сущность, основные функции и принципы эко-лого-культурной деятельности. Процесс формирования экологической культуры личности непр ерывен и не может ограничиваться лишь урочными или факультативными занятия-ми в стенах учреждений формального



Скачать 97,49 Kb.
Дата29.07.2020
Размер97,49 Kb.
ТипКонспект

2.1. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ. Тема 1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЭКО-ЛОГО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Процесс формирования экологической культуры личности непр ерывен и не может ограничиваться лишь урочными или факультативными занятия-ми в стенах учреждений формального образования. В связи с этим обраще-ние к проблеме формирования экологической культуры детей и подростков в процессе социально-культурной деятельности как многоаспектному соци-ально-педагогическому явлению стало результатом осознания необходимо-сти выделения его в один из важных разделов современной педагогической науки. Экологокультурная деятельность, несомненно, обладает определен-ными функциями; через них она реализует свою социальную сущность. 1) В контексте формирования экологической культуры личности большая роль принадлежит рекреационно-оздоровительной функции эколого-культурной деятельности. По сути, она состоит в разработке и осуществлении множества оздоровительных досуговых программ, организуемых специал истами культурно-досуговых учреждений в условиях 6

«живой» природы для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, и одновременно развивающего воздействия. Такая деятельность предполагает активное «сотрудничество» с объектами и предметами природы.Действительно, как отмечают С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, взаимодействие человека с миром природы обладает большим психолого-педагогическим, реабилитационным и рекреационным потенциалом [34]. Так, взаимодействие с животными и растениями:– может снимать стресс, нормализовать работу центральной нервной системы и психики в целом (прогулки на свежем воздухе, организация рекреационных культурно-досуговых программ в лесу, на берегу реки или озера; экскурсии в зоопарк или заповедные зоны и т.п.);– существенным образом способствовать гармонизации межличностных отношений (забота, например, детей о питомцах зооуголка, растениях зимнего сада сближает их между собой, способствует развитию сочувствия, сопереживания как по отношению к объектам природного мира, так и друг другу);– являться тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. Во многих случаях данная функция направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими (особенно это проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации: инвалиды, осужденные и т.д.);– осуществлять возможность самореализации, а также реализации внутренней потребности личности быть значимым для других (часто этими «другими» являются животные – кошки, собаки, лошади и т.д.). Как показали исследования А.Маслоу, А.В.Петровского, невозможность самореализации и реализации потребности в собственной значимости может привести к глубочайшему личностному кризису. Рекреационно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запр ограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. В любом случае организаторы эколого-культурной деятельности стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации с использованием природных материалов или в условиях самой «живой» природы является создание комфортной среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, проведения зрелищных мероприятий, занятий 7

любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня и т.д.Осуществление рекреационно- оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими, психолого-реабилитационными учреждениями.2) Образовательно-развивающая функция предоставляет возможностьрешения эколого- развивающих, образовательных и воспитательных задач в ходе освоения человеком как социокультурной, так и природной среды. Ре ализация данной функции практически обеспечивает развитие всех комп онентов экологической культуры личности: когнитивного, аксиологического, морально-нравственного, эмоционально-чувственного, нормативно-правового, деятельнос тного. 3) В основе информационно-просветительной функции лежит нако пление, хранение и распространение экологической информации; удовлетворение разнообразных индивидуальных интересов, запросов и предпочтений личности в области экологии, формирование эколого-познавательных потребностей, приобретение определенной системы знаний, а также их обновление. Чрезвычайно важен при этом учет особенностей реализации данной функ ции в деятельности культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений. Так, к особенностям инфо рмационно-просветительной функции эколого-культурной деятельности в контексте проблемы формирования экологической культуры личности можно отнести следующие: – продолжение, дополнение и углубление тех знаний и той информации в области экологии, которые люди получают в учебных заведениях и из других источников; – несвязанность с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основанность на добровольности, инициат иве, самодеятельности;– использование более разнообразного потенциала средств, форм и методов приобретения экологических знаний, умений и навыков в сравнении с практикой эколого-воспитательной работы в школе, основанной на традиционных методах подачи информации;– удовлетворение разнообразных интересов в области экологии на основе дифференцированного подхода к особенностям личности.4) Адаптивно-нормативная функция обеспечивает уяснение условий окружающей среды, способов и образцов поведения в ней, а также усвоение ценностных ориентаций и норм экологически целесообразного сосуществования с природой. Она дает возможность понять и принять 8

особенности взаимодействия человека и природы, а также формы предметно-практической деятельности. Целью этой функции также является формирование общегуманистических эколого-нравственных качеств личности.5) Коммуникативная функция предполагает реализацию потребности человека в общении, непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в сфере социально-экологической практики (экологические кружки, клубы путешественников и любителей природы, любительские объ един ения экологической направленности, вечера встреч с учеными-натуралистами, экологические праздники, диспуты и дискуссии и т.п.). Как видим, уровни и масштабы реализации этой функции различны: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый. Как правило, на групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы (кружки, клубные объединения). На организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, ох ватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (библиотека, му зей, парк, театр, кино, учебное заведение или учреждение внешкольной ра боты, например республиканский/региональный экологический центр детей и юношества, туристско-эко логический центр, Дом природы и т.д.). На массовом уровне эта функция предполагает распространение экологической информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: радио, телевидения, Интернета, кабел ьных и компьютерных сетей и т.д. Общение в системе социально-культурных учреждений и объединений самым непосредственным образом способствует формированию экологической культуры личности, давая ей возможность:– получать ответы на интересующие вопросы в области экологии (ког нитивный компонент);– утверждаться или разуверяться в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки; определять собственные ценностные приоритеты во взаимоотношениях с природой (аксиологический компонент);– удовлетворять эмоциональные потребности в сочувствии, сопереживании как по отношению друг к другу, так и природным объектам (эмоционально -чувственный компонент);– действовать в соответствии с экологической целесообразностью (деятельностный компонент);– усваивать нормативно-правовую базу в сфере социальной экологии (нормативно-правовой компонент);9

– сформировать морально-нравственные основы взаимодействия с природой (этический компонент).6) Культурно-творческая функция предполагаетвовлечение личности в различные формы художественного творчества и связана с активной цел енаправленной творческой деятельностью: организация экологических фестивалей, олимпиад, смотров, конкурсов (экологического рисунка, фитодизайна, поделок из природного материала и т.п.), экологических викторин, экотеатров, туристических походов и т.п. Культурно-творческая функция наиболее эффективно способствует духовному становлению личностичерез овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация на изучение национальных традиций, в том числе и традиций природопользования, через воссоздание народных праздников, обрядов и ритуалов, иных форм творческой деятельности народа. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на поддержку экологических движений и общественных инициатив, формирование общественного мнения и общественного настроения. Субъектом этой деятельности выступает социально активная, инициативная, а значит, творчески утверждающая себя личность.7) Поскольку функции отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный ха рактер, особо отметим роль эколого-охранительной функции, являющейся своеобразным критерием при оценке глубинных изменений, происходящих в социокультурной сфере в условиях экологических трансформаций, угр ожающих существованию самой жизни на планете. Эколого-охранительную функцию СКД впервые выделил М.А.Ариарский, определяя ее как условие формирования экологической культуры личности, сохранения эколого-культурного наследия, защиты и восстановления природной среды [3]. Мы также отмечаем роль этой фун кции в обеспечении понимания взаимосвязей и взаимозависимостей в прир оде, обществе, а затем и всеобщих космических связей, что являет собой необходимый путь к целостному самоопределению личности. Наряду с осмыслением сущности функций эколого-культурной деятельности в контексте формирования экологической культуры личности необходимо обоснование основных принципов этой деятельности. Именно принципы являются той руководящей идеей, основными правилами и треб ованиями, на основе которых строится социально-педагогический процесс по формированию экологической культуры личности в 10

социокультурном учреждении. 1) Принцип ответственности и компетентности организаторов эко-лого -культурной деятельности. Профессиональная ответственность и ко м-петентность организатора эколого-культурной деятельности определяются не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентация-ми, мотивами деятельности, стилем взаимоотношений с людьми, способно-стью понимать и воздействовать на их духовный мир, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала и т.п. 2) Принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Педагогически правильное применение средств эмоционального воздействия в процессе формирования экологической куль-туры личности влияет не только на обогащение чувственной основы позна-ния, но и значительно повышает качество рационального познания. 3) Принцип развития творческой инициативы и самодеятельности.Реализация данного принципа предполагает открытость личности собствен-ному внутреннему миру; степень адекватности и понимания себя; способ-ность самостоятельно оценивать экологическую ситуацию и принимать эко-логически целесообразные решения; гибкость, динамичность, способность к изменчивости ; творческую адаптивность (постоянный поиск оптимального решения проблем, возникающих в окружающем мире). 4) Принцип диалектического единства культурно-исторического, на-ционально-этнического опыта, традиций и инноваций. В соответствии с данным положением в организации эколого-культурной деятельности важно поддерживать баланс между изучением глобальных, региональных и ло-кальных экологических аспектов жизнедеятельности человека. Такой подход призван отражать дветенденции: становление своеобразных национальных, региональных представлений о взаимодействии человека с миром природы, с одной стороны, и развитие общемировых экологических тенденций – с другой. Данный принцип предполагаеттакже учет национальных культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических усло-вий жизни людей. Он реализуется в содержании образования и воспитания через региональный компонент. Региональные особенности определяют ус-ловия протекания всех социокультурных процессов, а также, несомненно, влияют на постановку задач, отбор содержания, путей и методов формирова-ния экологической культуры личности. 5) Принцип непрерывности, преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир природы и культуры. Одной из задач социально-педагогической деятельности в сфере свободного времени по формирова-нию экологичесой культуры детей и подростков является задача последова-11



тельной модернизации общеобразовательной и профессиональной подготов-ки. Вновь получаемые экологические знания, навыки и умения должны ор-ганически объединяться с ранее приобретенными в условиях школы и далее последовательно расширяться и углубляться с помощью внешкольных средств, которые предоставляют социокультурные учреждения. Учет этого обеспечивает логическую последовательность перехода на более высокий уровень сформированности экологической культуры. 6) Принцип всеобщности, добровольности и общедоступности. Пре д-полагается доступность эколого-культурной деятельности для человека лю-бого возраста, любого социального статуса в любом месте, в любое время, любого уровня в соответствии с потребностями, интересами человека в об-ласти экологии, а также его возможностями. 7) Принцип педагогизации социально-культурной среды. Данный принцип подчеркивает роль природоведческих знаний в формировании ми ровоззрения личности, развития познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности мышления, а также формирования нравственных качеств, регулирующих поведение человека как в природе, так и в социуме. К.Д.Ушинский писал о природе «как о могущественнейшем агенте воспи та ния человека». 8) Принцип комплексности использования культуросозидающего по тенциала природы и общества. Развитие культуры предполагает преемственность в накоплении и сохранении позитивных традиций. Эколого-культурная деятельность рассматривается нами как продукт культурно-исторического развития человечества в контексте единства гум анитарного и естественнонаучного знания. Научно-практическая ценность данного принципа обусловлена тем, что он раскрывает сущность и генезис становления и развития отношений человека с окружающей средой, а также объясняет глубинные механизмы развития компонентов экологической культуры личности. Основы теории эколого-культурной деятельности позволяют дать чет-кое представление о ее сущности и специфике в системе формирования эко-логической культуры личности. Во- первых, эколого-культурная деятельность выстраивается на основе ценностей культуры и природы, которые определяют ее содержание и на-правленность.Во-вторых, эколого-культурная деятельность реализуется в сфере сво-бодного времени, что определяет ее организационные и пространственно-временные параметры. Этим объясняется то, что эколого-культурная дея-тельность по существу и по своим функциям не повторяет другие виды об-щественной практики (например, такие, как организация эколого-12

воспитательного процесса в системе образования).В-третьих, эколого-культурная деятельность реализуется на основе ак-тивности ее участников, что определяет ее субъективную деятельность

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница