие устойчивые декоративные элементы - инкрустации в раннехристианской технике набора орнаментов из обломков цветных мраморов - опус сектиле - и декоративные кессоны, вписанные в плоские арки фасадов. Интересно, что кессон, в Древнем Риме декорировавший внутренние поверхности сводов и куполов, здесь стал одиночным мотивом, совершенно поменяв способ соотношения с архитектурой. Апсида собора украшена золотофонной мозаикой.

К этой же школе, но со своими местными особенностями, принадлежат постройки соседней Лукки - собор Сан Мартино, ц. Сан Микеле ин форо, Сан Фредиано и др. Луккские фасады с аркадами носят еще более декоративный характер, резной и инкрустированный декор распространяется на всю плоскость фасада, занимая даже поверхность стволов колонн, часто имеющих причудливые, витые, сдвоенные или завязанные узлом формы. Мозаика в Сан Фредиано выходит на внешнюю поверхность фасада. В нартексе Сан Мартино появляется объемная скульптура на консолях - приставленная к стене конная статуя св. Мартина с нищим. Фасад Сан Микеле прорезают два готических окна-розы - одно в тимпане, глухое, второе открывается в чистое небо, прорезая высокий аттик.

Таким образом, очевидно, что пизанско-луккская школа создает из классических ордерных и других заимствованных элементов собственный декоративный стиль, слабо связанный с их первоначальным местом исходной архитектурной системе.

Постройки флорентийского "инкруста- ционного стиля" (он назван так в связи с облицовкой фасадов зданий двумя типами мраморов - флорентийским "пьетра серена" - "светлым камнем" и темно-зеленым "верде ди Прато") демонстрируют совершенно другой набор приемов. Баптистерий Сан Джованни во Флоренции (1066-1150), ц. св. Апостолов в Сан Миниато аль Монте (1013-1063), фасад Бадии во Фьезоле (втор. половина 12 в.) явно апеллируют не только к декоративным элементам, но и к типам планов и пропорциям построек раннего христианства - восьмигранного баптистерия, базилики на колоннах, с наложенными классическими аркадами нартекса и классических форм фронтоном, или аркады, пришедшей из светской архитектуры, например, с фасада дворца экзархов в Равенне. Эти классические пропорции и ритм аркады на колоннах три столетия спустя будут использоваться еще одним флорентийцем - Филиппо Бруннелески - в одной из его первых построек - лоджии Невинных во Флоренции (1400-е гг.). В 15 в. во Флоренции возникает предание о римском происхождении баптистерия Сан Джованни и его непосредственном прототипе - Пантеоне. В памятниках инкрустационного стиля действует еще один вполне классический принцип - уменьшение объемности ордера снизу вверх, его "облегчение" от полуколонн первого яруса к плоским канеллированным пилястрам второго или третьего.

Регион, в котором собственная раннехристианская традиция никогда не прерывалась, не имевший нужды в ее возрождении - Рим позднего 11 - 12 вв., многострадальный город, пострадавший как от постоянных эпидемий малярии, так и от войн папы и императора, и - в наибольшей степени - от неуклюжей помощи, оказанной папе сицилийским герцогом Робертом Гвискардом в 1084 г., в ходе которой значительная часть города была сожжена. Центр города находится в полном запустении, Капитолий называют "Монте каприно" (Козьей горой), а Форум - "Кампо ваччино" (Коровьим полем).

Стагнация архитектурного стиля, консерватизм собственной местной традиции привели к тому, что до раскопок середины 19 в. ц. Сан Клементе считали постройкой 4 в. Рим всегда, вплоть до Высокого Возрождения, будет повторять сам себя, свое великое прошлое, давление этого прошлого в 11-14 вв. проявило себя полнейшим равнодушием римской архитектурной школы к сводчатым решениям романского и готического стиля.

В 12 в. в Риме продолжают строиться и обновляться базилики с плоским покрытием на колоннах - Сан Клементе (перестроена в первой четв. 12 в), Санта Мария ин Космедин (перестроен интерьер 1079-1118). Получают первые в истории романской архитектуры квадратные башни-звонницы церкви Санти Куаттро Коронати (конец 10 в.), Санта Пуденциана, Санта Мария Маджоре, Сан Джорджо ин Велабро (12 в.). Обновление интерьеров в 12 в. связано с деятельностью т.н. "римских мраморщиков" - семейств Космати и Вассалетти, которые с середины 12 по середину 13 в. из "вторичного сырья" Античности - обломков мраморов, порфиров, серпентинов, частиц мозаик - создают собственную декоративную систему - т.н. косматический стиль - развитие раннехристианской техники опус сектиле. Полы Сан Клементе, Санта Мария Маджоре, Санта Мария ин Космедин получают изысканный орнамент с красными и зелеными кругами из распиленных обломков колонн (образцом для этих полов стали, видимо, полы базилики Монтекассино, украшенные в 1060-70-х гг. греческими мастерами), клуатры Сан Паоло Фуори ле Мура и Латеранской базилики украшаются обходными галереями на витых инкрустированных колонках, в косматическом стиле декорируются алтарные преграды, подсвечники для пасхальных свечей. Еще один непременный элемент римского церковного интерьера - киворий - балдахин на четырех колонках, несущий одно- или двухъярусный октогон - по одной из последних теорий, также воспоминание о шатре Гроба Господня.


Архитектура Венеции
Архитектурная традиция Венеции 11-12 вв., как и римская, не может быть названа в полном смысле слова романской. Положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, сильнейшие византийские, а потом и мусульманские влияния определяют цитатный характер ее архитектуры.

Главная постройка города - собор Сан Марко - перестраивается в 1063-1085 г. после пожара, уничтожившего почти полностью базилику 976 г., возведенную над перенесенными из Александрии венецианскими купцами в 828 г. мощами св. Марка. В основе плана нового собора лежит план не сохранившейся ц. Св. Апостолов в Константинополе, усыпальница Юстиниана и Феодоры - равноконечный греческий крест, каждая из ветвей которого и средокрестие перекрыты куполами на парусах. В качестве опор используются мощные квадратные прорезанные по типу римской четырехфасадной арки столпы. Организация внутреннего пространства отличается от ц. св. Апостолов тем, что галереи второго яруса расположены по всему периметру здания, алтарь находится в восточном окончании креста, а не в центре, как было в ц. св. Апостолов. После I крестового похода собор послужил прототипом для аквитанской церкви Сен Фрон в Периге. Фасад и интерьер собора украшены частично сильно реставрированными мозаиками 12-13 вв., сделанными, по всей видимости, местными мастерами по византийским образцам. На балконе фасада стоит римская бронзовая четверка коней, первоначально украшавшая триумфальную арку Нерона в Риме. Константин Великий привозит их в новую столицу - Константинополь, откуда их по приказанию слепого дожа Энрико Дандоло вывозят в 1204 г. венецианцы, вместе с крестоносцами грабящие город.

Этот план повторяется в построенной после 1231 г. ц. Сант Антонио в Падуе.

Базиликальное строительство в Венеции не отличается конструктивной оригинальностью. Базилики в Торчелло и Мурано (первая половина 12 в.) построены из кирпича, украшены византинизирующими мозаиками. Дошедшие сюда влияния ставшего зрелым ломбардского стиля выражаются в появлении двухъярусных сквозных аркад (как на восточном, выходящем на канал окончании базилики в Мурано), пришедших, вероятно, из декора собора в Модене. Архитектура юга Италии и Сицилии


Географическая и историческая ситуация Юга Италии дает, пожалуй, самую пеструю на Аппенинском полуострове картину разнообразных влияний. Первоначальная территория Великой Греции, завоеванная в 7-8 вв. лангобардами, основавшими здесь герцогства Беневент и Салерно, с арабским владычеством на островах с 917 г., приют беглых византийских монахов в эпоху иконоборчества, наконец, герцогство, а потом королевство норманнской династии с 1061 по 1194 г., когда Сицилия путем династического брака присоединяется к империи. Влияния всех перечисленных народов явно отразились в архитектуре региона, кроме, пожалуй, северофранцузских - воинственная Отвильская династия не приглашала архитекторов с родины, да и покинула Нормандию еще до сложения там оригинальной архитектурной школы.

Плоско перекрытые или частично сводчатые базилики Апулии (Сан Никола в Бари с большой сводчатой паломнической криптой, куда в 1087 г. в подражание венецианцам перенесли из Мир Ликийских мощи святителя Николая), соборы в Руво, Трани, Битонто, взявшие от Ломбардии поперечные арки интерьера, соседствуют с купольными базиликами Сан Леонардо в Сипонто с восьмигранным, напоминающим пизанский, барабаном купола.

Для Калабрии характерны правильные крестово-купольные византийского типа церкви (Кафоликон в Стило 10 в. - из кирпича византийского типа, пятикупольная), мавзолей герцога Боэмунда, сына печально известного Роберта Гвискарда, в Канозе (1111), представляющий собой усеченный, лишенный одной пары опор и приставленный к телу собора фрагмент крестово-купольной церкви.

В Кампанье в середине 11 в. зарождается явление, которому суждена долгая жизнь в искусстве Италии. Ставленник норманнской династии, аббат Дезидерий Монтекассинский (вспомним, что монастырь в Монтекассино основан в 529 г. св. Бенедиктом, отцом западного монашества), в 1066 г. затевает перестройку монастыря по римским образцам. Средства дают норманнские короли, радующиеся возможности проявить свою лояльность к папскому престолу на фоне борьбы папы и императора, мастера приглашаются из Амальфи (торгового города, где могут встретиться и Багдад, и Константинополь, и Кипр, и Тунис, и Иерусалим). Базилика строится "по образцу базилики св. Петра в Риме" - Т-образная, плоско покрытая, с атриумом. Пропилеи и портик имеют стрельчатые арки, видимо, мусульманской формы, с чуть скругленной стрелой. Хронист Лев Остийский упоминает о ввозе богослужебных предметов из Константинополя и приглашении со стороны самых разных мастеров, исключая живописцев, которые, видимо, были местными. Несомненно восточным мастером были сделанные упомянутые в биографии Дезидерия бронзовые двери по образцу амальфитанских. Базилика освящается в 1071 г. с большой пышностью, в присутствии многих церковных иерархов. Аббат Гугон Клюнийский в 1083 г. посещает Монтекассино, что, видимо, послужило одной из причин перестройки базилики в Клюни, начатой в 1088 г.

В 1943 г. Монтекассинский монастырь был разрушен прямым попаданием с воздуха. До наших дней сохранилась его дочерняя церковь - Сант Анджело ин Формис в Капуе (1056-73), также с атриумом, вестибюлем на стрельчатых арках и живописным циклом, восходящим к римской живописи 5 в. Считается, что живописная манера заимствована в постройках клюнийской школы.

Р. Китцингер метко назвал процесс сознательного обращения к собственному раннехристианскому прошлому в Италии 11-12 вв. "антикварианизмом". Этот термин имеет отношение скорее к живописи, чем к архитектуре, и мы увидим расцвет этой тенденции в живописи Рима, Лация, Венеции 11 - начала 13 в.

Наиболее оригинальная картина развития архитектуры складывается на Сицилии - арабской территории с конца 9 в., завоеванной норманнами и пережившей подлинный ренессанс в конце 12 в., в правление просвещенных Рожера II и Фридриха II. Короли-меценаты объединили при своем наскоро христианизированном дворе византийских живописцев, еврейских медиков, арабских географов, провансальских поэтов и т.д. Таков же диапазон влияний на архитектуру - византийские мозаики, со специально выработанной системой перенесения крестово-купольного декора в интерьер базилики (Палатинская капелла и Марторана в Палермо, соборы в Монреале и Чефалу); использование арабских сталактитовых сводов (часто декоративных, в навесных потолках - Палатинская капелла, виллы Рожера вокруг Палермо), красные глухие купола мусульманского типа на тромпах, венчающие каждую травею базилики (Сан Катальдо, Сан Джованни дельи Эремити сер. 12 в.), византийская схема церкви на четырех колоннах в Марторане, наконец, обилие мусульманского декора на фасаде и в клуатре собора в Монреале (1160-80-е) при сохранении ломбардских пропорций. Конечно, на фоне такой пестроты и разнообразия невозможно говорить о сложении собственной устойчивой традиции - это искусство столь же блестящее, разнообразное и причудливое, как и быт просвещенного короля-христианина, окруженного придворными всех конфессий, на маленьком острове веротерпимости в период крестовых походов.
Романская архитектура Германии
Романский стиль в Германии - в значительной степени результат ее особенной в политическом отношении судьбы, столетиями связанной с имперской идеей, он складывается под неослабевающим влиянием каролингской и оттоновской архитектуры, частично - под влиянием Ломбардии, в гораздо меньшей степени - Клюни. Фридрих Барбаросса считает себя наследником одновременно Константина, Юстиниана и Карла. В Священную римскую империю германской нации входят к концу 12 в. и обе Сицилии, и Италия, и Венгрия с Далмацией. Для Германии характерно разнообразие местных школ (Саксония, Рейнские земли, школа Хирсау, Кельн) и значительная инерция романского стиля - первые готические постройки здесь появляются лишь около 1230 г. - почти столетием позже, чем во Франции.

В целом для местного романского стиля характерны каролингско-оттоновская двойная ориентация церковного здания и многобашенность, чередование опор (со связанной системой сводов или с плоским покрытием), взятое из Италии отсутствие развитых восточных концов и сохранение крипт, особое положение скульптуры за счет отсутсвия портала.

Саксонская школа максимально ощутимо сохраняет оттоновскую традицию. Сюда же в конце 10 в. приходят влияния Клюни-II. Ц. св. Серватия в Кведлинбурге (1079-1129), св. Годехарда в Хильдесхайме (1079-1129) перекрыты стропилами, имеют простые, элементарные обхемы, чередование опор 1:2, как в ц. св. Михаила, наружный ломбардский декор в виде плоских арочек, восьмигранные башни над средокрестием и цилиндрические - над вестверком. С оттоновской архитектурой школы Райхенау сходна базилика в Хальберштадте - здесь нет чередования опор, однако внешний облик здания сохраняет традиционную многобашенность и скупость декора. В Саксонии сохранился и значительный памятник светской архитектуры - пфальц в Госларе, перестроенный после 1132 г., открытый на фасаде аркадами, напоминающими аркады фасада Моденского собора. К типу Хирсау относятся плоско покрытые базилики на колоннах, повторяющие план Клюни-II (ц. в Альпирсбахе, Паулинцелла в Тюрингии, втор. пол.12 в.).

Рейнские земли - зона т.н. императорских соборов - заложенных в оттоновское время, но перестроенных в конце 11-12 вв. Трирского (1080-1181), Шпейерского (1082-1106), Майнцкого (1181-1239) и Вормского (1171-1234) соборов - максимально монументального и парадного воплощения одновременно оттоновской и ломбардской архитектурных школ. Здесь сочетаются двусторонняя ориентация, башни над средокрестиями и над обоими окончаниями здания (что при значительной длине базилики уподобляет многобашенные восточный и западный концы самостоятельным композициям с перемычкой нефа между ними), ломбардские нервюрные вспарушенные своды над центральными нефами, ломбардские лезены и открытые галереи вместе с постепенно входящими в репертуар готическими формами декора - розами на апсидах и рукавах трансепта. Из скульптуры рейнские соборы используют только изредка готических химер.

Тот же тип в монастырском варианте - ц. Санта Мария Лаах близ Кобленца (с 1093 г.) выглядит гораздо скромнее. Сохраняются те же принципы, однако без готических элементов в декоре и с атриумом (видимо, по образцу Сант Амброджо в Милане).

Кельнская школа - самая декоративная и изысканная из архитектурных школ романской Германии. Церкви Санта Мария ин Капитоль (1045-1219) и построенная по ее образцу ц. св. Апостолов в Кельне (1190) имеют восточное завершение в виде трилистника (по мнению Конанта, здесь сказывается действие раннехристианских прототипов, базилики в Вифлееме и ц. Сан Лоренцо в Милане). Кельнские постройки теснее связаны с французской архитектурой - ц. Санта Мария ин Капитоль и свв. Апостолов перекрыты 6-частными нервюрными нормандскими сводами. Под влиянием раннеготических французских построек т.н. "нуайонской группы" возведен в первой половине 13 в. собор в Лимбурге-на-Лане, с четырехчастным членением стены центрального нефа и раннеготическим принципом "двойной оболочки".



Цистерцианцы приносят в Германию после 1123 г. новый, практичный и легко тиражируемый тип романской постройки - т.н. кирпичную романику - плоско покрытые, с простейшими геометрическими формами декора церкви (аббатства в Иерихове, Хорине ок. 1200).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница