Сведения о стандарте



Скачать 163.15 Kb.
Дата23.05.2016
Размер163.15 Kb.
ПРОЕКТ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Всероссийский педагогический форум «За качественное образование»

Стандарт качества


педагогического образования.

Требования студентов

г. Екатеринбург, 2015 г.

СВЕДЕНИЯ О СТАНДАРТЕ


  1. ПОДГОТОВЛЕН ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

  2. ВНЕСЕН для обсуждения на Всероссийском студенческом форуме «За качественное образование» 25-26 сентября 2015 г.

  3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие …

  4. ВПЕРВЫЕ ПРИМЕНЕН в …



  1. ВВЕДЕНИЕ

Создание настоящего стандарта обусловлено Государственной политикой, направленной на развитие и совершенствование системы образования в России, создание условий, обеспечивающих высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Эта политика отражена в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497.

Одной из задач Программы развития образования является «формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов».

Реализация этой задачи требует «услышать голос» главного потребителя образовательной услуги – студента, требования которого до настоящего времени нигде не были официально признаны. Кроме того, развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов. Повышение качества высшего образования вступило в противоречие с расширением доступности профессионального образования.

На Совете ректоров в октябре 2014 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что «наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование...», для этого «нужна большая открытость, понятные механизмы и пути внедрения эффективных механизмов оценки качества обучения».

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается определение понятию «качество образования», констатируется предоставление возможности проведения «независимой оценки качества образования» и «общественной и профессионально-общественной аккредитации». Согласно п. 5.2. Национального стандарта РФ ГОСТ ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества», высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. Поручение Президента РФ В.В. Путина от 22 мая 2014 г. № 1148 п. 2 предполагает создание внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения для последующего возможного учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

В этой связи, всероссийское общественное движение «За качественное образование», консолидирующее наиболее активные группы студенчества, инициировало создание и широкое обсуждение студенческого стандарта качества образования, проект которого в октябре 2014 г. был презентован и получил поддержку на форуме Общероссийского народного фронта в г. Пенза 21 ноября 2014 г. на открытом заседании Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи. Студенческий стандарт качества образования был утвержден и стал основой для разработки отраслевых модификаций студенческого стандарта. Это позволяет учитывать специфику подготовки специалистов, предъявлять требования студентов к профессиональной подготовке, совершенствованию определенных общекультурных и профессиональных компетенций. При разработке показателей качества педагогического образования необходимо обратить внимание на развитие личностных качеств студентов, приобретение ими психолого-педагогических компетенций, наличие которых гарантирует выпускнику педагогического вуза эффективную деятельность в качестве высококлассного педагога дошкольного образования (воспитателя), педагога начальной, основной и старшей школы. Современный учитель должен обладать не только знаниями по педагогике и психологии, владеть инновационными образовательными технологиями, но и получить базовую подготовку в области технологии управления качеством образования.

Настоящий стандарт дополняет и раскрывает требования нормативных документов, указанных в разделе 3 настоящего стандарта, с позиции обучающихся по образовательным программам педагогической направленности в вузах Российской Федерации

В соответствии с этим, «Стандарт качества педагогического образования. Требования студентов» не только устанавливает требования обучающихся к организации образовательного процесса, но и ставит своей целью повышение удовлетворенности им в образовательной организации и улучшение подготовки обучающихся в вузах, реализующих программы педагогической направленности. Совокупность этих направлений на законодательном уровне позволяет проводить несколько видов оценок: общественную и независимую оценку качества образования.


  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Настоящий стандарт представляет собой совокупность требований студенческого сообщества вузов, реализующих образовательные программы педагогической направленности (далее – вузы, реализующие ОППН), к образовательному процессу. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения любым вузом, реализующим ОППН.

2.2. Стандарт может применяться образовательной организацией, которая имеет намерение:


  • наиболее полно реализовывать социальную ответственность по отношению к главным потребителям образовательной услуги – обучающимся;

  • повышать удовлетворенность обучающихся качеством образования в данной организации;

  • самостоятельно (через внутренние проверки) подтверждать соответствие своей деятельности настоящему стандарту и заявить об этом соответствии всем заинтересованным сторонам – участникам образовательных отношений, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации;

  • демонстрировать соответствие стандарту путем внешней независимой оценки,

  • улучшать менеджмент для достижения устойчивого развития организации;

  • повышать эффективность системы менеджмента качества в организации.

2.3. Стандарт является основой для разработки общественной оценки состояния и результатов образовательного процесса в вузах, реализующих ОППН. Настоящий стандарт может также служить ориентиром для организаций, экспертов и привлекаемых внешних специалистов при осуществлении независимой и общественной оценки качества и составления рейтинга образовательных организаций.

2.4. Стандарт может быть положен в основу деятельности:

- руководителей вузов, реализующих ОППН, отвечающих за результативность и качество подготовки обучающихся;

- научно-педагогических работников, разрабатывающих и реализующих ОППН;

- обучающихся по программам педагогической направленности.

2.5. Стандарт предъявляет требования к:

- научно-педагогическим работникам;

- учебному процессу;

- интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью;

- научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- образовательной среде;

- социокультурной среде и социальной поддержке;

- досуговой и воспитательной работе с обучающимися;

- инфраструктуре образовательной организации;

- обучающимся.

2.6. Стандарт направлен на:

- обеспечение единства образовательного процесса в вузах, реализующих ОППН на территории Российской Федерации;

- повышение качества условий профессиональной подготовки будущих педагогов;

- определение требований к образовательному процессу и её участникам для обеспечения достижения высоких результатов освоения ОППН;

- вовлечение обучающихся по программам ОППН в процесс оценки и повышения качества образования.




  1. ДОКУМЕНТЫ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАН СТАНДАРТ

Стандарт разработан с учетом положений следующих документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная Правительством РФ 23 мая 2015 г. № 497;

-   Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н;

-  Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24.07.2015, №514н;

- «Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. №1547;

- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования»;

-  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации».

-  Национальный стандарт РФ ГОСТ Р  54732-2011/ ISO/TS 10004:2010 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие рекомендации по мониторингу и измерениям».




  1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательный процесс – процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений, навыков и компетенций, осуществляемый путем организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций такого уровня и объема, которые позволяют вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Неформальное образование – тип образования (т.е. деятельности, познания, творчества, приводящих к образовательным результатам), который не регламентируется жесткими формами, не сертифицируется и не дает оснований для профессиональной деятельности.

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Стандарт – совокупность обязательных требований к объекту, которые разработаны на основе консенсуса и утверждены признанным органом. В стандарте устанавливаются правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов, направленные на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Улучшение качества – деятельность, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Компетентность – продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике.

Удовлетворенность обучающихся – восприятие обучающимися степени выполнения их требований.



  1. ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

    1. Требования к научно-педагогическим работникам

      1. Демонстрировать профессиональную компетентность в процессе выполнения профессиональных задач:

- Активно использовать в повседневной профессиональной деятельности современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, проектные технологии и др.;

- Быть готовым к поддержанию обратной связи со студентами во внеучебное время;



- Демонстрировать владение культурой речи, навыками деловой коммуникации педагога.

      1. Иметь практический опыт в сфере общего образования (обязательно для НПР, преподающих психолого-педагогические дисциплины).

      2. Быть образцом порядочности, высокой профессиональной культуры, морали и нравственности при выполнении профессиональных обязанностей.

      3. Способствовать сохранению и развитию культурных традиций России и ее исторических ценностей.

      4. Быть компетентными в вопросах качества образования и демонстрировать на примере свою приверженность ценностям и культуре качества образования.

      5. Проявлять личную заинтересованность в высоком качестве подготовки выпускников и принимать активное участие в деятельности по улучшению качества.

      6. Применять современные методы анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения ОППН, степень сформированности у обучающихся по ОППН качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности и получения устойчивых выгод для заинтересованных сторон (выпускника, образовательной организации, работодателя, общества, государства).

      7. Организовывать совместно со студентами учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на модернизацию педагогического образования.

      8. Формировать у студентов интерес к педагогической деятельности.



    1. Требования к учебному процессу

      1. Возможность реализации индивидуальных маршрутов обучения на очном отделении с правом совмещения работы по профилю обучения (для педагогических направлений).

      2. Обеспечение прохождения практик всех видов в образовательных организациях города и региона, лидирующих по результатам внешней оценки качества образования.

      3. Обеспечение студентам академической мобильности, в том числе через сетевое обучение (возможность пройти часть обучения в другом вузе, в том числе за рубежом).

      4. Возможность обучения в вузе по широкому спектру программ дополнительного образования, способствующих формированию надпрофессиональных компетенций педагога (иностранный язык, менеджмент, ораторское мастерство, детское творчество и др.)

      5. Организация программ дополнительного профессионального обучения для студентов и выпускников прошлых лет по подготовке к работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (обучающиеся, проявившие выдающиеся способности; обучающиеся, для которых русский язык не является родным; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья), а также по подготовке к Единому государственному экзамену.

      6. Осуществлять индивидуальную работу со студентами, испытывающими сложности в освоении ОППН, и со студентами, проявившими выдающиеся способности.




    1. Требования к интеграции образовательного процесса

с профессиональной деятельностью

      1. Привлекать к работе в вузе работников образования разных уровней, других регионов, победителей конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Лучший в профессии» и др.

      2. Организовывать конкурсы и проекты профессионального мастерства для студентов педагогического вуза совместно с обучающимися и педагогами среднего общего и среднего профессионального образования.

      3. Создание условий для развития и поддержки движения студенческих педагогических отрядов или иных общественных объединений профессионально-педагогической направленности.

      4. Привлечение обучающихся к реализации совместных мероприятий и проектов (в том числе НИР) с другими образовательными организациями.

      5. Обеспечение и поддержание эффективной работы подразделения, оказывающего помощь в трудоустройстве обучающимся в период обучения и выпускникам по направлению подготовки.

      6. Наличие обязательных практикоориентированных модулей, предполагающих освоение теоретического содержания материала при максимальной самостоятельной работе обучающихся, с последующей отработкой приемов, методов в учебно-лабораторной среде или на практике.


5.4. Требования к научно-исследовательской

и инновационной деятельности вуза

5.4.1. Оказывать организационно-финансовую поддержку участия обучающихся в форумах, конференциях, лагерях-семинарах регионального, всероссийского и международного уровней, направленных на развитие образования и профессиональное становление педагога.

5.4.2. Оказывать финансовую поддержку студенческих публикаций в ведущих периодических изданиях и участия в межвузовских олимпиадах по направлениям подготовки.

5.4.3. Организовать работу малых инновационных предприятий с участием студентов в образовательной сфере.

5.4.4. Привлекать обучающихся к проектной и научно-грантовой деятельности, поддерживать инициативы обучающихся в поиске и получении грантов и субсидий для реализации социально значимых научно-исследовательских проектов и программ в образовательной сфере.

5.4.5. Проводить мониторинг научной активности обучающихся с целью формирования научного рейтинга студентов и учебных подразделений вуза.



      1. Обучать проектной деятельности и управлению социально значимыми проектами, содействуя их реализации.



5.5. Требования к образовательной среде

      1. Использовать в учебном процессе современные средства обучения, соответствующие уровню оснащенности образовательных организаций, где предстоит работать выпускникам.

      2. Наличие современной информационно-образовательной среды, включающей: электронный каталог библиотеки, электронные ресурсы с выходом в другие электронные библиотеки, учебный портал, систему видеоконференцсвязи и др.

      3. Обучение работе с электронными ресурсами образовательной среды с первых дней обучения в вузе.

      4. Наличие доступа к полному комплекту методических материалов по всем образовательным программам на учебном портале вуза.

      5. Свободный доступ в сеть Интернет в любой точке вуза.

      6. Наличие единой интегральной балльно-рейтинговой системы.

      7. Наличие эффективной электронной системы учета индивидуальных достижений обучающихся (портфолио учебных и общественных достижений).

      8. Предоставление вузом доступа к услугам копирования и тиражирования.

      9. Наличие многоканальной информационной системы, позволяющей получить полную информацию о различных направлениях деятельности в вузе, в том числе внеучебной.

      10. Обеспечение библиотеки образовательной организации современной научной, учебной, периодической литературой, методическими материалами по всем образовательным программам.


5.6. Требования к социокультурной среде и социальной поддержке

      1. Наличие дифференцированной и прозрачной системы материальной поддержки обучающихся (материальная помощь, социальные стипендии, компенсации и др.).

      2. Наличие эффективной системы оздоровления обучающихся.

      3. Наличие открытой системы поощрения обучающихся.

      4. Прозрачность системы распределения мест в общежитиях.

      5. Наделение органов студенческого самоуправления действенными полномочиями (Представительство ССУ в Ученом Совете вуза).

      6. Обеспечение качественных условий проживания в студенческих общежитиях.


5.7. Требования к досуговой и воспитательной работе

      1. Наличие большого выбора творческих студий, клубов по интересам, спортивных секций.

      2. Наличие помещений, их пригодность и доступность для занятий внеучебной деятельностью (спортивных залов, актового зала, помещений для клубов и секций)

      3. Соответствие системы воспитательной работы проекту «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО)».

      4. Содействие активной работе ассоциации выпускников (выделение помещения для проведения мероприятий, информационная поддержка и др.).

      5. Публичное признание и поощрение общественной и социальной деятельности обучающихся (в том числе волонтерской), направленной на развитие образования в регионе (городе).

      6. Наличие музея истории вуза.

      7. Создание условий для неформального образования, направленного на развитие будущего педагога:

- приглашение ведущих педагогов для проведения семинаров/ тренингов;

- выделение помещения и необходимых средств;



- информационная поддержка и др.
5.8. Требования к инфраструктуре образовательной организации

      1. Наличие безбарьерной среды для обеспечения возможности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

      2. Наличие зон самоподготовки, совместной работы и общения студентов.

      3. Приближение учебной среды к производственной среде педагога (оформление спецкабинетов, рекреаций, коридоров должно отражать атмосферу образовательной организации, где предстоит работать выпускнику).

      4. Создание комфортных условий для обучения и отдыха: эргономичная мебель, достаточная освещенность и температура в учебных помещениях, наличие столовых в каждом учебном корпусе и современно оборудованных санузлов



  1. Требования к обучающимся

    1. Быть активным участником образовательного процесса.

    2. Быть ответственным и дисциплинированным во всех аспектах своей деятельности: соблюдать правила трудовой и учебной дисциплины, проявлять тактичность и уважительное отношение к преподавателям и обучающимся.

    3. Постоянно совершенствовать навыки владения иностранными языками.

    4. Быть ответственным за образовательные результаты.

    5. Настойчиво овладевать знаниями, умениями и навыками проектной и исследовательской деятельности.

    6. Быть образцом порядочности, высокой культуры, морали и нравственности, следить за своим внешним видом и речью, быть носителем духовной культуры и лучших традиций интеллигенции.

    7. Признавать приоритеты духовно-нравственных ценностей при осуществлении любой деятельности в стенах вуза и за его пределами. Активно пропагандировать и продвигать образовательные ценности и культурные традиции России.

    8. Поддерживать имидж и авторитет университета путем сохранения и развития вузовских традиций, активно участвовать в общественных и внеучебных мероприятиях.

    9. Принимать участие в деятельности общественных советов, профессиональных сообществ, студенческих клубов и других общественных образований.



Каталог: system -> redactor assets -> documents
system -> Б. А. Найданова, педагог-психолог Познание человека как личности
system -> Перечень психодиагностических методик центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
system -> Зав кафедрой травматологии и ортопедии (А. Г. Тукмачев) Ассистент кафедры травматологии и ортопедии
system -> Основная профессиональная образовательная программа
system -> Лекции №5, №6 18. 09. 2012. Основные понятия психологии
system -> Доклад Республики Беларусь об осуществлении положений Конвенции
system -> Ббк 53. 57 Ч 89 Черников А. В. Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики
system -> Учебно-методическое пособие Хабаровск 2008 (07) л 481
documents -> Гиперактивный ребенок Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют
documents -> Подросток и семья


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница