Сума технологии. Рефлексия



Скачать 128.62 Kb.
Дата21.04.2016
Размер128.62 Kb.

СУМА ТЕХНОЛОГИИ. РЕФЛЕКСИЯ

В.А.Филимонов



III Междун. симпозиум «Рефлексивные процессы и управление»,

М.: Институт психологии РАН, 2001
1. Введение
Назначение текста – предъявить авторское понимание понятия «рефлексия» и поделиться некоторыми технологическими приёмами. Название отражает подход автора к исследованиям многодисциплинарным (использующим инструментарий различных дисциплин) и междисциплинарным (формирующим новые дисциплины), который он пытается описать в монографии «Сума технологии». Образ мудреца с сумой, состоящей из системы заплат, каждая из которых выполняет свою функцию по удержанию содержимого, представляется наиболее адекватной моделью исследователя.

Многообразие результатов, на которые необходимо сделать ссылку, в условиях ограниченного объёма текста обусловило указание фамилий авторов, публиковавших соответствующие результаты, без указания самих публикаций.

Для автора существуют три равноценных слоя рефлексии, в которых она соответственно трактуется как деятельность (А.А. Зиновьев, В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий), как (раз)мышление (контролируемое воспроизводство непрерывности - М.К.Мамардашвили) и как чувственный опытпсихопрактически реализуемое знание» - О.И.Генисаретский). Основная часть данного текста посвящена описанию авторских методов из арсенала «Экран»-технологии [1 - 4], относящихся к первому (деятельностному) слою. В этой трактовке рефлексией могут обладать живые организмы и компьютерные программы. От деловых игр и тренинговых техник, используемые подходы отличаются организацией логической рефлексии используемых методов. В свою очередь, от игр, проводимых методологами (С.В.Попов, А.П.Зинченко, О.С.Анисимов), "Экран"-технология отличается двумя моментами. Первый - ориентация на постоянный длительный (сравнимый с жизнью исследуемого и конструируемого процесса) режим работы и хранение истории. Второй - существенное использование возможностей компьютерной и презентационной техники (в особенности полиэкранных широкоформатных проекторов коллективного пользования) в режиме ситуационного центра. Этим достигается активное формирование образов знаний в исследуемых ситуациях, в частности, в соответствии с концепцией партнёрских систем [5]. При этом «Экран»-технология ориентирована не только на процесс формирования проекта (решения), но и на процесс поддержки личностей, эти решения принимающих (В.Е.Лепский). Для этого создаётся команда ситуационного центра, включающая, как минимум, функциональные места планшетиста, методолога и игротехника.

Одним из важнейших компонентов технологии является «Экран»-прототипирование – построение наиболее простого варианта системы, который содержит наиболее сложный элемент. Именно так написан данный текст, содержащий постановки одних задач и указания на методы решения других.



2. Фрагменты «Экран»-технологии
Перечислим некоторые фрагменты, которые использует «Экран»-технология как дополнение к инструментарию известных систем (Э.П.Григорьев, А.И.Райков, В.Н.Максимов, А.А.Зенкин, В.И.Боршевич).

  • Рефлексивная картина мира, в которой объект («квазиконфигуратор») развёртывается в трёх плоскостях:

- «логика», с помощью которой формируются «онтологии»;

- «онтология», в которой и происходит формирование онтологии объекта;



- «исследователь», который формирует и интерпретирует «логику» и «онтологию». Рефлексивным является описание всех компонентов схемы в структуре самой этой схемы (в частности, «логика» как объект, для формирования «онтологии 2» которого нужна своя «логика 2» ).

  • Виртуальная система определений как система фреймов, в каждом из которых атрибуты распределены по уровням «имя – форма – функция – фундамент (законы, связи, отношения)».

  • Когнитивные карты в виде системы реальных и виртуальных образов, дополняющих представление в виде графаВ мозгу образуется нечто, подобное карте поля окружающей обстановки»- Э.Толмен).

  • «Экран»-пиктографика (включая фейкодеры – лица Чернова, бодикодеры и аналогичные конструкции) – размещение пиктограмм объектов, отражающих их (объектов) стадию развития в течение жизненного цикла, в координатах внешней системы.

  • Соционический анализ (TypeWatching, ) и мониторинг участников, а также группы в целом (при этом автор согласен с В.П.Зинченко относительно весьма ограниченной применимости психологического тестирования).

  • Структурирование группы, в том числе работа под масками.

  • Интерпретации текстов (высказываний) в различных формах (анекдот, коан, притча, аудио- и видео материалы и т.п.).

  • Формирование продуктивных ошибок (умышленно неверная интерпретация, ошибка схематизации и т.п.).

  • Получение новых решений с помощью "Экран"- модификации, использующей ТРИЗ (С.Г.Альтшуллер), а также формализацию различных приёмов типа китайских стратагем.


3. Абсолютно анонимный рефлексивный рандомизированный опрос
Для исследования теневых процессов в 1965 г. С.Л.Уорнером был предложен метод "рандомизированных ответов" [6]. Он уникален тем, что его реализация возможна только при наличии интеллектуального объекта исследований, способного осуществлять рефлексивные умозаключения. В нём анонимность потенциально обеспечивается утверждением экспериментатора о том, что он не наблюдает за физическим экспериментом (вращением рулетки, поле которой несимметрично разделено на сектора, соответствующие классификации респондентов). Однако возможности современных технических средств позволяют фиксировать результат любого аналогичного эксперимента без непосредственного наблюдения. Тем не менее при сохранении логической схемы метода (и расчётных формул) абсолютная конфиденциальность может быть достигнута за счёт изменения организационной схемы. При этом окончательное определение индикатора переносится в сознание респондента. Новая схема даёт основание назвать данный способ "рефлексивным рандомизированным опросом". Схема метода может быть иллюстрирована следующим образом. Пусть в группе из N человек N{A} человек относятся к подгруппе А и N{B} - к подгруппе В, причем N{A} + N{B} = N, значение N известно, значение N{A} подлежит оценке, N{B} = N - N{A}. Испытуемым предлагается вероятностный эксперимент с двумя классами возможных исходов C и D, вероятность P(C) и P(D) известна, причем P(C) + P(D) = 1. Событие С (индикатор) связывается с принадлежностью испытуемого к подгруппе А. Испытуемый заранее выбирает для себя (и не сообщает об этом никому), какие именно исходы он связывает с событием С. Например, две определённые грани игральной кости могут быть связаны с событием C, а оставшиеся четыре – с событием D. Затем проводится эксперимент, по результатам которого каждый сообщает свой личный результат: совпало ("ДА") или не совпало ("НЕТ") случайное событие в эксперименте с его принадлежностью к подгруппе. Поскольку ответ не раскрывает принадлежности, индивидуальная анонимность гарантирована. При этом знание числа ответов N(ДА) и N(НЕТ), где N(ДА)+N(НЕТ)=N, позволяет получить оценку доли q=N{A}/N членов группы с характеристикой А в виде q =( N*(1-P(C))-N(ДА) ) /N* (1 - 2*P(C)).

Платой за анонимность является некоторая потеря точности, а также сложность организации эксперимента. Автор рекомендует перед основным вопросом (например, принимали ли респонденты тяжелые наркотики) задавать вопросы с очевидными ответами («вы находитесь в данной аудитории?» – 100%; «ваш пол мужской?» - Q%), которые демонстрируют как анонимность, так и относительную точность оценки (либо непонимание условий эксперимента).

Весьма важным представляется перспектива использования метода при организации тайного голосования в компьютерных сетях типа Интернет или аналогичных. Подчеркнём, что в данной модификации метод обеспечивает абсолютную юридическую защиту респондента, чего не гарантируют никакие другие методы и технические средства. В качестве респондентов могут выступать системы искусственного интеллекта - виртуальные агенты и интеллектуальные кентавры-маски.

4. Игра с классиками

Замысел этого раздела возник после эксперимента с задачей Г.П.Щедровицкого «Цирк приехал» (см. ниже). В ходе применения «Экран»-технологии накопилось определенное количество материала, своим происхождением обязанного идеям, задачам и примерам, принадлежащим мастерам-исследователям. Названием раздел обязан произведениям Хулио Кортасара, среди которых нельзя не упомянуть рефлексивный рассказ «Непрерывность парков». Объем настоящей публикации не позволяет детально рассмотреть все задачи, в связи с чем мы ограничимся их прототипами - постановками и комментариями.



Цирк приехал (Г.П.Щедровицкий). Г.П.Щедровицкий задавал слушателям следующую задачу. Человек, выйдя рано утром из дома, видит как на площади монтируется цирковой шатёр, стоят клетки с экзотическими животными и т.п., короче – приехал цирк. Вернувшись домой, он слышит по радио сообщение диктора, о том, что в город приехал цирк. Спрашивается, получил ли человек по радио новую информацию? Ответ Г.П.Щедровицкого состоял в том, что новая информация получена: это знание о том, что о факте приезда цирка осведомлено множество радиослушателей.

Неоднократные эксперименты автора в различных аудиториях дали другой результат: слушатели в первую очередь утверждали, что сообщение по радио было гарантией достоверности факта приезда цирка, и что только после этого сообщения человек мог правильно интерпретировать то, что он видел и слышал сам. Учитывая, что эти ответы стабильны в течение, по крайней мере, 1996 – 2001 гг., можно предположить, что доверие к средствам массовой информации (СМИ) значительно превышает доверие респондентов самим себе, несмотря на низкую оценку доверия СМИ самим себе.



Дилемма заключенного (В.А.Лефевр). Дипломная работа автора, выполненная в 1970 г. в Томском университете и названная «Моделирование социальных процессов на ЭВМ» должна была бы называться «Исследование зависимости вероятностей выбора решения от несимметричности платежной матрицы для дилеммы заключенного методом моделирования на ЭВМ». В работе экспериментально подтверждалась почти очевидная гипотеза о том, что несимметрия платежной матрицы при любых рефлексивных рассуждениях обусловливает несимметрию вероятностей выбора каждой из альтернатив, причём степень асимметрии влияет на скорость сходимости вероятностей выбора к оптимальным значениям.

Сортировка фасоли (В.А.Лефевр). В классическом эксперименте по разделению практически одинаковых пар зерен фасоли на «хорошие» и «менее хорошие» несимметрия результатов сортировки соответствовала «золотому сечению», т.е. 0,62. В нашем случае схема эксперимента была видоизменена: вместо пакетиков с парами фасолин использовались несколько партий по 100 зерен в каждой; задание по сортировке осталось прежним: отделить «более хорошие» от «менее хороших». Результаты оказались далекими от классического: большинство из них находилось в диапазоне 70-90%. Интерпретация результатов, возможно, потребует привлечения магического числа Дж.Миллера 7±2 и магического ряда [7]: 10, 17, 27, 44 (±1). Мы пока отметим следующее обстоятельство. Любое сравнение выполняется в условиях «раньше/позже», «левее/правее» и т.п., и в этом смысле идентичных объектов просто не существует. Обычные алгоритмы сортировки не перемещают одинаковые значения: то, что раньше попало в список, сохраняет свой приоритет. Э.В.Дейкстра описывает случай, когда его студенты начинали сортировку объектов слева направо за исключением двоих, которые действовали наоборот, поскольку были представителями культур, в которых тексты пишутся справа налево. Гипотеза М.А.Розова относительно первоначального формирования образца представляется весьма правдоподобной.

Здесь появляется интересная обратная задача Буриданова осла: как сформировать объекты, которые испытуемые выбирали бы с равной вероятностью (в том числе не только в бинарном случае). Задача эта может иметь две постановки: либо такие объекты действительно существуют, либо необходимо найти способ искажения объекта, аналогичный тем, который делают скульпторы и художники на основе закономерностей восприятия перспективы.



Гомеостат (Ф.Д.Горбов). Для анализа небольших групп используется известный гомеостат Горбова и его модификации - система связанных между собой измерительных приборов, которыми манипулируют члены группы (напр., психодиагностический комплекс «Гомеостат» предприятия «Нейроком»). В [8] был предложен дискретный вариант гомеостата. В этом варианте задачей группы являлось получение заданного (целого) числа Z. Для этого каждый из M членов группы должен был независимо от остальных выбрать одно из целых чисел в диапазоне [-N, N] таким образом, чтобы в результате суммирования всех выбранных чисел получилось Z . Если фактический результат суммирования X отличался от заданного, группе сообщался этот (или умышленно искаженный в соответствии с программой исследования) результат, после чего процесс выбора и суммирования повторялся снова. Каждому члены группы, таким образом, были известны только его собственные вклад и суммарный результат группы на каждом шаге.

Данный подход допускает множество различных вариантов и интерпретаций, например, сборку людьми (роботами) сложной конструкции из заданных элементов, которую можно описать в терминах алгебраических систем. Для простоты мы опишем задачу о минимальной индивидуализации в терминах описанного выше арифметического варианта в следующей интерпретации. Пусть на космическом корабле имеется M двигателей, каждый из которых может развивать мощность, задаваемую целым числом в диапазоне [-N,N] (отрицательное значение можно интерпретировать как торможение). Кораблем управляет центральный компьютер (Центр), выдающий требуемое в данный момент суммарное значение мощности Z .



Если каждый двигатель индивидуализирован номером (или уникальным именем), то при наличии Центра достаточно легко назначить каждому двигателю требуемое значение мощности, причем многими способами. Можно использовать принцип равномерной загрузки, последовательной загрузки каждого двигателя до максимального значения, и ряд других. Если вместо централизованного управления осуществляется распределённое, и каждым из двигателей управляет отдельный робот (агент), по одной и той же программе, то при наличии уникального имени каждый из роботов воспроизводит вычисления Центра. Задачи проектирования алгоритмов управления возникают, когда уникальных номеров (имён), меньше, чем роботов, т.е. некоторое количество роботов будет действовать абсолютно одинаково. Различные способы введения индивидуализации (классов) роботов порождают различные алгоритмы коллективного поведения (упомянем в этой связи работу [9]). Отдельный класс задач возникает, если разрешить роботам использовать внешний источник в качестве генератора случайных воздействий. Объем публикации даёт возможность только отметить, что решение задачи достигается разделением действий (выдачи мощности) на этапы (само)идентификации и собственно работы (адаптации).

Экспертиза задач распознавания речи (Н.Г.Загоруйко). Группе экспертов в области распознавания речи Н.Г.Загоруйко предлагал оценить сроки решения четырёх задач: распознавание с надёжностью 98% речи любого диктора без подстройки на его голос при полном стиле произношения изолированных команд в обычном помещении при объемах словаря 20, 200, 2000 слов и слитной речи на базе словаря в 2000 слов. Опросы производились трижды с интервалом около 10 лет, начиная с 1967 г. Оценки соответствующих сроков увеличивались от опроса к опросу. В рамках "Экран"-технологии могут быть произведены следующие операции.

  • Модель, экстраполяция и приведение к абсурду. Первым шагом является построение простой (регрессионной) модели, описывающей данные, и прогноз данных на ближайший такт опроса. Дальнейшая экстраполяция, напоминающая апорию Зенона об Ахиллесе и черепахе, приводит к выводу о принципиальной невозможности решения перечисленных задач. Фактически такой вывод сделан Н.Г.Загоруйко в форме утверждения об эквивалентности рассматриваемой задачи задаче о создании системы искусственного интеллекта, не уступающего человеческому. Данный вывод является указанием на разрывное изменение ситуации.

  • Изменение ситуации: задача. Возможны изменения ситуации посредством модификации задачи. Ресурс изменения - интерпретация терминов "любой" (диктор) и "обычный" (помещение). Формальное определение (о-предел-ение) данных терминов позволит, с одной стороны, получить критерий решения задачи, и, с другой стороны, сформулировать дополнительные антизадачи: синтезировать диктора (помещение), для которого надёжность распознавания данной системой не будет достигнута.

  • Изменение ситуации: экспертиза. Изменение ситуации возможно также за счёт изменения механизма организации экспертизы. Мониторинг экспертов позволит оценить их квалификацию (и, возможно, подтвердить формулу С.Бацанова «оптимизм*компетентность=const»). Спектр квалификации позволит изменить способ получения интегральной оценки.

  • Политика. Решение данной частной задачи - оценки сроков и трудоёмкости, и, особенно, основной задачи - распознавания речи, требует организации политики как системы коммуникации исследователей и концентрации исследовательских ресурсов. В дополнение к предложенной партнёрской системе может быть организована инфраструктура - сеть экспертов, для которой будет сформирован адекватный решаемой задаче регламент коммуникации (в частности, телеконференции при методологической поддержке).



5. Применение и обучение

«Экран»-технология использована в сфере образования и управления (совместный проект «ОмКент» Британского Совета и Управления образования Администрации г. Омска по переподготовке руководителей образовательных учреждений в 1999 – 2001 гг., разработка стратегического плана по заказу Администрации г. Омска 2000 – 2001 гг.). Разработаны предложения по созданию мобильного ситуационного центра «Экран-ЧС» для чрезвычайных ситуаций и системы «Экран-Инь-Му» для поддержки российско-китайских переговоров [10].

На математическом факультете Омского государственного университета (ОмГУ) с 1996 г. читается авторский лекционный курс «Экспертный анализ», сопровождаемый соответствующим семинаром. Разработано более 50 авторских слайдов, содержащих свыше 200 иллюстраций. В Омском государственном институте сервиса (ОГИС) планируется организовать подготовку экспериментальной группы по специализации «Эксперт ситуационного центра».

Опыт показывает, что компоненты существующих технологий коллективного проектирования позволяют успешно осуществить создание большинства проектов. Критическим ресурсом таких технологий являются многодисциплинарные команды специалистов, обеспечивающие формирование и совершенствование собственной («персональной» для данной группы участников) технологии обеспечения жизненного цикла проекта. Процесс формирования (или распада) проектной группы может быть ускорен за счет постановки задачи создания прототипа проекта в сочетании с мониторингом истории проекта и проектировщиков.



Литература

1. Филимонов В.А. Интеллектуальная компьютерная среда для коллектива экспертов// Интеллектуальные торпеды. Материалы науч. конф. памяти Г.П.Щедровицкого "Георгиевские чтения".- Новосибирск: СО РАН, Ин-т интелл. инноваций и проблем консультирования, 1996.- С. 148 - 152.

2. Филимонов В.А. "Экран"-технология для экспертов и политиков// Материалы 1-ой междун. науч.-практ. конф. "Информационные технологии и радиосети (ИНФОРАДИО'96)".- Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1998, С. 53 - 59.

3. Филимонов В.А. ДАО и ДЭ с российской спецификой// Матер. Всеросс. Науч.практ. Конф. «Интеграция: стратегии и технологии».- Томск: Томский гос. Ун-т, 2000, т II, с. 88-91.

4. Полляк Ю.Г., Филимонов В.А. Статистическое машинное моделирование средств связи.- М.: Радио и связь, 1988.- 176 с.

5. Загоруйко Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний.- Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999.-270 с.

6. Warner S. L. Randomized response: a survey technique for eliminating evasive answer bias// J. Amer. Statist. Assoc., 1965, V. 60, N. 309, p. 63 - 69.

7. Букалов А.В. Феномен структурирования психоинформационного пространства: иерархия объемов человеческого внимания, памяти и мышления// Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 2.

8. Анисимов Ю.П., Филимонов В.А., Демин Д.В. Моделирование групповой адаптации при эвристической деятельности коллектива// Тез. докл. Всесоюзн. симп. "Проблемы моделирования психики".-Вып. 2.- Новосибирск, СО АН СССР, 1968.- С. 219 - 221.

9. Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения.- М.: Наука, 1987.- 288 с.



10. Филимонов В.А. Китай как источник информационных ресурсов// Матем. структуры и моделирование. Сб. науч. тр. Вып. 3. – Омск: Изд-во ОмГУ, 1999.- С.70 – 72.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница