Структурный психоанализ Жака Лакана простым языком



страница1/2
Дата29.07.2022
Размер364 Kb.
#187824
  1   2
Связанные:
Структурный психоанализ Лакана простым языком


Структурный психоанализ Жака Лакана простым языком
11 сентября 2021
https://zen.yandex.ru/media/gestalthypnotherapy/strukturnyi-psihoanaliz-jaka-lakana-prostym-iazykom-613cea349818c42782673612
Сегодня мы перейдем к обсуждению еще одной фигуры из психоанализа, которая стоит во главе этой дисциплины наравне с самим Зигмундом Фрейдом, мы поговорим о структурном психоанализе Жака Лакана.
И если до этого я говорил, что одной из сложнейших теорий является теория Мелани Кляйн, то Жак Лакан пошел еще дальше, так как его книга официально признана одним из университетов, как одна из самых сложных для понимания за всю историю человечества. Дальше мы поговорим почему это так. А сейчас я не претендую на полную и достоверную передачу его взглядов, но надеюсь, что данная лекция поможет вам ознакомиться с его идеями.
Жак Лакан изначально был психиатром, который в какой-то момент увлекся идеями психоанализа, а самым главным теоретиком в этой области для него стал именно Зигмунд Фрейд, который, однако, так и не удостоил своим вниманием нашего автора, прислав ему в ответ на его диссертацию открытку с фразой, спасибо, что поделились своими идеями.
Однако, это не остановило Лакана в его пристрастии, он яростно критиковал большинство теоретиков неофрейдистов и Эго-психологов, обозначив свою исследовательскую программу лозунгом «Назад к Фрейду».
Стоит, однако, сказать, что в его творчестве было не так уж и много общего с фрейдисткими идеями, вплоть до того, что лакановская теория образовала отдельную школу, названную структурным психоанализом.
Данная школа вобрала в себя многие идеи лингвистики, а точнее сам Лакан постарался подойти к описанию психики как лингвист, но помимо этого, он предпринял попытку описывать психику и как математик, рисуя различные формулы и уравнения, и прямо скажем, попытка эта была неудачной. Ну а мы перейдем непосредственно к его теории.
Структура и регистры психики: реальное, воображаемое, символическое
Наиболее ярким вкладом Лакана является новый подход к описанию структуры психики, который был основан на структуре языка. Сам Лакан заявляет, что бессознательное устроено как язык, при этом вводя три так называемых психических регистра: реальное, воображаемое и символическое.
Многие, кстати, приравнивают эти регистры к инстанциям психики по Фрейду: ид, эго и супер-Эго. Такое отождествление не является корректным, однако, вам я рекомендую держать в голове это сравнение для более простого понимания дальнейшего описания.
Так вот для того, чтобы понять содержание регистров, стоит рассмотреть их в разрезе процесса развития индивида.

  1. Реальное. Первой в развитии человека появляется инстанция реального. Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненные функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него форме.

Так на уровне реального функционирует психика младенца, который, живет в недифференцированном мире, где все ощущения и сенсорные восприятия слиты в единое целое, и в то же время не присвоены самим ребенком.
Мы уже много раз обсуждали как ребенок видит мир и в целом, идея Лакана не отличается от идей других ученых, так что чтобы было проще понимать, о чем идет речь, можете посмотреть предыдущие ролики.
Ребенок воспринимает мир недиференцировано, не выделяя те или иные объекты в среде, и, по сути, мир кажется ему кашей из ощущений. Важную же роль в реальном играет именно тело, позывы которого человек также далеко не всегда может распознать.
Так что, не стоит думать, что реальное в концепции Лакана означает внешнюю реальность, наоборот, к реальному также относится содержание психики, и, и прежде всего бессознательное содержание. В общем это во многом схоже со структурой Ид у Фрейда

  1. Воображаемое. Далее в процессе своего развития ребенок начинает дифференцировать и различать объекты создавая о них определенные представления и появляется инстанция воображаемого. Воображаемое это инстанция представлений о значении тех или иных объектов, которые во многом выражаются в их функциях и смыслах. А если еще проще, то воображаемое, это те смыслы и репрезентации, которые мы придаем те или иным объектам в среде.

И здесь наиболее важную роль конечно же играет представление о самом себе. В частности, момент появления воображаемого Лакан сводит к так называемой стадии зеркала, которая длиться с 6 до 18 месяцев.На этой стадии малыш обнаруживает свой образ в зеркале и восхищается им, затем помещая его внутрь себя.
При этом надо понимать, что под зеркалом здесь имеется в виду не только реальное зеркало. Под зеркалом имеются в виду и отраженные реакции близких других, например, то, как мама реагирует на те или иные потребности ребенка и вообще признает ли его.
И речь здесь идет не только об образе в целом. В материнских ответах на позывы ребенка получают свое отображение и отдельные телесные функции. Ребенок начинает обозначать одно ощущение как голод, другое как удовольствие, поскольку именно так обуславливает его чувство его мать.
В итоге осознание себя целостным объектом, отделенным от внешнего мира, позволяет выделять и иные объекты в этом самом мире появляется так называемый другой или объект, с которым можно взаимодействовать. При этом другой это не только другие люди, но и образ самих себя это тоже другой, так как любой диалог по Лакану направлен на другого, а следовательно внутренний диалог – это тоже общение с другим – с образом своего я.
Воображаемое также во многом отвечает и за психические защиты. Оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению к реальности, так и по отношению к тем образам, которые существуют в сознании "других";

  1. Символическое. Наконец с момента овладения знаковой системой, у ребенка формируется так называемый символический регистр. Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе.

При этом сам Лакан утверждал, что ребенок как бы врождается в язык, или, проще при рождении помещается в определенную знаковую среду, которая уже формирует его психику. У ребенка появляется символическое пространство с помощью, которого он может обозначать те или иные предметы, соответственно здесь и появляется важный концепт означающего и означаемого в теории Лакана.

Означающее, означаемое и влечения
С момента появления символического регистра, можно также говорить о двух новых концептах означаемого и означающего.
Идея достаточно проста, существует наша языковая или символьная система и существует тот смысл, который мы хотим с помощью нее передать. И как вы понимаете, символьная система находится в символическом регистре, а смысл и значение, которое мы хотим передать в воображаемом.
Здесь важно то, что символическое наполняют культурные элементы, разделяемые большинством людей, например, я могу использовать русский язык, однако воображаемое или смысл скрытый за сказанным индивидуальны для каждого человека.
Так если я говорю слово конь, то каждый из вас представит своего коня, кто-то белого, кто-то игрушечного, кто-то шахматного, а кто-то вообще единорога. Именно поэтому даже с помощью символического невозможно адекватно передать смысл.
Но есть еще и то, что мы в принципе не способны передать – это реальное. Реальное невозможно полностью передать в образах или словах, и именно поэтому Лакан считал символы и образы пустыми вещами которые не содержат под собой ничего.
Для иллюстрации данной концепции часто используют метафору одного автора с шахматами, однако мне она показалась нелогичной, поэтому я приведу свою.
Представьте себе художника, который в порыве вдохновения и чувств написал красивую картину.
Вряд ли мы сможем как-то адекватно описать чувства художника, его мотивы и его состояние скрытые за картиной. И в этом смысле речь идет о реальном, о том, что послужило бессознательным фактором для рисования.
Сама же картина — это сфера воображаемого – это тот образ, с помощью которого художник попытался передать свои чувства.
Ну а теперь представьте, что мы пытаемся кому-то рассказать смысл картины и то что на ней изображено через слова – это уже область символического.
И даже если мы с помощью символов попытаемся говорить о реальном, мы все равно не сможем передать то, что действительно реально. Сказав вдохновение, мы уже упустим сам момент вдохновения и не сможем в полной мере передать его. И более того, в попытках передать что-то с помощью символов и значений мы всегда будем обращаться не к реальности, а к иным символам или значениям и описывать одни понятия через другие, а не через реальность.
Таким образом символическое воображаемое и реальное постоянное стремятся друг к другу, но никогда не приходят к соответствию из чего Лакан и выводил основные влечения человека видя их истоки опять же в языке нежели в биологии, как об этом заявлял Фрейд.
Наше символическое и воображаемое постоянно стремятся к реальному, но не достигая его могут создавать так называемые фантазмы или воображаемые образы, как замену реальности.
С другой стороны, именно настоящая встреча с реальностью часто и становится для нас наибольшей травмой и конечно, главную травму жизни, Лакан видел в Эдиповом комплексе.
другой и Другой
Именно этап Эдипова комплекса является важнейшим при формировании символического регистра психики, что связано с появлением так называемого Другого.
Сам Лакан использует два понятия другого, другой с маленькой буквы – это просто другой объект или человек и Другой с большой буквы – это, по сути, буква закона или культурного кода, которой человек должен следовать.
В ситуации Эдипова комплекса этим большим другим и является отец ребенка, который ставит свой запрет на слияние с матерью. В будущем появляются и другие Другие, которые занимают уже символический, а не воображаемый регистр
Так к большим другим можно отнести в принципе всех взрослых, которые оказали свое влияние на ребенка. Сюда же относятся любые идеи и культурные лозунги, типа фашизма или феминизма. Сюда же относятся правила поведения в социальной среде, да и тот же уголовный кодекс.
Проще говоря большого другого, можно приравнять к различным интроекциям и убеждениям человека, если вам более знакомы эти понятия.
И именно такие элементы и наполняют символическое, опять же по аналогии с Супер-Эго по Фрейду. Мы же сейчас более подробно рассмотрим, как формируется символическое на этапе эдипова комплекса.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница