Сущность понятия познавательного интереса. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Интерес от лат.



Скачать 108.34 Kb.
Дата25.04.2016
Размер108.34 Kb.
Сущность понятия познавательного интереса.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств. Это сложное отношение носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т. е. явление, предмет, научная и учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.

Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным.



Физиологическим механизмом познавательного интереса как избирательной направленности является определенная система нервных связей, которые образуются под воздействием ряда условий и зависят от состояния человека и его индивидуальности, от непосредственных впечатлений личности и ее многообразного прошлого опыта.

Любопытство, любознательность, познавательный интерес, специальная склонность, профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости. Сложная психологическая природа познавательного интереса обуславливает силу его влияния на развитие личности.

Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляют собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).

На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в семьях, уделяющих внимание развитию познавательного интереса. Дети в таких семьях, как правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим любимым делом и т.д. И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов и т.п. При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей.

Эмоциональная отзывчивость, увлеченность деятельностью, связанной с интересом, возникают под влиянием внешних воздействий, которые физиологически представляют собой не что иное, как раздражители, вызывающие в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения, которому подчиняются все остальные психические процессы.

Поскольку в очаг оптимального возбуждения в состоянии интереса включается не только кора головного мозга, но и подкорка, положительные чувства удовлетворенности, бодрости, радости от плодотворной деятельности способствуют более легкому возникновению связей, побуждают вновь и вновь осуществлять эту приятную работу, интересоваться предметом.

Характерной особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. На низших ступенях своего развития (любопытство, эпизодический, случайный интерес, возникший под влиянием определенной ситуации и затухающий с ее исчезновением) интерес может носить чисто созерцательный характер. Познавательный же интерес, как одна из высших стадий развития интереса, активен, он обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.

Познавательный интерес – это интерес, не только полный мыслей и чувств, это и интерес действия и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов.

Познавательный интерес обычно бывает связан с усилиями, необходимыми для преодоления препятствий и трудностей на пути к познанию избранной области знаний. Наличие затруднения в процессе познания, необходимость преодоления его, самостоятельное и творческое решение многих вопросов привлекают к себе школьников возможностью попробовать свои силы в умственном труде, в практической деятельности. Эта особенность интереса, выражающаяся во взаимосвязи его с усилием, которое прилагает человек в процессе деятельности, доказывает, что познавательный интерес содействует развитию воли, подкрепляет волевые действия личности.

Познавательный интерес, в котором слиты воедино все психические процессы, является в то же время важнейшим мотивом деятельности, который повышает значимость ее для человека. Благодаря этому мотиву познавательная деятельность приобретает особый, личностный смысл.

Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, к учителю, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность ребенка.

Умственная деятельность под влиянием познавательного интереса приобретает более сосредоточенный характер, появляется раздумье, размышление по поводу проблем, имеющих теперь для школьника особое значение. Интерес вызывают существенные изменения и в способах умственной деятельности, которая становится более продуктивной.

Познавательная активность, развивающаяся под влиянием интереса, теперь сама становится мощным стимулом развития мышления, творческого воображения, использования прошлого опыта. Все познавательные процессы приобретают в связи с этим особую глубину и напряженность.

Познавательный интерес потому и является важным мотивом, побудительной силой деятельности, что благодаря ему, сигналы, идущие в кору больших полушарий, носят характер раздражителей, имеющих особо важное значение для ребенка, вследствие этого условные связи, устанавливаемые при наличии познавательного интереса, являются более прочными и глубокими.

Познавательные интересы детей 7-9 лет отличаются слабой дифференцированностью, непрочностью. У значительной части учеников начальной школы интересы можно скорее назвать состоянием заинтересованности, а не устойчивой чертой личности.

Развитие познавательных интересов выражается в дальнейшем углублении их содержания, направленности, стойкости, осознанности и действенности. У школьников 5-9 классов расширяется область познавательных интересов, т. к. учебные предметы теперь раскрывают перед подростками предметный мир шире, богаче. Кругозор школьника и познавательные интересы растут параллельно и в тесной взаимосвязи: наличие интересов способствует расширению кругозора, а новые знания в свою очередь порождают и новые интересы. Знания, устанавливающие новые, более глубокие причинно-следственные связи, перестраивают прошлый опыт школьника, поэтому интерес к фактам и описаниям в значительной мере уступает место интересу к теории. Общая тенденция развития интересов подростка – их дифференциация, причем вместе с ней намечается и соподчинение их: один, наиболее устойчивый и глубокий интерес занимает центральное место, другие – переходящие и неустойчивые – располагаются вокруг этого центрального. Дети больше времени начинают уделять урокам. Спрашивают у родителей, что им непонятно, интересно. Если не удобно спросить у родителей, то ищут нужную книгу, журнал, т. е. ищут источники для получения из них нужной информации. В этом возрасте дети начинают экспериментировать, ставить опыты. Чтобы интерес не пропал, родители должны помогать детям, «принимать участие» в их деятельности. Познавательные интересы подростков характеризуются активностью и действенностью. Дети 12-15-летнего возраста активно и инициативно стремятся узнать как можно больше по интересующим их вопросам. Появляется неуклонное стремление удовлетворить жажду познания в предметных кружках, музеях, на факультативах.

Ярко выраженный избирательный характер познавательных интересов подростков часто проявляется в категоричности их оценок того или иного учебного предмета. Один из предметов они оценивают очень высоко, к другим проявляют пренебрежение. Большую роль в таком избирательном отношении подростка к учебным предметам играет учитель, т.е. с интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Аналогично и появляются увлечения у детей. Если родители чем-то увлекаются, то как правило у детей появляется интерес к этому занятию. Большую роль в этом играет и общество, коллектив, в котором находится ребенок. Если никто не увлекается тем, что интересно одному человеку из коллектива, то, как правило, интерес к этому угасает. А соответственно, если есть «поддержка», то этим увлечением могут заинтересоваться другие. Многие наблюдения и исследования показали, что на интерес подростка к предмету существенно влияют коллективные отношения. Увлечение коллектива определенной деятельностью влияет и на интересы отдельной личности.

Среди познавательных интересов старших школьников преобладают интересы к теоретическим проблемам, вопросам науки. Отношение к учебным предметам приобретает характер опосредованного интереса: предмет интересует постольку, поскольку он имеет значимость и ценность для личности. Критерием интереса в этом возрасте является наличие определенной склонности. В зависимости от этого возникает особая связь между познавательными и профессиональными интересами. Основным стержнем познавательных интересов старших подростков является стремление к самосовершенствованию и самоутверждению. На этой же основе развиваются и профессиональные интересы. В старшем школьном возрасте продолжается процесс дифференциации и, что особенно важно, соподчинения интересов: преобладающий интерес как бы обрастает системой опосредованных, частные интересы подчиняются жизненному единому плану. Отмечаются также дальнейший рост активности интересов, стремление полнее, глубже овладеть предметом, поиски различных путей расширения и углубления знаний. Чем выше уровень сознательности, тем сложнее, глубже, полнее происходит процесс формирования познавательных интересов, тем значительнее их влияние на формирование личности.

Установленные психологической наукой ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес положительно помогают нам более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.

Под любопытством обычно понимают самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь особого значения для человека. На этой стадии – низшей ступени развития познавательного интереса – ребенок довольствуется только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний, той или иной деятельностью. На этой ступени у учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Появляются различные хобби.

Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса. Школьнику свойственны эмоции удивления, радости познания. Ученик, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкивается на трудность, и сам начинает искать причины неудачи: «Почему?». Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности.

Третья стадия познавательного интереса обычно характеризуется познавательной активностью, связанной со стремлением ребенка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Интерес к познанию закономерностей, к установлению причинно-следственных связей, явлений характеризует собой подлинно познавательный интерес. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу школьника от незнания к знанию, от менее полного и глубокого к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усилия воли, проявление чувств, ведущее к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Стадия теоретического интереса, связанная не только стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике, появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения. Эта ступень характеризуется активным воздействием на мир, направленным на его переустройство, требует от личности не только глубоких знаний, она связана с формированием стойких ее убеждений. На эту ступень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, правильного миропонимания.

Таков общий путь развития познавательных интересов.

Новое всегда рождает любопытство, которое переходит в любознательность, при появлении которой учащиеся стремятся к получению но­вых знаний, а их надо добыть, в результате воз­никает начальный этап деятельности, этим и отличается любознательность от любопытства. Этот момент кратковременный, и творческая деятельность возникает только при наличии интереса к предмету. Но в большинстве случа­ев развитие познавательной деятельности на этом заканчивается.

Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином уроке, проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, приходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности школьника, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов, это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов (искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями и т.д.).

Быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес.

Роль обучения в каждом возрасте состоит в том, чтобы не только использовать низшие, простейшие стадии познавательного интереса, но и на новом материале возбуждать подлинно познавательный интерес, будить мысль, ставить задачу, проблемный вопрос и на этой основе готовить в среднем звене почву теоретическим интересам учащегося старшего звена.

Таким образом, учение, как основная для школьников деятельность, представляет собой главный источник возникновения и развития познавательных интересов. При этом следует иметь в виду как содержание учения – овладение материалом учебного материала, на который направлен интерес ученика, так и сам процесс учебной деятельности, привлекающий школьника возможностью совершенствовать свои познавательные силы.



Источник: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5958
Каталог: Sharya -> pr-18
Sharya -> Рожкова Надежда Анатольевна
Sharya -> Пояснительная записка актуальность программы
Sharya -> «Взаимодействие семьи и Одоевской средней школы в современных условиях»
Sharya -> Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации
Sharya -> Единообразие форм и средств
pr-18 -> Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению
pr-18 -> И. В. Журавлёва -воспитатель изобразительной деятельности моу прогимназия №18 «Родничок» городского округа г. Шарья Костромской обл. Программа
pr-18 -> Программа по дополнительному образованию «Пластилинография»
pr-18 -> Проект “Компьютер в детском саду” разработан на основе исследовании ученых и специалистов нии дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница