Актуальность темы исследования. Для социолога религия существует как социальное образование, т.е. не просто как совокупность верований, идеи, учений, но – как группа людей, разделяющих эти верования. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя и этим носителем является какая-то социальная общность. Социальным носителем религии не обязательно является точно определенная группа людей, к этой религии принадлежащих и объединяющихся по одному этому критерию – принадлежности к данной религии.
В результате сегодня официальные службы (Министерство юстиции, Госкомстат) не располагают современными, полными и достоверными данными о количестве верующих как по стране в целом, так и по отдельным регионам и религиозным направлениям. При отсутствии статистических данных по индивидуальной религиозной принадлежности исходными материалами для определения численности той или иной конфессии может служить количество зарегистрированных в российских органах юстиции религиозных организаций соответствующего направления и данные социологических опросов.
Сейчас очень активно проводятся всяческие программы, направленные на молодое поколение. Специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек.
Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает «религиозность молодежи», которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи религиозным ценностям и системам.