Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для высших учеб.завед. М.-Наука.,2010.-729с.Библиотека кафедры психологии БГУ. http://go2bsu.ru/libr/index.htm
Типология личности. Направленность личности.
Направленность - важнейшее ϲʙᴏйство личности, в кᴏᴛᴏᴩом выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности — ведущее психологическое ϲʙᴏйство личности, в кᴏᴛᴏᴩом представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой будет направленность личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Именно в ϶ᴛᴏм ϲʙᴏйстве выражаются цели, во имя кᴏᴛᴏᴩых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и пробудет в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя кᴏᴛᴏᴩых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
Формирование направленности личности
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили).Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что направленность выступает как обобщенное ϲʙᴏйство личности, кᴏᴛᴏᴩое определяет ее психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, кᴏᴛᴏᴩые ориентируют деятельность личности деятельность и будут относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Стоит заметить, что она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
Направленность — ϶ᴛᴏ установки, ставшие ϲʙᴏйствами личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В направленность включаются несколько связанных форм, кᴏᴛᴏᴩые мы кратко опишем:
-
влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
-
желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
-
стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
-
интерес — познавательная форма направленности на предметы;
-
склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
-
идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
-
мировоззрение — система данныеческих, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
-
убеждение — высшая форма направленности — ϶ᴛᴏ система мотивов личности, побуждающих ее поступать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими взглядами, принципами, мировоззрением.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива заключается в том, ɥᴛᴏбыпридавать направленность производимой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Недостаточно исключительно запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее крайне важно вести, реализовывать. Еще одна функция мотива будет смыслообразованием, благодаря кᴏᴛᴏᴩому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — ϶ᴛᴏ ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек будет существом ориентированным на смысл. В случае если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности исключительно частично, являясь ее основой, базисом. На ϶ᴛᴏм фундаменте формируются жизненные цели личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В виду ϶ᴛᴏго крайне важно различать цель деятельности и жизненную цель. Человек реализует в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из кᴏᴛᴏᴩых реализуется ϲʙᴏя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Стоит отметить, что осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.Материал опубликован на http://зачётка.рф
Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, ϲʙᴏйственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Стоит заметить, что она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.
Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности
Направленность личности — ϶ᴛᴏ совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как ϲʙᴏйство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в ϲʙᴏбодное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).
Во всех видах активности человека направленность пробудет в особенностях интересов личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом ϲʙᴏйстве, включающем в себя систему побуждений, кᴏᴛᴏᴩая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею ϲʙᴏих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов ϲʙᴏих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; ϶ᴛᴏ претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.
Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих целей и возникновение мотивов их реализации.
Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Рисунок № 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):
-
СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
-
ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
-
МЦ — мотив цели;
-
МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
-
Ц- цель;
-
Д — деятельность
Характеристика направленности
Учитывая зависимость от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п.
Направленность личности характеризуется:
-
уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
-
широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
-
интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
-
иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).
Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки человека основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в поведении человека обусловлено общественными нормами. К примеру, такие врожденные реакции, как переживание чувства страха, стремление к избеганию опасности или самозащите, способные вызвать физиологический аффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием человека. Исключая выше сказанное, данные эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. При ϶ᴛᴏм все специфическое для поведения человека не будет врожденным, а все врожденное не носит черт, специфических только для человека. Так, переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к кᴏᴛᴏᴩой он принадлежит.
Направленность в разных научных подходах к личности выделяется в качестве ведущей характеристики, хотя и толкуется по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
Как говорилось выше, мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными.
Стоит отметить, что основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности — ϶ᴛᴏ обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека, совокупность мотивов, определяющие деятельность и поведение человека.
Понятие личности. Что значит быть личностью. Психологическая характеристика личности
Все мы, жители Земли, различаемся не только по расовому признаку (цветом кожи, разрез глаз и т.д.), росту или телосложению, походки, выражению лица. Каждый из нас индивидуален, уникален по своему внутреннему миру, который мы никогда полностью не раскрываем перед окружающими. Конечно, некоторые черты как духовного, так и внутреннего мира могут повторяться среди людей, но у каждого из нас есть свое собственное Я. Каждый из нас является личностью (хотя многие бы с этим поспорили).
Личность каждого человека, как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, которые складываются, прежде всего, в процессе производства и потребления материальных благ. Данными сферами влияния являются - сфера политических отношений, сфера идеологических отношений, сфера отношений людей в группе, и т.д.
Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной и т.д.), сознающий свое отношение к окружающим людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями Крысько В. Г. Психология и педагогика Учебное пособие 5-е изд. - М. : ОМЕГА-Л, 2007. - С. 22..
Факторы формирования личности, особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее психологическую характеристику. Психологическая характеристика личности - это, своего рода, полнота ее содержания и специфика взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющихся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми. При составлении психологической характеристики личности следует иметь ввиду своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, формирующихся в процессе социализации. Необходимость в этом состоит в том, что с одной стороны есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде, а с другой стороны присутствует и определенная зависимость социально-психологических качеств личности от специфики функционирования его индивидуально-психологических особенностей (например мы можем говорить об общительности определенного человека, но эта общительность может быть своеобразной в силу специфики его темперамента или эмоционально-волевых черт данной личности, которые нужно учитывать в полной мере).
Многие из нас часто задаются вопросом - что значит быть личностью, какими качествами нужно обладать. В литературе можно найти множество мнений о том, что значит быть личностью.
Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе.
Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинять его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: «АСТ», Ростов-на-Дону «Феникс», 1999, - С. 198-199..
Психологическая характеристика личности как описание комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою внутреннюю структуру. Составляя данную характеристику личности, мы в основном фокусируем свое внимание на выделение ее психических свойств и сторон.
Одна и наиболее характерных сторон личности человека - это ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относят характер, темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных выше психологических особенностей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего, живой конкретный человек со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М. :Новый Юрист. 1998. - С.170..
Второй характерной для составления психологической характеристики личности стороной является мировоззренческая сторона. Она отражает общественно значимые качества личности и особенности, позволяющие занимать достойное место в общества. Мировоззрение личности в первую очередь определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения и позиции. Моральный облик личности чрезвычайно важен, это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Еще одной важной стороной личности при составлении ее психологической характеристики является социально-психологическая сторона. Она отражает ее основные качества и характеристики, которые позволяют ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Проанализировав каждую из вышеуказанных сторон конкретной личности, мы сможем составить ее психологическую характеристику.
Понятие направленности. Основные составляющие направленности, их характеристика
Направленность является важнейшим свойством личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа и главные тенденции его поведения.
Вопрос о направленности личности, ее потребностях, мотивах, интересах сегодня ставиться на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, каждый человек вольно или невольно стремиться осознать свои потребности и желания, свои способности и характер.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на поведение и деятельность, достижение относительно сложных целей.
Направленность является основой многообразных отношений личности к действительности. Различают следующие аспекты этих отношений:
1. Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности - направленность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов - целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. - М. : Юридическая литература, 1997. - С. 119..
Направленность всегда социально обусловлена и формируется индивидуально в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личными увлечениями, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (пример: рыбалка, охота, физические упражнения, занятие творчеством и т.п.). Во всех подобных видах человеческой активной деятельности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых а увлечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т.д.
Также можно сказать, что направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. При чем в основе всех форм направленности находятся мотивы деятельности.
Рассмотрим кратко каждую из этих, так называемых, установок. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути, биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, которое выражает недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека. В основном влечение является переходящим явлением, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Далее следует такая форма направленности как стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Вот как раз, поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Также в немалой степени, и даже наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес является специфической формой проявления познавательной потребности. Поэтому рассмотрим интерес чуть более подробно, чем другие формы направленности.
Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Особенностями интересов являются:
- активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
- большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
- расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
- своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью Крысько В. Г. Психология и педагогика Учебное пособие 5-ое издание. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - С. 130..
Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей каждого конкретного человека. Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными.
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельность.
Интересы являются важнейшей силой, которая побуждает человека к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, который вызывается непосредственностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как к средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также, не будет лишним отметить, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
В динамике своего развития интерес может превратиться в склонность. Это происходит когда в интерес включается волевой компонент. Склонность - сильный и устойчивый мотив. Склонность характеризует направленность конкретной личности на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность человека в той или иной деятельности, то есть интерес к определенному виду деятельности. Любой человек с выраженной склонностью к своей профессии всегда добивается значительных результатов, ибо развитие склонности порождает любовь к своей профессии и огромное трудолюбие. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Следующей формой направленности личности, которую следует рассмотреть, является идеал.
Идеал - это представление человека о том, что для него является более возвышенным и совершенным, к чему он стремиться. Идеал выступает в качестве побудителя к деятельности, ее цели и объекта для подражания Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М. : Новый Юрист, 1998. - С. 180..
У каждого человека свой идеал. Это либо реальный конкретный живой образ, либо абстрактный, который соединяет в себе отдельные черты любимых героев, совокупность норм поведения человека. Идеал человека возникает под воздействием жизни и воспитании, осознается личностью с различной степенью отчетливости и проходит путь развития от конкретного образа к обобщенному. Идеалы могут выступать к качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.
Мировоззрение человека - это основная социально психологическая характеристика личности, главный мотив ее деятельности. Оно определяет морально-политическую направленность и идейность человека. С развитием мировоззрения в первую очередь происходят коренные, качественные изменения в идейном облике человека и личности в целом Там же. - С. 180.. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждения - высшая форма направленности личности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Следующая форма направленности личности - это мотивы.
Мотивы - это так называемые внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Мотив предполагает знание о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: АСТ, Ростов-на-Дону: «Феникс». 1999. - С.199..
Мотивы многообразны. Обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более важную роль в ее жизни Крысько В. Г. Психология и педагогика Учебное пособие 5-ое издание. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - С. 129.. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мотивы не только побуждают и направляют деятельность человека, но и придают его поступкам и действиям субъективный личный смысл. Совершая одинаковые по форме поступки, люди не редко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают личное значение своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М. : Новый Юрист, 1998. - С. 176..
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Будет не лишним отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (потребность в одежде, пище, тепле и тд.) и духовные потребности (потребность в общественной жизни, общении, труде, приобретении знаний и т.д.).
Основные характеристики потребностей человека - сила, периодичность возникновения и способ их удовлетворения. Дополнительной, но весьма важной характеристикой, тем более, когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности - совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
У молодых людей цели , как правило, весьма разнообразны. При этом абсолютному большинству молодежи свойственны цели высокого общественного значения (приносить пользу, стать хорошим специалистом, всесторонне развитым человеком, совершить открытие и т.д.).
На основе целей и мотивов формируется перспектива как одна из сторон направленности личности. Перспектива - это цель, которая своей реальностью осуществления привлекает внимание человека и зовет его к действию. Ценность личности во многом определяется общественной значимостью ее перспектив Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М. : Новый Юрист, 1998. - С. 183..
Итак, цель - это желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, эгоистической или альтруистической. Человек или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.
Отношение личности к целям и перспективам жизни в обществе сказывается на мотивации ее достижений в самореализации и самоутверждении.
Виды направленности личности
направленность личность психологический
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая (направленность на взаимные действия) и деловая.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек, чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников, коллег или работу, которую должен выполнить.
Направленность на взаимные действия имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по учебе, работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению заданий, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность личности отражает преобладание мотивов, которые порождаются самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремиться к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Установлено, что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
- больше заняты собой, своими чувствами и проблемами
- делают поспешные и необоснованные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях
- пытаются навязать свою волю собеседнику или группе
- окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.
Люди с направленностью на взаимные действия:
- избегают прямого решения проблемы
- в большинстве случаев уступают давлению группы
- не высказывают оригинальных идей и не всегда можно понять, что такой человек хочет выразить
- когда речь идет о выборе задач не принимают на себя руководство.
Люди с деловой направленностью:
- помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
- поддерживают группу в процессе и с целью достижения поставленных целей
- свои мысли и соображения излагают легко и доступно
- берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
- не уклоняются от непосредственного решения проблемы.
Роль направленности личности в жизнедеятельности человека
В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
Характер - это определенное, присущее личности сочетание существенных психических особенностей (черт), определяющих своеобразие его поведения в определенных жизненных ситуациях. Характер - склад личности, образуемый индивидуальным своеобразием и типологическими чертами, и проявляется он в особенностях поведения, устойчивого отношения к окружающей социальной действительности. Но устойчивость характера относительна Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М. : Новый Юрист, 1998. - С. 186..
Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.
Как свойство личности характер тесно связан с темпераментом. В некоторых случаях их трудно отличить друг от друга. В то же время характер человека оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности человека. Главное различие между ними состоит в том, что темперамент определен главным образом врожденными биологическими свойствами нервной и эндокринной систем человека, в то время как в становлении характера играют определяющую роль среда и воспитание Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М. : Новый Юрист, 1998. - С. 188..
Темперамент - это свойство личности, в котором выражены динамические особенности ее психической деятельности. Научное учение о темпераментах было создано И. П. Павловым, как часть его учения о высшей нервной деятельности. «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту и другую печать на всю деятельность каждого индивида» Павлов И. П. Полное собрание сочинений. - М. Просвещение Т.3. Кн.3. С.85..
Нам известны 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник - это живой, подвижный, горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересных дел, то есть когда он испытывает постоянное возбуждение Павлов И. П. Полное собрание сочинений. - М. Просвещение Т.3. Кн.3. С.86.. Он стремиться к смене впечатлений, неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроение у сангвиников часто меняется, преобладает чувство благополучия и душевного равновесия.
Холерик преимущественно быстр, порывист, нетерпелив. Холерик от других отличается высокой активностью, ему присущ быстрый психический темп переживаний, поэтому он очень страстен в работе, но часто неуравновешен, склонен к резкой смене настроения, вспышкам эмоций, при недостаточной воспитанности резок и вспыльчив.
Флегматик - это человек на вид спокойный и уравновешенный, неповоротливый и очень медлительный, невозмутимый. Эмоции и свои душевные состояния выражает очень редко и то в исключительных случаях.
Меланхолик - это человек, склонный к глубоким переживаниям, болезненно чувствительный, с пониженной активностью и неустойчивым вниманием. Он легко раним, мнителен и болезненно реагирует на малейшие обиды, замкнут.
Люди всех видов темперамента могут быть социально полноценными. Темперамент оценивается всегда в единстве с другими особенностями личности, такими как направленность личности, моральные качества, умственное развитие и др.
Заключение
Направленность личности - это важнейшее свойство личности, в котором выражается развитие человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения. Направленность - это ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности. Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает характеризующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: семейной, профессиональной, политической и др. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует человек, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система ее характеристик. В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения человека. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью, и, как правило, добивается больших успехов в своей профессиональной деятельности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |