Студентов медицинского колледжа



Дата27.05.2016
Размер0.55 Mb.
ТипРеферат


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Учебно-исследовательская работа.

Работу выполнили:

студенты группы 7201

Галимова Алина

Абдрахманова Эллада

Руководители, преподаватели:

Галиева С.Г.

Петрова О.И.


Казань-2011

Содержание

стр.


Введение……………………………………………………………….. 3

Глава 1. Основная часть. Методологический раздел……………… 5-6

1.1. Понятие интеллекта, структура интеллекта…………… 5

1.2. Факторы интеллектуального развития…………………… 6

Глава 2. Методический раздел …………………………………..…….7-13

2.1.Методы исследования……………………………………… . 7

2.2 Описание работы………………………………………….… 7

Глава3. Заключительная часть……………………………………… 11-13

Выводы…...……………………………………………………… 11

Рекомендации……….…….………………………………………12

Заключение………………………………………………………. 12

Список использованной литературы…………………………… 14

Приложение ……………………………………………………. 16

Введение

«Всякий умный человек знает, что такое интеллект…Это то, чего нет у других!» (Mc Nemar,1964)



Актуальность темы. Феномен саморазвития является основным внутренним механизмом личности. Одним из факторов, оказывающим влияние на динамику и направленность саморазвития являются интеллект, способность к овладению учебно-психологической культурой, организованность, коммуникативные склонности, настойчивость. Изучение развития интеллектуальных способностей студентов медицинского колледжа актуально, так как медицинские учреждения, оснащенные сегодня новейшим оборудованием, нуждаются в квалифицированных, интеллектуально развитых специалистах.

Интеллект - относительная устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеллект включает в себя: приобретенные знания, опыт и способность к дальнейшему их накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества определяются кругом его интересов, объемом знаний. В широком смысле интеллект – это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле - ум, мышление. Предпосылками интеллекта являются внимание и память. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Выделяют следующие формы интеллекта:

Вербальный, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;

Невербальный, связанный с решением абстрактно-логических задач;

Практический, составной частью которого является умение адаптироваться к окружающей обстановке.

Проблема исследования. Для медицинского работника наиболее значимым является практический интеллект, поскольку именно он в значительной степени может изменять поведение человека и нарушать адаптацию, так как в его структуру входят процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий, адекватная самооценка и способность рационально действовать в незнакомой ситуации, что и выявляет проблему исследования.

Объект исследования. Студенты Казанского медицинского колледжа: специальности «Лабораторная диагностика» - группы 7101, 7201, 7301; специальности «Сестринское дело» - группы 6104, 6202, 6303, 6101 ПУ. Всего опрошенных – 178 студентов. Возраст респондентов: 17-23 года –151человек и 30-40 лет – 27человек.

Предмет исследования. Интеллектуальные способности студентов специальностей «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело» медицинского колледжа.

Гипотеза. Интеллект студентов возрастает в процессе обучения, усиливается рост личностных качеств, побуждающих к саморазвитию.

Цель. Выявить взаимосвязь интеллекта с успеваемостью студентов специальностей «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело» Казанского медицинского колледжа.

Задачи:


  • Определить понятие интеллекта.

  • Выявить связь интеллектуальных и личностных параметров.

  • Определить коэффициент интеллектуальности IQ опрошенных студентов Казанского медицинского колледжа.

  • Провести практический анализ влияния интеллекта на успеваемость студентов отделений «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело» Казанского медицинского колледжа.


Практическая значимость. Исследования, проведенные в данной работе, могут быть использованы в качестве рекомендаций для студентов, педагогов, кураторов групп и родителей студентов по развитию интеллекта, росту личностных качеств, побуждающих их к саморазвитию.
Новизна исследования. Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется уровень развития интеллекта студентов специальностей «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело» медицинского колледжа, их способность к саморазвитию.


Глава 1. Методологический раздел. Обзор литературы.

1.1. Понятие интеллекта, структура интеллекта.

В настоящее время имеется множество определений интеллекта. Долгое время существовало два мнения по поводу интеллекта. Первое, что интеллект - сугубо наследственная черта, связанная со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Поэтому показателем эффективности интеллекта служило время, затраченное на решение предложенных задач.

Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий интеллектуальных способностей поставил Фр.Гальтон(1884). Он полагал, что интеллектуальные возможности закономерно обуславливаются особенностями биологической природы человека и принципиально ничем не отличаются от его физических и физиологических характеристик.

В то же время ученые, разработавшие первые тесты на интеллект (Binet, Simon,1905), считали, что человек, обладающий интеллектом, правильно судит, понимает, размышляет и, благодаря здравому смыслу и инициативности, способен приспосабливаться к обстоятельствам жизни.

Хебб(1974) считает, что у каждого есть потенциал для развития интеллекта. Этот потенциал создается в момент зачатия. Что касается проявившихся интеллектуальных способностей личности, то они формируются в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект.

По мнению Кеттела (1967 г.) у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

По Векслеру (1955) «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде. К этому определению интеллекта сегодня склоняется большинство психологов, хотя компоненты интеллекта и способы их оценки все еще вызывают споры.

Одна из попыток упорядочить информацию по исследованию интеллекта принадлежит М.А.Холодной. Она выделила 8 подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта (социокультурный, генетический, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, структурно-уровневый, регуляционный, феноменологический).

Поскольку в данной работе изучается не собственно интеллект, как феномен психики, а пути и методы его диагностики в работе со студентами, то можно сформулировать следующее определение интеллекта «Интеллект-это психическое явление, измеряемое с помощью тестов интеллекта и проявляющееся как общая способность мыслительных процессов адаптироваться к решению различных задач предъявляемых человеку окружающей средой и соответственно оказывающая значительное влияние на успешность его профессиональной деятельности (в нашем случае - учебной).

Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. У человека еще имеются в различной степени развитые специфические способности (счетная способность, вербальную (словесную) гибкость, вербальное восприятие, пространственную ориентацию, память, способность к рассуждению, быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями), проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации.



1.2. Факторы интеллектуального развития

Факторы интеллектуального развития делятся на врожденные факторы и факторы окружающей среды. К врожденным факторам относятся генетические, хромосомные аномалии, нарушение питания плода, заболевания в период беременности, употребление матерью лекарственных и других веществ. А к факторам окружающей среды относятся питание, психическая стимуляция, влияние числа детей в семье, социальное положение.



Глава 2. Методический раздел

2.1.Методы исследования

В психологической литературе личность рассматривается как сложное динамическое структурное образование. Феномен саморазвития является основным внутренним механизмом личности. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, для исследования проблемы саморазвития является системный подход, который дает возможность изучить не только механизмы, внутреннюю структуру и основные компоненты феномена, но и условия или факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность саморазвития.

Для подтверждения выдвинутого нами предположения о возможности управления параметрами саморазвития студентов, нами было спланировано и проведено экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный; эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, психодиагностические методы (тесты); количественный и качественный методы обработки данных. Исследование проводилось на отделениях «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело» Казанского медицинского колледжа.

Для того, чтобы выявить личностные качества, побуждающие студентов к саморазвитию, были применены такие методики, как:

1. Методика Мюнстерберга..

2. Тест Г.Айзенка для оценки уровня общего интеллектуального развития.

3. Тест Г.Айзенка для оценки уровня развития лингвистического мышления.

Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности внимания. Внимание одна из основных составляющих профессиограммы медработника. Специальность лаборанта особенно требует хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. При методике оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Время работы - 2мин.

Для определения уровня интеллекта мы использовали 4-й и 5-й субтесты для оценки уровня общего интеллектуального развития, словесный субтест для оценки уровня развития лингвистического мышления теста Айзенка. Для решения каждого субтеста отводится по 30 минут.

Решая тесты для исследования интеллекта, определяют коэффициент интеллекта IQ. Согласно выявленному показателю IQ составляется шкала уровней умственных способностей. Так, если IQ = 140 и выше, то это выдающийся интеллект; при IQ =130 и выше - высокий интеллект; при IQ = 90-110 – средний интеллект и при IQ = 80 и ниже – низкий интеллект. Практическое значение интеллектуального тестирования объясняется тем, что интеллект определяет способность к обучению, т.е.выявлен высокий уровень корреляции между IQ и успешностью обучения.



2.2. Описание работы

В исследовании приняли участие студенты 1-го, 2-го и 3-го курса отделений «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело», что составило 178 человек, из них мужского пола—2 человека и женского пола-176 человек.

Возрастные группы: 17-23 года – 151 и 30-40 лет – 27 человек.

Группы специальности «Сестринское дело»: 6104, 6201, 6301.

Группы специальности «Лабораторная диагностика»: 7101, 7201, 7301.

Для оценки интеллекта студентов нами было проведено исследование, в ходе которого был определен коэффициент интеллектуальности IQ у 178 студентов 1-го, 2-го и 3-го курса специальностей «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело» Казанского медицинского колледжа.

Исследование мы начали со сравнения IQ, лингвистических способностей и уровня внимания разных возрастных групп.

Таблица 1. Сводные данные IQ, лингвистических способностей и уровня внимания разных возрастных групп.




IQ

Тест Айзенка для определения лингвистических способностей

Тест Мюнстерберга

17-23

91,5

115,3

55,1

3040

105

98,2

57

Из числа опрошенных, люди в возрасте 17-23 лет имеют интеллект 91,5; люди в возрасте 30-40 лет имеют интеллект 105.По таблице видно, что интеллект людей в возрасте 30-40 лет выше, чем у студентов. Культурные факторы, воспитание в семье, образование и социально-экономический статус вносят свой вклад в развитие интеллекта.

Если уровень интеллекта у опрошенных в возрасте 30-40 лет выше, чем у студентов (17-23лет), то лингвистические способности выше у опрошенных в возрасте 17-23 лет (115,3), чем у людей в возрасте 30-40 лет (98,2). Такие результаты можно объяснить тем, что студенты, недавно окончившие школу, читают больше художественную и научно-популярную литературу, а так же в колледже наши студенты изучают русский, татарский, английский и латинский языки.

Опрошенные студенты в возрасте 17-23 лет имеют уровень концентрации внимания 55,1%, а студенты в возрасте 30-40 лет —57%. Внимание развито больше у людей в возрасте от 30-40 лет. В нашем случае это главные и старшие медсестры, обучающиеся по специальности «Сестринское дело» повышенный уровень (ПУ). Их профессия и работа обязывает быть внимательными ко всему происходящему.

Таблица 4. Сводные данные IQ, лингвистических способностей и уровня внимания по курсам.




IQ

Тест Айзенка для определения лингвистических способностей

Тест Мюнстерберга

1 курс

86,5

111,5%

49,5%

2 курс

93

115,5%

55%

3 курс

49,5

118,8%

61%

ПУ

105

98,2

57

В целом по колледжу опрошенные студенты:

- первых курсов имеют: уровень интеллекта - 86,5%;

лингвистические способности - 111,5% ;

концентрацию внимания - 49,5%;

- вторых курсов имеют уровень интеллекта 93;

лингвистические способности 115,5%;

концентрацию внимания-55%;

- третьих курсов имеют уровень интеллекта 95;

лингвистические способности 118,8%;

концентрацию внимания-61%.

Если рассматривать результаты исследования отдельно по курсам, то мы наблюдаем динамику возрастания интеллекта. Интеллект студентов возрастает в процессе обучения. В целом у опрошенных студентов 1-ых курсов интеллект- 86,5, у студентов 2-ых курсов - 93, у студентов 3-их курсов - 95. Разница уровня интеллекта опрошенных студентов 3-их и 1-ых курсов составила 9 баллов.

Среди студентов, принявших участие в исследование самый высокий уровень IQ у студентов ПУ. Лингвистические способности так же больше развиты на 3-м курсе.

Таблица 3. Сводные данные IQ, лингвистических способностей и уровня внимания по специальностям «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело» 1,2,3 курс.




IQ

Тест Айзенка для определения лингвистических способностей

Тест Мюнстерберга

Лабораторная диагностика

93,3

106,2%

59%

Сестринское дело

89,6

124,4%

51%

Опрошенные студенты специальности «Лабораторная диагностика» имеют уровень интеллекта равный 93,3 и лингвистические способности -106,2%.

Опрошенные студенты специальности «Сестринское дело» имеют уровень интеллекта равный 89,6 и лингвистические способности – 124,4%.

Сравнивая специальности «Лабораторная диагностика» (93,3) и «Сестринское дело» (89,6) мы видим, что коэффициент IQ выше у студентов специальности «Лабораторная диагностика».

Однако лингвистические способности более развиты у студентов специальности «Сестринское дело» (124,4%). Это объясняется тем, что специальность «Сестринское дело» требует коммуникативных компетенций. Студенты этой специальности с первого курса проводят большое количество времени на практике, где основной задачей их является общение с больными.

У студентов специальности «Лабораторная диагностика» концентрация внимания 59%, а у студентов специальности «Сестринское дело» - 51%.

Внимание более развито у студентов отделения «Лабораторная диагностика». Лаборанты должны уметь концентрировать внимание и иметь такое качество, как помехоустойчивость, так как любая допущенная ошибка приведет к ложному диагнозу.

Таблица 1.Сводные данные IQ, словесного субтеста, концентрации внимания по группам.




IQ

Тест Айзенка для определения лингвистических способностей.

Тест Мюнстерберга

6104

86

121.2

48

6201

91

124

48

6301

92

128

57

7101

87

102

51

7201

95

107

62

7301

98

109.7

65

При сравнении этих 3-х параметров было установлено, что лингвистические способности у студентов «Сестринского дела» и изначально и на протяжении обучения значительно выше (121,2 и 102) по сравнению с «Лабораторной диагностикой». Концентрация внимания и уровень интеллекта студентов специальностей «Лабораторная диагностика» выше, чем у студентов специальности «Сестринское дело»(с/д). Если на 1-м курсе у студентов специальности «Лабораторная диагностика»(л/д) уровень интеллекта и концентрация внимания незначительно выше, то к 3-му курсу эта разница существенно возрастает (48-57 у с/д и 51- 65 у л/д). Более высокие показатели у л/д связаны с тем, что на специальности «Лабораторная диагностика» в основном преподают морфологические и естественнонаучные дисциплины, что способствует развитию логического мышления. Отсюда мы видим динамику возрастания интеллекта и концентрации внимания.

С помощью корреляционного метода мы выявили зависимость уровня интеллекта от концентрации внимания. Коэффициент корреляции равен 0,896995428, что говорит о сильной связи между этими двумя параметрами. С повышением уровня концентрации внимания, повысится и уровень IQ, так как коэффициент корреляции положительный.



Динамику возрастания уровня интеллекта также можно проследить по следующему графику.

Рис.7. График динамики уровня интеллекта группы 7201.

На данном графике представлены IQ студентов группы 7201. С помощью лонгитюдного метода мы выявили динамику интеллекта студентов. При первом исследовании общий уровень интеллект группы составил 95. Второй раз исследование провели через 4,5 месяца. Интеллект студентов увеличился на 7,2 балла.

Это подтверждает нашу гипотезу: интеллект возрастает в процессе обучения.

Таблица 2. Зависимость успеваемости студентов от интеллекта.

Группа

Успеваемость

6104

95,97%

6201

100%

6301

100%

7101

96%

7201

100%

7301

100%

Сравнив коэффициент IQ и успеваемость студентов Казанского медицинского колледжа, мы пришли к выводу, что успеваемость сильно зависит от уровня интеллекта. Данный вывод мы сделали исходя из результатов корреляции (коэффициент корреляции равен 0,843455). Однако, наши студенты, имея хороший потенциал, не развивают его, на это влияют различные факторы окружающей среды (работа, неблагоприятное окружение, болезни, семейные проблемы).
Выводы

Результаты исследования показали, что на специальности «Лабораторная диагностика» средний уровень интеллекта студентов - 93,3.

Было протестировано 25 студентов группы 7101 и выявлено, что уровень интеллекта у них низкий – составил 87 баллов.

Среди протестированных 18 студентов группы 7201 выявлен средний уровень интеллекта - 95.

У студентов группы 7301 уровень интеллекта средний - 98.

Уровень концентрации внимания студентов этой специальности достаточно высокий 59%.

По отделению «Сестринское дело» было протестировано 87 студентов. Средний уровень интеллекта – 89,6.

Группа 6104 (протестировано 33 студента): уровень интеллекта -86.

Группа 6201 (протестировано 31 студентов): средний уровень интеллекта – 91.

Группа 6303 (протестировано 24 студентов): уровень интеллекта средний - 92

Уровень концентрации внимания студентов отделения достаточно низок 51%. Основываясь на полученных данных, можно сделать выводы о том, что:

1. В среднем уровень интеллекта студентов колледжа составляет 91,5, что является нормой.

2. Коэффициент интеллекта возрастает в процессе обучения, это подтверждает нашу гипотезу.

3. IQ студентов отделения «Лабораторная диагностика» незначительно выше, чем IQ студентов «Сестринское дело».

4. Лингвистические способности у студентов отделения «Сестринское дело» выше, чем у студентов отделения «Лабораторная диагностика».

5. Самый высокий показатель IQ был выявлен у студентов «Сестринское дело» (повышенный уровень), как по средним, так и по абсолютным значениям.


Рекомендации

Рекомендации для студентов:

- заниматься саморазвитием;

- для улучшения деятельности мозга нужно сбалансировано питаться;

- для тренировки своих интеллектуальных способностей можно придумывать необычные способы использования обычных предметов, эти задачи могут показаться тривиальными, но все это заставляет работать мозг иначе;

- для эффективной работы памяти важно высыпаться, чтобы мозг успевал должным образом отдохнуть.
Рекомендации для педагогов и классных руководителей

Для того, чтобы обеспечить усвоение программного материала студентами с низким уровнем интеллекта, на наш взгляд, необходимо:



  1. На основании полученного студентами коэффициента IQ проектировать ход интеллектуального развития каждого студента. Например, рекомендовать научно-популярную литературу по развитию мышления, внимания, памяти; чтение художественной литературы, особенно классической.

  2. Для развития интеллекта студента необходимо создавать учебники нового типа - интеллектуальный самоучитель с ярким и наглядным представлением информации.

  3. Широко использовать разнообразные технические средства обучения (мультимедийные средства, электронные учебники, электронно-дидактические модули, популярные справочники, словари, энциклопедии.

  4. Использовать интеллектуальные обучающие системы, которые автоматически подбирают нужную стратегию обучения для каждого студента.

  5. Широко использовать иллюстративный материал (рисунки, схемы, диаграммы, атласы, карты, фотографии), т.к. человек воспринимает 95% информации визуально в виде изображения.

  6. На занятиях применять разнообразные методы обучения:

  1. работа в группе;

  2. деловая игра;

  3. интеллектуальная игра;

  4. «мозговой штурм»;

  5. решение тестовых заданий;

  6. метод проектов.


Заключение

В результате нашего исследования мы установили взаимосвязь уровня интеллекта с успеваемостью. Чем выше интеллект студента, тем больших успехов в учебе он добивается. Ведь именно люди с высоким интеллектом при прочих равных ситуациях будут успешнее справляться с решением задач, т.е. с такими заданиями, где необходимо изучать какие-то факты, принципы, установить между ними взаимосвязи, примерить эти факты и принципы в новых незнакомых ситуациях, выявить законы взаимодействия этих факторов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем, что необходимо для медицинского работника.



Если в данный момент у Вас низкий уровень интеллекта – не огорчайтесь. Развивайте свой интеллект, работайте над самообразованием, читайте литературу, решайте тесты, кроссворды, тогда интеллект вырастет и у Вас все получится.


Список литературы

  1. Айзенк. Проверь свой интеллект. М., 2007.

  2. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М., 2006.

  3. Выготский Л.С. Воображение т творчество в детском возрасте. СПб., 2009.

  4. Зейгарник Б.Л. Патописхология мышления. МГУ, 1986.

  5. Картер Ф., Кен Р. Разминка для ума. М., 2005

  6. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск, 1999.

  7. Марцинковская Т.Г, Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М., 1999.

  8. Петухов В.В. Психология мышления. МГУ, 2001..

  9. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютерные и плодотворные идеи. М., 2003.

  10. Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. СПб., 2005.

  11. Рувинский Л.И. Психология самовоспитания. М., 2002.

  12. Руковишников А.А. Факторный личностный опросник Р.Кеттела: Методическое руководство. СПб., 2003.

  13. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1990.

  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. РОСТОВ-на-ДОНУ:Феникс, 2005.

  15. Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 2007.

  16. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 2008.




Каталог: library -> doc
doc -> Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. 5-е изд. М. Прагма, 1993. 176 с. Б. ц
doc -> Сон. Нарушение сна, бессонница
doc -> Южно-российский региональный центр информатизации высшей школы
doc -> Синдром эмоционального выгорания 612. 8: 616. 012. 043: 615. 5 В161 Вальдман, А. В
doc -> Медицинская психология 616. 89(075. 8) К682 Королева, Елена Григорьевна
doc -> Нейропсихология 252587 616. 89(075. 8) Ц274 Цветкова, Любовь Семеновна
doc -> Педагогика и психология высшей школы 305374 88я73 Б484 Березовин, Николай Александрович
doc -> Центр обучения, трудоустройства и реабилитации "Взаимопомощь" Новые информационные технологии и сеть Интернет на службе реабилитации и интеграции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница