Строение и функции корня



Скачать 105.61 Kb.
Дата24.04.2016
Размер105.61 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Строение и функции корня

Цель:

Образовательная:

1. Продолжить знакомство учащихся с органами растения.

2. Познакомить школьников со строением и функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,

3. Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,

4. Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающая:

1. Продолжить развитие навыков работы со словарем, биологическими терминами.

2. Развивать практические умения по распознаванию и определению корней, коневых систем, зон корня.

3. Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

4. Развивать творческое мышление и монологическую речь

Воспитательная:

1. Формировать познавательный интерес к предмету.

2. Осуществлять сотрудничество в ходе лабораторной работы по изучению строения корня проростка.

3. Продолжить формирование навыков грамотного выполнения лабораторных работ.



Задачи:

1. Сформировать понятие о внешнем и внутреннем строении корня;

2. Выяснить основные функции корня;

3. Привить практические умения по их определению и распознаванию.



Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация по теме «Строение и функции корня», учебно-методические карты, цифровой микроскоп, световые микроскопы, комнатные растения, корнеплоды свеклы, моркови, проростки гороха, пшеницы, фасоли, лупы, лабораторное оборудование (предметные и покровные стёкла, пипетки, пинцеты, стаканчики с водой).


Форма проведения урока: урок-исследование.
Тип урока: изучение нового материала с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий) и технологии проблемного диалога.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Межпредметные связи: литература, русский язык.

Подготовка урока

Материал урока готовится за 7-10 дней до занятия.

В подготовке материала непосредственно участвуют дети. Они под руководством учителя проращивают семена для получения проростков фасоли, гороха, пшеницы. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, развивают логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступление - приветствие:

Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, надеюсь на наше сотрудничество и вашу поддержку.

На вашем столе лежат объекты исследования, лабораторное оборудование и

учебно-методические карты, которые мы будем заполнять в ходе урока.


II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

На слайде презентации изображения якоря и насоса (Слайд 1). Учитель спрашивает: «Есть ли в растении что-то объединяющее эти два предмета?».

( Ответ учащихся: корень)

При подготовке к нашему уроку я задала в поисковике смысл слова корень, и вот что мне предложил интернет: корень жизни, корень языка, зри в корень…. Предложите свои варианты со словом корень.

( Варианты ответов: корень уравнения, корень слова, корень зуба, корень зла, вырвать с корнем, пускать корни, человек-корень и т. д.)

Что же такое Корень? Давайте обратимся к энциклопедии. Кто может работать со словарем и быстро найти определение? (учащийся работает со словарем)

Как вы понимаете выражение: «Пустить корни»,

«Смотреть в корень»,

«Покраснеть до корней волос»,

«Вырвать с корнем»?

( ребята рассуждают, дают свои варианты ответов)

Теперь послушаем, что обозначает слово « корень» (Учащийся, работающий со словарем, зачитывает несколько вариантов ответа).

Какое определение нас интересует на данном уроке? (биологическое)

Корень – подземная часть всякого растения.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

У И.А. Крылова есть басня «Свинья под дубом» (Слайд 2)



Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит...»

Ей с Дубу Ворон говорит...

Чем же навредила свинья дубу?

Будет ли дуб расти и развиваться?

Можем ли мы предположить, какие функции выполняют корни?



( Учащиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы, делают вывод о значении корня и его функциях).

Почему вы в начале урока сравнили корень с якорем и насосом?

Учитель демонстрирует корнеплоды свеклы, моркови.

Для чего нужны еще корни некоторых растений?



( Служат пищей для человека и животных, т. к. в них откладываются питательные вещества).

Функции корня: (Слайд 3)

1. Опорная (Якорь). Закрепляет и удерживает растение в вертикальном положении.

2. Питающая (Насос). Питает растение, всасывая воду и минеральные вещества.

3. Запасающая (Кладовая). В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества.



Заполните схему (ось 1) из учебно-методической карты, лежащей на вашей парте.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, в ходе которого вы будете  выступать в роли ученых. А  объектом вашего  исследования будут корни. Какие правила необходимо соблюдать при работе с лабораторным оборудованием? (Инструктаж по технике безопасности)

Функции корня накладывают отпечаток на особенности его строения. Давайте изучим строение корня.

Рассмотрите корешки проростков невооруженным глазом, а затем с помощью лупы.

На всем ли протяжении корень имеет одинаковое строение?

Вывод: Корень на разных участках имеет разное строение.

Какие особенности в строении корня вы заметили?

С помощью лупы учащиеся исследуют проростки и находят, что кончик корня темнее остальной части, т.е. «одет в наперсток». Это корневой чехлик, и он защищает зону деления при прохождении корня сквозь почву.

С помощью лупы находят на корне проростка пшеницы опушение

( корневые волоски) – зону всасывания.



Чем же можно объяснить неоднородность в строении корня?

Вывод: (дети самостоятельно формулируют) Во внутреннем строении корня можно выделить несколько зон, которые выполняют разные функции.

Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом.

Выделите зоны корня, сравните их с изображением корня на рисунке и назовите их.

Вывод: (дети самостоятельно формулируют) Зоны корня: деления, роста, всасывания, проведения. (Слайд 4)

Назовите зону корня и соответствующую ей функцию (один ученик называет зону, другой её функцию).

Зона деления роста Зона всасывания Зона проведения

Закрепиться в почве Поглотить воду Провести воду

Теперь мы должны выяснить, какие же бывают корни.



Обратите ваше внимание на учебно-методическую карту, изучите таблицу

и познакомьтесь с разновидностями корней. Заполните схему (ось 2)

Вывод: (дети самостоятельно формулируют) Существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный.

Сравните корешки пшеницы и корешки гороха. Чем они отличаются?

У гороха выделяется главный корень, а у пшеницы все корешки одинаковы.



По таблице учебно-методической карты найдите, как называются такие корневые системы. Заполните схему (ось 3)

Вывод: (дети самостоятельно формулируют) Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая.
Ребята, посмотрите внимательно на учебно-методическую карту. Что осталось незаполненным? (Тема урока, задачи)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока сегодня?

Какие задачи ставил перед вами наш урок? Запишите, пожалуйста, а затем по желанию озвучьте.

Для чего нам нужны знания о корне и где эти знания можно применить?



Для успешного выращивания растений в поле, в саду, в огороде, на цветнике, в горшках.

Вернемся к началу урока, а именно к басне И.А. Крылова «Свинья под дубом» (Слайд 5).

Прослушайте басню до конца и ответьте на вопрос. Как вы поняли мораль этой басни?

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Мораль сей басни такова:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Ребята, как вы поняли мораль басни? Какую мысль выражает автор на примере изображенной ситуации? (Например. Чтобы многого добиться в жизни необходимо не лениться, а много учиться. Относиться к образованию ответственно.)

Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

IV. Домашнее задание.

Прочитайте басню И.А.Крылова «Листы и корни». Ответьте на вопросы:



О чем спорили листья и корни? Кто был прав? Какова мораль этой басни?
V. Рефлексия.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы хорошо поработали сегодня на уроке. Узнали много интересного о корнях растений. Теперь постарайтесь, пожалуйста, сделать вывод по всему уроку в виде резюме.

На слайде есть начало фразы, ребята выбирают и дописывают индивидуально.

Я понял, что…

Оказывается…

Меня удивило то, что…

Мне понравилось то, что…

Я задумался над тем….



Несколько ребят зачитывают своё резюме.

Учитель подводит итоги урока.

Используемый УМК «Сфера»:

  • Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: живой организм: учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  • Сухорукова Л.Н. Биология: живой организм. Тетрадь - тренажер. Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  • Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  • Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  • Биология. Живой организм. Электронное приложение. Издательство «Просвещение», 2012.


Список сайтов:


  • Афонина Л.А. Методическая разработка «Типы корневых систем» http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-biologii-vidy-kornei-tipy-

kornevykh-sistem-6-klass

  • уроков/6%20класс/Урок%20биологии%20в%206-м%20классе%20по%20теме%20_Виды%20корней%20и%20типы%20корневых%20систем_%20__%20Статьи%20Фестиваля%20«Открытый%20урок».mht

  • http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-biologii-vidy-kornei-tipy-kornevykh-sistem-6-klass

  • http://lanedu.ru/docs/fgos/fgos2.doc

  • http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/file.php?file=12800

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C-&img_url=viter-peremin.com.ua%2Fimg%2Fp%2F1%2F7%2F1%2F171-thickbox.jpg&pos=4&rpt=simage


Учебно-методическая карта

Тема:___________________________________

Задачи урока: 1.___________________________
Заполните схему:

Ось 2

Виды корней

Ось 3

Ось 1 Типы

Функции корней корневых систем

Таблица понятий


Основные понятия

Определение понятий

1. Корень

подземная часть всякого растения


2. Корневая система

система всех корней растений


3. Главный корень

корень, уходящий в почву глубже всех


4. Боковые корни

корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

корни, отходящие по бокам от стебля


6. Стержневая корневая система

система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

система, состоящая из придаточных и боковых корней


Внутреннее строение корня



Внутреннее строение корня




Каталог: metod rekomend
metod rekomend -> Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций
metod rekomend -> Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы для направления подготовки
metod rekomend -> Методические рекомендации для учителя по теме «Гендерные отношения в современном обществе»
metod rekomend -> О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ
metod rekomend -> Управление министерства внутренних дел россии по хабаровскому краю
metod rekomend -> Методические рекомендации по проведению процедур аттестации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Нижегородской области (поо спо) Нижний Новгород
metod rekomend -> Методические рекомендации по разработке вопросов конкурсных заданий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница