Строкотова Л. М. Роль отца в жизни ребенка новикова Н. С. Формирование образа благополучного материнства братилова Т. И. Первые шаги формирования твердого отрицания пав (психо-активных веществ) Строкотова Л. М



Скачать 389.91 Kb.
страница1/3
Дата17.02.2016
Размер389.91 Kb.
  1   2   3
 

  1. Строкотова Л.М.  РОЛЬ ОТЦА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

  2. Новикова Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ  ОБРАЗА БЛАГОПОЛУЧНОГО МАТЕРИНСТВА

  3. Братилова Т.И. ПЕРВЫЕ ШАГИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВЕРДОГО ОТРИЦАНИЯ ПАВ (психо-активных веществ)

 

Строкотова Л.М.  РОЛЬ ОТЦА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Учебные, исследуя проблемы воспитания детей в семье уделяют большое внимание отношениям матери и ребенка, забывают  часто о существовании отца. В этом наше общество мало отличается от западного, хотя  причины «вытеснения» отца из семьи отчасти иные. Влияние семьи на ребенка, как правило, рассматривается как влияние матери. Немало книг о семейном воспитание, в которых отец вообще не упоминается. На  родительские собрания приходят в основном матери.

При разводе родителей суд почти в 100 % случаев оставляет ребенка матери, независимо от того,  какие условия  предлагает ребенку мать и отец. После развода, если мать не хочет, чтобы ребенок продолжал общаться с отцом ей почти всегда удается воспрепятствовать их встречам, что  противоречит существующему законодательству о браке и семье, согласно которому оба родителя обладают разными правами и обязанностями по отношению к ребенку.

Недоверие к мужчине – воспитателю проявляется не только на уровне  семьи. Показатель этого – женщины-педагоги от детского сада до университета. Дело не только в заработной плате, в странах, где учителя хорошо материально обеспечены, количество мужчин также недостаточно. Пренебрежение к роли мужчины в воспитании ребенка, которые наблюдаются в науке и быту,  резко контрастируют с тем вниманием,  которое всегда уделялось образу отца в художественной  литературе. Взаимоотношением сына (реже дочери) с отцом тема номер два в мировой литературе, уступающая только теме любви. Так нужен ли, вообще, в семье мужчина, если нужен, то зачем и каково его влияние на детей, какие его функции, есть ли особенности «мужского стиля» воспитания, и как эти особенности могут учитываться педагогом  в его работе с семьей?

Мать ухаживает за ребенком, кормит, воспитывает, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает детей материально, охраняет «от врагов». Такое разделение ролей достаточно распространено и для многих считается  идеалом семейных отношений.  У человека очень длительный период беспомощности ребенка, который заставляет родителей уделять  значительное внимание уходу за детьми (традиционная женская роль) и его защите (традиционная мужская роль).

Изучение  учеными отношений  отец – ребенок (чаще сын) у разных  народов выявили, что в разных  культурах бесконечно разнообразны: от самой тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов отца с детьми обоего пола. Было отмечено, что более мягкие и чувствительные мужчины воспитываются в тех случаях, когда отец играет важную роль в воспитании, там, где сыновья растут в условиях преобладающего или исключительно женского воздействия  мужчины более воинственны  и агрессивны.

Если отец в семье находится  на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец авторитарен, является прообразом и  олицетворением власти, ребенок будет  беспрекословно подчиняться когда вырастет, что было характерно для патриархальной семьи.

Демократизация семейных отношений обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшается  значение наказания как специфического мужского средства воспитания.

Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и недостатками традиционной семьи, глава которой был отец. В крестьянской и купеческой семье глава семьи обладал огромной властью над  домочадцами. Почтение к отцу проявлялось в мелочах и возможности навлечь немилость мужа и отца наводила ужас на жену и детей. На крепкую, авторитетом отца, семью опиралась мораль и трон, в этом зародыш безусловного повиновения русского народа властям.

Но мощными социальными  движениями 1914-1921 г.г. семейные  и социальные связи были разорваны. Патриархальные чувства,  неисчезнувшая потребность в авторитете у людей остались. Удар, нанесенный, патриархальной семье имел большие последствия. Для ускоренной индустриализации потребовались  миллионы женских рабочих рук: женщина была оторвана от детей и брошена на производство.  Сиротство при живых родителях стало массовым явлением. Репрессии, затем неслыханная по числу жертв война – обрушились в первую очередь на мужскую часть населения. В таких условиях семья без мужчины стала нормой. У женщины не было другого выхода как  со всеми функциями в семье  справляться самой, кроме зачатия ребенка. Государство не только взломало крепость семьи, не дав ничего взамен, но и узурпировало ее воспитательные функции.

В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму.  Отец с одной стороны утратил прежний авторитет, а с другой стороны, лишившись патриархальной высоты и недоступности, не стал ближе к детям. Много семей, где отец – просто «чужой среди своих», не является ни примером для  подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт.

В чем же причина? С детства   на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала в семье и школе. Поощряется пассивная дисциплина, бездумное послушание  и нетерпимость к таким традиционно мужским качествам как инициатива, выдумка, активность. Девочек меньше наказывают, больше хвалят чем мальчиков. Они, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно  чаще становятся формальными лидерами. Так  с детства закладываются основы будущего доминирования женщин в семье. Ситуация жестокого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России.

Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. Психиатр А.И. Захаров отмечает, что в семьях, где дети с неврозами, матери играют ведущую роль чаще, а отцы  значительно реже, чем в семьях, где дети здоровы. При этом доминирование матери отношения носят жесткий характер,  проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко, значительную роль в жизни современной городской семьи играет  бабушка со стороны матери. При этом положение отца становится более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными  женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей. Таким образом, отчуждение отца от детей, потеря авторитета являются общим явлением. Причиной является распад патриархальной семьи с отцом – господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим. Второй причиной является появление новой модели семьи – матриархат, когда женщина становится беспрекословной главой семьи. Третья причина – широко действуют многочисленные факторы, ведущие к увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.

На смену патриархальным отношениям постепенно приходят отношения  равноправия мужчин и женщин в семье, равенства прав и обязанностей отца и матери. Процесс этот сложен и противоречив, старая форма себя изживает, новая приживается с трудом. В советское время равноправие мужа и жены, отца и матери было  провозглашено, но не было обличено  реальным содержанием. Государство разрушило семью, пытаясь полностью заменить ее собой.  При этом основной удар пришелся на доминировавшую в старой семье фигуру отца. В результате возник уродливый тип семьи с мужем и отцом, формально присутствующим, на самом деле оттесненным на  обочину семейной жизни. Существует «безотцовское» общество, где не только  сын за отца, но отец за сына не отвечает. Но это характеризует не  все наши семьи, есть много прекрасных отцов  и глубоко уважающих и любящих жен.

Отцовство – это общественно-культурное явление, функции отца не обязательно связаны с кровным отцовством. Отцом по сути может быть отчим, дед,  дядя, старший брат, старший друг, воспитатель, тренер и другие. Чтобы быть настоящим отцом ребенку необходимо хотеть и уметь им быть. А так же, и это очень важно, чтобы этого хотели и другие заинтересованные лица: сам ребенок и его мать.

В современных условиях, когда разводы и повторные браки становятся нормой жизни, важность этого вывода  трудно переоценить. И поэтому есть смысл говорить об особенностях мужского отношения к ребенку, о мужском стиле воспитания.

Таким образом, падение отцовского авторитета, вызванные определенными социальными причинами, подрывает само функционирование семьи, создает  условия для многочисленных отклонений в развитии психики ребенка, поведении. А это в свою очередь формирует тот или иной тип «безотцовского общества» с грубыми нарушениями поведения. Но стремление  возродить роль отца в его прежнем величии, восстановить авторитарную фигуру, некогда  скреплявшую общественный строй бесперспективны.

Точка зрения на положение отца в семье должна соответствовать условиям меняющегося общества. Оптимальное влияние на ребенка оказывает не авторитарный отец, а отец уверенный в себе, в своем положении не только в семье, но и в обществе, знающий и умелый, заботящий о ребенке, не стесняющийся проявления своей любви к жене и детям и в то же время умеющий в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.

Не стоит рассматривать отца как грубую физическую силу, способную лишь хорошо поставленным голосом и крепкими кулаками подкреплять педагогические наставления.

Стремление педагогов сделать отцов опорой дисциплины, не что иное как пережиток патриархальных к нему отношений как к опоре власти, государственных традиций.

Проявляя уважение к отцу, необходимо подходить  к нему как к равноправному участнику воспитательного процесса, но имеющему собственную точку зрения и вносящему свой особый вклад  во взаимодействующие силы, формирующие растущего человека.

Воспитательная функция отца.

        Американский психиатр Э. Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский подход  к детям как тип любви. Любовь отца обусловленная, «люблю тебя, потому что ты выполняешь долг, похож на меня, ее надо заслужить». Отец учит, показывает дорогу в мир, социоэкономическое развитие ребенка. Он научает справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком общество. Отец должен быть авторитетом для ребенка, чтобы  этот авторитет перешел в авторитет ребенка перед самим собой и впоследствии развить способность обходиться без  авторитета отца. Но отец не должен  быть авторитарным и угрожающим, а проявлять терпимость и верить в  хорошее будущее ребенка. Отцовская любовь  требовательная, она стремится к справедливости, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами. Любой  человек для нормального развития нуждается  в отцовской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг.  Недостаток как и  избыток любви ведет к нарушению поведения.

При падении авторитета отца для современного «безотцовского» молодого человека нет авторитета, есть тяга к анархии, утрате социальной организации, к распаду рациональной культуры, высокого искусства.

Одним из важных условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка,  на их взаимную привязанность, является как можно раннее начало их общения. Особенно первые 2-3 дня после  рождения, когда в мозгу новорожденного запечатлевается первые следы событий, звуков.

Во многих семьях отец играет с малышом не меньше, чем мать и этим удается компенсировать общение отца в течение многих часов. Уже в девятимесячном возрасте ребенок может реагировать на разлуку с отцом почти так же как и с матерью. Особенно выраженной становится реакция на расставание с отцом (как и с матерью) в возрасте 15-18 месяцев.

Если отец, кроме игры, принимает участие, хотя изредка, в кормлении, пеленании, купании маленького ребенка, привязанность мальчика становится еще крепче. Ему легче будет в 8-10 лет перейти в мужской мир, отделиться от матери. Наблюдения показывают, что дети, отца которых на первом  году жизни участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими детьми.

Влияет участие мужчины в воспитании ребенка на способности и его желания учиться. По мнению многих ученых сама структура мышления мужчины и женщины несколько различны. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности к пространственной ориентации (что связано с успехами в геометрии), более склонны, размышляя над проблемой, все раскладывать по полочкам, чаще обладают умелыми руками, их ум больше направлен  на вещи, чем на людей.

Женщины часто превосходят мужчин в том, что касается  владения речью,  богатства словаря, умения оперировать понятиями, способности к быстрому интуитивному «схватыванию» ситуации в целом. Лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межчеловеческих отношений.

Для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении были оба типа мышления. При исследовании было замечено, что мальчики – подростки, которое любили рассказывать отцу о своей жизни, математические способности были выше, чем способности к языку – это характерно для интеллектуального развития по «мужскому типу».

Отсутствие отца в семье, наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков так и девочек. По данным многих авторов, способности к математике, особенно геометрии – качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского внимания. Таким детям необходим мужчина – учитель, особенно точных наук, в диалоге,  с которым мог бы формироваться их аналитический интеллект. Математические способности один из самых чувствительных «органов» к дефициту мужского воспитания. Недоразвитие этих способностей не связано с материальными трудностями безотцовской семьи, в основе лежит специфика интеллектуальной сферы, создаваемой мужчиной.

В этом случае отца может заменить любой мужчина – учитель, отчим, старший брат. Совсем не обязательно, чтобы отец или другой близкий мужчина специально занимался с ребенком математикой, решал с ним задачи и примеры. Заниматься можно чем угодно, сам специфический  тип мышления делает свое дело, гармонизируя развитие умственных способностей.

В возрасте «вопросов» ответы отцов бывают необычными, вызывают у детей радость и удовлетворение. Как правило, чем раньше произошел развод, тем больше страдают умственное развитие,  особенно ранимым оказываются первые два года жизни ребенка. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается  на школьных  успехах ребенка, если момент  несчастья произошел на первые школьные годы.

Наличие отца и его положение в семье влияют не только на способности, но и на интерес к учению и образованию. Чем чаще сын бывает с отцом, тем лучше он учится. Прочное, уверенное лидирующее положение мужчины в семье чрезвычайно благоприятно влияет на школьные успехи сына. Отец активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, способный  брать на себя ответственность за принятие основных решений, вызывает у сына  стремление соответствовать этому образцу, стремится стать таким же успешным, сильным, знающим.

Главенство в семье не имеет никакого отношения к разделению функций. Мужчина может быть доминантным, моя полы, стирая белье, готовя обед, играя с детьми, если при этом в ответственных жизненных ситуациях последнее слово остается за ним. Главенство в семье ничего не имеет общего с агрессивностью или грубой авторитарностью.

Грубость, авторитарность, жестокость отца играют прямо противоположную роль, вызывая у мальчика чувство неуверенности в себе и тревоги, заставляя его из-за  страха перед отцом избегать риска. Он боится трудного материала,  который может  неправильно понять, особенно его страшат математические и физические задачи, он чувствует себя беспомощным перед набором непонятных данных, как перед лицом строгого и непостижимого отца.

Для девочки отношения с отцом боле сложные. Если отец своим отношением внушает дочери правила женского поведения по традиционной  форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело – дом и быт, всякие же науки, карьера и интеллектуальное развитие не женское дело, то она будет  удовлетворена посредственными успехами в школе.

Отсутствие мужчины в семье оказывают негативное влияние и на развитие личности ребенка, особенно мальчиков. Дети разведенных матерей и вдов труднее адаптируются в обществе,  нередко совершают  асоциальные поступки, а,  став взрослыми чаще других испытывают трудности во взрослой жизни.

Но и в полной семье, при наличии отстраненного отца и доминирующей матери вырастают дисгармоничные, тревожные, плохо социализированные дети. Одинокие матери нередко воспитывают прекрасных, личностно зрелых, заботливых сыновей и дочерей, это во многом зависит от личностной зрелости самой матери.

Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, в условиях матриархата  они усваивают образ мужчины как лишнего и невольно переносят этот образ на самого себя. Если отец сохраняет привязанность сына, то потеря уважения к отцу в семье  и обществе ведет к потере самоуважения ребенка, а это основа всех болезней личностного роста. В редких случаях, когда сын не  только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать другие мужские идеалы. Так чаще бывает после развода. В сохраняющихся полных семьях с матерью во главе, мальчик как правило  испытывает к отцу чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное. Недовольство отца  собственной жизнью может проявляться в завышенных требованиях к сыну, что может вызвать агрессивное поведение подростка.

Девочки менее ранимы. Они способны ориентироваться на отца, который утратил положение главы семьи, если он к ней  добр и ласков. С точки зрения развития личности дочери важнее не то, кто глава семьи, а насколько конфликтны  отношения родителей. Грубое доминирование матери, способное оскорбить и унизить отца в глазах дочери, развивает у нее чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери за ее неспособность любить.

Таким образом, развитие личности как мальчика, так и девочки испытывает значительное влияние от личности и положения отца в семье и обществе.

Но в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько его поведение, формирующее у ребенка образ доброй, уверенной  в себе силы, -  представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской.

Отец оказывает большое влияние и на развитие специфических  психологических качеств будущих мужчин и женщин. Замечено уже в первые месяцы жизни  ребенка отец играет по разному с мальчиками и девочками, формируя  половую идентичность.

Дефицит мужского влияния в ходе взросления  девочки  существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины. Отец, мужчина номер один, его черты характера, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним  запоминаются, порой бессознательно, и становится образцом, к которому будут  притягиваться  типы и формы отношений будущей женщины к мужчинам.

Огромную роль в судьбе девочки играет общая оценка ее внешней привлекательности, даже  в дошкольные годы,  но особенно в подростковом возрасте, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Если дочь не нравится отцу, он подчеркивает  ее непривлекательность, женская судьба ее будет непростой. Ей придется немало поработать над собой, прежде чем она поверит в свое достоинство, свою  способность нравится мужчинам.

Когда дочь вырастает в атмосфере отцовского обожания, будет с трудом привыкать к тому, что  некоторые  молодые люди осмеливаются к ней относится без восхищения. Но хуже всего той, которая вообще  лишена в детстве  мужского образца, она не понимает и не знает как нужно разговаривать с мужчинами.

Если для девочки отец является первым образцом поведения человека противоположного пола, для мальчика он является первым образцом, примером на который он ориентируется в жизни. Нормальное развитие мужских интересов и качеств у мальчиков тесно связано с участием отца в их воспитании.  Наиболее мужественные сыновья вырастают у нежных и заботливых отцов, они начинают рано предпочитать мужские  игрушки, а отсутствие в семье близких родственников мужского пола способствует формированию таких качеств как грубость и жестокость, что является компенсацией подлинной мужественности.

Авторитарность отца, тяга и наказанием, к чрезмерному порядку в семье мешают развитию мужского самосознания сына. А главенство отца в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является важным моментом для развития ответственности. Пассивный в принятии решений отец создает ситуацию, в которой развитие подлинных мужских качеств у сына затруднительно и  осложнено.

Большое значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Наблюдая эти отношения и поведение каждого из родителей, дети формируют модель положительных и отрицательных образцов отношений между мужчиной и женщиной. Дети научаются каким способом и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества больше ценятся. Получают сценарий для построения своих собственных отношений во взрослой жизни.

Таким  образом, влияние отца зависит от пола ребенка. Одни и те же черты отца  могут прекрасно влиять на развитие сына и значительно в меньшей степени  стимулировать формирование дочери и наоборот.

Влияние отца на ребенка зависит от положения, авторитета отца в семье. Сила и доминантность отца могут играть положительную роль в развитии как интеллекта, так и личностных особенностей и интересов ребенка. Авторитарность, склонность к наказаниям оказывают отрицательное влияние на детей. Играет роль и положение отца в обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом. Значение отца для ребенка не связано с его биологическим отцовством, оно определяется всей системой отношений в семье и за ее пределами.

Становление роли отца.

        Для большинства мужчин рождение первого ребенка важнейшее событие, символизирующий переход  к стадии взрослости.

Было отмечено, что ожидание и рождение ребенка  могут быть для отца настоящим кризисом. Четыре стороны такого кризиса переживает  молодой отец: материальную, психологическую, сексуальную, временную. Появление  дополнительных  расходов требует перераспределение бюджета, решение проблемы дополнительного заработка, так как жена  занята заботой о ребенке. Неизбежное появление дополнительных домашних работ, которые сокращают свободное время. Частичная потеря привлекательности и медицинские ограничения жены в связи с беременностью и послеродовым периодом и кормлением грудью, нарушают регулярность половой жизни. В этих условиях мужу хочется участия  со стороны жены, но ей зачастую не хватает времени, сил, она эмоционально погружена в переживания материнства, ждет от мужа психологической поддержки.

У мужчины с рождением ребенка нередко отмечаются появления эмоций страха, тревоги, чувство неуверенности в себе, депрессия. Особенно при рождении беспокойных малышей, которые мало спят, много кричат, нет ритмичного режима сна и кормления. Происходят изменения  в настроении, характере мужчины с рождением ребенка, хотя существует мнение, что рождение ребенка для отца менее важное, чем для матери. По имеющимся данным,  в период беременности и до достижения ребенком годовалого возраста у молодых отцов увеличивается частота простудных и аллергических заболеваний, обострение хронического гастрита, встречаются супружеские измены, нередко на этот период приходится начало алкогольных «увлечений».

Можно сказать, что положение мужчины в период становления его отцовства такой же кризисный момент, как и подростковые годы. Исследования показывают, что рождение ребенка не только трудный, но и важный и ответственный этап, преодоление его выводит молодого отца на более высокий уровень личностного развития.

Было экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от  прикосновения к ним (это происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве уходе за ребенком.

Это способствует возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку. Предполагается, чем раньше  отец  приобщается к уходу за малышом, чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь.  Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с ребенком, но и с предварительным обучением. Чем увереннее чувствует себя мужчина еще задолго до рождения ребенка, тем раньше и активнее он включается в  воспитание. То есть подключается к воспитательному процессу постольку, поскольку  сам считает себя готовым и умеющим  заниматься детьми. Значит, активизировать участие отца, обучая его элементарным навыкам  пеленания, одевания, приготовления пищи для малыша. Система образования может способствовать  возможности только обучения, позволяющего без страха и неуверенности подойти к своему ребенку.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница