Стресс и как с ним справиться



Скачать 59.69 Kb.
Дата27.04.2016
Размер59.69 Kb.
Стресс и как с ним справиться
Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. Сегодня на занятии мы попробуем разобраться что такое стресс и какое воздействие он оказывает на наш организм. 

1. Что же это такое — стресс? 

Стресс — это такое изменение состояния человека, которое возникает в результате воздействия на него различных факторов (не только отрицательных, но и положительных), побуждающих его приспосабливаться к ним. 

Стресс определяют как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах

2. Когда/из-за чего возникает стресс? 

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.

То или иное событие может привести к стрессу, если воспринимается человеком как стрессор. 

Г. Селье выделяет две основных группы стрессоров: физиологические и психологические. Физиологические оказывают непосредственное действие на ткани тела; к ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

3. Мы рассмотрели причины возникновения стресса, а теперь подробнее о видах стресса.

Р. Лазарус предложил разделять физиологический и психологический стресс. Он считал, что они различаются по свойствам воздействующего стимула, механизму возникновения, ходу ответной реакции. При физиологическом стрессе нарушается гомеостаз, происходит прямое влияние отрицательного стимула на организм. Восстановление гомеостаза происходит за счет висцеральных и нейрогуморальных механизмов, которые обеспечивают стандартный тип реакций при физиологическом стрессе. На возникновение психологического стресса действуют такие факторы, как значение обстоятельств для субъекта, личностные особенности, интеллектуальные процессы, которые обеспечивают характер ответных реакций. При психологическим стрессе эти реакции уже не стандартные, стереотипные, а очень индивидуальные и не всегда предсказуемые

3. Какими ощущениями сопровождается? вреден ли он? 

Есть два влияния стресса на организм: положительное, оптимизирующее совершаемую деятельность – эустресс; отрицательное, приводящее иногда к полной дезорганизации – дистресс.

Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказы¬вается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет.

Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? 

Наиболее заметная реакция на стресс — у сердечно-сосудистой системы. 

При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс — побледнение или появление красно-белых пятен на коже, часто вызывает озноб.

Изменяется протекание психических процессов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается.. В состоянии дистресса рассеивается внимание, ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в "проглатывании" букв и слов, заикании, заметном увеличении междометий, слов-паразитов.

Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохранится только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса — сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с человеком в состоянии стресса. Он шуток не понимает. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одном точки зрения на другую — необычную — точку зрения.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. 

Зачем природа наделила человека этой способностью? (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).

4. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их. 

Утверждение Часто Редко Никогда 

1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2 

2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2 

3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0 

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 0 1 2 

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту 0 1 2 

6. Я склонен к грусти 2 1 0 

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0 

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0 

9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0


Ключ к тесту 

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.


Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.

- Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые могут понять и посочувствовать. 

- Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

- Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Даже положительные эмоции могут нанести ущерб, если они слишком сильные. Смех и плач — это своеобразная защита нашей нервной системы от эмоциональной перегрузки. После слез человек испытывает облегчение, а после смеха — прилив сил. В упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

- Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко, суетно. Послушайте хорошую музыку, прогуляйтесь по лесу, выйдите в широкое поле, поглядите в высокое небо, посидите у реки — природа восстановит утраченную гармонию.
5. Как же справиться со стрессом?

- не паниковать, 

- сосредоточиться на деле, 

- давать себе время на отдых, 

- во всех ситуациях стараться находить положительный стороны 

- обращаться за помощью.

- скажите «нет» если вы действительно решили не брать дополнительную работу или обязательства 

- поговорите о своих проблемах с кем нибудь 

- напомните себе, что вы человек и имеете право на ошибки 

- не терзайте сами себя 

- если хочется высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить. 

- запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей 

- отключите телефон и полежите в теплой ванне 

- устройте себе спортивную разминку. 



Упражнение «Сбрасываем напряжение » 

Ведущий. Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем расслабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница