Сущность и функциональная характеристика педагогики как науки



Скачать 307.5 Kb.
страница1/5
Дата14.02.2016
Размер307.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Программа

вступительного экзамена по специальной дисциплине по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Тема: Сущность и функциональная характеристика педагогики как науки

Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологического аппарата педагогической науки.

Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

Методология педагогики: понятие, задачи, функции. Научно-педагогическое исследование: понятие, основные характеристики, классификация, структура, этапы проведения, критерии оценки качества научного исследования. Методологический аппарат научно-педагогического исследования.

Тема: Проблема развития личности. Педагогическая деятельность

Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.

Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.

Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.

Тема: Сущность и характеристика целостного педагогического процесса

Сущность педагогического процесса. Структура и компоненты педагогического процесса. Целостность педагогического процесса. Противоречия педагогического процесса (объективные и субъективные). Педагогическое взаимодействие.

Законы, закономерности педагогического процесса. Принципы и правила педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса, принципы управления деятельностью обучаемого.

Тема: История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Теоретико-методологические основы истории образования и педагогической мысли.

История педагогики и образования как учебный предмет в высшей педагогической школе, его функция в формировании профессиональной и общегуманитарной культуры специалиста.

Исторические периоды развития общества и образовательных систем (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время).

Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.

Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса.

Макроуровень (в мировом масштабе) и микроуровень (на примере отдельной страны или ступени образования) анализа мировой педагогической культуры.

Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.

Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).

Предпосылки возникновения и развития педагогической мысли в Античном мире. Проблемы воспитания в античных философских учениях (Сократ, Платон, Плутарх, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан и др.).

Влияние христианства на развитие школы и педагогики в Западной Европе. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского, Т. Кампанеллы и их влияние на развитие образования.

Педагогические концепции Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и их роль в становлении педагогической науки.

Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.А. Кондорсе, М. Лепелетье, А. Лавуазье. Педагогические идеи и деятельность филантропистов И.Б. Базедова, Х. Зальцмана. Неогуманизм в педагогике и школьной практике (В. Гумбольдт).

Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и её влияние на развитие частных методик. Педагогические теории и системы И.Ф. Гербарта., А. Дистервега, Г. Спенсера.

Педагогические идеи Р. Оуэна, Сен-Симона, Ж. Фурье и их влияние на развитие педагогики. Идеи коммунистического воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Экспериментальная педагогика Э. Меймана, В.А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи и его последователей. Зарождение педологии и теории умственной одаренности (А. Бине). Педагогические взгляды М. Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе и их развитие в современной педагогике.

Педагогические концепции современной зарубежной педагогики и основные направления развития образовательной практики в разных странах. Современные тенденции развития профессионального образования за рубежом.

Просвещение, школа и педагогическая мысль Древней Руси. Влияние христианства па развитие образования и педагогической мысли Древней Руси. Влияние народной педагогики России на развитие научной педагогики.

Развитие педагогической науки в России в XVIII веке. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова, Н.П. Новикова., А.Н. Радищева.

Особенности развития школы и педагогики в России в XIX – начале XX вв. Педагогические взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогической науки. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогические системы и авторские школы в России Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова и др. Педагогические идеи В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта.

Основные этапы развития педагогической науки и образования в советский период. Ленинская концепция развития школы и педагогики в СССР. Педагогическая и организаторская деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского.

Педагогическая деятельность и идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского.

Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной педагогической практике.


Тема: Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса

Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Понятие цивилизационного подхода при анализе всемирного историко-педагогического процесса. Культурологический и антропологический принципы.

Конкретно-исторический и формационный принципы и место в структуре цивилизационного подхода. Философские аспекты целеполагания в образовании.

Базисные педагогические традиции. Виды базисных педагогических традиций: целерациональные, ценностно-рациональные, собственно традиционные и аффективные.



Тема: Образовательный идеал в историко-педагогическом контексте.

Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте.

Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.

Тема: Динамика развития педагогики как науки. Приоритетные педагогические проблемы современности

Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного).

Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности или активности, или принципов обучения, воспитания). Многозначность понятия «подход» как совокупность приёмов отношения к исследуемому педагогическому объекту (Н.В. Бордовская); как исходная позиция (А.М. Новиков).

Тема: Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Современные проблемы образования. Суть мирового кризиса образования. Проблема дифференциации (диверсификации) образования.

Достоинства и недостатки системы российского образования. Показатели кризиса. Необходимость реформирования высшей школы в России. Модернизация образования: проблемы и решения. Итоги и перспективы педагогических реформ.

Сущность и значение процесса интеграции национальных систем образования.



Тема: Воспитание как общественное и педагогическое явление

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Диалектический характер процесса воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Закономерности и принципы воспитания. Понятие о воспитательных системах. Базовые теории воспитания и развития личности.

Понятие о педагогических ценностях, их классификация. Анализ причин дегуманизации системы образования.



Тема: Педагогическое взаимодействие в воспитании

Этапы воспитательного взаимодействия. Теоретико-методологические подходы (системный, институциональный) взаимодействия субъектов в образовательном процессе. Типы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основные психолого-педагогические особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса (гибкость, коммуникативность, разноплановость общения и др.). Психолого-педагогическая диагностика проблем взаимодействия участников образовательного процесса.

Тема: Основные направления воспитания личности

Базовая культура личности и пути ее формирования.

Определение приоритетных стратегий воспитания:

- гражданское воспитание;

- воспитание патриота;

- воспитание культуры межнационального общения;

- воспитание правовой культуры;

- нравственное воспитание;

- умственное воспитание;

- воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности;

- воспитание экономической культуры;

- воспитание экологической культуры;

- воспитание эстетической культуры;

- воспитание физически здоровой личности.

Сущность и типология воспитательных систем. Закономерности развития воспитательных систем.

Тема: Системы воспитания: сущность, типология, закономерности. Образовательные учреждения

Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Закономерности развития воспитательных систем. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки.

Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем: система В.А. Караковского, «Педагогика общей заботы», «Педагогика успеха», Школа диалога культур, Вальдорфская школа и другие. Современные воспитательные системы: концептуальный анализ.

Тема: Сущность основных методов, средств и форм воспитания личности

Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности. Понятие о методах и приемах осуществления педагогического процесса. Классификация методов осуществления педагогического процесса по различным основаниям.

Система методов осуществления педагогического процесса:

методы формирования сознания: убеждение, внушение, объяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия, работа с книгой, пример;

методы организации деятельности: педагогическое требование, приучение, инструктаж, упражнение, наблюдение, иллюстрация, демонстрация, практическая работа, создание воспитывающих ситуаций;

методы стимулирования и мотивации деятельности: педагогическая оценка, поощрение, наказание, создание ситуаций успеха/неуспеха, соревнование, игра;

методы контроля за эффективностью педагогического процесса: устного, письменного, программированного, графического, практического; самоконтроль.

Характеристика методов: внушение, убеждение, объяснение, рассказ, беседа, диспут, дискуссия, использование примера, предъявление педагогического требования, поручение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическая оценка, поощрение, наказание, соревнование, игра, создание ситуаций успеха/неуспеха.

Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса, условия их оптимального выбора. Национальное своеобразие воспитания.

Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания

Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции, стадии и механизмы развития детского воспитательного коллектива: от коллективизма к взаимодействию. Педагогическое руководство детским коллективом.

Развитие ученического самоуправления. Самодеятельные группы, детские и юношеские неформальные объединения. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса. Воинский, курсантский коллективы.

Тема: Сущность и понятие педагогической технологии. Педагогическое общение

Сущность и понятие педагогической технологии и техники. Педагогическое общение.

Индивидуальное мастерство и технология воспитания. Сущность и специфика современной технологии воспитания. Общая характеристика педагогических технологий.

Проектирование и процесс решения педагогических задач. Технология конструирования воспитательного процесса.

Коллективные творческие дела. Знакомство с технологией организации коллективной творческой деятельности, обоснованной И.П. Ивановым. Содержание основных алгоритмов самоорганизации: совместное планирование, текущая организаторская деятельность, совместное обсуждение и оценка сделанного.

Технология организации воспитательной работы, разработанная Н.Е. Щурковой. Организация предметной и духовной деятельности по осмыслению жизни. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности. Технология работы с группой. Индивидуальный корректив.

Ситуация успеха.

Тема: Процесс обучения как целостный процесс. Структура и функции процесса обучения.

Дидактика – наука об обучении. Этапы дидактического процесса. Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные).

Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения.

Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.

Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.

Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.



Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Ос­новные пути управления процессом развития личности в условиях вариа­тивных образовательных систем.


Основная литература

    1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 512 с.

    2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 300 с.

    3. Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008.- 604 с.

    4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. В.И. Васильевой. – М.: «Академия», 2005. – 432 с.

    5. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

    6. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009. – 156 с.

    7. Новиков, А.М. Основания педагогики. – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2011. – 208 с.

    8. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. – 432 с.

    9. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.

    10. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2012. – 574 с.

    11. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластёнина. – 2-е изд., исправ. – М.: Академия, 2012. – 208 с.

    12. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / Под ред. В.А. Сластёнина. – 1-е изд., стер. – М.: «Академия», 2012. – 608 с.

    13. Беловолов, В.А., Беловолова, С.П., Совершенствование профессиональной подготовки будущего офицера в военном институте внутренних войск МВД России к выполнению служебно-боевых задач: монография. – Новосибирск, 2014. – 136 с.

    14. Беловолов, В.А., Беловолова, С.П., Левин, Е.М., Матвеев, Д.Е., Тимофеев, А.И. Психолого-педагогические основания профессионального становления офицеров внутренних войск МВД России: монография. – Новосибирск, 2014. – 108 с.

    15. Беловолов, В.А., Беловолова, С.П., Левин, Е.М. Педагогические условия формирования готовности будущего офицера внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности: монография. – Новосибирск, 2014. –132 с.


Дополнительная литература

  1. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

  2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие. – 2-е испр. изд. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

  3. Лобанова, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

  4. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

  5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластёнина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2005. – 144 с.

  6. Свадковский, И.Ф. Введение в педагогику: курс лекций. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

  7. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

  8. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / Под ред. В.М. Филиппова. – 2-е изд. – М.: Логос, 2006. – 488 с.

  9. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., Шабанова, Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 384 с.

  10. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 288 с.

  11. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.

  12. Беловолов, В.А., Султанбеков, Т.И. Образовательная среда как социально-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 52-56.

  13. Беловолов, В.А., Боровицкий, А.М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. –С. 81-85.

  14. Султанбеков, Т.И., Беловолов, В.А. Толерантность как этическая категория: сущность, генезис // AlmaMater вестник высшей школы. – 2014. – № 8. – С. 96-100.

  15. Султанбеков, Т.И., Беловолов, В.А. Структура образовательной среды военного вуза // Педагогический журнал. – Башкортостана. – 2014. – № 4(53). – С.52-56.

Словари

1. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия. Том 2: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с.

4. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.

5. Социологический словарь. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Университетское, 1991. – 528 с.

6. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. –815 с.

7. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, Е.В. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.


Периодические издания

  1. Высшее образование в России.

  2. Высшее образование сегодня.

  3. Мир образования – образование в мире.

  4. Народное образование.

  5. Педагогическая техника.

  6. Педагогика.

  7. Вопросы психологии.

  8. Профессиональное образование.

  9. Гуманитарные науки и образование в Сибири.

Интернет-ресурсы

1. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html – лаборатория профессионального развития личности ПИ РАО.

2. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html – лаборатория психологических основ образовательных технологий ПИ РАО;

3. http://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 – сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.


Программа

вступительного экзамена по специальной дисциплине по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»
Тема: Методология и методы профессиональных педагогических исследований

Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории профессиональной педагогики: профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека.

Основные проблемы профессиональной педагогики: взаимосвязь взаимопреемственность общего и профессионального образования; политехническая направленность профессионального образования, специфика основных компонентов профессионально-педагогического процесса – теоретического обучения, практического (производственного) обучения, учебного проектирования, производственной практики в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики. Специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Принципы профессионально-педагогического познания: объективности; научности; изучения явлений в их взаимосвязи; изучения явлений в их развитии; концептуального единства исследования. Понятие об исследовательских подходах. Системный подход. Личностно-деятельностный подход. Исследовательские подходы в парных категориях диалектики: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы; качественный и количественный подходы; сущностный и феноменологический подходы; единичный и общий подходы.

Методы исследования в профессиональной педагогике. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование. Эмпирические методы исследования:

1. Частные методы: изучение литературы и документов; наблюдение; устный и письменный опрос; метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные методы: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент. Применение инструментальных методов (методик) исследования в профессионально-педагогических исследованиях: хронометраж, циклография и другие биомеханические методики, электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография, электродемография, методики определения функционального состояния нервной системы в процессе учения и труда.

Методики статистической обработки экспериментальных данных:

1. Параметрические (критерии Стьюдента, Фишера, Хи-Квадрат).

2. Непараметрические (критерии знаков, Колмогорова-Смирнова, Уилкоксона, Манна-Уитни).

Финологические и психологические основы профессионального обучения. Интегральный образ трудового действия. Рабочий динамический стереотип - основа формирования профессиональных навыков. Сексомоторная культура как общая основа формирования профессиональных навыков. Способы формирования профессионально значимых качеств личности. Работоспособность, динамика работоспособности в течение учебного рабочего дня и года.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, студентов в теоретическом и практическом (производственном) обучении.

Профессиональные знания, умения, навыки, взаимосвязь и динамика их формирования. Знания об объекте действий и знания о действиях с объектом. Уровни применения знаний. Структура профессиональных умений: в процессуальном аспекте (целеполагание-целевыполнение); в видовом аспекте (целостно-ориентированные, познавательные, предобразовательные, эстетические, коммуникативные компоненты). Операционные, тактические, стратегические профессиональные умения.

Профессиональное самосознание личности. Профессиональная позиция. Индивидуальные стили профессиональной деятельности.



Каталог: arxiv
arxiv -> Формирование коммуникативной компетенции будущих менеджеров сферы сервиса
arxiv -> Образовательный интернет-ресурс как средство активизации обучающей деятельности педагогов начального
arxiv -> Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
arxiv -> Логика – наука, изучающая законы и формы мышления. (Это учение о способах рассуждений и доказательств) Логика изучает
arxiv -> Москалева Анна Сергеевна формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница