Стратегия развития проекта Школы будущего в Северном округе города Москвы Базовые концептуальные идеи1



Скачать 209.5 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер209.5 Kb.
  1   2   3
Стратегия развития проекта Школы будущего в Северном округе города Москвы

Базовые концептуальные идеи1
Основная социокультурная проблема в образовании округа состоит в том, что оно должно перейти от образования, замкнутого на себя, к образованию, которое несет в себе мощный потенциал развития самого округа, что предполагает переосмысление двух стратегических ориентиров - на личность (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям).

Центральным ориентиром реализации окружной программы развития образования является построение образования, способного к саморазвитию и к созданию условий полноценного развития всех его участников.

Определение стратегии развития образования в Северном округе, безусловно, связано с реализацией проекта Школы будущего как основы этого развития.

Определение стратегии развития Школы будущего в Северном округе должно опираться на фундаментальные идеи, фиксирующие в себе главные жизненные смыслы и ценности всех субъектов сферы образования. К таким базовым концептуальным идеям можно отнести следующее.



  1. Современное образование должно стать важнейшей гуманитарной практикой выявления, развития и реализации человеческого потенциала как неисчерпаемого ресурса инновационных преобразований в обществе. В первую очередь это связано с тем, что образование есть всеобщая культурно-историческая форма становления и развития всех базовых, родовых способностей человека, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию. Все перечисленное – это и есть то, что сегодня обозначают как человеческий потенциал, который является нематериальным ресурсом для различных видов социальной практики (и личностные ресурсы, и профессионально-деятельностные, и научно-методические, и организационно-управленческие, и др.).

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства именно человеческого потенциала – как «собственно человеческого в человеке». Несомненно, что из всех форм общественной практики именно развивающее образование пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития человеческого потенциала - базовых, родовых способностей человека. Тех способностей, которые позволяют ему быть человеком и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего – быть подлинным субъектом культуры и исторического действия, а главное – субъектом своей собственной жизни.

2. Современная система образования должна основываться на «энергии культуры, то есть строиться как культуросообразная, и быть направленной не только на освоение и воспроизводство определенных культурных образцов, но и формировать контур перспективных духовно-осмысленных моделей совместной жизни детей и взрослых. Дети, подростки, молодые люди и взрослые (педагоги, родители, управленцы) в образовании должны стать соавторами «шага» развития самой культуры. Именно поэтому сегодня переосмысляется дошкольное и школьное детство как особое самоценное пространство, создающее потенциал для социальных и культурных преобразований, а детское творчество - как процесс формирования прообраза новых культурных образцов.

Опыт творческой деятельности должен быть не «одним из» рядоположенных элементов совокупного социального опыта учащихся, а основополагающим и главным элементом, придающим смысл другим его элементам (к ним относятся знания, умения, взаимоотношения людей и др.). Человеческий потенциал индивида только отчасти представляет собой нечто данное ему от рождения — в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации личности. По меткому замечанию Ю.В. Громыко, «единственный путь, каким можно сегодняшнего подростка, а дальше молодого человека, включать в современный социум, - это сделать социум предметом проектного преобразования».

На сегодняшний день требуется осуществить принципиальный переход от экстенсивного развития (утилизация культурного ресурса в образовательных процессах) к интенсивному – к использованию уже имеющихся культурно-образовательных ресурсов для максимального раскрытия потенциала развития возрастных формаций – детей, подростков, юношей.

Вопрос культуросообразного образования – это, прежде всего, вопрос о том, как проектируется содержанием образования и каким образом проектируется образовательная среда.

Всякое содержание (а это всегда - со=держание) определяется, с одной стороны, вполне конкретной предметностью (тем, что держат), а с другой - своей ориентацией на субъектов, совместно держащих эту предметность и совместно действующих относительно нее (тем, как держат). Образование оказывается единым и одновременным процессом и становления культуросообразного существа, и творения им новых предметных форм культуры. Эти два полюса - предметности культуры (в широком смысле) и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образования и состав образовательной среды.

Содержание образования выступает:

- в составе среды как образовательный ресурс,

- в составе образовательного процесса - как предмет совместной деятельности,

- в составе образовательного института - как нормативная и культуросообразная структура этой деятельности.

3. В условиях становления российской экономики как инновационной, развитие образования должно проектироваться в логике решения задач выращивания субъектов инновационной деятельности. Системным условием решения такой задачи является то, что и само образование должно строиться как инновационное2. Есть серьезные основания считать, что переход в инновационный режим развития образования связан с освоением проектной культуры, с реализацией проектных методов и гуманитарных технологий.

Переход к стратегии развития окружного образования как саморазвивающейся системы предполагает, в первую очередь, расширения масштабов инновационной деятельности в образовательном пространстве округа, в частности, за счет реализации идей проекта «Строим Школу будущего».

Резюмируя базовые смыслы, основной замысел Стратегии можно сформулировать следующим образом: через освоение культуры инновационной деятельности - к раскрытию человеческого потенциала.



Экспериментальные площадки округа – Школе будущего
На начальном этапе разработки проекта «Строим Школу будущего» по итогам городского конкурса «Строим Школу будущего» на территории Северного округа были выделены следующие образовательные учреждения – победители Конкурса, ставшие пилотными площадками и городскими ресурсными центрами:

- ГОУ СОШ № 597 (директор Зайцева Е.В., 458 баллов);

- ГОУ ЦО № 1409 (директор Ильичева И.В.);

- ГОУ ЦО № 1679 городского подчинения (директор Просвиркин В.Н., 452 балла);

- ГОУ ЦО № 218 городского подчинения (директор Крапивский Я.В.; номинация «Индивидуализация обучения»).
На пилотном этапе в процессе инновационной деятельности на городских экспериментальных площадках 2-го уровня были получены образцы экспериментальной работы в Школе будущего.

В округе функционирует 9 городских экспериментальных площадок второго уровня.



  1. Экспериментальная инновационная сетевая площадка по мыследеятельностной педагогике. (Научный руководитель М.В. Половкова, к. п. н., НИИ ИСРОО ДО г. Москвы).

2. Экспериментальная инновационная сетевая площадка по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово». (Научный руководитель Л.В. Голубцова, к.филол.н., директор «Пушкинского института»).

  1. Инновационная площадка по языковому образованию. (Научные руководители Г.А. Корникова, зав. лаб. МИОО, и К.С. Махмурян, д.ф.н., зав. каф. МИОО).

  2. Экспериментальная инновационная сетевая площадка по теме «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности». (Научные руководители А.С. Питерских, зам. директора ЦНХО; М.А. Фоминова, к.п.н., зав. кафедрой МИОО).

  3. Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным планам. (Научные руководители А.Л. Семенов, академик РАН, д. ф.-м. н., ректор МИОО; Ю.В. Громыко, д. пс. н., НИИ ИСРОО, директор).

6. Экспериментальная инновационная сетевая площадка «Школьное информационное пространство». Научный руководитель Е.И. Булин-Соколова, директор Института новых технологий).

7. Экологическое образование для устойчивого развития. (Научный руководитель Г.А. Ягодин, академик РАО, Центр экологического образования и устойчивого развития МИОО).

8. Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода. (Научный руководитель Л.Г. Петерсон, д.п.н., вице-президент Ассоциации «Школа 2000...»).

9. Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. (Научный руководитель Леонтович А.В., к.п.н., зам.директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества).

Деятельность ГЭП 2 обеспечила cледующие результаты:


  1. Инновационная площадка по языковому образованию. Разработаны единые подходы в области комплексного контроля коммуникативных умений учащихся на родном и иностранном языках, что способствует развитию коммуникативной культуры в тесной связи с общеучебными и нформационными умениями в единой логике на родном и иностранном языках. Разработана концепции языкового развития школьников, единые параметры оценивания коммуникативной культуры школьников на родном и иностранном языках, банк многоуровневых заданий по выделенным в концепции развития предметам, система работы языковой школы в условиях международного бакалавриата. Разработана и внедрена технология управления качеством формирования коммуникативных компетенций школьника «Европейский языковой портфель». В рамках ГЭП разработана система взаимодействия образовательных учреждений по инновационным модулям: управленческому, методическому, дидактическому (ГОУ СОШ № №1249, 1211, 1213, 1291, 1983, 1251, 1252, СОШ № 1296 –ресурсный центр).

  2. Экспериментальная инновационная сетевая площадка по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово». В рамках инновационной сети разработаны и апробированы технологии, направленные на формирование языковых, речевых и творческих способностей обучающихся, нормативно описаны результаты апробации учебников Л.В. Бурмистровой и Л.В. Ассуировой (ГОУ СОШ 155, 183, 220, 603, 848,234 907, 1029, 1249, 1250, 1288, 1296, 1570, 1583, 1419,1289,1287, 601, ресурсный центр – СОШ № 929); на базе гимназии № 1583 реализуются программа «Поддержка и развитие чтения гимназистов», проект «Успешное чтение», проект «Библиотека/медиатека XXI века”.

3. Экспериментальная инновационная сетевая площадка по теме «Модернизации художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности». В качестве продукта экспериментальной деятельности представлены:

- программы спецкурсов по гуманитарно-эстетическому образованию;

- разработки содержания гуманитарно-эстетического образования;


  • комплект творческих заданий по гуманитарно – эстетическим дисциплинам;

  • сценарии занятий и театральных постановок;

  • описание форм, методов, технологий, направленных на повышение качества образования в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования (на основе корректировки критериальной базы качества художественно-эстетического образования);

  • Положение о Международном конкурсе им. Д.Б. Кабалевского, содержание и методика организации и проведения конкурса (нацелен на фиксацию уровня художественно-эстетического образования в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования);

- модель «Школы изобразительного искусства и дизайна»;

- ЦО № 1601 издан сборник «Технология и содержание интеграции базового и дополнительного гуманитарно-эстетического образования на основе методологии личностно-ориентированного воспитания».

4. Экологическое образование для устойчивого развития. Разработаны модель непрерывного экологического образования (ГОУ СОШ № 222 – ресурсный центр), программа по школьному экологическому мониторингу и технология организации школьного экологического мониторинга в рамках курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», разработано методическое пособие для ведения школьного экологического мониторинга (ГОУ СОШ №№ 222, 668).

5. Экспериментальная инновационная сетевая площадка по мыследеятельностной педагогике. Разработаны сценарии занятий в технологии ЗФО (задачной формы обучения), сценарии по формированию способностей организации действия, по формированию понятийного мышления. Разработан и апробирован модуль Школы будущего – «Эпистемотека» (ГОУ СОШ № 597 – ресурсный центр). Написаны инновационные курсы по формированию способностей воображения, различения, ЗФО, начато описание инновационного курса по работе в эпистемотеке «Магнитная стрелка».

6. Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода. В результате экспериментальной работы школами – участниками эксперимента освоен и используется новый способ обучения, затрагивающий все уровни деятельности образовательного учреждения: управление, содержание образования, дидактические основы развития – обучения – воспитания – здоровьесбережения, профессионализм педагогов, формирование и диагностика результатов обучения, в том числе общеучебных умений и деятельностных способностей. Создан педагогический инструмент (ТДМ – технология деятельностного метода), теоретически обоснованный, способный обеспечить полный переход начальной школы на образовательные программы, основанные на стандартах нового поколения. Разработана система измерителей и аттестации учителей, которая фиксирует соответствие достигнутых результатов новым целям.

7.Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся (ГОУ ЦО № 1424). Разработаны «Программа развития творческого мышления в начальной школе», «Программа реализации исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе», проект «Организация исследования учащимися на уроках «Окружающий мир».

8. ГЭП «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным планам». По итогам экспериментальной деятельности представлены:

- описание психолого-педагогических и организационных условий, способствующих развитию субъектности в процессе реализации индивидуального учебного плана учащегося;

- описание универсальной модели индивидуального учебного плана, максимально учитывающей запросы и потребности обучающихся;

- описание наиболее оптимальных моделей индивидуального учебного плана учащегося, апробированных в образовательных учреждениях САО;

- рекомендации для системы повышения квалификации по организации профильных, элективных, модульных курсов для учащихся;

- пакет документов, позволяющих проводить экспертизу и контролировать качество работы педагогического коллектива по предложенной модели учебного плана.

9.Экспериментальная инновационная сетевая площадка «Школьное информационное пространство» (ГОУ СОШ № 651 СОУО). В качестве продукта экспериментальной деятельности представлены:

- Программа обучения учителей-предметников основам ИКТ-грамотности. Автор – Бардо М.С. Изд-во «СОЛОН-ПРЕСС»;

- Программа развития единой информационно-образовательной среды ГОУ СОШ № 651;

- Программа по биологии «Научное исследование и проектирование» с использованием лаборатории «Архимед». Автор – Чудинова Е.Ю. Научный руководитель – Булин-Соколова Е.И., к.п.н., ЦИТУО;

- Комплект рабочих тетрадей для начального обучения информатике в 3-х частях. Авторы – Бардо М.С., Лишин А.Н. Изд-во «СОЛОН-ПРЕСС»;

- Методические рекомендации к «Комплекту рабочих тетрадей для начального обучения информатике». Авторы – Бардо М.С., Лишин А.Н. Изд-во «СОЛОН-ПРЕСС»;

- Курс «Применение ИКТ при обучении учащихся 10-11 классов английскому языку по УМК «New Millennium”. Автор – Кисунько Е.И., Заслуженный учитель РФ. Научный руководитель – Булин-Соколова Е.И., к.п.н., ЦИТУО. Опубликована в газете «English. Первое сентября», № 16, 2007 год;

- Курс по ИКТ-поддержке для обучения английскому языку в 5 классе на базе УМК «English 5» к учебнику Афанасьевой И.В. «В среде «Motel MOODLE». Автор – Гаджиева А.Т. Научный руководитель – Булин-Соколова Е.И., к.п.н., ЦИТУО;

- Программа дополнительного образования «Школьный театр «Глобус» с ИКТ-поддержкой (разработка по принципу театра Лаберна Магика).

Результаты деятельности экспериментальных площадок использованы в создании системы взаимодействия образовательных учреждений с высшими учебными заведениями округа в направлении разработки совместных технических, социальных, экологических, экономических проектов. Результатом взаимодействия с высшими учебными заведениями стало включение образовательных учреждений округа в реализацию программы экономического образования молодежи через создание бизнес - инкубаторов, а также программы финансового образования.

В системе управления образовательным процессом наиболее значимыми результатами является создание структурных подразделений на базе образовательных учреждений под реализацию определенных программ-проектов: Молодежный информационный центр, Центр международных программ, гольф-клуб (лицей № 1575), Центр российско – болгарской дружбы (ЦО № 1409), структурные подразделения управления качеством образования (лицей № 1575, гимназия № 1576, ЦО № 1601), Центр развития и поддержки одаренных детей (гимназия № 1583).
Социокультурные проблемы

Анализ ситуации, сложившейся на текущий момент в образовании, показывает, что:



  1. В содержании образования происходит отставание от современного знания: изучается то, что в науке возникло вчера. Необходимо выработать механизмы, выводящие содержание образования на рубежи передового знания, описать единицы содержания образования.

Обновление содержания образования подразумевает:

  1. Построение механизма постоянного обновления содержания образования.

  2. Введение в содержание образования проблем, которые будут стоять через 5-10 лет.

  3. Переход на деятельностное и мыследеятельностное содержание образования.

  1. Дети проводят огромное количество времени в Интернете, но не ориентированы на работу со знанием, в связи с этим у них отключается ряд способностей (например, творческие способности). Необходимо выстроить новую модель, где учащиеся, используя преимущества информационной среды, учатся работать с передовым знанием, то есть выйти на создание в округе эпистемотеки.

  2. Школа осуществляет работу по развитию способностей и компетентностей, напрямую выходя на реализацию индивидуального подхода, повышение качества образования. Она призвана вырастить конкурентоспособную, успешную личность. На сегодняшний день ЕГЭ как измеритель не замеряет рост компетентностей (то есть практикоориентированных способностей). Необходимо создание:

- матриц как инструмента измерения;

- центра отслеживания роста компетентностей, то есть центра мониторинга компетентностей.



  1. Сегодня школа по преимуществу замкнута на себя. Инновационный же подход к развитию экономики страны требует введения школьников в передовые, перспективные направления, передачи им нового профессионализма. Необходимо создавать плацдармы применения новых знаний через реализацию прорывных проектов, осуществление связи «наука, промышленность, образование».

  2. Современная школа не может существовать без широкого информационно поля деятельности, не может, организуя образование детей, ограничиваться такими источниками, как учитель, учебники, учебные и справочные пособия. Информатизация современного общества привносит новые технологии и новые способы деятельности, требует умения человека работать с информацией. Необходимо создание в школе ИКТ-насыщенной среды, обеспечивающей доступность ИКТ-средств, ИКТ-компетентность участников образовательного процесса, ведение образовательной деятельности и управление образовательным процессом на основе ИКТ, что предполагает реализацию модуля «Информатизация и образовательная среда».

  3. Современная послеперестроечная школа пока что не выработала механизм воспитания, адекватный сегодняшней общественной жизни в России, механизм работы с сознанием подростков и молодежи, направленный на процесс их самоидентификации. Совершенно ясно, что основным результатом работы воспитательной системы школы должны быть сформированность социальной и культурной позиции учащихся, сформированность их мировоззрения как граждан России. Задачу создания механизма самоидентификации сознания подростков и молодежи возможно решить, используя определенные средства, при реализации модуля «Мировоззрение и воспитание. Русский язык. Искусство».

  4. Несмотря на то что в округе накоплен значительный опыт в области здоровьесбережения, в силу обусловленности состояния здоровья влиянием множества средовых и социальных факторов, работу со здоровьем детей, а также по формированию у них ценности здорового и полноценного образа жизни нельзя признать достаточной. Необходимо создание инфраструктуры детского здоровья на окружном и муниципальном уровнях, когда будут сочетаться медицинские, образовательные и административно-управленческие формы работы, базирующиеся на медицинских и образовательных технологиях, здоровых средах и межведомственном взаимодействии.

  5. Педагог, выращенный в старом режиме работы, не может работать в новом режиме, и тогда запустить реализацию проекта Школы будущего невозможно. Система обучения педагогических кадров для работы в Школе будущего на уровне округа пока что не сложилась. С целью управления качеством образования, формирования и развития нового педагогического профессионализма данный вопрос требует незамедлительного решения.

Выбор модулей реализации проекта «Строим Школу будущего»

Анализ выделенных проблем показывает, что все их одновременно решить невозможно. Необходимо определиться с приоритетами. Стратегия предполагает, что реализация модулей будет происходить поэтапно.

Самый большой задел, имеющийся в округе, - задел по модулю «Содержание образования». Данный модуль можно реализовать, используя стратегический ресурс ГЭП, обеспечивающих деятельностное содержание образования: построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода; развитие содержания образования на мыследеятельностной основе для овладения на высоком уровне предметным знанием и теоретическим мышлением в предметных действительностях; обновление содержания образования на основе проектной и исследовательской деятельности. Помимо этого предусмотрена реализация и тематических проектов по обновлению филологического и языкового образования, по модернизации художественно-эстетического образования.

Для реализации модуля «Содержание образования» необходимо создание на базе ОМЦ первоначально лаборатории, а далее - центра инструкционного дизайна, разрабатывающего тематические модули, в соответствии с которыми может быть выстроена вся учебная программа.

Важнейшим условием обновления содержания образования, расширения образовательного контента является формирование эпистемотеки – знаниехранилища (банка учебных модулей, интегрирующих разные области знания), построение модели информационной среды округа, где дети учатся работать со знанием.

Работа в модуле «Эпистемотека» предполагает создание на базе ОМЦ лаборатории (группы) «Эпистемотека», тесное сотрудничество городским ресурсным центром модуля «Эпистемотека» ГОУ СОШ № 597 Северного окружного управления образования, с городской эпистемотекой, представителями науки и преподавателями вузов, создание профессиональных ассоциаций преподавателей.

Дополнительно к учебным модулям задается представление об индивидуальной учебной программе, которая определяет скорость освоения комплекса учебных модулей отдельным ребенком или определенной общностью детей, реализующих индивидуальный учебный план, позволяющий учащемуся выстраивать свою жизненную трассу в соответствии с его возможностями и желаниями. Данную задачу можно решить, используя стратегический ресурс ГЭП «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным планам».

Выход в содержание образования определяет работа со способностями ребенка. Формируя способности, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных пространствах предметного знания: ученик присваивает различные культурные способы работы со знанием, «выращивает» в себе соответствующие способности, переводя их в практикоориентированную плоскость – превращая в компетентности.

Ресурсными центрами в реализации модуля «Формирование способностей и компетентностей» в плане развития креативных способностей детей может быть окружной ресурсный центр ГОУ ЦО № 1409, в плане развития мыследеятельностных способностей - ГОУ СОШ № 597 и ГОУ гимназия № 1576.

На базе ОМЦ необходимо создание направления мониторинга способностей в рамках структурного подразделения мониторинга качества образования ОМЦ.

Выпускнику школы предстоит развивать и употреблять полученные прорывные формы знания, строить наукоемкие экологосообразные производства, осуществлять разнообразные функции в системе современной промышленности и экономики: изобретательскую, организационно-управленческую, предпринимательскую. Вокруг Школы будущего необходимо создание зоны проектирования и апробации новых наукоемких производств с участием детей и подростков, которые позволят включить их в самые передовые направления исследования и проектирования, связанные с будущим России. Основой новых детско-взрослых образовательных объединений могут стать знания, получаемые в эпистемотеке, поэтому так важно взаимодействие модулей «Эпистемотека», «Прорывные проекты» и «Содержание образования». Технология построения модуля «Прорывные проекты» предполагает соорганизацию вокруг школы научно-исследовательских и разработческих институтов, представителей бизнеса и промышленности.

Развитие модуля в округе должно происходить на базе ГЭП по финансовому образованию и экономическому образованию, необходимо выделение в рамках Школьной академии наук округа крыла, которое будет заниматься вопросом прорывных проектов, а затем создание Проектной деловой палаты. Осуществление связи с наукой возможно также через реализацию проекта «Наукоград – территория школы» (ГОУ гимназия № 1583, ГОУ лицей № 1575). Возможна разработка проекта «АвиаКБ» на базе ГОУ СОШ № 727, № 698, имеющих партнерские связи с предприятиями авиапромышленности и техническими вузами Северного округа.

На базе ОМЦ должна быть создана лаборатория (группа) «Прорывные проекты».

Ребенку Школы будущего необходим педагог, обладающий новым профессионализмом, работающий насыщенно и творчески, владеющий новым инструментом управления качеством образования. Для реализации модуля «Управление качеством образования. Педагогический профессионализм» необходима переструктуризация ОМЦ, а также разработка системы курсовой подготовки с помощью специалистов НИИ ИСРОО и привлечения научных руководителей ГЭП.

Вышеперечисленные модули, как приоритетные для округа, целесообразно начать реализовывать на первом этапе развития проекта «Строим Школу будущего». Модули «Информатизация и образовательная среда», «Мировоззрение и воспитание. Русский язык. Искусство», «Здоровая и дружественная среда, уклад школы. Детско-взрослая общность» частично будут реализовываться в ходе работы по выбранным приоритетным направлениям развития проекта «Строим Школу будущего», полностью могут быть реализованы на втором этапе развития проекта.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница