Сущность технологического подхода в образовании



Дата27.05.2016
Размер58.5 Kb.
Сущность технологического подхода в образовании

Развитие образовательных процессов в современном об­ществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагоги­ческих исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы являет­ся технологический подход, применение понятия «техноло­гия» к сфере образования, педагогическим процессам.

Наиболее общая, метапредметная трактовка этого поня­тия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельно­сти, применяемую человеком в целях преобразования ок­ружающей среды, производства материальных или ду­ховных ценностей».

Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как техноло­гий — стал неотъемлемой частью современного материально­го производства. Он выступает как концентрированное вы­ражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Технологическая революция обусловила проникнове­ние технологизации и в сферу социальных процессов и яв­лений, породила надежду на возможность управлять слож­ными социальными, в частности педагогическими, процесса­ми и системами.

Применение технологического подхода и термина «тех­нология» к социальным процессам, к области духовного про­изводства — образованию, культуре — это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

В научном понимании и употреблении термина «педа­гогическая технология» существуют несколько различных позиций.



1. Педагогические технологии как средство, то есть как производство и применение методического инстру­ментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер).

  • Педагогическая технология включает всё: «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

  • Педагогическая технология — совокупность психоло­го-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обу­чения, воспитательных средств; она есть организационно-ме­тодический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

  • Педагогическая технология — это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

  • Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Россий­ская педагогическая энциклопедия»).

  • Школьные технологии — средства учебной деятель­ности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова).

  • В глоссарии терминов по педагогическим технологи­ям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порождённых революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средст­ва, телевидение, компьютеры и другие виды.

2. Вторую позицию представляют В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, М.А. Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Они считают, что педагогическая технология это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), осно­ванный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.

Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастерства преподавания, вос­питания.



  • Педагогическая технология — это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудо­вания для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

  • Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

  • Технология обучения — это составная процессуаль­ная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

  • Педагогическая технология — это строго научное про­ектирование и точное воспроизведение гарантирующих ус­пех педагогических действий (В.А. Сластёнин).

  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учеб­ного процесса с безусловным обеспечением комфортных ус­ловий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

• Педагогическая технология — это оптимальный спо­соб действия (достижения цели) в заданных условиях (A.M. Кушнир).

3. Представители третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматри­вают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управлен­ческих и естественных наук.



  • Технология обучения (педагогическая технология) — новое направление в педагогической науке, которое занима­ется конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

  • Образовательная технология — это система, включа­ющая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего со­стояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии вы­бора оптимальной модели обучения для конкретных усло­вий (В.В. Гузеев).

Данная позиция требует от технологии однозначной де­терминации, гарантированное™ результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик).

4. Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образо­вательные) технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).



  • Педагогическая технология означает системную со­вокупность и порядок функционирования всех личност­ных, инструментальных и методологических средств, ис­пользуемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

  • Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (КН. Силбер).

  • Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса препо­давания и усвоения знаний с учётом технических и человече­ских ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  • Педагогическая (образовательная) технология это система функционирования всех компонентов педагоги­ческого процесса, построенная на научной основе, запро­граммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Из приведённых определений следует, что педагогиче­ская технология — это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщённости, стереоскопич­ности. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагоги­ческую технологию можно рассматривать как содержа­тельное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех выше­приведённых определений, включая генетические корни понятия.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это каче­ственно новая ступень в развитии «производственного аппа­рата» педагогики



Структура педагогической технологии
Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:

1. Научный: технология является научно разработанным решением определённой проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики.

2. Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.

3. Процессуально-деятельностный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполаганиие, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.



Сущность технологического подхода в образовании




Метатехнологии










Отраслевые макротехнологии










Модульно-локальиые мезотехнологии







Микротехнологин



шшЖ 1

Рис. 4. Вертикальная структура (иерархия) педагогических технологий

1. Метатехнологии представляют образовательный
процесс на уровне реализации социальной политики в обла­
сти образования (социально-педагогический уровень). Это
общепедагогические (общедидактические, общевоспитатель­
ные) технологии, которые охватывают целостный образова­
тельный процесс в стране, регионе, учебном заведении. При­
меры: технология развивающего обучения, технология управ­
ления качеством образования в регионе, технология воспита­
тельной работы в данной школе.


  1. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология препо­давания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.

  2. Мезотехнологии, или модульно-локальные, — тех­нологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение част­ных, локальных дидактических, методических или воспита­тельных задач. Примеры: технология отдельных видов дея­тельности субъектов и объектов, технология изучения дан­ной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторе­ния или контроля знаний.

  3. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к инди­видуальному взаимодействию или самовоздействию субъек-

Каталог: koiro -> CPKiPP -> FPK -> ODOiIKTV
ODOiIKTV -> «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования»
ODOiIKTV -> Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области
ODOiIKTV -> Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике
ODOiIKTV -> Занятие 8 Образовательная технология «Дебаты» как средство активизации познавательной деятельности учащихся
ODOiIKTV -> «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования»
ODOiIKTV -> «Инновационные технологии в воспитании»
ODOiIKTV -> «Организация воспитательной работы в образовательном учреждении»
ODOiIKTV -> Занятие 1 Требования к технологиям открытого образования Задание 1 Изучив представленные определения «педагогическая технология»
ODOiIKTV -> Занятие 1 Требования к технологиям открытого образования Задание 1: Перейдя по ссылке, познакомьтесь с различными подходами к определению понятия «педагогическая технология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница